Спецпроекты

На страницу обзора
Я сторонник централизованных информационных систем в экономике нашей страны
В интервью CNews заместитель министра Минкомсвязи Михаил Евраев рассказал о статусе развития ГИС ЖКХ, разработке единой почтовой ИТ-системы и создании независимого регистратора событий на электронных площадках.

Михаил Евраев

CNews: Вы курируете в министерстве развитие почтовой связи. Какие задачи стоят сейчас перед Почтой России?

Михаил Евраев: Министерство ставит перед Почтой России и, в общем-то, перед самим собой задачу сделать предприятие современным, эффективным, оказывающим качественные услуги населению. И мы уверены, что с новым руководством, пришедшим на предприятие, Почта России станет меняться в лучшую сторону быстрыми темпами.

CNews: Можно в измеримых показателях?

Михаил Евраев: В первую очередь, конечно же, такие показатели относятся к традиционным направлениям работы Почты России, которые нужны населению от предприятия: это качественная и своевременная доставка почтовых отправлений. Неважно каких, внутренних или международных. Для этого вводятся в действие новые места международных почтовых отправлений (ММПО). Один такой центр обработки международной почты в ближайшие дни должен начать работу в Москве на территории Казанского вокзала, а второй – в ближайшем Подмосковье, на доступном расстоянии от столичных аэропортов, чтобы обрабатывать авиапочту, 80% которой поступает в нашу страну из-за границы через московский регион. Эта площадка станет ключевой в обработке международных почтовых отправлений. Планируется ее ввести в эксплуатацию к Новому году, пику поступления международной почты. Это потребует и запуска нового оборудования, автоматизации процессов и утверждения новых технологических схем работы.

CNews: Можете назвать местоположение второго ММПО?

Михаил Евраев: Конкурс на новое ММПО уже объявлен, в нем указаны все параметры. Площадь самого центра должна составлять от 40 до 70 тыс. кв. м, а участка земли – не менее 8,5 га. Также мы с Почтой России определили его удаленность – не более 70 км от любого аэропорта московского авиаузла и не далее 35 км от МКАД. Установлена максимальная цена – не более $1390 за кв. м площади, без НДС. Вскрытие конвертов с предложениями запланировано на 19 августа 2013 года.

Я думаю, что только одно элементарное наведение порядка в логистике даст экономию примерно в 2-3 раза, поскольку раньше из-за нехватки производственных площадей машина с международной почтой для почтовой обработки и растамаживания могла идти чуть ли не из Москвы в Новосибирск, а потом обратно, поскольку основные потребители находятся именно в Московском регионе.

CNews: Планируется ли привлекать внешнее финансирование на эти работы?

Михаил Евраев: Да. Почта России объявила аукцион на открытие пятилетней кредитной линии в размере 5 млрд рублей, максимальная ставка по которой установлена на уровне 9,15% годовых. Но это не значит, что все привлекаемые средства полностью пойдут на создание нового ММПО. Часть средств пойдет на финансирование модернизации текущей деятельности предприятия, включая закупку оборудования. Также, например, будут развертываться новые ММПО в других городах России: Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Казани. Например, в Санкт-Петербурге до конца года будет в два раза увеличена пропускная способность аэропорта «Пулково», что потребует такого же увеличения возможностей Почты России по обработке поступающих международных почтовых отправлений.

CNews: Помимо развертывания новых ММПО, оптимизации логистики и автоматизации процессов обработки корреспонденции, что еще необходимо сделать в качестве первоочередных мер?

