Разделы

Телеком Интернет Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Неделя в Сети: Вредоносное "печенье", тухлый спам и онлайн-реклама по-питерски

Роза Иванова

Минувшая неделя прошла в обычном для нее в последнее время ключе: курс на развитие и рост. Росло на этой неделе буквально все: от веб-технологий и изобретений до амбициозных проектов и планов, прямо как на дрожжах. Нас, летописцев Сети, это не может не радовать.

Революционное открытие стало итогом полуторалетних трудов Стратклайдского университета (Шотландия). Технология, разрабатываемая командой под руководством доктора Ликургоса Петропулакиса, позволяет детально наблюдать за действиями пользователей в интернете. По утверждениям разработчика, программа отслеживает действия пользователя посредством загадочных "сенсоров", а не привычных cookies. Система следит за событиями в интернете в реальном времени, позволяя, помимо прочего, блокировать по требованию доступ к определенным сайтам, электронным письмам и документам. Разработчики, как им и положено, позиционируют свое изобретение как "абсолютно мирное". Они считают, что оно может найти легитимное применение в государственных, учебных и коммерческих организациях, а также у маркетологов. В числе потенциальных областей применения, к примеру, названы контроль за действиями сотрудников в рабочее время и возможность наблюдения родителей за поведением детей в Сети. При этом оговаривается, что нельзя допускать использования новой технологии без явного согласия на то самих пользователей. Резонно. Однако, помимо родителей и работодателей, трудно себе представить других восторженных этим открытием пользователей. Так что либо сфера применения будет действительно очень узкой, либо... "специальные средства защиты" технологии от недобросовестного применения должны быть уж очень "специальными".

Ведь еще не утихли споры о судьбе пресловутых cookies. Дебаты вокруг этичности их использования ведутся со дня включения этой технологии в спецификацию HTML и начала ее поддержки ведущими браузерами. С точки зрения специалистов по веб-рекламе, cookies работают, прежде всего, на благо пользователя, поскольку помогают ему найти в Сети именно то, к чему он ранее проявлял интерес. С другой стороны, многие эксперты полагают, что сбор маркетинговой информации путем использования cookies является вторжением в частную жизнь граждан.

С первым утверждением не поспоришь. Примеры, подтверждающие второе, тоже не заставляют себя ждать. Так, еще в июле 2000 года администрация тогдашнего президента США Билла Клинтона приняла постановления, ограничивающие практику сбора сайтами частной информации о своих посетителях. Однако, исследование, проведенное год назад департаментом федеральной полиции США, показало, что 69 сайтов, принадлежащих правительственным учреждениям, продолжают использование cookies. Столь же неспокойно и в старушке Европе. В ноябре прошлого года Европейский парламент принял поправку к новому законодательству о безопасности электронных коммуникаций, категорически и однозначно запрещающую отправку сервером файла cookie без предварительного подтверждения согласия со стороны клиента. Cookies впервые были законодательно признаны вторжением в личную жизнь, следовательно, уголовно наказуемым действием. Реакция на этот законодательный акт оказалась более чем резкой. Помимо сложностей технологического плана, с которыми неминуемо придется столкнуться электронному бизнесу, пострадают и сами пользователи: подобный запрет способен значительно осложнить их доступ ко многим сервисам в интернете.

В рамках борьбы с другим бичом пользователя - нежелательной почтой - Европарламент тогда же предлагал поменять существующую практику рассылок на процедуру, при которой адресат сначала должен будет дать согласие на получение письма. По этому вопросу Европарламент выступал несколько мягче, не навязывая, а лишь рекомендуя каждому государству самому находить меры отсечения спама. Но пока политики скрещивают копья, почтовые рассылки продолжают жить и наращивать обороты. В конце прошлого года компания DoubleClick опубликовала данные о том, что 77% опрошенных ею интернетчиков хотят получать по электронной почте специальные предложения от онлайновых магазинов раз в неделю, а 70% респондентов планируют воспользоваться информацией из e-mail-рассылки для совершения покупок в наступающем праздничном сезоне. Опрос пользователей интернета показал, что в том году 82% из них приняли решение об онлайновой покупке после получения рекламы по электронной почте. В прошлом этот показатель был равен 61%. 37% покупателей совершили покупку сразу же после получения рекламного электронного письма (против прежних 20%). Одновременно с тем были высказаны рекомендации: не следует забывать, что чрезмерное количество рекламных посланий начинает раздражать адресата и воспринимается как спам. В итоге польза от e-mail-рассылки не только сходит на нет, но и оборачивается вредом. Поэтому рекламодателю в первую очередь следует найти нужный баланс.

