Спецпроекты

На страницу обзора
Госсектор: куда уходят растущие ИКТ-бюджеты
В то время как мировые расходы госсектора на ИКТ в 2013 г. практически остались на прежнем уровне, российские ведомства в 2012–2014 г. намерены потратить на информатизацию на 30% больше, чем было запланировано. На что расходуются растущие ИКТ-бюджеты?

В 2013 г., по данным Gartner, мировые расходы госсектора на информационные технологии составят $449,5 млрд, что на 0,1% меньше, чем в 2012 г. В эту сумму входят расходы на аппаратное обеспечение, программное обеспечение, ИТ-услуги и телекоммуникации.

Тремя приоритетными направлениями инвестиций для госсектора в 2013 г. являются мобильные технологии, ИТ-модернизация и облачные вычисления. Также высокий интерес заказчики продолжают проявлять к большим данным.

30–50% организаций в ближайшие 12 мес планируют заключить контракты на организацию публичных или частных облачных платформ. В первую очередь интерес вызывает модель SaaS (Программное обеспечение как услуга), на втором – IaaS (Инфраструктура как услуга), на третьем – PaaS (Платформа как услуга).

Большое внимание госорганизации всего мира уделяют мобильности. В особенности это касается тех из них, кто имеет территориально-распределенную структуру, в которых работает большое количество сотрудников, выполняющих специальные обязанности (например, патрульные на границах, социальные работники, инспекторы и т.д).

Также все более широкое распространение получает концепция BYOD (Принеси свое собственное устройство) – 52% опрошенных организаций отметили, что их сотрудники имеют возможность использования в работе личных смартфонов, 50% – личных ноутбуков, а 38% – личных планшетов.

«Большие данные» пока не получили широкого распространения в госсекторе, однако интерес к ним растет по мере повышения требований организаций к аналитике.

Российская специфика

Что касается России, то здесь государство намеревается в 2013 г. потратить на информатизацию госсектора 85,2 млрд руб. 63,5% этой суммы приходится на 10 крупнейших ведомств, среди которых МВД, ФНС и Федеральное казначейство. Общая сумма ИКТ-расходов на три ближайших года должна превысить 243 млрд руб, что на 30% больше, чем планировалось при формировании бюджета год назад (181 млрд руб. на 2012–2014 гг.).

По оценкам экспертов, доля госзаказа составляет 15–20% от совокупного объема ИКТ-рынка России. «Если учитывать не только органы государственной власти, но и все структуры, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, то доля госзаказа на отечественном ИТ-рынке может составить не менее 50%», – уточняет Александр Семенов, генеральный директор «КОРУС Консалтинг».

«С начала нового века за счет сверхдоходов нефтегазового комплекса объем государственных расходов в экономике России все время увеличивается. Доля госзаказа (в том числе и на ИКТ рынке) еще больше выросла на волне кризиса. Сегодня эта доля несколько снижается, но все-равно остается чрезмерно высокой», – продолжает Борис Славин, директор по исследованиям и инновациям «АйТи».

В ближайшее время объемы госзаказа будут продолжать расти за счет целого ряда крупных инициатив. «Многие государственные проекты в области информатизации ещё реализуются, мы видим и перспективные проекты, которые могут способствовать расширению государственного заказа в следующем году, – комментирует Вячеслав Елагин, зам. директора департамента по работе с государственными организациями компании «Ай-Теко». – Среди них совершенствование электронного правительства, проекты в медицине, введение единой контрактной системы, работа над гособлаком».

«С другой стороны, ФОИВЫ и региональные ОГВ находятся в такой точке, когда нет чёткого понимания – развивать дальше собственные информационные системы самостоятельно или привлекать профессионалов ИТ-рынка (как это делается, например, с телеком-провайдерами), выделять ИТ-подразделения в бюджетные организации или не стоит», – уточняет эксперт.

Основные ИТ-проекты

Какие госинициативы определяют развитие ИКТ в госсекторе сегодня? Эксперты были практически единодушны при составлении их списка.

Во-первых, это все инициативы, направленные на создание электронного государства. Это Единый портал госуслуг (ЕПГУ) и перевод госуслуг в электронную форму, инфраструктура электронного правительства, СМЭВ.

«Всё больший вес приобретают проекты, которые непосредственно влияют на повышение качества жизни граждан. Это отличает сегодняшнюю ситуацию от того что было еще несколько лет назад, когда информатизация больше была направлена на создание удобных управленческих инструментов для чиновников», – говорит Тимур Ахмеров, генеральный директор компании «БАРС Груп».

Значительную роль в этом списке играют Многофункциональные центры предоставления госуслуг (МФЦ). «Современная автоматизированная система должна поддерживать процесс предоставления государственных и муниципальных услуг и обеспечивать достижение требуемых показателей работы МФЦ. Кроме того, она должна интегрироваться с инфраструктурой электронного правительства (СМЭВ, ЕПГУ, ЕСИА, УЭК, ГИС ГМП, ИАС МКГУ), ведомственными информационными системами, центрами телефонного обслуживания, а также поддерживать работу с информационными киосками и электронной очередью», – рассказывает заместитель директора департамента комплексных проектов компании ЛАНИТ Алексей Кудряшов.