Михаил Евраев: Совместно с Почтой России мы разрабатываем новую стратегию развития предприятия. Предполагаем эту работу завершить к октябрю текущего года и вынести ее на рассмотрение в Правительстве. Кроме этого, создан экспертный совет по развитию почтовой отрасли, идет доработка проекта федерального закона «О почтовой связи», готовятся структурные изменения Почты России для привлечения новых инвесторов, создана совместная рабочая группа с ФТС России для оперативного решения всех возникающих проблем.

evraev_.jpg
Михаил Евраев, заместитель министра Минкомсвязи РФ

Если же говорить о других очевидных и наиболее срочных направлениях модернизации работы предприятия, то это, конечно, переход на единую ИТ-платформу Почты, которой на сегодня практически нет. Это ключевая задача должна быть решена примерно в течение полугода. Потому что без такой платформы говорить о быстром получении информации, в том числе по вопросам нахождения почтовых отправлений, в принципе невозможно. Таких обращений ежегодно поступает на Почту России более 1 миллиона, в Минкомсвязь — более 15 тысяч, в ФТС — более 40 тысяч.

Поэтому необходимо создание службы качества работы с обращениями граждан и организаций, в том числе полноценного call-центра, и это в первую очередь зависит от наличия единой ИТ-платформы Почты, с помощью которой можно было бы сразу увидеть, что происходит с отправлениями. Более того, любой человек сам сможет зайти на сайт Почты и посмотреть в режиме реального времени, что происходит с его письмом или посылкой.

Кроме работы с обращениями населения и юридических лиц, есть еще и задача оперативного управления предприятием, что невозможно сделать без такой единой ИТ-платформы. Сейчас на единой программе работают практически любые компании c численностью 50-70 человек и очень странно, что этого нет на предприятии, на котором трудится 360 тыс. человек. Это даже комментировать не надо, все сразу становится понятно.

Конечно, нельзя не сказать о повышении заработной платы сотрудников Почты и привлечении на работу на предприятие «свежей крови». Без этого невозможно себе представить ни развитие традиционных почтовых направлений, ни реализацию на Почте новых проектов.

CNews: На сайте в каком-либо виде уже реализована возможность узнать о своем отправлении?

Михаил Евраев: Сейчас вы видите, не то, где находится отправление, а только откуда вышла посылка. Где она находится в момент вашего запроса, не знает вообще никто. Чтобы определить это, пока требуется провести полноценное расследование. Более того, знаете, как сейчас зачастую осуществляются запросы об этом? Иногда – в письменной форме от одного подразделения другому. Можете представить, когда примерно вы получите данную информацию? Я вам скажу, что примерно в 10% случаев даже за два месяца вы не получите нужных сведений и скорее получите свою посылку, чем ответ на запрос о ее местонахождении.

Кроме того, в каждом филиале Почты должен быть сотрудник, ответственный за качество работы с обращениями граждан и организаций.

CNews: Объявлен ли уже конкурс на единую почтовую ИТ-систему?

Михаил Евраев: Нет, не объявлен. Идет процесс маркетинга имеющихся на рынке предложений, чтобы сформировать наиболее оптимальные условия создания такой системы.

CNews: Вы хотите за полгода и разыграть тендер, и закончить работы? Это очень сжатые сроки.

Михаил Евраев: Сроки я назвал ориентировочные. Да, мы хотели бы начать переход на единую ИТ-систему за полгода, и это – задача максимум, которую мы перед собой ставим. Понятно, что вначале это будет пилотное тестирование.

CNews: О переговорах с какими компаниями идет речь?

Михаил Евраев: Вы знаете, круг участников большой. Сейчас важно быстро понять, какие возможности может предложить рынок, спланировать наиболее оптимальное техническое задание.

CNews: Но вы имеете в виду именно крупных разработчиков и интеграторов ERP?

Михаил Евраев: По сути да, это крупные компании, имеющие опыт внедрения информационных систем. Понятно, что ключевые направления, которые я перечисляю, – это зона ответственности в первую очередь самой Почты России. Мы как министерство, которое отвечает за эту отрасль, совместно с предприятием разрабатываем не только стратегию его развития, но и вместе решаем те проблемы, которые необходимо разрешить быстро.

CNews: Еще в качестве направления развития Почты вы упоминали введение сервиса юридически значимого электронного документооборота. По этой теме конкурс уже объявлен?

Михаил Евраев: Нет, этот проект еще находится в самой начальной стадии. Сразу всем заниматься одновременно невозможно, поэтому мы для себя расставили приоритеты.

