oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2016

Леонид Алтухов

Леонид Алтухов:

ИТ-продукты становятся все более персонифицированными

О том, какие точки роста существуют сегодня на рынке ИТ в России и мире, что ожидают заказчики и насколько интеграторы готовы удовлетворить их потребности, как цифровая экономика позволяет создавать решения, конкурентные на мировом рынке, корреспонденту CNews рассказал президент компании «Интерпроком» Леонид Алтухов.

CNews: Оцените объем ИТ-рынка в 2016 году. Как он изменился по сравнению с предыдущим и каковы ваши прогнозы на будущий год?

Леонид Алтухов: Аналитики оценивают рынки по-разному: от скромного роста до небольшого падения. По моим ощущениям, рынок в 2016 году был плоским, его объем составил около 700 млрд рублей, таким же он останется и в 2017 году. Что касается нас, то за последние несколько лет объемы продаж выросли в три раза, а в 2015 году «Интерпроком» стал одной из самых эффективных и быстрорастущих ИТ-компаний России. В 2016 году темпы роста несколько замедлились, объем продаж снизился на 10%, в основном в части ИТ-инфраструктуры. Что, в сущности, понятно: этот сегмент ИТ, с одной стороны, очень высококонкурентный, а с другой, заказчики начинают активно использовать ЦОДы и облачные среды, что снижает затраты и бюджеты в этой части ИТ. В свою очередь, объем продаж бизнес-приложений у нас вырос на 24%, и это, с моей точки зрения, один из трендов.

CNews: Какие ключевые тенденции, по вашему мнению, определяют развитие российского ИТ-рынка?

Леонид Алтухов: В первую очередь, это фокус на локальных ресурсах и собственных разработках. Например, наша компания активно развивает свою систему для обслуживания регат в парусном спорте «Регатаскоп». Мы гордимся тесным сотрудничеством со Всероссийской федерацией парусного спорта и со сборной России по парусному спорту. Вместе с ними мы создаем решение, способное конкурировать на международном рынке.

Особая линия этого тренда – активное инвестирование государства в развитие поставщиков ИТ-технологий в России. Госсектор уже ориентирован исключительно на российские разработки: был создан реестр российского ПО при Минкомсвязи. В него включили и наше решение по управлению ремонтами «Аксиома». Это заслуженное признание достижений «Интерпроком» как разработчика собственных решений.

Еще один тренд – все больший интерес российских заказчиков к облачным технологиям. Сейчас мы переводим свои решения по управлению недвижимостью и ТОиР, системы аналитики и документооборота в формат облачных сервисов с мобильными возможностями для тех заказчиков, которые бережливо относятся к своим бюджетам и при этом открыты к новым способам ведения бизнеса.

Рынок все больше ориентирован на готовые бизнес-решения, которые позволяют проводить автоматизацию линеек бизнес-процессов или даже конкретных бизнес-процессов с максимальной эффективностью. Автоматизация предприятия по принципу «черного ящика» стала всем неинтересна.

Заказчик стал прагматичен и консервативен. Ему нужны готовые решения, которые обеспечивают непрерывность функционирования бизнеса и сокращают эксплуатационные расходы. Поэтому компания «Интерпроком» активно развивает такие направления решений, как повышение операционной и финансовой эффективности, прогнозная аналитика, управление активами, управление жизненным циклом изделий и систем, повышение эффективности коллективной работы.

Не стоит забывать о когнитивных технологиях и искусственном интеллекте, который понимает речь, улавливает настроение, самообучается. Или, например, аддитивная цифровая 3D-печать, которая изначально она задумывалась для производства товаров и промышленных изделий, но выяснилось, что может быть востребована в трансплантологии. У этих «технологий будущего» большие перспективы.

Леонид Алтухов: Автоматизация предприятия по принципу «черного ящика» стала всем неинтересна

И мы опять в тренде: в прошлом году в нашу компанию влилась профессиональная команда в области решений по управлению жизненным циклом изделий и систем. Мы получили статус авторизованного партнера Dassault Systemes, одного из мировых лидеров в области 3D-проектирования, и даже стали Top New Partner за высокие показатели продаж PLM-решений по итогам работы этой компании в Европе в 2016 году.

