Спецпроекты

На страницу обзора
Российский транспорт объединит единая цифровая платформа

Совершенствование транспортной инфраструктуры является одним из важнейших условий развития страны. В особенности такой огромной, как Россия. На смену проектам прошлого года, таким как подготовка к Кубку конфедераций 2017, Чемпионату мира 2018 и строительство моста в Крым, приходит создание единой цифровой платформы транспортного комплекса (ЕЦПТК), основой которой должны стать уже имеющиеся система «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС» и инфраструктура РЖД.

По данным Росстата, в 2017 г. ВВП России вырос на 1,5%, наиболее высокие темпы роста показал сегмент логистики и транспорта (3,7%). Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) в недавно опубликованном докладе отмечают, чтоуровень расходов консолидированного бюджета на транспортную инфраструктуру на протяжении последних 10 лет находился на уровне 2–2,5% ВВП. По их мнению, необходимо к 2024 г. увеличить его до 3% ВВП, что означает рост финансирования транспорта более чем в 1,5 раза в реальном выражении.

Развитие транспортной системы может добавить к ежегодным темпам роста ВВП 1%. «Для этого модель развития транспортной системы должна отвечать современным социальным, экологическим и технологическим вызовам и максимально содействовать развитию отраслей, которые рассматриваются в качестве драйверов экономического роста страны в период до 2035 года», – считают эксперты ЦСР.

Цифровизация транспортного комплекса

Важнейшим условием формирования современной транспортной инфраструктуры является ее цифровизация. В целом, процесс информатизации отечественных транспортных предприятий и внедрение интеллектуальных транспортных систем на российских дорогах идут достаточно интенсивно. «Транспортная отрасль России шагает в сторону цифровизации уже не первый год, – говорит Георгий Шатиров, директор центра компетенций больших данных компании «Техносерв». – В прошлом году компании определились с дорожными картами направлений цифровизации и технологических инструментариев, в этом будут их реализовывать. РЖД в конце прошлого года рассматривала стратегию цифровизации. В «Аэрофлоте» был создан цифровой комитет как самостоятельный орган принятия решений по вопросам цифровой трансформации». С ним согласен Дмитрий Купча, заместитель генерального директора «Крок» по работе с корпоративными клиентами, который считает, что в России сегодня наблюдается хороший темп цифровизации транспортного сектора.

Все компании начинают с оцифровки базовых сервисов: продажа и покупка билетов, заказ еды, поиск потерянных вещей. Следующим шагом идут цифровизация сквозных перевозок всеми видами транспорта, а также возможность построения клиентом всего путешествия – от такси до гостиницы.

Грузовые перевозки, как ключевая часть основного бизнеса, также будут переводиться на электронные торговые площадки, уверен Георгий Шатиров. Сперва базовые услуги, позже – интермодальные. Интернет, мультимедиа, электронная коммерция – те сервисы, без которых в 2018 г. уже непривычно. Например, РЖД разрабатывает портал «Попутчик» – сервис онлайн-заказа услуг для пассажиров. Также перевозчик уже снимает телеметрические данные со своих составов и старается предсказать внештатные ситуации. «Аэрофлот» уже в 2016 г. продавал билеты на 130 млрд руб. через сайт, а в прошлом году этот показатель вырос за счет внедрения платформы больших данных и расширения инструментов для маркетинговых кампаний», – рассказывает эксперт.

«Поиск информации о путешествии, заказ билетов, поисковые запросы насчет дополнительных услуг – любые действия в сети оставляют цифровые следы, которые могут быть проанализированы для формирования максимально персонализированного пакета услуг. Кроме того, работа с большими данными позволяет повысить лояльность клиентов, например, за счет быстрого ответа на обращения пассажиров, – продолжает Дмитрий Буленков, директор по продажам «Рамакс». – Например, в «Аэрофлоте» была внедрена платформа жалоб и обращений, которая задействует все возможные каналы взаимодействия с авиакомпанией от социальных сетей до писем на почтовый ящик генерального директора».

«Бизнес-процессы, построенные на устаревших технологиях с ИТ-инфраструктурой, которой уже не один десяток лет, не могут отвечать новым цифровым требованиям, – говорит Дмитрий Купча. – Поэтому не удивительно, что сегодня все больше транспортных компаний стараются перейти к использованию цифровой инфраструктуры, и часто делают это масштабно». В качестве примеров эксперт приводит проект объединения 16 распределенных, от Калининграда до Сахалина, подразделений Ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ в единую отказоустойчивую цифровую-телеком платформу, создание единого комплекса управления потоками клиентов для грузового терминала одного из крупнейших российских аэропортов, интеллектуальное видеонаблюдение в аэропорту Южно-Сахалинска.

