Разделы

Бизнес ИТ в госсекторе Поддержка ИТ-отрасли

Как государство обеспечивает ИТ-отрасль кадрами

ИТ-специалист — одна из самых востребованных специальностей, однако квалифицированных кадров в ИТ остро не хватает. На преодоление этого дефицита нацелен национальный проект «Цифровая экономика», который реализуется по решению Президента России Владимира Путина. Он предлагает образовательные треки для школьников, учащихся колледжей и техникумов, студентов и взрослых. Созданная экосистема подготовки специалистов сокращает кадровый дефицит и способствует развитию российской ИТ-отрасли.

ИТ-специальность при поддержке государства

Проблема нехватки ИТ-специалистов в России актуальна уже не первый год. По итогам 2022 г. более половины компаний говорили о том, что испытывают сложности с поиском сотрудников с опытом работы — на это уходит в среднем полгода. 19% работодателей с трудом ищут программистов, 16% – веб-программистов, 14% – разработчиков мобильных приложений.

На фоне дефицита ИТ-шников с опытом работы компании готовы брать на работу специалистов начального и среднего уровня. В 2022 г. в России было открыто более 67 тыс. вакансий для ИТ-специалистов без опыта работы (junior) и около 310 тыс. — для сотрудников с опытом работы от одного до трех лет (middle). Сильнее всего в специалистах начального уровня нуждаются промышленные предприятия и ИТ-компании. В среднем в этих сферах число соответствующих вакансий за 2022 г. выросло на 25%.

Можно начать обучение программированию еще в школе

Решить проблему нехватки ИТ-специалистов без поддержки государства практически невозможно. Комплексная программа, которая в будущем позволит обеспечить экономику достаточным количеством так необходимых ей ИТ-кадров, должна включать в себя мероприятия по профориентации школьников, поддержку тех, кто уже проявляет себя как будущий разработчик, предоставление возможности получить ИТ-специальность учащимся вузов и переквалифицироваться в программиста тем, кто решил сменить профессию.

Нацпроектом «Цифровая экономика» предусмотрен широкий спектр образовательных траекторий. Можно начать обучение программированию еще в школе, поступить на цифровую кафедру и получить там дополнительное ИТ-образование или переквалифицироваться в ИТ-специалиста с господдержкой.

«Код будущего» для школьников и студентов колледжей

Профориентация будущих специалистов должна начинаться еще со школьной скамьи. Для того, чтобы подростки превратили свою любовь к современным технологиям и компьютерным играм в профессию, был запущен образовательный проект «Код будущего». Он позволяет ученикам 8-11 классов и студентам колледжей и техникумов бесплатно изучать современные языки программирования в онлайн и офлайн-форматах. Оператором проекта является «Университет 2035».

Сергей Плуготаренко

генеральный директор АНО «Цифровая экономика»

Кадровый голод в ИТ существовал всегда, и вряд ли это когда-либо изменится. Чем стремительнее развиваются технологии, чем больше мы импортозамещаем, тем больше специалистов нужно отрасли. В этой связи очень остро стоит вопрос подготовки квалифицированных кадров. Важно, чтобы процесс обучения будущих ИТ-профессионалов отвечал тенденциям в отрасли. Проект «Код будущего» направлен на вовлечение школьников, студентов в ИТ, обучение их программированию. В этот процесс включены ведущие вузы России, что позволяет получить доступ к знаниям из любой точки страны. Уверен, в ближайшие годы мы увидим позитивный эффект от инициатив, подобных «Коду будущего», — больше квалифицированных, увлеченных кадров во всех регионах России. Что, безусловно, повлияет на развитие цифровой экономики нашей страны.

30 образовательных организаций предлагают уже более 200 курсов, на которых подростки могут освоить различные языки программирования, среди которых Python, Java, C++, C#, 1С, HTML, SQL, JavaScript, Swift, Kotlin, QML, а также система визуального программирования Blueprints.

«Код будущего» был запущен осенью 2022 г. В первый же год на курсы записалось более 130 тыс. ребят, а в новом учебном году записаться смогут еще 140 тысяч подростков. Участие в проекте поможет получить знания и навыки, необходимые для дальнейшего развития цифровых компетенций и преобразования их в полноценную квалификацию.

1,2 млн школьников пройдут обучение по программе «Код будущего» к концу 2030 г.

