Рынок IaaS продолжает динамично развиваться, на нем по-прежнему спрос превышает предложение. В 2021 г. этот сегмент в два раза опередил по темпам роста рынок ИТ в целом, а общий объем поставок IaaS, по оценке CNews, достиг ₽60 млрд. В 2022 г. скорость роста замедлится, однако по сравнению с другими направлениями ИТ сохранится опережающая динамика. Хотя проблемы в экономике ограничат покупательную способность бизнеса, доходы провайдеров сохранятся на высоком уровне благодаря росту цен.
IaaS опередил рынок ИТ в 2 раза
Согласно данным нового рейтинга CNews IaaS, в 2021 г. совокупная выручка 10 крупнейших провайдеров IaaS, инфраструктуры-как-сервиса, выросла на 38% до ₽48,6 млрд. Общее число участников рейтинга выросло с 20 до 25 компаний, у 23 из них выручкой IaaS более ₽100 млн в год.
Если учитывать всех участников рейтинга, а также компании, информация по финансовым данным которых по различным причинам не доступна («МегаФон», «Билайн»/DataFort, Cloud4Y), то общий объем отечественного рынка IaaS в 2021 г., согласно оценке CNews, превысил ₽60 млрд.
Традиционно индикатором состояния рынка IaaS в рейтинге CNews является выручка десяти ведущих провайдеров. По итогам 2021 г. она выросла на 38%, что значительно опережает другие сегменты ИТ: так для участников рейтинга CNews100 средний прирост выручки в прошлом году составил только 17,8% (в рублях).
В то же время необходимо отметить, что темпы роста рынка IaaS замедляются: в 2014-2018 гг они превышали 50%, а в 2019-2020 гг составляли уже 47–49%. Если рассматривать абсолютные цифры прироста выручки, то год от года они, наоборот, увеличиваются: ₽5,8 млрд в 2018 г., ₽7,9 млрд в 2019 г., ₽11,2 млрд в 2020 г., ₽13,3 млрд в 2021 г. Это говорит о том, что рынок все еще находится в стадии становления: рост с нуля всегда велик в процентном отношении, а увеличение ежегодного прироста выручки в абсолютных цифрах свидетельствует о том, что на облачные услуги сохраняется большой потенциальный спрос, который будет стимулировать развитие этого сегмента услуг даже несмотря на проблемы, с которыми столкнулась российская экономика в 2022 г.
Смена лидера
На первое место по сравнению с предыдущим годом поднялся системный интегратор Softline, IaaS-выручка которого впервые превысила ₽10 млрд. Бизнес компании рос примерно в темпе всего рынка (+30%), однако следует учитывать, что совокупный показатель Softline также включает выручку от перепродажи сервисов глобальных гиперскейлеров (Microsoft Azure, Google Cloud). В текущим году иностранные провайдеры прекратили сотрудничество с российскими партнерами. По данным CNews, текущие клиенты продолжают пользоваться сервисами, однако заключить новые контракты более невозможно. В Softline не смогли прокомментировать, насколько велика была доля прибыли от перепродажи иностранных облаков в общих показатели выручки IaaS.
На вторую строчку опустился «Ростелеком» (₽8,8 млрд), который продемонстрировал один из самых низких темпов прироста выручки среди всех участников рейтинга (+6%).
Третье место занял SberCloud (₽7,4 млрд, с 2022 г. работает под брендом Cloud), который, наоборот, оказался рекордсменом рейтинга по росту выручки (+186%). В пресс-службе компании CNews пояснили, что рост был связан с активным набором клиентской базы и ростом потребления со стороны текущих клиентов. В компании отмечают, что традиционно высок спрос на базовую облачную инфраструктуру (IaaS), с которой, как правило, начинается потребление облаков, после чего клиенты также начинают покупать PaaS-сервисы (аналитика, базы данных). На рост выручки также повлияло увеличение количества предоставляемых услуг: за 2021 г. платформа Advanced была расширена до более чем 50 IaaS/PaaS-сервисов.
В группе лидеров также находятся МТС (₽6,1 млрд), Selectel (₽5 млрд), которые опережают по обороту остальных участников минимум в 2 раза.
CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS в России 2021
# 2021
Компания
Выручка IaaS в 2021г., ₽тыс. с НДС
Выручка IaaS в 2020г., ₽тыс. с НДС
Рост выручки 2021/2020, в %
Доля IaaS в общей выручке в 2021 г.
1
Softline
10 007 646
7 690 497
30%
6%
2
Ростелеком
8 779 200
8 302 800
6%
н/д
3
SberCloud
7 360 520
2 574 323
186%
71%
4
МТС
6 100 000
4 519 000
35%
н/д
5
Selectel
5 001 935
3 422 322
46%
86%
Количество участников рейтинга растет
Как уже отмечалось, рынок IaaS находится в стадии становления и бурного роста, в связи с чем для него характерно большое количество игроков, появление новых участников и значительное число сделок в области слияний и поглощений (M&A). По сравнению с рейтингом по итогам 2020 г. в таблице сразу шесть новых участников, причем два из них показали оборот свыше ₽1 млрд — это ITglobal.com (11 позиция, ₽1,25 млрд) и EdgeЦентр (12 строчка, ₽1,1 млрд). Кроме того, в исследовании по итогам 2021 г. впервые приняла участие компания Timeweb Cloud (₽552 млн), а также в рейтинг вернулся провайдер Oxygen (₽346 млн). Общее число компаний-участников рейтинга с оборотом свыше ₽100 млн возросло с 20 до 23.