Тем не менее, в среднем уровень информатизации предприятий отрасли до сих пор остается невысоким – Frost & Sullivan в 2017 г. оценили его в 9,5%. Однако он постепенно растет. По мнению Бориса Панькова, генерального директора Omnicomm, это связано с падением прибыли и необходимостью совершенствовать процесс управления бизнеса, а также с тем, что российские компании уже адаптировались к новым экономическим реалиям и больше не боятся инвестировать в собственное развитие. «Именно использование информационных систем дает возможность компаниям почувствовать силу цифры в процессе повышения прозрачности и измеримости показателей бизнеса», – говорит Борис Паньков.

По мнению опрошенных CNews экспертов, основные проблемы развития ИТ в отрасли связаны с недостаточно качественным покрытием телеком-инфраструктурой территории страны, а также с отсутствием четко проработанных законодательных норм, единых стандартов и требований к системам, из-за чего через несколько лет может оказаться, что в стране создано очередное«лоскутное одеяло», и объединить его составляющие уже невозможно.

К единой цифровой платформе

О необходимости разрабатывать серьезную законодательную базу, регламентирующую создание цифровой экономики в целом и в транспортной отрасли в частности, говорится на всех уровнях. Пока же, например, за цифровизацию федеральных дорог, а их протяженность составляет около 52 тыс. км, отвечает «Автодор», а еще 570 тыс. км региональных и межмуниципальных и 930 тыс. км местных и муниципальных дорог обустраивается в соответствии с требованиями и финансовыми возможностями местных властей.

Безусловно, огромное влияние на развитие рынка интеллектуальных транспортных систем оказывает государственный проект «ЭРА–ГЛОНАСС». Сегодня подключение к системе является обязательным для всех автомобилей, впервые выходящих на российский рынок. По данным на февраль 2018 г. к «ЭРА-ГЛОНАСС» было подключено около 1,5 млн машин. Ожидается, что к концу 2018 г. их число увеличится в 3 раза. С января 2015 г. по конец марта 2018 г. система приняла и обработала более 817 000 экстренных вызовов. «В ближайшем будущем навигационно–информационные технологии позволят не только контролировать движение и состояние транспортных средств, но и предоставлять водителю и пассажирам мультимедийные услуги, выводя передвижение совершенно на новый уровень, повышая комфорт и безопасность», – говорит Максим Соколов, министр транспорта РФ.

В рамках программы «Цифровая экономика» Минтранс России планирует создать единую цифровую платформу транспортного комплекса (ЕЦПТК), основой которой должны стать уже имеющиеся система «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС» и инфраструктура РЖД. По словам замминистра транспорта Евгения Дитриха, на эти цели до 2022 г. потребуется ₽450 млрд. ЕЦПТК должна быть запущена к концу 2019 г., а в полную силу заработает в 2022 г. Основная задача платформы – снижение издержек перевозок и унификация транспортно-логистических решений. Планируется, что все ее сервисы будут реализованы по принципу «одного окна», с помощью которого можно будет отслеживать перемещение груза, получать все необходимые документы в юридически значимом электронном виде.

В 2016 г. Росавтодор анонсировал проект «Караван», в ходе которого предполагается к 2035 г. оснастить автодороги федерального значения, входящие в международные транспортные коридоры, инфраструктурой для применения беспилотного транспорта. Одним из самых перспективных считается транспортный коридор между Европой и Западным Китаем. Первые пилотные участки должны появиться на М-7 «Волга» и А-181 «Скандинавия». В 2018 г. стартовал второй этап проекта, в ходе которого Росавтодор намерен заняться созданием полноценной нормативно-технической базы, а также апробацией технических решений на полигоне Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института НАМИ. Кроме того, появилась информация о том, что в ближайшее время должна состояться презентация проекта на участке автодорожного подхода к Крымскому мосту.

На ПМЭФ-2018 между Россией и Финляндией был подписан меморандум о сотрудничестве в области испытаний «умного» транспорта, включая тестирование беспилотных автомобилей, создание и внедрение новых дорожных сервисов, а также разработку навигационных карт высокого разрешения и высокоточное позиционирование. В частности, предлагается начать тестирование технологий связи V2X, посредством которых автомобили смогут взаимодействовать друг с другом, пешеходами, окружающей средой и объектами инфраструктуры.

Там же было объявлено о создании ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), в состав которой уже вошли РЖД, «Автодор», «Аэрофлот», «РТ-Инвест Транспортные Системы», «ЗащитаИнфоТранс», «Глосав» и «Деловые линии». Основными задачами ассоциации станут предоставление регулятору полной и достоверной информации о потребностях игроков рынка в цифровых сервисах, формирование предложений и проектов стандартов безопасного применения цифровых технологий на транспорте и объединение усилий лидеров отрасли для интеграции создаваемых ими решений в единую цифровую платформу транспортного комплекса.

Таким образом, у транспортной отрасли есть все шансы стать одной из самых технологически продвинутых в стране. Теперь весь вопрос в том, как реализовать их с наибольшей отдачей.

Наталья Рудычева