CNews: Помимо Почты в вашу сферу ответственности входит информатизация ЖКХ. Как минимум у новосибирских депутатов были претензии к ГИС ЖКХ. В своем письме председателю Госдумы они писали о лишних затратах на то, что в регионе уже существует. Если так, то зачем создавать новую централизованную систему?

Михаил Евраев: Вопрос по информатизации ЖКХ в настоящее время является открытым, поскольку то, кто ее будет делать – Министерство регионального развития или мы совместно с ними, — еще не решен.

Но в любом случае очевидно, что система должна быть централизованной и предоставлять возможность любому человеку зайти в свой личный кабинет на портале ГИС ЖКХ и понять, за что он платит, сколько и кому, а также как происходит управление его домом, куда расходуются управляющей компанией или ТСЖ собранные с него деньги и т. д. Тогда люди поймут, что в сфере ЖКХ начали действительно происходить перемены к лучшему.

В настоящее время в сфере ЖКХ существуют различные информационные ресурсы, которые разобщены и не дают возможности видеть целостную картину происходящего. Это приводит к отсутствию полной и актуальной информации о стоимости жилищно-коммунальных услуг, о выполненных работах, о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, взаиморасчетах населения, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

Фактически сейчас мы по всей стране тратим огромные средства на создание, развитие и эксплуатацию ресурсов, зачастую неиспользуемых гражданами и органами власти; ресурсов, которые не позволяют нам видеть достоверные данные в сфере ЖКХ, проводить аналитику и принимать взвешенные управленческие решения органам власти всех уровней — федерального, регионального и муниципального.

Централизованная информационная система в сфере ЖКХ должна позволить обеспечить контроль населения, общественных организаций и органов власти качества и стоимости оказания услуг, создать цивилизованную конкурентную среду в этой области. При этом важно сохранить действующие региональные системы ЖКХ путем их интеграции по единым стандартам с ГИС ЖКХ. Если же каждый субъект будет иметь свою «личную» информационную систему, то мы никогда ни получим единую картину происходящего в этой сфере в стране в целом.

По сути мы предлагаем сделать то же самое, что было сделано на сайте государственных закупок. Это единый портал, где вся информация по госзаказу собрана в одном месте. И это не значит, что региональные или муниципальные органы власти не имеют возможности создавать свои системы, — пожалуйста. Просто это вопрос интеграции. И это сейчас работает. Например, у Москвы своя система исполнения бюджета. Но она встроена в единый портал zakupki.gov.ru, и так сделано не только в Москве, но и во многих других субъектах Российской Федерации.

То, что мы сейчас слышим от представителей некоторых регионов, точно совпадает с тем, что говорилось, когда мы отстаивали идею единого портала госзакупок: «Зачем нам нужен единый портал? У нас прекрасная областная система». Если данные рассуждения перевести на аналогию с субъектом Российской Федерации и сказать: «У вас не будет единой системы. Сколько у вас муниципальных образований? 500? Вот у каждого и будет своя локальная система информатизации ЖКХ». На это практически любой регион категорически не согласится, но почему-то когда мы то же самое говорим на федеральном уровне, некоторые наши региональные коллеги начинают рассуждать по-другому.

Я сторонник централизованных систем практически в любом направлении в экономике нашей страны. Но еще раз хочу подчеркнуть, это не значит, что надо ломать все существующее в регионах информационные системы. Люди правильно делали, что не ждали, пока об этом кто-то задумается на федеральном уровне. Я на их месте делал бы то же самое. Только теперь я бы вместо того, чтобы говорить: «Нам не нужна единая система», думал бы о том, как мы будем интегрироваться и работать в едином информационном пространстве.

Кстати, одним из первых шагов построения ГИС ЖКХ является формирование паспортов домовладений и коммунальной инфраструктуры, который начинается уже сейчас.

CNews: А на какой основе предполагается создание ГИС ЖКХ?