Среди сделок за 2021–2022 гг следует, прежде всего, отметить приобретение в апреле 2021 г. 100% компании «Связь ВСД» (бренд Linxdatacenter) консорциумом инвесторов, в который входят «ЭР-Телеком Холдинг», Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и ближневосточный фонд Talos Fund, с целью создания на базе Linxdatacenter крупного облачного оператора. А в конце года стало известно о том, что «Билайн» покупает провайдера IBS DataFort. У сотовой компании уже есть собственное облачное направление (beecloud), а приобретение DataFort было призвано расширить портфель облачных B2B- и B2G-услуг, и в перспективе стать одним из ведущих игроков рынка.
Лидеры роста: «Яндекс», SberCloud, LanCloud
Росту рынка способствует общий тренд на цифровизацию, благодаря которому все больше клиентов готовы отдавать внешнему провайдеру непрофильную для себе ИТ-активность, чтобы сосредоточиться на основном бизнесе. «Все больше компаний осознают преимущества аутсорсинга ИТ-инфраструктуры и, стремясь снизить капитальные затраты на собственное оборудование, используют ресурсы IaaS-провайдеров», — комментирует финансовый директор Selectel Сергей Зыряев.
При этом растет не только количество клиентов, но и объем потребления за счет дополнительных услуг: «Клиент всегда приходит за комплексной услугой, поэтому IaaS — это только часть проекта. Помимо этого, заказчики ищут сервисы по защите информации и услуги в области обработки данных. Именно эти три сегмента — аренда виртуальной инфраструктуры, ИБ и сервисы big data – являются наиболее динамично растущими сегментами облачного рынка», — рассказывает директор по продуктам облачного бизнеса МТС Михаил Соловьев.
В результате сразу пять участников рейтинга увеличили выручку от услуг IaaS более чем в два раза. Это «Яндекс.Облако» (196%), SberCloud (рост 186%), LanCloud (151%), VK Cloud Solutions (150%) и EdgeЦентр (104%).
«В 2021 г. росло и количество новых клиентов, и кратно увеличивался чек у старых пользователей. Кроме того, новые клиенты в течение 2021 г. значительно увеличивали потребление сервисов Yandex Cloud. Эти факторы свидетельствуют о том, что доверие к платформе повышается, и облачные технологии перестают быть площадкой исключительно для экспериментов бизнеса. Компании уже используют облачные сервисы для коммерческих сценариев», — прокомментировали прошлогоднюю динамику в «Яндексе».
Дополнительным стимулом для инвестиций в облака стал переход на удаленный формат работы. «Выгодным для нас фактором стала пандемия коронавируса. В 2020–2021 гг. многие компании переводили свою работу в онлайн-формат. Спрос на IaaS вырос во всем мире», — заявил генеральный директор EdgeЦентр Михаил Шурыгин.
Единственной компанией, снизившей показатели выручки, оказался провайдер RuVDS (-25%), а рост менее 10% был зафиксирован только у OnCloud (2%) и «Ростелекома» (6%). По словам генерального директора RuVDS Никиты Цаплина, снижение выручки по IaaS связано с переводом ряда крупных клиентов на модель bare-metal server: «Мы начали переход на модель предоставления физического оборудования без операционной системы в связи со сворачиванием программы лицензирования SPLA Microsoft, начавшимся в прошлом году. Как мы видим сегодня, это было определенно верное решение с точки зрения снижения зависимости от поставщиков зарубежного ПО».
Рост рынка IaaS замедлится, но не критично
Прогнозы результатов развития российского рынка IaaS в 2022 г. у опрошенных CNews экспертов расходятся, так как ситуацию определяют несколько разнонаправленных факторов. С одной стороны, наблюдается рост интереса к облачным технологиям со стороны бизнеса ввиду дальнейшей цифровизации, миграции из западных облаков, а также нехватки оборудования для построения собственной инфраструктуры из-за санкций. С другой стороны, в российской экономике ожидается спад по итогам года, кроме того, облачные провайдеры также могут столкнуться с нехваткой инженерного и ИТ-оборудования для расширения собственных мощностей.
Участники рынка сходятся в том, что рост рынка в рублях сохранится, однако не исключают, что темпы роста значительно замедлятся. «Первичным фактором является общее состояние экономики, поэтому по итогам года я ожидаю, что темпы роста рынка IaaS снизятся с 25% в 2021 г. до 0-5%, при том что рынок ИТ в целом сократится вслед за ВВП. Но в целом облачный сегмент будет чувствовать себя лучше, чем другие направления ИТ-индустрии, так как бизнес будет в приоритетном порядке переводить нагрузки в облака», — считает директор по стратегии облачного бизнеса компании T1 Cloud Антон Захарченко.
По мнению директора по развитию инфраструктурных продуктов Selectel Константина Ансимова, темпы роста рынка сохранятся на уровне 2021 г., однако это произойдет благодаря росту цен на облачные сервисы, в то время как рост реального потребления замедлится: «По нашим предварительным оценкам, основанным на полученных за последние несколько месяцев данных, в денежном выражении рынок вырастет на 35–40%, а в натуральном — на 25–30%. Разница в денежном и натуральном выражениях обусловлена повышением цен участниками рынка».
При этом драйвером роста рынка IaaS станет «консервативный» бизнес, который раньше не рассматривал размещение ИТ-инфраструктуры за пределами своих площадок. Ввиду усложнения логистики у сегмента enterprise возникли проблемы с поставками оборудования, в то время как облачные провайдеры обладают большим опытом в закупке железа, поэтому смогли быстро перестроить процессы и адаптироваться под новые условия: «Взаимодействие игроков рынка в целом усложнилось: единых новых правил и подходов больше не существует, поэтому условия каждой поставки обсуждаются с каждым вендором индивидуально», — констатирует Константин Анисимов.