Спецпроекты

На страницу обзора
Выручка топ-40 поставщиков ИТ в транспортный сектор увеличилась на 38%

По итогам 2020 г. топ-40 поставщиков ИТ в транспортную отрасль увеличили выручку на 38% — она составила ₽47,5 млрд. Уровень цифровизации отрасли в целом пока невысокий. Исключение составляют лишь крупные авиа- и логистические компании, РЖД и ее дочерние структуры. Однако изменения уже начались. В списке востребованных технологий электронный документооборот, искусственный интеллект, блокчейн.

Крупнейшие поставщики ИТ на транспорт

Суммарная выручка 40 поставщиков ИТ в транспортный сектор по итогам 2020 г. составила ₽47,5 млрд. Это на 38% больше, чем в 2019 г. (₽34,5 млрд). 49% этой суммы приходится на топ-5 поставщиков. Порог входа в топ-40 по сравнению с прошлым годом увеличился с ₽86 млн до ₽132 млн, то есть почти на 54%. Причина — появление в рейтинге таких крупных компаний-поставщиков оборудования, как «ИКС Холдинг» и «Аквариус», а также «МаксимаТелеком», которая ранее была известна в основном благодаря созданию Wi-Fi в московском метро. В то же время, в текущем году в рейтинге не участвует ее прошлогодний лидер «Рамакс Груп» по причине реструктуризации бизнеса. Отделившаяся от компании Integro Technologies представлена отдельно и занимает 13 место.

На первом месте «ИКС Холдинг» с выручкой от проектов для транспортных компаний ₽8,1 млрд. Напомним, что в состав холдинга входит группа компаний «Форпост», которой до конца 2020 г. принадлежала компания «Коркласс» – разработчик платформы для создания АПК «Безопасный город». В 2021 г. 51% в «Корклассе» получил Ростелеком.

На втором «МаксимаТелеком» — по сравнению с 2019 г. компании удалось почти в три раза увеличить выручку в этом сегменте (с ₽2 млрд до ₽5,8 млрд) благодаря ряду крупных проектов, таких как оснащение вагонов Московского метрополитена системами информирования, видеонаблюдения и распознавания лиц, а наземного городского транспорта Москвы оборудованием с развернутой универсальной мультисервисной платформой для цифрового управления.

Как менялась выручка 40 крупнейших поставщиков ИТ на транспорт

₽ млрд
в процентах

На третьем месте подведомственный Минтрансу ФГУП «ЗащитаИнфотранс» (₽3,6 млрд). На четвертом — поставщик оборудования «Аквариус». Транспортный сектор — второй по значимости в выручке компании, на него приходится 13% или ₽2,9 млрд. На пятом «АйТеко» — компания переместилась на него с 15 места, заработав в 2020 г. ₽2,8 млрд.

Актуальные задачи

По словам Леонида Парамонова, директора дирекции по продажам АО «ГЛОНАСС», в России уже реализовано много проектов, связанных с созданием интеллектуальных транспортных систем (ИТС), где-то пока внедрены лишь их отдельные модули. Работают решения и технологии, позволяющие контролировать коммерческий автопарк и общественный транспорт в режиме реального времени, наблюдать отображение транспортных средств на картах, видеть графическую интерпретацию координат их присутствия.

Тем не менее, уровень цифровизации транспортно-логистической отрасли в целом остается невысоким и неравномерным. По словам Дмитрия Попова, генерального директора Integro Technologies, на сегодняшний день довольно хорошо цифровизированы крупные авиакомпании, РЖД и дочерние структуры, крупные логистические операторы. В отрасли еще не было серьезных внедрений современных решений в части цифровых двойников предприятия, оптимизаторов и облачных решений. Программы лояльности в нынешнем виде не приносят ощутимых доходов большинству перевозчиков, что говорит о неполноценном или недостаточном применении технологий искусственного интеллекта для анализа поведения их участников. «Проблемы есть и более низкоуровневые: в контактные центры некоторых перевозчиков до сих пор невозможно дозвониться, не говоря уже о простейших операциях по обмену/возврату/изменению даты вылета, которые не у всех работают на сайтах», — отмечает он.

Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний 2020

№ 2020 № 2019 Компания Город Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2020 г., ₽тыс. Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2019 г., ₽тыс. Рост выручки 2020/2019
1 ИКС Холдинг Москва 8 067 590 н/д
2 МаксимаТелеком Москва 5 817 000 2 002 000 190,6%
3 3 ЗащитаИнфоТранс Москва 3 578 124 2 630 916 36,0%
4 Аквариус Москва 2 866 945 н/д
5 15 АйТеко Москва 2 801 704 726 809 285,5%

К счастью, работа в этом направлении началась. «Транспортные и логистические компании не только меняют каналы взаимодействия с клиентами, но и перестраивают внутренние бизнес-процессы. Новые задачи требуют более производительного оборудования и развития ИТ-инфраструктуры. Соответственно увеличивается количество ИТ-проектов для транспортно-логистической отрасли», — продолжает Сергей Попов, заместитель генерального директора «АйТеко». По его мнению, в списке самых востребованных отраслью решений — обеспечение информационной безопасности инфраструктуры. Для этого создаются цифровые двойники объектов, позволяющие обеспечить мониторинг ее состояния и предотвратить инциденты.

