Разработка корпоративных приложений для смартфонов и планшетов – это сравнительно новый сегмент ИТ, потенциал которого пока задействован не в полной мире. Рынок уже не увеличивается на сотни процентов в год, но значительно опережает общую динамику развития ИТ. Для российских разработчиков кризис не оказался помехой, а в некоторых случаях, наоборот, способствовал росту бизнеса и выходу на новые рынки.
Мобильные приложения превращаются в неотъемлемую часть инфраструктуры современного предприятия. Во-первых, мобильные средства используются для удаленного доступа сотрудников к корпоративным системам – это могут быть приложения ERP, CRM, BI, складские или логистические сервисы, инструменты для работы в САПР (CAD) и т.д. Помимо ресурсов для внутренних потребителей мобильность подразумевает разработку приложений для клиентов, если речь идет о компаниях, работающих в ритейле. Флагманом этого процесса являются банковские организации, кроме того, мобильные приложения предлагают своим клиентам также рестораны, магазины, сервисы такси, фитнес центры и другие предприятия, работающие в розничном бизнесе. В качестве отдельного направления можно выделить мобильные сервисы, для взаимодействия с государственными органами – через мобильное приложение можно записаться на прием, подать заявление на выдачу документов, сообщить о проблеме (например, сфотографировать яму на дороге и отправить снимок в соответствующую городскую службу).
Бум корпоративной мобильности
Необходимо оговориться, что аналитические агентства дают различное «наполнение» понятию «корпоративная мобильность». Эксперты Strategy Analytics относят к этой категории как собственно бизнес-приложения (CRM, ERP и др.), так и средства для совместной работы и общения с коллегами (SMS, MMS, мессенджеры, календари, видеоконференцсвязь). Аналитики Gartner выделяют четыре элемента корпоративной мобильности: бизнес-приложения (Corporate Mobile Applications, CMA), платформы для разработки этих приложений (Mobile Enterprise Application Platform, MEAP), ПО управления мобильной безопасностью (Mobile Enterprise Security, MES) и программы для управления корпоративными мобильными устройствами (Enterprise Mobile Management, EMM). В фокусе рассмотрения данного обзора находятся корпоративные мобильные приложения для работы с информационными системами предприятия (первый пункт из определения Gartner).
Оценка объема глобального рынка мобильных приложений для бизнеса варьируется в зависимости от используемой методологии (например, по данным Strategy Analytics, в 2015 г. выручка на рынке корпоративной мобильности, включая SMS и MMS сервисы, составила $40,5 млрд). Однако общим для всех исследований является прогнозируемая динамика. Эксперты сходятся в том, что спрос на мобильные сервисы значительно превышает предложение, поэтому данный сегмент будет расти двузначными темпами, опережая общую динамику развития всего рынка ИТ. По данным Strategy Analytics, среднегодовой рост выручки на рынке корпоративной мобильности в 2015–2020 гг. составит 10%. Аналитики компании TechNavio полагают, что выручка от разработки корпоративным мобильных приложений будет расти на 13,4% в год в 2014–2019 гг.
Для России в целом характерен тот же тренд, что и для остального мира – сегмент корпоративных приложений бурно развивается, несмотря на стагнацию рынка ИТ. При этом темпы роста еще более высокие, что объясняется отставанием России от ведущих стран на несколько лет – тренд на мобилизацию начался чуть позже, а рост с нуля всегда велик.
По мнению Дмитрия Костина, генерального директора компании Touch Instinct, рост российского рынка мобильной разработки в 2015 г. в рублях составил минимум 30%.
Совокупная выручка участников рейтинга CNewsMobile, который включает показатели ведущих отечественных разработчиков, по итогам 2015 г. выросла на 27% до p2,65 млрд с p2,1 млрд в 2014 г. При этом в 2014 г. был зафиксирован почти двукратный рост.
Интерес к теме корпоративной мобильности связан с развертыванием высокоскоростных мобильных сетей четвертого поколения и широким распространением смартфонов и планшетов. В середине 2015 г. компания Ericsson сообщала, что по итогам года в России проникновение смартфонов составит около 50%, количество подключений к мобильному ШПД достигнет 120 млн, а среднее потребление трафика на одно устройство составит 2,6 ГБ в месяц. Число подключений к LTE по итогам 2015 г. должно было превысило 5%, отмечали эксперты шведской компании.
Кризис превращается в шанс
Российский рынок разработки корпоративных приложений растет, несмотря на сложные экономические обстоятельства – многие заказчики вынуждены сокращать бюджеты, в том числе ИТ-составляющую. «Кризис в основном повлиял на внутреннюю организацию планирования. Выставляя приоритеты, мы больше делаем акцент на окупаемость в кратко- или среднесрочной перспективе», – делится опытом Михаил Солнцев, директор департамента развития дистанционных каналов обслуживания «ЮниКредит Банка». «Если говорить про крупный корпоративный сектор, то у нас бывали случаи остановки проектов, уменьшения бюджетов на их реализацию, или пересмотра количества выпускаемых проектов от одной компании в рамках года», – констатирует генеральный директор компании «Инфошелл» Дмитрий Котенко.
С другой стороны, сокращение бюджетов не оказалось критичным для разработчиков, так как потенциальный неудовлетворенный спрос очень велик. «Существует множество не насыщенных ниш, таких как покупки и e-commerce, замещение устаревшего оборудования на мобильные технологии, гео-сервисы для регионов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга и т.д. Появляется интерес у компаний к большим даным и мобильной дополненной и виртуальной реальности», – объясняет директор SimbirSoft Илья Каштанкин.
