Спецпроекты

На страницу обзора
Государство и бизнес объединяют усилия для создания цифрового транспортного комплекса РФ
Цифровая трансформация, затронувшая и транспортную отрасль, не осталась без внимания со стороны регулирующих органов. Государство и бизнес объединяют усилия в целях создания защищенного цифрового пространства транспортного комплекса РФ. О работе нового направления «Цифровой транспорт и логистика», реализованных проектах и планах на будущее рассказал в интервью CNews Виктор Парахин, заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»

Виктор Парахин

CNews: Цифровая трансформация транспортного комплекса Российской Федерации, безусловно, является одним из трендов отечественной экономики. Расскажите подробнее о планах вашей компании в этом направлении.

Виктор Парахин: В транспортном сегменте нашей страны идет системная работа по цифровой трансформации. «ЗащитаИнфоТранс» является активным участником команды, которая разработала и в феврале 2018 года представила на рассмотрение заявку на включение нового направления «Цифровой транспорт и логистика» в Программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Данная заявка успешно прошла защиту в «Цифровой экономике» и в марте 2018 года получила одобрение на заседании подкомиссии по цифровой экономике правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Направление «Цифровой транспорт и логистика» было разработано с целью объединения усилий бизнеса и государства по созданию единого защищенного цифрового пространства транспортного комплекса Российской Федерации. Сейчас внедряется экосистема цифровых платформ, которая поможет реализовать транзитный потенциал нашей страны, повысит качество и доступность транспортных услуг и откроет новые возможности для роста транспортной отрасли и российской экономики в целом.

В ходе работы Петербургского международного экономического форума 2018 «ЗащитаИнфоТранс» в числе семи ведущих российских компаний транспортной отрасли России, при поддержке Минтранса России, подписала соглашение о создании ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (далее – ЦТЛ). ЦТЛ станет центром компетенций нового направления Цифровой экономики РФ.

129-crop_600-450.jpg
Виктор Парахин: Для нас в 2018 году приоритетной является деятельность по цифровой трансформации транспортного комплекса РФ в направлении цифровой экономики «Цифровой транспорт и логистика»

И, наконец, самое главное: при поддержке регулятора компанией «ЗащитаИнфоТранс» были инициированы работы по практической реализации цифровой платформы транспортного комплекса (далее – ЦПТК). На базе ЦПТК создаются новые цифровые транспортные стандарты, интегрируются многочисленные информационные ресурсы для населения, бизнеса и государства. Сервисы цифровой платформы позволяют реализовать взаимодействие с партнерами – странами ЕАЭС, со всей мировой транспортной системой в режиме «единого окна». Целями проекта являются: повышение эффективности управления транспортным комплексом, его интеграция в мировую цифровую транспортную систему, перевод национальной транспортной отрасли на электронный документооборот с использованием лучших международных и отечественных стандартов и практик, обеспечение максимальной загрузки отечественной транспортной инфраструктуры в новых условиях глобального мирового транспортного рынка.

Особое внимание при реализации проекта уделяется безопасности российской транспортной системы. В области транспортной безопасности «ЗащитаИнфоТранс» обладает всеми необходимыми компетенциями.

CNews: «Защитаинфотранс» специализируется на решениях в области обеспечения безопасности на транспорте уже более 20 лет. Какой проект стал самым значимым за последние годы?