Михаил Евраев: Предполагается, что платформой для создания такого информационного ресурса в сфере ЖКХ будет являться единый портал госуслуг, на основе которого и должна работать создаваемая система ГИС ЖКХ. На портале госуслуг уже прошли регистрацию более 4 млн человек, а к 2018 году пользователями этого портала должно стать более 100 млн человек. Пройдя регистрацию один раз, люди не должны будут проходить регистрацию повторно, чтобы работать в других информационных системах (например, в ГИС ЖКХ), интегрированных с порталом госуслуг.

CNews: Почему вы думаете, что информация, которая будет размещена в системе ГИС ЖКХ, будет полной и актуальной?

Михаил Евраев: Предполагается, что законопроект о ГИС ЖКХ будет принят в окончательной редакции в Государственной Думе РФ осенью текущего года. И ключевым вопросом, по которому велось множество споров и тяжело было принять решение, было наше предложение о необходимости обязательного размещения на данном портале информации о начислениях ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, а также сведений об оплате их услуг. Я хочу обратить на это внимание, так как это ключевое положение всей информатизации ЖКХ. Если соответствующая информация не будет размещена на сайте, то услуга по сути не будет считаться оказанной, а соответственно, и не подлежащей оплате. И на совещании у Д.Н.Козака было принято решение, что такая информация будет размещаться с 1 января 2017 года. Это большой шаг вперед, поскольку данные меры создадут необходимую экономическую мотивацию и фактически заставят ресурсоснабжающие организации и управляющие компании вносить всю необходимую информацию в ГИС ЖКХ, что никогда не заставили бы их сделать никакие санкции, установленные в Кодексе об административных правонарушениях. Информация в системе, следовательно, всегда будет полной и актуальной. При этом, конечно, нельзя не сказать, что не все хотят создания такой системы, и это понятно.

CNews: Помимо портала госуслуг, на основе которого Минкомсвязи хочет развернуть ГИС ЖКХ, наверняка найдутся еще желающие стать таким интерфейсом. Как минимум «Сбербанк-онлайн». Как вы относитесь к такой конкуренции?

Михаил Евраев: Государственная информационная система должна быть одна, и все участники рынка должны иметь к ней равный доступ. Я думаю, что много кто захочет соревноваться в сфере ЖКХ. Пожалуйста. Никто же не ограничивает такие возможности. У Сбербанка во многом схожая с Почтой инфраструктура отделений. Она, конечно, в два раза меньше, чем у Почты, но тоже огромна и уникальна по отношению ко всем остальным предприятиям. Сбербанк активно развивается по многим направлениям. Сбербанк пять лет назад и сейчас – это небо и земля. Собственно говоря, мы хотим, чтобы такие же изменения произошли и в Почте.

CNews: Сейчас вы ведете работу по созданию независимого регистратора для фиксации мошеннических действий на электронных торгах. Независимый регистратор помимо сбора информации о происходящем на площадках будет наделен какими-то полномочиями? Может ли он принимать меры по отношению к площадкам?

Михаил Евраев: Нет, он не может принимать какие-либо меры. Функционал независимого регистратора следующий: он фиксирует все, что происходит на электронных площадках, и хранит в зашифрованном виде. Когда поступает жалоба, например, в антимонопольную службу (ФАС России), то ведомство обращается с соответствующим запросом к независимому регистратору. «Черный ящик» направляет информацию в зашифрованном виде. Он даже не знает, что именно направляет и не имеет ключа дешифрования, не может сам ничего посмотреть. Федеральная антимонопольная служба расшифровывает эту информацию и оценивает ее в объеме, предусмотренным законодательством.

