В 2022 г. оборот розничной торговли сократился на 6,7%. При этом на 30% вырос оборот электронной торговли. Главной задачей ИТ-служб ритейлеров в прошлом году стало оценить риски, обеспечить поддержку и безопасность инфраструктуры и составить план миграции на отечественные решения. На фоне обострившейся конкуренции и борьбы за клиента пришлось быстро запускать новые сервисы и внедрять инновации, способные в короткие сроки принести ощутимый экономический эффект.
Рынок розничной торговли: итоги года
По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в 2022 г. составил ₽42,5 трлн, что в сопоставимых ценах на 6,7% меньше, чем в 2021 г. Напомним, что в 2021 г. оборот розничной торговли увеличился на 7,3%. На долю пищевых продуктов, в том числе напитков и табачных изделий, приходится 49,5% (47% в 2021 г.), непродовольственных товаров — 50,5% (53% в 2021 г.).
На интернет-магазины приходится 9,2% оборота розничной торговли. Лидерами в этом сегменте, по оценке Росстата, являются Ozon, Wildberries и «Ситилинк» — они обеспечивают 39,4% интернет-продаж. Самыми востребованными товарами в интернет-магазинах являются одежда (14,2%), обувь (6%), компьютеры (4,2%), игрушки (3,6%) и бытовые электротовары (3,5%).
По данным АКИТ, оборот электронной торговли в России в 2022 г. вырос почти на 30% по сравнению с 2021 г. до ₽4,98 трлн. В ассоциации оценивают ее долю на розничном рынке в 11,6%, в том числе 19,9% непродовольственных и 3,1% продовольственных товаров. Доля трансграничной торговли за год сократилась на 9,4 п. п., до 3,6%.
Выручка крупнейших розничных компаний в 2022 г.
Аналитики Infoline подсчитали, что оборот топ-10 крупнейших ритейлеров в 2022 г. вырос на 15,9% — они занимают 28,4% рынка розничной торговли. Если в число топ-10 включить Wildberries и Ozon, то крупнейшие продавцы займут 34,4% рынка, а темпы роста топ-10 увеличатся до 25,1%.
По словам Вячеслава Предыбайло, директора по развитию отраслевых решений «Эвотор», для ритейла 2022 г. стал годом испытания на прочность ― перестройка логистики и ассортимента, уход международных игроков, поиск новых поставщиков, развитие параллельного импорта, разворот к Азии, кадровый вопрос. И это все на фоне снижения потребительской активности и роста цен. По данным «Эвотора», в малом розничном бизнесе (продуктовая и непродуктовая несетевая торговля) в 2022 г. средняя выручка выросла на 14% и настолько же вырос средний чек, а вот среднее число чеков снизилось на 1%, то есть обороты росли только за счет инфляции и повышения цен.
Тенденции на рынке цифровизации ритейла
Главная задача ИТ-подразделений ритейлеров в текущей ситуации — обеспечение непрерывности бизнеса. А для этого надо создать надежную, импортонезависимую инфраструктуру. Большинство крупных компаний уже провели аудит и сформировали дорожную карту замены иностранных продуктов на отечественные аналоги. «Ранее компании покупали что-то проверенное, с ориентацией на бренд поставщика. Теперь рынок сильно изменился и компании покупают больше российских программ с реальными кейсами внедрения, с доказанной пользой, — говорит Арсен Думикян, директор департамента продуктов и развития бизнеса «СберКорус». — Кроме того, будут внедрять больше программ с открытым кодом». По его мнению, вернуться на российский рынок многим компаниям будет очень сложно, их функционал уже будет замещен и мало кто захочет снова «перелопачивать» свои системы ради возвращения к иностранным вендорам. Результатом этого тренда может стать значительная экономия российских торговых сетей на ПО.
Одновременно начал расти спрос на услуги тестирования решений отечественных вендоров и систем заказной разработки. При этом, по словам Алексея Чиркова, директора по работе с клиентами IBS, рынок столкнулся с демпингом со стороны некоторых компаний, предлагающих такие услуги. «Мы видим перераспределение расходов в сторону менее квалифицированных поставщиков. Это скажется в будущем, но сейчас многие ориентируются на сокращение расходов», — говорит он.
Динамично меняющийся рынок требует быстрого запуска новых сервисов — долгие сроки реализации проектов могут обернуться потерей конкурентных преимуществ. Бизнес ждет от ИТ-службы оперативной реакции на возникающие потребности. «Ритейлеры ищут точки роста, при этом нет времени на сомнительные эксперименты, проверку гипотез — спрос идет на проверенные инструменты, срок окупаемости внедрения которых полгода-год», — рассказывает Алексей Анкудинов, директор по продуктам семейства Set компании CSI.
Внедрение инноваций теперь оценивается в первую очередь с точки зрения их экономической эффективности. В приоритете — роботизация рутинных процессов, максимально возможный перевод документов в электронный вид.
