Мобильные
бизнес-приложения по определению предназначены для решения корпоративных задач,
и это непростой вызов производителям программного обеспечения. С одной
стороны, необходимо учесть особенности основных мобильных
ОС и сделать
интерфейс программы простым и
интуитивно понятным, а с другой – разработанный
программный продукт должен отвечать самым жестким корпоративным требованиям, не
уступая по функционалу и безопасности своему собрату, работающему на
классических ПК. Примерами наиболее популярных мобильных бизнес-приложений
являются коммуникативные платформы (например, мобильные версии
Lotus Notes
или
MS Outlook);
CRM- и ERP-системы;
портативная бизнес-аналитика (так называемый «
Планшет руководителя»); а также
всевозможные средства автоматизированного управления производством (
MES) и решения локальных задач в зависимости от области
деятельности предприятия и специфики оснащаемого производственного процесса.
С точки зрения
доступности мобильные приложения можно подразделить на внутрикорпоративные,
доступные только внутри определенной компании, и общедоступные, предназначенные
для массового потребителя через магазины приложений.
Доступные решения
Как правило, в магазинах приложений, находящихся
в открытом доступе, размещаются те приложения, использование которых направлено
на решение широкого круга бизнес-задач, не являющихся специфическими для какой-либо
конкретной организации. Среди платформ для общедоступных бизнес-приложений
доминируют платформы Apple iOS и
Google Android, в совокупности занимая около 97% рынка. Рассмотренные
платформы примерно равны по количеству предлагаемых бизнес-приложений, в то время
как доля платных приложений выше у
AppStore. Впрочем, магазин Apple и в целом лидирует по
числу платных приложений.
Доли платных и
бесплатных мобильных бизнес-приложений, предлагаемых Google Play и Apple AppStore


Источник: J’son & Partners Consulting,
2013
Интересно,
что средняя цена
бизнес-приложения в AppStore составляет
около $4 для iPhone и около $8 для iPad,
что почти втрое превышает среднюю цену обычных (не «бизнес») мобильных
приложений для
iOS. Таким образом,
разработчики мобильных бизнес-приложений позиционируют свою продукцию как
дорогостоящую, для наиболее платежеспособной части пользователей.
Средняя цена
бизнес-приложений на фоне средней цены всех приложений в AppStore для iPhone и iPad
Источник: J’son & Partners Consulting,
2013
Рынок
общедоступных мобильных бизнес-приложений является быстро растущим и
привлекательным для инвесторов. Доля бизнес-приложений в 2012 г. составляла
около 3% всего объема рынка мобильных приложений, но, по прогнозам аналитиков, к
2016 г. она удвоится.
Прогноз динамики российского рынка
мобильных бизнес-приложений на фоне общемирового, $млн
Источник: J’son & Partners Consulting,
2013
В
абсолютном выражении, по мнению аналитиков, среднегодовой рост (CAGR) данного сегмента рынка к 2016 г. составит почти
100%. Предполагается, что российский рынок данного ПО при ощутимо меньших
абсолютных объемах будет расти опережающими темпами по сравнению с общемировым
(под российским рынком подразумеваются приложения, созданные и размещенные
российскими разработчиками).
Корпоративные бизнес-приложения
Внутрикорпоративные
мобильные
бизнес-приложения решают задачи, связанные с деятельностью конкретной
организации. По этой причине они, как правило, являются уникальными и
производятся на заказ. Большинство внутрикорпоративных приложений отсутствуют в
открытом доступе. Они распространяются исключительно внутри предприятия – через
корпоративные порталы самообслуживания или посредством ручной установки
загрузочного модуля непосредственно на пользовательское мобильное устройство с
последующей распаковкой.
Количественная
оценка рынка внутрикорпоративных мобильных бизнес-приложений крайне затруднена
по причине закрытости данного сегмента рынка. Как правило, все проекты по
«мобилизации» предприятий представляют собой достаточно дорогостоящие
стартапы
с высокими рисками; заказчики и внедренцы (интеграторы) таких проектов связаны
взаимными обязательствами по неразглашению информации (
NDA).
Однако свидетельства участников рынка позволяют сделать, по крайней мере,
качественные выводы о его динамике, структуре и текущем статусе.
Объем и динамика рынка
Считающийся
стартовым для
мобильного бизнеса в России 2011 г., по отзывам основных игроков,
явился «разведочным» годом. Как заказчики, так и поставщики «пробовали рынок на
вкус», пытаясь определиться с основными стоимостными и качественными
параметрами предстоящих проектов, равно как и выработать набор взаимных
требований друг к другу. В 2012 г. стартовало множество коммерческих проектов.
«Вторая половина 2012 г. стала реальным началом перехода наиболее передовых
предприятий от обсуждений потенциала мобилизации к первым шагам в создании
мобильных рабочих мест», – подчеркивает директор Центра корпоративной
мобильности компании «
АйТи»
Сергей Орлик.
Эксперты
отмечают не только количественное, но и качественное движение вперед, связанное
с глубоким осмыслением и пониманием участниками рынка правил игры, а также с
активным ознакомление заказчиков с зарубежным, и накоплением собственного
пользовательского опыта. «За полтора года был пройден большой путь, – отмечает руководитель
дирекции бизнес-систем «
Астерос Консалтинг»
Владимир Коровкин. – Сформировался устойчивый рынок
специализированных мобильных приложений, а заказчики приобрели опыт и стали
задумываться о платформе для единого управления мобильными устройствами». Рефреном звучит мнение
SAP: «Рождается спрос на эффективные инновационные
решения, способные удовлетворить заказчиков и повысить работоспособность
сотрудников», утверждает заместитель генерального директора
SAP СНГ Дмитрий Лисогор.