На этом же настаивает компания Quris, заявляя, что прямая рассылка все же является эффективным инструментом маркетинга. Главное - правильно им пользоваться. По мнению аналитиков компании, для того, чтобы реклама по электронной почте имела успех и не вызывала раздражения, компаниям стоит рассылать пользователям лишь такие рекламные письма, на получение которых они дали согласие. Согласно результатам их исследования, интернетчики, которых маркетологи смогли убедить получать их рекламные письма, делают больше покупок в онлайне, чаще отзываются на присылаемые по e-mail предложения и проявляют интерес к получению рекламы по почте и в дальнейшем.

Не забыты были на минувшей неделе и другие рекламные рынки, и в этой связи состоялось событие: не особенно громкое в мировых масштабах, но в местных шуму наделавшее. Речь идет о круглом столе по интернет-рекламе, который прошел 17 мая в Санкт-Петербурге. Собрание на общую тему "Роль региональных информационных интернет-проектов на рынке местной интернет-рекламы" было организовано ИА "Росбалт" и рекламным агентством "GRADI".

Давая оценку текущему состоянию рынка интернет-рекламы в Петербурге, руководитель интернет-агентства GRADI WEB Алексей Куприянов оценил распределение рекламных бюджетов местных рекламодателей между местными и российскими рекламными площадками как 10% и 90% соответственно. Потенциал местных рекламных площадок рассматривался на статистике следующих сайтов: "Активист" (70%); "Фонтанка.Ру" (10%), "Деловой Петербург" (10%), "Росбалт", газета "Метро", газета "Шанс", "Весь спорт Петербурга", Желтые страницы Санкт-Петербурга, "Санкт-Петербург", "Санкт-Петербург.ру" - 10%.

Среди основных групп рекламодателей были выделены следующие: автомобили (25%), мобильная связь (20%), недвижимость (15%), life style (10%), товары народного потребления (10%) компьютеры (5%), прочее (15%).

На основе долговременного анализа посещаемости сайтов-участников опроса, совокупная аудитория местных информационных ресурсов была определена в 100000 уникальных посетителей в неделю, что дает возможность генерировать 800000 баннеропоказов в неделю. В Рунете же петербургская аудитория представлена следующими показателями: 120000 уникальных посетителей в неделю главной страницы Rambler.Ru (400000 баннеропоказов); 85000 уникальных посетителей главной страницы Mail.Ru (240000 баннеропоказов).

Уже на этом этапе доклада аудитория начала выражать недоумение, оформившееся затем в вопросы, которые, в свою очередь, выступающей стороной были ненавязчиво замяты. Да и как не замять: факты - вещь серьезная, и если возразить нечем, остается умолчать.

Из слов г-на Куприянова следовало, что остальные представители Петербурга в Сети вносят в нее столь незначительный вклад (как вообще, так и с точки зрения рекламы), что говорить о них смысла нет, и в исследования местного рекламного рынка они по вышеуказанным причинам не включались. Между тем, даже не были упомянуты такие известные и крупные информационные площадки, как ИТАР-ТАСС (СПб), ПРАЙМ-ТАСС (СПб) или Агентство Бизнес Новостей.

Бесспорно, на деле ситуация - несколько иная, и очевидно, что освещена она была весьма односторонне. При всем уважении и достоинстве исследовавшихся сайтов, следует отметить, что это - либо те, кто почти не занимается баннерной рекламой в принципе ("Росбалт" в его прежней версии, "Желтые страницы", оба "Санкт-Петербурга", "Шанс", "Фонтанка"): они фактически не имеют рекламных площадей; либо же это - покладистые рекламные площадки, в силу ряда причин готовые отдавать РА GRADI от 40% стоимости рекламы ("Активист"). Потому рассматривать этот букет как "единственно достойный" представлять Санкт-Петербург в Сети и единственно могущий заинтересовать рекламодателя - по меньшей мере наивно.

Наряду с этим, был обойден вниманием портал "Петербург Online" с его объемом майских продаж рекламных мест только первой страницы в $2000 и посещаемостью в 1500-2000 уникальных посетителей в сутки. На конкретный вопрос об отсутствии упоминания такого крупного ресурса, ответ был невнятен, что-то вроде "не сложилось". И не могло сложиться: "Петербург Online", как и ряд других питерских сайтов, при работе с рекламой отдает предпочтение рекламному агентству Molinos.Ru. А "чужие" в докладе РА GRADI не ходят. Проще сделать вид, что сайтов и не было. No woman - no cry.