«В последние 5 лет было заявлено два крупных проекта, в которых участвовал практически весь ИТ-рынок – автоматизация госуслуг и модернизация здравоохранения, – продолжает Роман Кругляков, генеральный директор компании “Армада”. – Оба проекта, по сути, прошли наиболее активную бюджетную фазу, значительная доля средств уже израсходована, было много заявлений об успехах, теперь ИТ-сообщество пытается разобраться, что там работает, что нет».

«Новинка» последнего года – внедрение УЭК как шаг на пути к электронному паспорту гражданина.

«Отдельно хотелось бы упомянуть пакет ИТ-проектов, связанных с введением единой контрактной системы. Напрямую он не влияет на повышение уровня жизни граждан в РФ, но имеет большое значение для всех государственных структур. Его реализация в ИКТ-составляющей потребует концентрации усилий многих игроков этого сегмента российского рынка», – говорит Вячеслав Елагин.

«Важен проект перехода на межведомственный безбумажный документооборот федеральных органов исполнительной власти к 2017 г. В рамках данного проекта в настоящее время реализуется пилотный проект по обмену документами по МЭДО, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью (при этом файл электронной подписи в рамках «пилота» также передается по МЭДО)», – продолжает список Владимир Кохан, директор по развитию бизнеса Digital Design.

Крупнейшим инфраструктурным проектом стало обеспечение видеотрансляции выборов президента в марте 2012 г. «Учитывая размер страны, это был невероятно сложный технический проект, который сразу удваивал объем российского интернета в невероятно короткие сроки. Мало кто из экспертов верил, что это возможно. Тем не менее, Ростелеком и Минсвязи реализовали этот проект в заданные сроки», – считает Наталья Касперская, генеральный директор InfoWatch.

В списке крупнейших госпроектов и создание национальных технологических платформ – национальной программной платформы (НПП) и национальной суперкомпьютерной технологической платформы (НСТП). «На данный момент в рамках развития обеих платформ проводятся конференции, форумы, к работе привлекаются новые компании-участники. Хотя, честно говоря, хотелось бы большей динамики и более понятных рамок. Проект «Выборы» доказывает, что государство может делать быстро и хорошо, если захочет. А с НПП мы никакой особой динамики не видим. За те годы, что ведутся разговоры, можно было бы уже и создать что-то реальное», – комментирует Наталья Касперская.

Велика роль на российском ИКТ-рынке и некоторых региональных ИТ-проектов, например, таких как в Москве, Татарстане, Санкт-Петербурге. Ярослав Тарасов, директор по развитию бизнеса компании «Инфосистемы Джет», также отмечает проекты, которые связаны с темой "Безопасного города".

От расходов к результатам

Каковы результаты реализации информатизации госсектора на сегодняшний день? «Главный успех, который можно констатировать, – это появление зрелого рынка и зрелых конкурентных отношений на государственных ИТ-проектах, – уверен Тимур Ахмеров. – Намного понятнее стали правила игры и ожидания заказчиков, уже вырисовываются лидеры рынка и наиболее перспективные технологические тренды».

Если говорить о конкретных проектах, то их успехи эксперты оценивают неоднозначно. Соглашаясь с тем, что создание федеральной СМЭВ – проект, не имеющий аналогов по масштабу и сложности, они тем не менее считают, что система до настоящего времени не работает так, как нужно. «ИТ-составляющая в нём не слишком сложна, но как любая интеграционная шина она очень чувствительна к устойчивости работы», – говорит Вячеслав Елагин. «Процесс разработки, внедрения и реального функционирования системы мог бы быть на порядок быстрее, и не все работает, как планировалось», – продолжает Александр Семенов.

О результатах создание ЕГИСЗ, по мнению участников рынка, пока сложно судить – завершился только первый этап, и основные работы еще впереди. «Проект построения ЕГИСЗ пока никак не проявил себя, за исключением некоторой шумихи вокруг недавнего аукциона на предоставление ЦОДа для размещения сегментов этой системы», – говорит Вячеслав Елагин.

«Что же касается перехода на межведомственный безбумажный документооборот с использованием ЭП – в рамках данного проекта Минкомсвязи России задает довольно быстрый темп, остальные ФОИВы не отстают. К началу декабря 2013 г. уже будут подведены итоги пилотного проекта, опыт которого будет тиражирован на другие органы власти, подключенные к МЭДО», – продолжает Владимир Кохан.

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Подписаться на новости

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2013
Место в 2012 г. Место в 2011 г. Название организации
1 5 Энвижн Груп
2 6 ITG (INLINE Technologies Group)
3 3 Техносерв
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2012 г.
Заказчик Сфера информатизации
1 Минкомсвязи РФ Услуги связи
2 ФМС России Поставка оборудования
3 МВД России (Главный центр обеспечения ресурсами) Поставка оборудования
Подробнее