Классификация по Маслоу
Исторически
сложилось наиболее общее разделение мобильных бизнес-приложений на три
категории в соответствии с классом оснащаемых бизнес-процессов. Первую группу
составляют общекорпоративные («горизонтальные») приложения, куда традиционно
входит коммуникационный пакет, календарь,
офисные приложения.
Вторая
– группа линейных приложений, наполнение которых различно для разных
организаций и/или сотрудников и зависит как от области бизнеса в целом, так и от
специфики профессиональной деятельности того или иного работника организации.
Третья,
так называемый «менеджерский пакет», включает в себя прикладные программы, позволяющие
проводить оперативный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и
вводить коррективы в режиме реального времени. Иными словами, программы,
принадлежащие к третьей категории, представляют собой некий сплав
ERP-системы и средств
бизнес-аналитики, позволяющий
руководству организации получать объективную информацию о состоянии дел на
предприятии в любой момент и предпринимать корригирующие воздействия в реальном
времени.
Оснащение
сотрудников мобильными приложениями осуществляется в соответствии с так
называемой «Пирамидой Маслоу мобильных приложений». Очевидно, что, хотя
наибольшую пользу от мобилизации получает персонал, работающий удаленно и/или в
мобильном режиме, тем не менее
мобильный доступ к таким корпоративным ресурсам,
как почта или календарь, представляет интерес для всех членов трудового
коллектива организации. Приложения, входящие в менеджерский пакет, устанавливаются
на мобильные устройства управленцев, а линейными программами оснащаются
планшеты
«полевых» сотрудников.
«Пирамида Маслоу» мобильных
приложений

Отдельную
специфическую группу составляют B2C-приложения. В отличие от рассмотренных ранее B2B-приложений, при
помощи которых осуществляется связь между
бизнес-процессами организации и ее сотрудниками,
задачей приложений класса B2С является
осуществление коммуникации между организацией и ее клиентами. Наиболее
характерными примерами приложений этой группы является ПО для
мобильного
банкинга, а также мобильная реализация различных дисконтных систем и программ
лояльности. Большинство приложений класса
В2С является свободно
распространяемым ПО и публикуется
в магазинах приложений открытого доступа.
Отраслевые перспективы
Очевидно,
что более всего выигрывают от мобилизации те области бизнеса, в которых высок
процент удаленной или мобильной деятельности сотрудников. Сюда могут относиться
разного рода
сервисные компании, где
инженеры перемещаются с объекта на объект;
строительные фирмы;
службы доставки, такси; торговые представители, различные
агенты и пр. Введение мобильных технологий позволяет разъездным сотрудникам
таких организаций оставаться на связи с центром и обмениваться актуальной
информацией практически в режиме реального времени, тогда как раннее подобный
обмен происходил только во время визитов в офис. В результате сотрудники
получают возможность быть в курсе происходящего, оставаться на связи,
своевременно реагировать на изменения; а бизнес приобретает большую степень
гибкости и оперативности, которые так необходимы в текущих рыночных условиях.
Какие
же отрасли являются наиболее перспективными с точки зрения внедрения
корпоративной мобильности? Участники рынка и отраслевые эксперты делают упор на
сочетание как
В2В, так и В2С типов компаний. «Наиболее перспективными
кандидатами на «мобилизацию», по моему мнению,
являются компании, работающие в
транспортной, строительной и
нефтегазовой сфере, где высока доля «полевых» работ, – комментирует
Денис Скрынников, консультант
департамента сетевой интеграции ГК "
Ланит". – Кроме того,
перспективны компании, работающие в банковском секторе, страховании и оказании
услуг, т.е. функционирующие за счет большого оборота клиентов». «В 2012 г. на
рынок
мобильных сервисов стали почти массово выходить
банки, масс медиа», –
подчеркивает директор по стратегическому развитию компании "
Сапран"
Юлия Кудрявцева, а
технический директор
группы компаний «
Арбайт Компьютерз»
Антон
Ступин ожидает «резкий рост активности предприятий, использующих
краудсорсинг,
а также активно привлекающих фрилансеров».
Каким
видится процесс мобилизации бизнеса в ближайшей перспективе? Большинство
экспертов прогнозируют сдержанный рост бизнеса в 2013 г. Некоторое замедление
бизнес-активности будет связано как с наступлением периода выполнения (сдачи)
проектов, договора по которым были заключены в 2012 г., так и общим ухудшением
экономической обстановки, и, в частности, замедлением роста экономики
России, и
продолжающимися процессами
Европейского и Мирового кризисов.
В
числе трендов, оказывающих наиболее сильное влияние на развитие мобилизации
бизнеса в перспективе 3–5 лет, эксперты называют дальнейшее развитие
облачных
сервисов; эволюцию мобильных технологий включая
тенденцию к повышению доли мобильных устройств в бизнесе в сравнении с
ПК; совершенствование систем безопасности и управления мобильными сетями;
развитие технологий обработки данных
in-memory.