А ведь агентство Molinos, не потрясая мир столь громкими заявлениями, просто делает свое дело и вполне добивается успеха. Например, все знают ТВ-рекламу шоколадных батончиков Snickers, где предлагается найти продолжение ролика на сайте поисковой системы Rambler. При этом в строке поиска вводятся слова "Сникерс Супер". Попробуйте сделать это сами, написав слово "Сникерс" с заглавной буквы. Одной из первых, найденных Rambler по этому запросу ссылок, является сайт петербургского интернет-универсама "Континент" - проект агентства Molinos. Подобный запрос совершили сотни посетителей, пришедших на сайт универсама в течение последних недель. Это свидетельствует о том, что специалисты Molinos.ru грамотно оптимизируют сайты под поисковые системы, а оптимизация сайта является одним из ключевых звеньев рекламной кампании в интернете. По словам Д. Гутницкого, координатора проекта, "универсам выражает свою признательность авторам рекламного ролика и надеется, что pokupka.spb.ru внесет весомый вклад в рост объема продаж Snickers Super".

Далее г-н Куприянов провел экономический анализ рекламного потенциала местного информационного интернет-рынка, обозначив реальный объем местной прямой рекламы в $20-25 тысяч. Была оценена рекламная привлекательность местных ресурсов: по количеству уникальных посетителей, общей траффикогенерации и проценту местной аудитории от общего числа посетителей.

Лидером по этим показателям является портал "Активист". Секретами успеха проекта поделился его руководитель Антон Юлов. По его словам, достижения (1500 человек в день, 30000 уникальных посетитетей в месяц, привлечение 50% от всей петербургской аудитории; почти 100%-ная загрузка рекламой) основываются на узкой и востребованной тематике проекта.

Присутствующими представителями прессы эта информация была воспринята скептически, но полемике было не суждено окрепнуть. Интересно, что в этот же час, по какому-то мистическому повороту судьбы, сайт "Активиста" перестал существовать. Но в момент бодро зачитываемого показателя о рекордах этого еще никто не знал. Впрочем, и "Активист" был не единственной павшей лошадкой в марафоне GRADI. Уже в самом начале круглого стола прозвучало сообщение о том, что накануне прекратил свою работу сайт "Весь спорт Петербурга" - окончательно, и реанимации не подлежит. "Активист" же спустя пару дней попытался возродиться, но новая версия Феникса вышла несколько ущербной. Проекту удалось вернуть только свой домен. Все материалы и архивы, очевидно, оказались потеряны. На скорую руку слепленный новый дизайн и наспех публикуемые материалы - таков лидер рекламной гонки, устроенной агентством GRADI.

На фоне еще не стихших эмоций любопытный доклад руководителя интернет-отдела ИА "Росбалт" Павла Житнюка прошел незамеченным. Между тем, г-н Житнюк обрисовал путь развития сайта и убедительно проиллюстрировал поиски новых бизнес-моделей с помощью редизайна. По его словам, прежний дизайн проекта не давал ни малейшей возможности для размещения рекламы. Впрочем, бизнес-модель сайта основывалась на другом, и только в последнее время руководство, идя навстречу пожеланиям, обратило внимание на рекламу и открывающиеся вместе с ней возможности.

Выступления таких достаточно разных представителей Рунета должно было подготовить почву к главной теме, ради которой и был организован круглый стол.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Вернувшись к потенциалу местных информационных ресурсов на рынке интернет-рекламы Санкт-Петербурга, г-н Куприянов особо отметил, что местным ценам пора стать конкурентоспособными ценам общероссийским. Недопустимой была названа ситуация, при которой до сих пор выгоднее помещать рекламу на крупных сайтах (Lenta.Ru, Mail.Ru и т.п.), чем на местных ресурсах с их неоправданно завышенными расценками. Выходом для развития петербургского онлайнового рекламного бизнеса было названо "создание единого рекламного пространства". По мнению г-на Куприянова, 10-15 сайтов, реально присутствующих сейчас на информационном интернет-рынке северной столицы, не могут в одиночку конкурировать на равных с крупными российскими порталами. Потому GRADI WEB предлагает создать единую баннерную сеть на базе "небоскребов", которая объединит основные информационные и тематические площадки Петербурга.

