Спецпроекты

На страницу обзора
Финансирование госпрограмм сокращается

На фоне настигшей Россию пандемии и вызванного ей падения экономики запланированные ранее объемы финансирования госпрограмм сокращаются. Однако отказываться от их реализации государство не намерено — речь идет только о переносе сроков.

Непростая судьба «Цифровой экономики»

В июне 2020 г. новое руководство Минкомсвязи решило кардинально изменить главную ведомственную программу «Цифровая экономика». Корректировке подверглись почти все входящие в ее состав федеральные проекты — у них появились новые цели и показатели.

В июле Счетная палата сообщила, что исполнение расходов федерального бюджета на реализацию «Цифровой экономики» составило всего 10,5% за первое полугодие 2020 г., что является худшим среди всех нацпроектов. Схожая ситуация была в 2019 г., когда «Цифровая экономика» за год была исполнена только на 53,6%. Наилучшие показатели показал входящий в программу федеральный проект «Информационная безопасность», бюджет которого был исполнен на 15,2%.

Исполнение бюджетов нацпроектов в первом полугодии 2020 г.

Источник: Счетная палата, 2020

В сентябре стало известно, что финансирование «Цифровой экономики» может быть сокращено на ₽92 млрд. В проекте бюджета России на 2021-2023 гг. предлагается выделить на нее в 2021 г. ₽153,7 млрд, в 2022 г. — ₽222,6 млрд, в 2023 г. — ₽200,6 млрд. Таким образом, по сравнению с предыдущими цифрами финансирование в 2021 г. уменьшится на 13,5%, в 2022 г.– на 13,7% и в 2023 г.– на 14%.

Уменьшится и бюджет госпроекта «Искусственный интеллект»: изначально речь шла о выделении на эти цели ₽27,7 млрд, а теперь от них останется ₽16,5 млрд. Госпроект «Искусственный интеллект» был утвержден в августе 2020 г. Он ориентирован на развитие направлений, которые не слишком привлекательны для бизнеса, — это кадры и образование, исследования и разработки, поддержка стартапов и разработчиков программного обеспечения. В госпроекте несколько блоков: развитие экосистемы ИИ, внедрение ИИ, формирование наборов данных, разработка отечественных аппаратных комплексов и чипов. Большое внимание уделено развитию исследовательских центров в области «сильного» ИИ, доверенных систем, компьютерного зрения, синтеза и распознавания речи, а также этических аспектов применения технологий ИИ.

По мнению Игоря Никулина, заместителя генерального директора по развитию бизнеса, директора департамента продаж и менеджмента проектов компании «Крок», проекты по внедрению интеллектуальных машин в менеджмент госорганизаций можно назвать одними из самых значимых за последнее время. «В рамках цифровизации государственного управления увеличивается количество данных, требующих сбора, обработки и анализа. ИИ-решения дают возможность обрабатывать массив информации в автономном режиме, что обеспечит более быстрое и эффективное выполнение задач по управлению государством, — говорит он. — Уже сейчас инструменты ИИ помогают чиновникам в выполнении административных задач, связанных с коммуникацией между гражданами и органами государственного управления, содействием в организации госзакупок и др.».

Умные города и ЦУР

Еще одна крупная госинициатива — создание «Умных городов». Соответствующий госпроект был утвержден еще в конце 2018 г. Его куратором является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В марте 2019 г. были определены 19 городов, в которых будут реализованы пилотные проекты, среди них — Калуга, Великий Новгород, Пермь, Рязань, Ставрополь, Ульяновск, Челябинск, Чебоксары. При этом госфинансирование проекта не предусмотрено: по словам министра строительства и ЖКХ Владимира Якушева, главная задача проекта — обмен лучшими цифровыми практиками, уже существующими в стране. «Сегодня есть регионы, такие как Москва и Московская область, которые готовы делиться своими готовыми решениями бесплатно», — отметил министр.

В апреле 2020 г. Минстрой объявил, что регионы смогут получить субсидии на создание умных городов. А в августе были наконец-то <утверждены первые восемь предварительных национальных стандартов интеграции цифровых технологий в городскую среду.