CNews: Одно из ключевых положений цифровой трансформации – все изменения должны быть максимально ориентированы на потребности клиента. Как в связи с этим изменились требования к продуктам?

Леонид Алтухов: Действительно, ИТ-продукты становятся все более персонифицированными, каждая внедренная нами система по-своему особенная. Вместе с заказчиком мы скрупулёзно анализируем процессы и детально прорабатываем все нюансы автоматизации. Если в начале совместной работы клиент не готов сформулировать, что ему нужно, мы используем agile approach: проходим несколько циклов, прежде чем выходим на решение, которое полностью удовлетворяет его потребности.

Все наши продукты внедряются с учетом зон ответственности и бизнес-модели заказчика. Мы изучаем профессиональные особенности каждой линии бизнеса и персонифицируем решения под их потребности. Например, для департамента продаж у нас есть российская CRM, разработанная с использованием лучших международных и российских подходов к управлению продажами. Система уникальна, у нее есть удобные мобильные приложения, созданные нашими специалистами. Кстати, это еще одно требование цифровой трансформации. Пользователи должны получать поддержку мобильного стиля работы и образа жизни с доступностью 24х7 с персональных устройств. Мы стремимся ее обеспечить во всех решениях.

CNews: Насколько сегодня востребованы системы предиктивной аналитики, когда речь заходит об управлении активами?

Леонид Алтухов: Востребованность растает, но пока не перешла в фазу уверенного роста. Наиболее продвинутые заказчики, особенно те, кто хорошо считает деньги, начинают присматриваться к таким системам, а некоторые даже их внедряют. Прогнозная аналитика особенно интересна там, где есть значительные затраты на эксплуатацию, когда, например, требуется управлять большим количеством материальных активов или машин и механизмов. Прогнозная аналитика в дополнение к системам автоматизации управления активами, таким как наша «Аксиома», еще эффективнее оптимизирует затраты на складские запасы и регламенты обслуживания и экономит эксплуатационные бюджеты.

Например, если вы крупный ритейлер, то у вас много операционных затрат на движимое и на недвижимое имущество. Используя накопленный нами опыт в области ритейла, с помощью «Аксиомы» мы можем ускорить выполнение проектов по недвижимости на 3-5%, и это только за счет ускорения стадии открытия магазина. Начнем управлять эксплуатацией площадей и оборудования и так сократим расходы на аренду на 3-5%, а на обслуживание оборудования – на 5-8%. При этом формируется техническая база по объектам, пригодная для дальнейшего анализа. На ее основе прогнозная аналитика удешевит обслуживание оборудования еще на 2-5%.

В отраслях, где используется большое количество сложного оборудования, прогнозная аналитика, по статистике, дает еще более ощутимый эффект. Например, закупки оборудования и запчастей уменьшаются на 3-5%, гарантийный срок службы восстановления увеличивается 10-50%, затраты на материалы снижаются на 5-10%.

CNews: Какие вы видите основные проблемы использования больших данных в системах BI?

Леонид Алтухов: Главная проблема в том, что эффективного использования больших данных в системах BI пока нет. Работа над по-настоящему эффективной системой всегда идет на стыке компетенций. В проекте нужны специалисты из индустрии заказчика, консультанты, которые понимают, как работать с большими данными и как делать аналитику. Еще нужны специалисты по развертыванию такого рода систем, проектировщики и архитекторы, которые умеют их строить. Кроме того, необходимо знание технологий, существующих на рынке.

В своей работе мы опираемся в первую очередь на технологии IBM. «Интерпроком» сейчас единственная в России компания со статусом эксперта IBM в области управления финансовой и операционной эффективностью IBM Expert – Financial and Operational Performance Management. Наша компания авторизована на оказание техподдержки систем IBM в категории бизнес-аналитики, стала IBM Top Analytics Business Partner по итогам 2016 года. Мы обеспечиваем высокое качество своих систем, работаем с ведущими консалтинговыми компаниями России. Для архитектурной поддержки используем вендоров, которые производят свой софт. В нашей группе внедрения – консультанты, аналитики, архитекторы и специалисты по созданию моделей, коррелирующими с бизнес-моделями предприятия, где проходит внедрение.