Первый год реализации проекта показал, какие языки программирования и направления обучения интересуют молодежь больше всего. Так, почти 50% учеников в 2022 г. выбрали Python. На втором месте — C# и JavaScript. Что касается направлений разработки, то с большим отрывом лидирует разработка игр — такие курсы выбрала четверть участников. Также популярностью пользовались курсы по веб-разработке, разработке на , анализу данных, искусственному интеллекту, машинному обучению и нейросетям. В основном, школьники поступали на курсы начального уровня сложности (70%).

Проект «Код будущего» предлагает изучение синтаксиса и структуры языков программирования, а также большой блок практических занятий. Полученные навыки помогут при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, дадут возможность участвовать в олимпиадах, конкурсах и хакатонах, а также определиться с выбором будущей профессии.

В новом учебном году ребята по всей стране могут погрузиться в ИТ. Набор на курсы стартовал в июле и продлится до сентября на портале Госуслуг. Продолжительность обучения 144 академических часа, это 4 модуля по 36 академических часов каждый. Занятия проходят 2 раза в неделю. По окончании курсов выдается сертификат.

«Цифровые кафедры» для студентов

После окончания школы или колледжа можно продолжить обучение в сфере ИТ на «Цифровых кафедрах». Это программа профессиональной переподготовки, которая подойдет и студентам, чье основное направление обучения никак не связано с цифровыми технологиями, и уже обучающимся по ИТ-направлениям. Проект реализуется в тесном взаимодействии с бизнесом — в проработке и актуализации образовательных программ участвуют ИТ-компании.

«Основой для разработки образовательных программ «Цифровых кафедр» и проведения ассесмента является матрица компетенций. С 2022 г. в матрицу добавили свыше 50 новых востребованных для цифровой экономики компетенций, что позволяет вузам актуализировать свои образовательные программы и проектировать новые под реальные запросы работодателей. Для ассесмента важны валидность, надежность и дискриминативность инструментов оценки компетенций. Так, в этом году фонд оценочных средств был количественно и качественно пополнен. По авторской методике сотрудников Университета Иннополис разработаны новые формы кейсовых заданий. Слушатели «Цифровых кафедр» при прохождении ассесмента будут решать тесты, кейсовые задания с шестью вариантами ответов на установление последовательности и «дерево вопросов». Также практико-ориентированных заданий стало в 2 раза больше, чем теоретических, что усилило значимость правильно решенных практических вопросов в математической модели подсчета результатов ассесмента», — говорит Искандер Бариев, первый проректор — заместитель директора Университета Иннополис.

> 900 тыс. человек пройдет обучение на «цифровых кафедрах» к 2030 г.

Программой обучения предусмотрено изучение языков программирования и кейсов их применения, практические задания по разработке интеллектуальных инструментов с применением нейросетей, а также стажировка в престижных компаниях. По окончании обучения, успешной сдачи экзамена и защиты проекта выдается диплом государственного образца о профессиональной переподготовке.

В 2022 г. в 114 университетах страны было запущено около 500 образовательных программ, в том числе — разработка цифровых продуктов, веб-приложений, аналитика данных и многие другие. К обучению приступили около 112 тыс. человек. На марафоне «Цифровых кафедр», который проводился в марте 2023 г., целый ряд вузов продемонстрировали значимые практические результаты, которых им удалось добиться в ходе проекта: их студенты разработали и внедрили ИТ-решения, еще в процессе обучения получили предложения работы, преподаватели инициировали новые внутренние проекты.

Сергей Плуготаренко

генеральный директор АНО «Цифровая экономика»

Перед вузами сегодня стоят следующие основные задачи: ускорить подготовку кадров для развития рынка отечественного ПО и высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечить подготовку достаточного количества специалистов в области информационной безопасности, содействовать технологическому лидерству России на зарубежных рынках дружественных стран, в том числе через экспорт образовательных технологий и наработок. Эти задачи можно решить, в том числе путем развития и внедрения «Цифровых кафедр». Основные «измеримые» показатели темпов наращивания ИТ-кадров уже достигнуты, профессия айтишника – на пике популярности, и поэтому сегодня принципиальной задачей становится не погоня за количеством ИТ-кадров, а их качество. И эту задачу также можно эффективно решать через «Цифровые кафедры» – в тесном партнерстве бизнеса и государства.