Важное направление — усиление мер информационной безопасности. В 2022 г. Россия побила все рекорды по числу хакерских атак на ее ИТ-системы. Самым популярным способом, по данным Group-IB, стало проникновение через уязвимости публично доступных приложений — на него пришлось 61% киберинцидентов. В 68% случаев хакеры использовали программы-вымогатели — их жертвами чаще всего становились российские ритейлеры. В 17% случаев атаки осуществлялись путем компрометации служб удаленного доступа — хакеры похищали данные онлайн-кошельков, логины, пароли.
Еще одна тенденция — розничные продавцы всех форматов стремятся выйти на онлайн-рынок. Создание собственного интернет-магазина по карману не всем, поэтому в тренде интеграция с маркетплейсами. Среди крупных и средних ритейлеров растет спрос на PIM-системы (PIM — Product Information Management), помогающие централизованно собирать, хранить, управлять большими массивами данных о товарах: описанием, характеристиками, фотографиями, видео и т.д.
Крупнейшие поставщики ИТ в розницу 2022
По-прежнему в приоритете повышение качества работы с клиентами с использованием всех возможных каналов коммуникации. Для этого все чаще применяются роботы — они способны оперативно отвечать почти на 80% клиентских запросов, а также используются для получения обратной связи и кросс-продаж.
По мнению Алексея Сасаева, директора департамента по работе с розничными сетями и сектором товаров народного потребления Softline, в ритейле очень востребовано сервисное направление. «Ритейлу нужны сервисные команды, которые способны поддерживать и развивать решения привычных вендоров, но уже в новых реалиях», — говорит он. Кроме того, на повышение интереса заказчиков к облачным решениям повлияли такие факторы, как усложнение каналов логистики оборудования и высокая волатильность курса валют. Все более популярным становится мультиоблачный подход, но теперь с использованием инфраструктуры российского поставщика. Продолжением этого тренда стал рост популярности Kubernetes как инструмента, позволяющего упростить внедрение облачных приложений.
И, конечно, в нынешних нестабильных условиях растет спрос на технологии, позволяющие оперативно принимать решения на основе актуальных данных. Речь идет о всевозможных аналитических модулях и системах обработки больших данных.
Отключение российских пользователей от зарубежных платежных сервисов привело к росту популярности оплаты покупок по QR-коду через систему быстрых платежей в мобильном приложении, на POS-терминалах, при помощи NFC-метки в прикассовой зоне. «Уход международных платежных систем NFC-оплаты (Apple.Pay и Google.Pay) дал мощный импульс развитию QR-платежей, которые уже давно предлагали российские компании. Кассовые вендоры стали активнее внедрять интеграции с отечественными платежными решениями ― СБП, «СберPay» в качестве альтернативы оплаты смартфоном. Мы, в «Эвоторе», увидели к концу 2022 года четырехкратный рост чеков с оплатой по QR-коду и числа торговых точек, которые их стали использовать. Также стали активнее пилотироваться и внедряться решения для оплаты по биометрии, наклейки для iPhone», — рассказывает Вячеслав Предыбайло. Алексей Анкудинов отмечает рост популярности оплаты долями и переход на электронные чеки: среди клиентов CSI процент электронных чеков доходит до 70%.
Прогнозы на ближайшие годы
В 2023 г., по оценкам аналитиков, рынок розничной торговли сократится примерно на 0,5%. Рост на 1,6% возможен не ранее 2024 г. В ближайшие годы, по мнению Константина Локтева, директора по аналитике и консалтингу NielsenIQ, будет расти конкуренция между офлайн-магазинами — люди будут выбирать не просто ближайшие к дому, но и более выгодные торговые точки.
Увеличится спрос на онлайн-шопинг. Уже сейчас 73% покупателей перед совершением покупки сравнивают цены в онлайн- и офлайн-магазинах, а 48% уверены, что онлайн можно купить дешевле. Все более популярны будут маркетплейсы как удобные инструменты сравнения цен на аналогичные товары.
Ритейлеры продолжат бороться за клиентов, развивая омниканальные коммуникации и стараясь максимально персонализировать предложения.
Основные усилия будут направлены на внедрение инновационных решений, способных принести реальную экономическую выгоду. Вячеслав Предыбайло считает, что высоким спросом будут пользоваться кассы самообслуживания и вендинговые аппараты для офисов, а также весы с компьютерным зрением. При этом, по словам Алексея Анкудинова, практически все ритейлеры отказываются от решений selfscan (терминалы для самостоятельного сканирования товаров в зале) — пока что эту технологию сложнее контролировать в плане безопасности.
По мнению Алексея Чиркова, будет сокращаться спрос на заказную разработку, а вложения в разработку отечественных импортозамещающих продуктов и функциональных решений увеличатся. По-прежнему будут востребованы услуги тестирования фронтальных продуктов в B2C и B2B-сегментах: внутренних систем, порталов, маркетплейсов, мобильных приложений. Кроме того, усилия бизнеса сконцентрируются вокруг критических бизнес-приложений, обеспечивающих непрерывность функционирования организации.
Алексей Анкудинов предполагает, что точками роста рынка ИТ в ритейле в следующем году останутся импортозамещение и работа с большими данными. «Замещение сложных иностранных решений займет 2-3 года», — резюмирует Арсен Думикян.