CNews: Каков спрос на облачные решения? Для каких систем клиенты чаще всего используют «облака»?

Леонид Алтухов: Уже сейчас в крупных мировых компаниях около 40% приложений работает в «облаке». По данным компании 451 Research, к середине 2018 года их доля вырастет до 60%. «Облака» набирают популярность и в России. IDC утверждает, что в 2015 году российский рынок облачных услуг увеличился более чем на 65%, достигнув размера 23 млрд. рублей. Я вижу, что он продолжает расти, но предложение отстает от того, что необходимо в России. Сейчас облачные сервисы, в основном, предлагают базовое ПО: либо офисное, либо ПО промежуточного слоя. Я же убежден, что надо предлагать готовые решения, особенно те, что будут востребованы малым и средним бизнесом.

Мы сейчас выводим на рынок облачные решения в области управления ТОиР и недвижимостью, системы CRM и документооборота. Мы помогаем заказчикам бесшовно и безболезненно входить в новые решения через облачные сервисы, а при необходимости, если и только если система становится очень объемной, переходить в гибридную модель.

Преимущества «облаков» очевидны: резкое снижение затрат на приобретение и сопровождение требуемых ИТ-функций, простой удаленный доступ. Компании переводят затраты из капитальных в операционные, решают проблему дефицита мощностей, например, для пиковых нагрузок. Да, функционал может быть более стандартизированным, но при этом скорость начала использования системы несоизмеримо выше, чем при полновесном внутреннем внедрении.

CNews: Какие отрасли экономики, на ваш взгляд, недостаточно применяют цифровые технологии, где вы видите возможности развития?

Леонид Алтухов: Я бы обратил внимание не только на отрасли, но и на территории. Если вы посмотрите на карту покрытия нашей страны операторами связи, то сразу увидите точки, где информационные технологии используются интенсивно. Это города-миллионники. А 75-80% территории страны, скажем так, все еще «ИТ-неохвачены».

В отстающих с точки зрения развития ИТ в России оказался малый и средний бизнес. Поэтому наша текущая задача – обеспечить небольшие компании возможностями ИТ и автоматизации. Например, для предприятий малого бизнеса мы предлагаем переход на мобильный документооборот ЭСКАДО. Для работы системы не требуется покупать компьютеры, строить свою информационную сеть – достаточно мобильных устройств, которые сейчас есть практически у каждого. Цены на использование сопоставимы с ежемесячными расходами сотрудников на оплату мобильной связи и интернета – от 700 рублей на одного пользователя, предусмотрены скидки при оплате сервиса сразу на год. За эти деньги компания получает систему в «облаке» с поддержкой, веб и мобильные приложения.

CNews: Какие отрасли, напротив, слишком активно применяют цифровые технологии, предлагая продукты, ценность которых неочевидна для клиентов?

Леонид Алтухов: Банки, ритейл и телеком традиционно находятся в лидерах по использованию ИТ. Но слово «слишком» к ним не относится. Более того, по-моему, не может быть такого понятия как «слишком» в контексте информационных технологий.

Вся экономика становится цифровой: практически все новые рынки создаются на основе цифровых технологий. В обиход вошло устойчивое выражение «уберизация бизнеса». В современном мире ИТ являются одним из конкурентных преимуществ. ИТ – это будущее. Уже сейчас весь функционал, который мы получаем в мире реальных вещей, должен предоставляться виртуально и в дополненной реальности. Отсюда необходимость развивать облачные и мобильные технологии, чем и занята наша компания. Все решения «Интерпроком» получают возможность работы из «облака» и использования мобильных рабочих мест.

CNews: Считаете ли вы обоснованным и продуктивным переход от классического управления проектами к методологии Agile?