По словам представителей лидера рейтинга «ИКС Холдинг», транспортно-логистическая отрасль, по сути, является рекордсменом по количеству рутинных операций, связанных с документооборотом. Поэтому именно здесь наиболее востребована оптимизация процессов с помощью технологий искусственного интеллекта и блокчейн, которые обеспечивают контроль изменений, прозрачность и прослеживаемость данных о передвижении грузов и оказываемых услуг.

Многие перевозчики также начинают применять телемедицину, позволяющую проводить предрейсовые, послерейсовые осмотры, а также отслеживать состояние водителей во время рейса. Тут наиболее актуальной и востребованной технологией становится интернет вещей. Анализ данных с облачных систем позволяет объективно контролировать состояние водителя и в случае его плохого самочувствия или других причин, провоцирующих угрозу для безопасности дорожного движения, на время ограничить его доступ к транспортному средству. В данном случае проникновение технологии обеспечивает не только повышенный уровень безопасности, но и экономическую выгоду для бизнеса за счет экономии средств на медицинских осмотрах.

Третье, но не менее важное направление – единые информационные системы, позволяющие интегрировать данные бизнес-процессов всех участников отрасли и анализировать их. Подобные системы хранят в себе огромный массив информации, поступающий от всех участников рынка перевозок. И тут, конечно, самым важным становится работа с большими данными, их обработка, хранение и превращение в промышленные сервисы, которые позволят добиться цифровой трансформации отрасли.

Анализ и обработку данных считает базовой технологией и Илья Черкасов, заместитель генерального директора по инфраструктурному бизнесу «МаксимаТелеком». «Это уже практически базовое требование при создании любого цифрового решения или проекта для транспорта. На основе данных работают цифровые платформы в сочетании с технологиями интернета вещей, машинного обучения, распознавания лиц, предиктивной аналитики и перспективных стандартов связи», — говорит он.

Кроме того, он отмечает большой потенциал беспроводных сетей передачи данных, в частности, TSN (Track Side Networks), на рельсовом транспорте. Технология позволяет создавать надежные сети связи для инфраструктуры железных дорог, метрополитенов, шахт и карьеров добывающих предприятий. На основе такой сети можно развивать цифровые сервисы для пассажиров поездов железных дорог, обеспечивать цифровое управление движением локомотивов, строить технологические сервисы в метрополитенах, обеспечивать автоматизацию и связанность в шахтах.

Еще одно направление — цифровизация процессов технического обслуживания с помощью решений на основе дополненной реальности. «Уже сейчас в сервисных депо востребованы цифровые платформы, объединяющие промышленные носимые устройства, предиктивную аналитику и большие данные для раннего выявления дефектов и управления рисками при эксплуатации подвижного состава», — говорит Илья Черкасов.

Леонид Парамонов говорит о развитии отечественного сервиса высокоточного позиционирования (международное название – Precise Point Positioning, PPP). «На текущий момент погрешность точности координат по системе ГЛОНАСС может составлять от 1 до 3 метров в зависимости от привязки к местности и от конкретной территории, — рассказывает он. — В случае применения сервиса PPP точность повышается до 10 см. Эта технология может быть востребована в геодезии, геологоразведке, при контроле за работой сельхозтехники и т.д.» Он также отметил, что система вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» будет устанавливаться на другие виды транспорта, например, маломерные суда, малую авиацию и даже на мотоциклы.

Ближайшие перспективы

К настоящему времени к цифровизации транспортно-логистического сектора активно подключилось государство. В июле 2021 г. Министерство транспорта заявило о начале реализации стратегии цифровой трансформации отрасли. Как говорят в министерстве, к ее разработке были привлечены руководители и эксперты более 200 предприятий. В течение месяца должно быть подготовлено финансово-экономическое обоснование и сформированы предложения об источниках финансирования проектов.

Стратегией предусмотрено развитие шести основных направлений: «Беспилотники для пассажиров и грузов», «Зеленый цифровой коридор пассажира», «Бесшовная грузовая логистика», «Цифровое управление транспортной системой», «Цифровизация для транспортной безопасности», «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры». Основой должны стать отечественные решения с использованием искусственного интеллекта.

По планам Минтранса, к 2030 г. начнется коммерческое использование беспилотников на всех видах транспорта для перевозки пассажиров и грузов. При этом территорию России будут бороздить не только отечественные, но и иностранные беспилотные автомобили. Это должно не только существенно снизить стоимость логистических услуг, но и на 8% сократить число погибших в ДТП.

Оформление перевозок будет происходить в цифровом виде, что позволит увеличить объем транзита через страны ЕАЭС в 10 раз. Грузы, отправленные железнодорожным или авиатранспортом, будут проходить границу в 10 раз быстрее. У всех пассажиров будет цифровой профиль, а значит они смогут быстро проходить досмотры и оплачивать проезд при помощи биометрии.

Время ожидания городского транспорта сократится почти на 25%, а скорость перемещения на нем увеличится на 37%. Там, где заработают MaaS-сервисы, 33% людей откажутся от использования личных автомобилей. Транспортные потоки будет регулировать ИИ, а за безопасностью следить цифровые двойники. Так что счастливого транспортного будущего осталось ждать совсем недолго — всего-то 10 лет.

Наталья Рудычева

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний 2020
№ 2020 Компания Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2020 г., ₽тыс.
1 ИКС Холдинг 8 067 590
2 МаксимаТелеком 5 817 000
3 ЗащитаИнфоТранс 3 578 124
Подробнее