Виктор Парахин: «ЗащитаИнфоТранс» – профильная ИТ-компания, предоставляющая комплексные решения в области безопасности на транспорте. Если говорить о наиболее значимом проекте, то силами «ЗащитаИнфоТранс» была создана и поддерживается в настоящее время Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (далее – ЕГИС ОТБ). Данная система была создана в интересах Минтранса России и позволяет обеспечивать оперативный информационный обмен в защищенном исполнении между перевозчиками и компетентными органами (МВД России, ФСБ России). За время эксплуатации к системе подключено более 8 500 перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры всех видов транспорта из 135 стран, обработана информация о более чем 5,3 млрд операций оформления пассажирских перевозок. Это очень существенные показатели. ЕГИС ОТБ показала свою эффективность в рамках мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте, противодействию преступности и охраны правопорядка в ходе подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, Кубка конфедераций FIFA 2017 года. Планируется ее использование в рамках Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Универсиады 2019 года в Красноярске. Возможности ЕГИС ОТБ получили высокую оценку ФСБ и МВД России. В период подготовки и проведения Олимпиады в Сочи и в ходе других массовых мероприятий с помощью ЕГИС ОТБ предотвращен целый ряд реальных угроз безопасности функционирования транспортного комплекса. Создание ЕГИС ОТБ стало большой инновационной работой исключительно российских разработчиков. Добавлю, что система отмечена рядом национальных премий в области безопасности.

CNews: Вы предпочитаете внедрять решения своими силами или привлекать подрядчиков?

Виктор Парахин: Коллектив «ЗащитаИнфоТранс» составляют квалифицированные специалисты, имеющие значительный опыт практической работы в области информационных технологий и информационной безопасности. У нас работают дипломированные специалисты, авторы ряда изобретений, научных трудов и патентов. Кроме центрального офиса «ЗащитаИнфоТранс», который расположен в Москве, в регионах страны работают филиалы, расположенные в гг. Санкт-Петербург, Екатеринбург и Хабаровск. Однако мы не замыкаем все бизнес-процессы только на внутреннем исполнении. Например, проект ЦПТК предполагает партнерство и интеграцию существующих лучших компетенций и практик для совместной разработки цифровых сервисов. Мы активно взаимодействуем с нашими партнерами и открыты к сотрудничеству.

CNews: С какими планами компания вошла в 2018 год?

Виктор Парахин: Для «ЗащитаИнфоТранс» в 2018 году приоритетной является деятельность по цифровой трансформации транспортного комплекса РФ в направлении цифровой экономики «Цифровой транспорт и логистика». Это разработка новых сервисов для государства и бизнеса, внедрение новых механизмов цифровой экономики в транспортной отрасли, создание единых стандартов информационного взаимодействия на транспорте, реализация цифровой платформы транспортного комплекса РФ. Мы уже разработали проект единого стандарта транспортной телематики. Телематические платформы позволят создать умную инфраструктуру и запустить беспилотный транспорт.

Кроме того, естественным является развитие и оптимизация направлений существующей деятельности. За прошлый год нами сформированы новые подходы и выбраны новые направления в работе. Например, в 2017 году был создан Центр кибербезопасности «ЗащитаИнфоТранс». Целевыми направлениями деятельности данного подразделения является выполнение работ по созданию или модернизации систем информационной и кибербезопасности, проведение экспертизы информационных систем в части обеспечения информационной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, анализ защищенности действующих информационных систем, другие услуги. Также в 2017 году «ЗащитаИнфоТранс» стало уполномоченным Минтрансом России органом по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности в отношении сбора и обработки информации. Согласно действующему законодательству сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности является обязательной.

CNews: Какая роль отводится государству и бизнесу при взаимодействии в новых условиях Цифровой экономики?

На базе ЦПТК будет происходить интеграция существующих ресурсов, сервисов и инфраструктурных проектов. Объединяющая роль должна принадлежать государству. При поддержке государства на базе цифровых платформ будет происходить отраслевая стандартизация информационного взаимодействия на транспорте – интеграция отечественной цифровой транспортной системы в мировую. Безусловные приоритеты новой государственной политики на транспорте – это реализация проектов, направленных на обеспечение трансграничного взаимодействия, реализация механизма «единого окна» для субъектов транспортной отрасли, интеграцию интеллектуальных транспортных систем, моделирование и прогнозирование транспортных потоков на основе информации из различных источников и систем, создание приложений на основе распределенных реестров, реализация умных объектов транспортной инфраструктуры.