Леонид Алтухов: Классический структурированный подход и методологии хорошо зарекомендовали себя в проектах, где заказчик четко понимает конечную цель проекта и его промежуточных этапов. По нашему опыту, для многих проектов он будет весьма продуктивным. Agile идеально подходит для работы с инновационными проектами, стартапами или проектами из области «фантастических» – с высокими рисками. То есть там, где нет определенности в долгосрочной перспективе, где нужна большая гибкость и двигаться надо осторожно короткими шагами, получать результат – положительный или отрицательный – и в зависимости от него оперативно менять постановку задачи, перераспределять ресурсы. В своей работе мы не гонимся за модными веяниями, а используем подходы в зависимости от текущих задач, чтобы достигать наибольшей эффективности.

CNews: Насколько актуальна была тема импортозамещения и перехода на свободно распространяемое ПО в 2016 году? Какие российские продукты могут конкурировать с зарубежными аналогами?

Леонид Алтухов: Мне не очень импонирует слово «импортозамещение», я бы говорил о развитии российского ПО опережающими темпами. Мы взвешенно подходим к использованию импортного, отечественного и свободного ПО с постепенным уменьшением доли зарубежного. Однако мир становится все более глобальным, и замыкаться в своем собственном ПО, изобретая велосипед, – просто непозволительная роскошь.

Уже сейчас на мировом рынке есть много конкурентоспособных российских продуктов. Это подтвердили и мои коллеги по панельной дискуссии на Российском инвестиционном форуме «Сочи-2017», назвав ряд интересных ИТ-проектов, обладающих большим потенциалом для прорывных инноваций не только в России.

Нашу компанию тоже привлекает международный рынок, в частности растущий мировой рынок спортивной аналитики. По оценкам аналитиков, его объем сегодня примерно в 100 млн долларов США, а к началу 2020-х он может увеличиться более чем в 10 раз. Мы разработали систему 3D-трекинга и аналитики парусных гонок «Регатаскоп». В ноябре 2016 года вышла коммерческая версия, подписано соглашение на дистрибьюцию лицензий за рубежом, подана заявка на регистрацию авторских прав на «Регатаскоп» в Библиотеку Конгресса США. «Регатаскоп» уже стал первой российской 3D-трекинг-системой, которая была использована для сопровождения Чемпионата России в олимпийских классах яхт, гонок Национальной парусной лиги и Чемпионата мира ассоциации Megles 20. Мы хотим максимально использовать наш ИТ-потенциал, чтобы занять свою нишу в мире глобальной экономики.

CNews: Назовите ключевые проекты компании в 2016 году. Почему вы считаете их знаковыми?

Леонид Алтухов: Я бы выделил два крупных проекта, которые интересны с точки зрения решаемых бизнес-задач и эффекта, который получил заказчик от внедрения бизнес-решений. К сожалению, не могу назвать заказчиков, поскольку есть соглашения о конфиденциальности. Проекты реализованы в одной из крупных торговых сетей и в одном из крупных российских министерств. В первом случае мы создали централизованную систему управления магазинами как объектами по всему их жизненному циклу с акцентом на процессах развития сети, эксплуатации и ведения коммерческих отношений по площадям – как доходных, так и расходных. Подключаем в контур управления самые дорогостоящие в эксплуатации объекты внутри магазина.

Второй проект позволяет экономить время в трудоемком процессе ведения и поддержания в актуальном состоянии реестра объектов для следования последним предписаниям регуляторов.

CNews: Экспертизу в каких областях вы считаете конкурентным преимуществом ИТ-компании сегодня?

Леонид Алтухов: Сегодня информационные технологии стали одним из ключевых драйверов развития бизнеса. Заказчики ищут ИТ-партнеров не просто для автоматизации существующих процессов. ИТ-партнеры должны быть генераторами новых идей, предвосхищать потребности рынка, участвовать в создании стратегий и осуществлении амбициозных планов.

Наше конкурентное преимущество как ИТ-компании в том, что мы помогаем открывать новые цифровые горизонты и реализовать скрытый потенциал повышения эффективности управления всеми видами активов предприятия: интеллектуальными и творческими, финансовыми, физическими и информационными. И все это – в контексте целей и задач заказчика. Мы используем инновационные бизнес-решения и ИТ-технологии, чтобы каждый пользователь получил нужные услуги и сервисы на качественно новом цифровом уровне: когда удобно, где удобно, как удобно.

Вернуться на главную страницу обзора