На летний период предлагается запустить сеть в баннерообменном режиме: для тестирования рекламного движка и исследования рекламных возможностей нового пространства. А затем, с сентября, агентство готово выкупать показы у участников по рыночным ценам. Новый рекламный инструмент позволит избежать предвзятого отношения рекламодателя к той или иной площадке; заказчик будет покупать только заданный охват местной аудитории с фиксированной частотой показов рекламы одному пользователю, что позволит поднять эффективность интернет-рекламы еще выше. Эта акция также позволит объединить различные целевые аудитории достаточно разных петербургских сайтов: баннерная сеть будет функционировать с поправкой на отдельные страницы и разделы каждого сайта, строго целевым образом. Борьба за траффик предполагается серьезная: даже 25% иногородних посетителей петербургского веба интересует агентство GRADI WEB, имеющее рекламодателей и под эту аудиторию.

Предложение было встречено в целом положительно, хотя и неоднозначно. Такие проекты, как "Желтые страницы" или "Шанс", существуют благодаря печатным версиям, и ставку на интернет-рекламу они никогда не делали. С их стороны прозвучали и скепсис, и одобрение, но эти проекты от любых экспериментов не потеряют ничего.

"Я считаю маловероятным объединение конкурирующих интернет-площадок, бизнес большинства из которых связан с оффлайн-деятельностью (СМИ), - заявил директор по рекламе ИД "Шанс" Артем Атамасов. - Тем не менее, совместный проект с агентством GRADI пойдет нам на пользу. Мне кажется, и другие участники круглого стола будут работать с этой фирмой, но в рамках двустороннего сотрудничества. У каждого сайта есть своя идеология, которая обязательно будет входить в противоречие с едиными рекламными форматами, предложенными GRADI. Следовательно, пускай каждый выберет формат себе по вкусу".

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

"Инициатива рекламного агентства GRADI WEB мне вполне понятна, - сообщила Ася Житнюк, директор по развитию ИА "Росбалт". - Как я уже отмечала в своей статье, отдельные рекламные площадки петербургского Рунета просто не в состоянии конкурировать с крупными информационными ресурсами. Однако от этого страдают не только владельцы площадок, не получая доходов от рекламы, но и рекламные агентства, и интернет-агентства, дизайн-студии - неразвитость рынка влияет на всех.

Мы разделяем желание GRADI способствовать развитию рынка интернет-рекламы в Санкт-Петербурге и в целом поддерживаем их начинание. Вполне возможно, что сайт ИА "Росбалт", с обновленным дизайном и новыми рекламными площадями, вступит в рекламную баннерную сеть Петербурга, организуемую агентством.

Однако, мы видим для себя и некоторые проблемы. В частности, нам небезразлично, кого именно из рекламодателей и какие рекламные форматы мы увидим на своем сайте. К новым рекламным технологиям мы относимся крайне осторожно: мы уважаем наших читателей и удобство пользования сайтом стоит для нас на первом месте".

Представители же "Официального представительства Санкт-Петербурга в Интернете" полагают, что любая попытка монополизации рынка питерской интернет-рекламы не может быть полезна его участникам. Тем более, с учетом заявленной агентством GRADI оценки рынка, которую практически все участники встречи считают явно заниженной.

Поддержав идею в целом, Надежда Скалецкая осторожно сообщила, что их сайт "Санкт-Петербург.ру" является площадкой пресс-центра, созданного к 300-летию города, поэтому перегружать страницы "небоскребами" и любой рекламой, способной насторожить, отпугнуть пользователя, они бы не хотели.

"Для формирования питерского рынка интернет-рекламы инициатива агентства GRADI очень полезна, - уверен представлявший издание "Фонтанка.Ру" Андрей Рябых, компания "Веб-Мастер". - Финансовые потоки, которые сейчас идут на московские интернет-ресурсы, будут перенаправлены на питерские сайты. Это позволит им развиваться более динамично. Конечно, с одной стороны - это монополизация рынка, но, с другой, - это придаст ему стабильность". Татьяна Калистратова, директор по рекламе компании "ВебМастер", считает, что "сама по себе идея неплохая: вряд ли кто-то сегодня сможет сделать это лучше - мощностей не хватит. А у GRADI есть свой движок. Другое дело, как потом компания распорядится этой идеей. Присутствует вероятность, что они хотят показать, кто сегодня главный на местном рекламном рынке и, может быть, стать монополистами. Что из этого получится - увидим позже. Но попробовать стоит".