Пока не очень понятно, будет ли выполнено в обозначенные сроки — к 1 декабря 2020 г. — поручение Президента создать во всех регионах Центры управления регионом (ЦУР). Образцом должен стать подмосковный ЦУР, который по сути является обычным порталом обратной связи с населением. Создание подобных систем по всей стране было поручено московскому АНО «Диалог». Правительство пообещало выделить на это федеральные деньги.

Принципы работы ЦУР

Источник: Правительство Московской области, 2019

Некоторые регионы решили не ограничиваться предложенным решением и направить усилия в сторону внедрения полноценного центра управления. «Мы будем ориентироваться на управление регионом, фактически, на обеспечение деятельности губернатора, принятие управленческих решений. Создавать только платформу обратной связи, как минимум, однобоко, — говорит Дмитрий Диденко, начальник управления цифрового развития администрации Костромской области. — Есть целая масса факторов, которые надо учитывать, и это не только социальные сети и обращения граждан, но и оперативная информация, которая поступает из различных систем. Например, из системы региональной безопасности или с платформы предоставления государственных услуг. Если люди массово пошли за государственной поддержкой, понятно, что это не просто так».

Время менять СМЭВ

Предметом особой гордости государства является созданная много лет назад система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). С 1 января 2015 г. с ее помощью осуществляется взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами при предоставлении госуслуг. СМЭВ также используют банки для проверки паспортных данных и передачи в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) информации об оплате штрафов, налогов, сборов и услуг бюджетных учреждений. В 2018 г. к СМЭВ подключились столичные суды общей юрисдикции — они начали отправлять исполнительные документы в ФССП России только в электронном виде.

В сентябре 2020 г. премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о реформе системы электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). В результате министерства, ведомства, органы местного самоуправления и организации, находящиеся на территории одного субъекта, смогут взаимодействовать через СМЭВ напрямую. Также в систему внедрят дополнительные средства контроля и маршрутизации сообщений. Все это должно способствовать развитию электронных государственных сервисов.

«Сегодня многие граждане подчас не знают о том, какие услуги им положены по закону, при этом количество государственных услуг растет. Также не всегда просто найти легитимную, проверенную информацию по той или иной жизненной ситуации, — рассказывает Станислав Казарин, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга. — В связи с этим разрабатываются цифровые механизмы, которые, на основании имеющихся сведений о гражданине и ранее полученных им услугах, будут предлагать дополнительные государственные услуги, а также сервисы и подборки полезной информации. Это так называемое проактивное предоставление государственных услуг».

Кроме того, государственные заказчики уделяют все большее внимание процессам цифровой трансформации, включающим оптимизацию процессов информационного взаимодействия, исключение дублирования информации, запрашиваемой у граждан при получении ими государственных услуг, а также переход на полностью удаленный режим получения услуг без посещения ими ведомств. «Востребованы проекты по повышению эффективности обеспечивающих процессов, что может быть достигнуто путем оптимизации организационной структуры министерств и ведомств, процессов их внутреннего управления, а также за счет преобразований в сложившемся ИТ-ландшафте», — отмечает Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с госсектором компании «Форс–Центр разработки» (ГК «Форс»).

«В последние годы правительство понимает, что цифровизация государственного сектора является ключом к повышению эффективности госуправления и оптимизации затрат на него. Инициативы, которые в настоящий момент точечно реализуются в разных отраслях, достаточно системны и приведут к желаемым эффектам на длительном горизонте планирования», — уверена Виктория Бухар, коммерческий директор компании «Ланит-Интеграция» (группа «Ланит»). Кроме них есть ряд кросс-отраслевых задач, которые ускорят цифровую трансформацию: это работа с государственными данными (инициатива по созданию НСУД), это использование инфраструктуры для органов государственной власти (инициатива по созданию ГЕОП), а также знаковое направление цифрового нормотворчества, которое также покажет свою эффективность в обозримом будущем.

Наталья Рудычева

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора 2019
№ 2019 Название компании Выручка от проектов в госсекторе в 2019 г., с НДС, ₽тыс.
1 Ростелеком* 49 800 000
2 Softline 12 395 059
3 Ланит 9 401 524
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2019 г.
Номер Непосредственный заказчик Проигравшие конкуренты
1* Структурированная детализация в рамках таблицы затруднительна
Подробнее