В 2023 г. «цифровые кафедры» открылись на базе 119 вузов России, студентам доступно 874 образовательные программы. «Первый этап проверки прошли 558 (64%) из 874 программ. Из оставшихся 316 (36%) программ 295 были доработаны на втором этапе проверке. Такая экспертиза позволяет вузам максимально приблизить свои образовательные программы к актуальным требованиям работодателей», — рассказывает Татьяна Трубникова, директор Департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры России.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Ожидается, что к 2030 году «цифровые кафедры» выпустят более 900 тысяч специалистов, которые будут применять полученные ИТ-компетенции в различных отраслях экономики, от медицины до сельского хозяйства.

«Цифровые профессии» для льготных категорий россиян

Государство также активно инвестирует в переобучение и повышение квалификации взрослого населения. Один из проектов по поддержке россиян, желающих освоить востребованную специальность, — «Цифровые профессии» нацпроекта «Цифровая экономика». Благодаря ему граждане могут получить ИТ-образование со скидкой 50%, 75% и даже 100%.

Обучение проходит на базе ведущих компаний и образовательных организаций в сфере ИТ. На онлайн-курсах студенты не только учатся программировать на различных языках, получают знания в области больших данных, информационной безопасности, но и осваивают специальности смежных цифровых направлений, востребованные при формировании ИТ-команд. С 2021 г. новую профессию получили уже более 64 тыс. социально незащищенных граждан и сотрудников бюджетных учреждений.

«Мы фиксируем положительные результаты обучения граждан в рамках проекта «Цифровые профессии». Так, 20% выпускников после обучения сменили место работы, 10% — перешли в ИТ из других отраслей, 5% — нашли свою первую работу. Зарплата выросла у 60% окончивших курсы. Больше половины из них смогли увеличить доход на 75%, еще треть — на 30-75%. У 18% рост доходов составил до 30%», — рассказал Алексей Степанов, руководитель департамента реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Университета 2035.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

В тройку программ-лидеров, которые дали самый большой рост зарплат, вошли профессиональный разработчик , аналитик данных и специалист по Data Science. В настоящее время в рамках проекта «Цифровые профессии» продолжают обучение более 20 тыс. слушателей.

Технологии будущего: искусственный интеллект

Граждане России старше 18 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, и студенты, обладающие достаточными знаниями в сфере ИТ, могут также получить дополнительное образование в области искусственного интеллекта (ИИ). К изучению предлагаются специальности аналитик данных, инженер данных, технический аналитик, архитектор данных, архитектор в области ИИ и руководитель проекта в сфере ИИ. Обучение проходит в онлайн формате, до 90% стоимости курса оплачивает государство.

Курсы по ИИ в этом году предоставили Университет ИТМО, Финансовый университет при Правительстве РФ, «Яндекс», «СберУниверситет», МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Университет Иннополис, ТУСУР, РосНОУ, 1Т, «Мобильное электронное образование». Оператором программы является «Университет 2035».

«Специалисты с компетенциями в ИИ на рынке труда сейчас востребованы как никогда, — говорит Наталья Минасова, руководитель проекта «Искусственный интеллект» «Университета 2035». — Поэтому и спрос на обучение в этой области высокий, и предложений на рынке образовательных услуг довольно много. Зачастую для обучения по ИИ нужны более короткие программы — повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Именно такие курсы предлагает федеральный проект «Искусственный интеллект».

Программа рассчитана до 2024 г. В 2022 г. обучение прошли около 1 700 человек. В 2023 г. возможность получить дополнительное образование в области ИИ при поддержке государства получили 1 950 человек — группы заполнены, набор слушателей на обучение приостановлен. В следующем году «Университет 2035» совместно с Минэкономразвития России будут проводить очередной отбор провайдеров и программ. Актуальная информация появится на сайте проекта. Всего до конца 2024 г. благодаря федеральному проекту «Искусственный интеллект» пройдут обучение не менее 5,5 тыс. человек.

Таким образом, по национальному проекту «Цифровая экономика» в России создается комплексная экосистема подготовки кадров для ИТ-отрасли. Обучение доступно как молодежи — школьникам и студентам, так и взрослым, которые могут получить дополнительное образование и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Такой комплексный подход позволит преодолеть кадровый дефицит и обеспечить технологический суверенитет страны.