Очевидно, круглый стол ставил перед собой задачу предварительного ознакомления с реакцией на предложение, и эта цель была достигнута. Здесь следует сказать, что "Гради-Холдинг" - крупное петербургское рекламное агентство. Его представительство в интернете появилось весной 2001 года. Вырвавшись на сетевые просторы, оно ярко выделилось из общей среды напором, и с тех пор без устали ведет агрессивную политику по скупке рекламных площадок. Очевидный успех компании достигнут как агрессивным стилем ведения дел, так и наличием большого количества оффлайновых клиентов холдинга, часть из которых удалось заинтересовать сетевыми рекламными площадками. Однако, это - весь положительный эффект деятельности агентства. При всем его вкладе в развитие Рунета вообще и питерской Сети в частности, нельзя не отметить очевидные ошибки в выборе тактики: ставка не на те площадки, умалчивание фактов, если те способны испортить радужную картину. В данном случае явно видна попытка GRADI монополизировать рынок питерской интернет-рекламы любой ценой. GRADI также является эксклюзивным представителем компании AdVerso в Петербурге, создавшей самый нелюбимый пользователями навязчивый формат баннеров, и именно его собирается продвигать GRADI. Судьба идеи, действительно, станет известна в недалеком будущем. Возможно, сайты, в существовании и весе которых GRADI не признается ни себе, ни окружающим, смогут организовать контрудар, и тогда анонсированная акция станет еще одним из множества уже имевших место быть громких заявлений агентства, о развитии которых потом никто не слышал. Возможен же и другой вариант: энергичному GRADI удастся убедить петербургских рекламодателей в том, что альтернативы их идее нет. Мол, нет других достойных сайтов, нет мало-мальски серьезных агентств... И тогда те, кто не смог найти с GRADI общего языка (а общий язык - это "покладистость" и довольно высокий процент), не найдут рекламодателей. Большинство из последних с корнями вросло в оффлайн, и никакие цифры траффика и успехов "других" сайтов их не убедят, коль скоро монополия будет принадлежать GRADI, а танцы будут проходить только под их музыку.

Завершая тему интернет-рекламы в общем и целом, следует сказать, что эта отрасль фиксирует рост доходов, несмотря на последствия кризиса. Аналитики склонны полагать, что интерес рекламодателей к интернету вызван, прежде всего, тем, что всемирная Сеть представляет собой относительно дешевый и в то же время эффективный рекламный инструмент, что не может не привлекать коммерческие компании на стагнационном этапе развития экономики. Пользователи же все чаще используют Сеть для поиска информации о ценах и деловой информации. Все большее число американцев обращается к всемирной Сети в поиске информации, необходимой для принятия таких важных решений, как выбор образования или карьерных возможностей. Наряду с тем, 95% жителей Земли лишены возможности пользоваться интернетом. Об этом заявил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Да и у оставшихся 5% не все так уж благополучно, например, в Турции принят закон, ограничивающий свободу СМИ и интернета. Но подобные примеры в последнее время единичны. В основном в Сети дело идет только на прибыль и в рост. Китайцам открыли доступ к свободной прессе; британский рынок В2С восстановил позиции после сезонного спада, а менеджеры верят в перспективы электронной коммерции; IBM остается ведущим хостинг-провайдером на рынке США, и даже фондовые индексы отыграли потери и впервые за последние три дня закрылись на позитивной территории.

И уж куда как хороши российские новости! "Принятие нового закона "О связи" обеспечит дальнейшее развитие отрасли и конституционное право на получение информации всеми законными способами", - заявил министр связи и информатизации РФ Леонид Рейман, выступая с развернутым докладом перед руководителями и депутатами ряда фракций Государственной Думы. Путь Отечества к прогрессу налицо. Тверские налогоплательщики смогут заполнять декларации в интернете. Интернет-магазин Telephone.Ru будет осуществлять доставку заказов по России; компьютерные классы Екатеринбурга будут использоваться в качестве интернет-кафе; в Калининграде открылся региональный центр интернет-образования; и совсем красота: в России запущена В2В-система по торговле зелеными бананами! Концепция системы, по заявлению разработчиков, практически не имеет аналогов. Да и идея дорогого стоит. Еще не стерлись из памяти времена дефицита этого, да и всех прочих продуктов. А тут - нате вам: легким движением руки - оптовая торговля через интернет, проще простого!

Хорошая выдалась неделя. Острая, яркая и обнадеживающая. Так держать!

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

  • Рынок корпоративного ПО
  • Информационная безопасность
  • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
  • Рынок телекоммуникаций;
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес).

Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.