На основании полученных данных ФАС делает вывод о том, что реально происходило на электронной площадке. Был ли это сбой или чьи-то преднамеренные действия, в то числе со стороны площадки. Эффективность данной системы в том, что разбирательство начинается не тогда, когда торги заканчиваются, подписывается госконтракт, то есть когда это уже никому не нужно. Проверка идет параллельно: процедура торгов приостанавливается на пять дней, которые необходимы для рассмотрения жалобы. Потом выносится решение, виновные привлекаются к ответственности, права предпринимателей восстанавливаются, если виновата площадка, или жалоба признается необоснованной, если сбой был на стороне самого предпринимателя. Это та система борьбы с электронным мошенничеством, без которой невозможно выстроить полноценную конкурентную среду на электронных торгах. При этом важно отметить, что только государственный заказ, проходящий через электронные торги, измеряется суммой более 4 трлн рублей в год.

Мы планируем развернуть данную систему на площадках, работающих с госзаказом, в мае-июне 2014 года с дальнейшим внедрением этой системы на всех торгах, связанных с госсектором. Понятно, что вначале это будет сложный процесс. И в течение полутора-двух лет еще будет идти серьезная доработка независимого регистратора. Как только мы запустим в эксплуатацию такую систему, станет возможным полноценное развертывание электронных торгов по всей стране. Это будет очень серьезный шаг к созданию здоровой конкурентной среды в экономике.

CNews: Какие для этого требуется принять законодательные акты?

Михаил Евраев: В этом плане все в порядке. №94-ФЗ позволяет запустить такой механизм. Если бы такой независимый регистратор у нас существовал, он бы уже давно работал.

CNews: Вы говорили о том, что идет разбирательство, почему данная система не была создана ранее, хотя работы по ней велись еще в 2011 году?

Михаил Евраев: Да, так и есть. Акты подписаны, по документам независимый регистратор есть, а на самом деле его, к сожалению, нет. Была система передачи информации с электронных площадок в ФАС. И зачем? Такую информацию можно посмотреть напрямую. Ничего вообще через посредника передавать не нужно – и так все видно.

Это не независимый регистратор. Задача-то заключалась не в передаче данных, а в фиксации всех действий, которые происходят на электронных площадках, даже если сами площадки захотят исказить информацию. А этого нет. По сути говорится, что построен дворец у вас во дворе, но вы выглядываете в окно, а никакого дворца нет.

CNews: Была ли реакция на ваше обращение в МВД от предыдущих разработчиков?

Михаил Евраев: Была определенная реакция со стороны правоохранительных органов. Они приходили и снимали показания у наших сотрудников, которые фиксировали то, что независимый регистратор не работает. Это было. Чем закончилось, сказать вам пока не могу.

CNews: А все-таки предыдущие разработчики что-то ответили на ваши претензии?

Михаил Евраев: Да. Они сказали: «Извините, акт подписан, что вы хотите?».

CNews: Другая важная тема – распределение государственного имущества. Как информационные технологии могли бы повысить эффективность и прозрачность этого процесса?

Михаил Евраев: Мы планируем на законодательном уровне исключить бумажные торги на распределение государством и муниципальными образованиями имущества или имущественных прав, переведя их все в электронную форму, – в первую очередь аукционы, конечно. Сейчас проводим анализ и готовим законопроект.

Насчет торгов я бы добавил, что буквально через пару месяцев по новому положению о торгах, которое мы сейчас разрабатываем в Министерстве для наших подведомственных предприятий, любой предприниматель сможет обратиться с жалобой непосредственно в Минкомсвязь России, мы ее рассмотрим и примем решение. К нам сейчас приходит большое количество разных обращений, в том числе через Twitter. Содержание их такое: «Я участвовал в таких-то торгах, меня выкинули, сделайте что-нибудь». Пока по большому счету сделать ничего нельзя. А примерно через два-три месяца уже будет можно. И я думаю, что это серьезно повысит прозрачность работы наших подведомственных предприятий. В общем, решили начать с себя.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2013
Место в 2012 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2012 г. (тыс. руб.)
1 Энвижн Груп 11 210 000
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 946 680
3 Техносерв 7 200 571
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2012 г.
Сфера информатизации Бюджет проекта, тыс.руб
1 Услуги связи 6 789 049
2 Поставка оборудования 6 521 228
3 Поставка оборудования 2 933 096
Подробнее