В некоторых случаях мобильные приложения можно рассматривать в качестве способа оптимизировать издержки. «Все более востребованными на российском рынке мобильной разработки становятся решения по автоматизации бизнес-процессов, позволяющие не только повысить эффективность и ускорить работу компании, но и заметно сэкономить на заработной плате персонала. К примеру, набирающие популярность приложения по онлайн-банкингу, самообслуживанию клиентов телеком-компаний уже продемонстрировали свою эффективность в России», – объясняет Сергей Огороднов, исполнительный директор компании Voltaware.
Кроме того, из-за разницы в курсе валют заказчикам стало выгоднее внедрять отечественные решения. Кризис стал «переломным моментом» для крупных проектов с длительными сроками реализация, в которых планировалось использовать иностранное ПО, полагает управляющий директор группы компаний CDC Роман Антошин: «Для «реанимации» таких проектов заказчики стали обращаться к российским разработчикам, надеясь получить эффективные решения, не требующие огромных финансовых и временных затрат, и самое главное, способные интегрироваться в уже существующую в компании информационную систему».
Глобальный рынок заметил российские компании
Падение курса рубля также привлекло внимание зарубежных заказчиков, которым стало выгодно переносить разработку в Россию. «Многие компании, в том числе и мы, с большим интересом начали обращать внимание на международные проекты, за которые платят в валюте. Они сейчас стали значительно интереснее, чем были в предыдущие годы», – рассказывает генеральный директор компании «Бакка Софт» Иван Семчук. Валютный доход порой помогает компенсировать рост стоимости рабочего часа разработчика.
«Из-за разницы в курсе выросли затраты на обеспечение работы сотрудников — техника, кофе и корпоративы теперь заметно дороже. Это отражается на стоимости часа, – говорит Дмитрий Костин. – Мы пока сознательно сдерживаем стоимость услуг для российских заказчиков за счет зарубежных проектов».
Экспертизу российских разработчиков отмечают иностранные аналитики. Например, американская компания Clutch, которая специализируется на исследовании рынка мобильных приложений для бизнеса, включили несколько российских компаний в расширенный список из 30 ведущих глобальных разработчиков 2016 г. – компании Redmadrobot, Touch Instinct, e-Legion были отмечены в категории «претенденты».
Ведущие мировые разработчики корпоративных мобильных приложений
№ | Компания-разработчик | Страна |
---|---|---|
1 | Appster | США |
2 | WillowTree | США |
3 | Redmadrobot | Россия |
4 | e-Legion | Россия |
5 | Fuzz | США |
6 | Fueled | США |
7 | Y Media Labs | США |
8 | Tocuh Instinct | Россия |
9 | Intersog | США |
10 | Sourcebits | США |
11 | QBurst | Индия |
12 | LeewayHertz | США |
13 | RaizLabs | США |
14 | IntellectSoft | США |
15 | DMI | США |
Еще более высокие места российские разработчики заняли в глобальном рейтинге разработчиков GoodFirms, опубликованном в мае 2016 г.: специалисты из Redmadrobot удостоились «призового» третьего места, компания e-Legion заняла четвертую позицию, Touch Instinct оказался на восьмом месте. В качестве критериев для оценки эксперты использовали опыт работы, портфолио продуктов, категории заказчиков, технические возможности и удобство интерфейса, а также уровень удовлетворенности клиентов.
От руководителей до «полевых» сотрудников
С развитием рынка корпоративной мобильности меняется структура спроса. Если ранее наибольшим спросом пользовались решения для руководителей, с помощью которых можно было контролировать ключевые бизнес-процессы, теперь пришла очередь рядовых сотрудников. «Основной акцент с автоматизации деятельности руководящего состава сместился на повышение эффективности работы рядовых сотрудников. Вместо мобильных рабочих мест для руководителя все чаще запросы приходят на создание приложений для сотрудников работающих “в полях”», – отмечает Иван Семчук. Чаще всего заказчики интересуются «мобилизацией» информационных систем класса CRM, которые отвечают за взаимодействие с клиентами, включая решения SFA (sales force automation, управление торговлей) и FFA (field force automation, системы послепродажного обслуживания). Приложения для систем управления ресурсами предприятия (ERP), бухгалтерии или HR пользуются гораздо меньшим спросом, но этот сегмент также активно развивается.
Если рассматривать программы не для внутреннего, а для «наружного» использования, то, в первую очередь, необходимо отметить разработку банковских приложений. Клиентскими программами для смартфонов и планшетов обзавелись практически все крупные банки, при этом на рынке представлены принципиально разные подходы к разработке. «Недавно был опубликован рейтинг мобильных приложений банков, – рассказывает Максим Болышев, заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank компании R-Style Softlab. – В нем на первом месте приложение «Тинькофф», а на втором или чуть ниже – «Альфа-Банка». У «Тинькоффа» прекрасный мобильный банк, у «Альфа-Банка» прекрасный мобильный банк, но они совершенно разные. У первого – проще и наглядней, у второго – намного функциональней. И объединить эти два качества в одном решении физически невозможно». Эксперт полагает, что противоборство этих двух подходов будет продолжаться и дальше: «С одной стороны, банки будут стремиться к омниканальности. С другой – они будут стараться сделать мобильные приложения как можно проще. К чему в конечном итоге придет рынок – сложно предсказать».