Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в здравоохранении 2020

Государство замыкает здравоохранение в единый контур

Государство замыкает здравоохранение в единый контур

В апреле 2011 г. была утверждена концепция создания Единой государственной информационной системы в здравоохранении (ЕГИСЗ). На первом этапе речь шла о базовой информатизации медицинских учреждений: поставке в них вычислительной техники и подключении к интернету. Затем в поликлиниках и больницах стали появляться информационные системы, а на региональном уровне — создаваться единые сервисы, самым известным из которых является удаленная запись на прием к врачу. Теперь на очереди новая задача — объединить все это в единый цифровой контур.
 

Здравоохранение как национальный проект

В октябре 2018 г. в России был запущен национальный проект «Здравоохранение», в состав которого входит федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)». Он должен быть реализован до 31 декабря 2024 г. К этому моменту к ЕГИСЗ должны подключиться все государственные медицинские организации, а все граждане — получить доступ к своей электронной медицинской карте через личный кабинет «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг.

Согласно паспорту федерального проекта, на создание цифрового контура государство намерено направить ₽113,8 млрд. Из них ₽14,7 млрд было выделено в 2019 г. Пик финансирования запланирован на 2020 г. — объем выделяемых средств должен составить ₽48,8 млрд. В 2021-2024 г. он будет постепенно сокращаться: с ₽14,4 млрд до ₽10,5 млрд в год. Значительная часть этих средств направляется в регионы для создания централизованных подсистем. «На каждый год определены свои подсистемы — например, в 2020 году упор делался на обмен данными лабораторных исследований, интегрированную электронную медицинскую карту, центральный архив медицинских изображений», — поясняет Игорь Башков, руководитель отдела продаж и развития направления «Здравоохранение» группы компаний «Нетрика».

В сентябре 2020 г. появилась информация о том, что Минобороны и Минздрав собираются совместными усилиями строить единый цифровой контур медицинской службы вооруженных сил. По предварительным данным, проект будет реализовываться в 2021-2024 гг. и обойдется в ₽3 млрд. При этом подчеркивалось, что в дальнейшем система должна быть интегрирована с ЕГИСЗ.

Средства на развитие информационной системы в сфере здравоохранения также предусмотрены в национальном проекте «Цифровая экономика» в рамках федерального проекта «Цифровой регион». Они должны пойти на создание информационного сервиса управления объемами и транзакциями в системе ОМС, контроль платной деятельности медицинских организаций и сервис управления ресурсами системы здравоохранения региона. Проект должен был стартовать в 2020 году, но позже был перенесен на 2021 г.

Немного истории

ЕГИСЗ начала создаваться почти 10 лет назад. В ее состав входит 13 подсистем. Основные — регистр медицинских работников, реестр медорганизаций, электронная регистратура, интегрированная электронная медицинская карта и реестр электронных медицинских документов. Кроме того, есть подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, подсистемы по мониторингу организации оказания высокотехнологичной медпомощи и санаторно-курортного лечения, по мониторингу и контролю в сфере госзакупок лекарств.

В последние годы за создание системы отвечали назначенные правительством госкорпорация «Ростех», «Ростелеком» и НИИ «Восход». В обязанности «Ростеха» входило развитие и поддержка ключевых подсистем ЕГИСЗ: федеральной электронной регистратуры, электронной медицинской карты, ведение специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан и размещение на мощностях федерального центра обработки данных тестовой версии ЕГИСЗ. НИИ «Восход» предоставлял мощности федерального центра обработки данных для основной площадки ЕГИСЗ, а «Ростелеком» — для резервной площадки. В ноябре 2019 г. «Ростех» был назначен единственным поставщиком услуг по построению ЕГИСЗ на срок до 31 декабря 2020 г.

К моменту старта национального проекта «Здравоохранение» расходы на создание ЕГИСЗ уже превысили ₽40 млрд. Кроме того, из бюджета Минздрава ежегодно выделяются деньги на поддержку уже имеющейся инфраструктуры. Так, эксплуатация ЕГИСЗ в 2019 г. обошлась в ₽250 млн. Дополнительно ₽445,5 млн было израсходовано на поддержку Федерального центра обработки данных с основной, резервной и тестовой площадками ЕГИСЗ и ₽32,3 млн — на другие мероприятия по информатизации.

Основные события 2019 года

В июле 2019 г. тогдашний куратор проекта замминистра здравоохранения Елена Бойко отчиталась, что все регионы завершили интеграцию с ЕГИСЗ и обеспечивают услугу записи на прием к врачу в личном кабинете пациента «Мое здоровье». Более того, все больницы и поликлиники подключены к сети интернет, а все национальные медицинские центры оснащены телемедицинским оборудованием и подключены к телекоммуникационной инфраструктуре.

По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по итогам 2019 г. медицинские информационные системы использовали 65,6% структурных подразделений медицинских организаций. К региональным подсистемам ЕГИСЗ было подключено 24,3% подразделений, а 14% уже интегрированы с учреждениями медико-социальной экспертизы. Доступ к электронным медицинским документам в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) предоставляли 5,3% медицинских организаций. Этой возможностью воспользовались 10,3 млн человек.

Было проведено 679 тыс. телемедицинских консультаций, из них 104 тыс. — в режиме «врач-врач» и 385 тыс. — «врач-пациент». 43,7 млн человек в возрасте 15–72 лет или 40% взрослого населения воспользовались интернетом для записи на прием к врачу, вызова врача на дом, получения сведений об оказании медицинской помощи, направления на госпитализацию, прохождения медико-социальной экспертизы.

Новый этап развития

В январе 2020 г. произошла смена правительства РФ. Премьер-министром был назначен бывший глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Это положило начало кадровым перестановкам в федеральных ведомствах. Должность министра здравоохранения перешла к Михаилу Мурашко, а куратором информатизации отрасли вместо Елены Бойко стал Павел Пугачев. Чуть позже к федеральной команде ответственных за цифровую трансформацию отечественного здравоохранения присоединился бывший CIO Фонда социального страхования Дмитрий Селиванов — он был назначен директором департамента цифрового развития Минздрава РФ.

Фото: depositphoto.com

По итогам 2019 г. все больницы и поликлиники подключены к сети интернет, а все национальные медицинские центры оснащены телемедицинским оборудованием и подключены к телекоммуникационной инфраструктуре

В июле 2020 г. на заседании правительства было принято решение выделить ₽300 млн на завершение ранее заключенных контрактов в 14 регионах по созданию единого цифрового контура в здравоохранении.

В ноябре 2020 г. на развитие ЕГИСЗ направили еще ₽898,59 млн из резервного фонда правительства РФ. Эти средства должны пойти на создание информационного ресурса для предоставления медицинским работникам доступа к актуальным клиническим рекомендациям, справочникам лекарственных препаратов, передовым знаниям отечественной и мировой доказательной медицины в рамках подсистемы единой системы «Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения», визуализацию и автоматизированную аналитическую обработку данных о показателях системы здравоохранения, прогнозирование показателей здоровья, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, а также на увеличение мощности федерального центра обработки данных единой системы более чем на 50% за счет закупки оборудования, обеспечивающего, в том числе, возможность использования обезличенных сведений для создания алгоритмов и методов машинного обучения в целях формирования системы поддержки принятия врачебных решений и применения технологий искусственного интеллекта.

«В 2020 году среди региональных органов управления здравоохранением, на наш взгляд, наиболее востребованными были системы управления лабораторной и инструментальной диагностикой, аналитические системы класса BI, телемедицинские сервисы для дистанционного взаимодействия врачей со своими пациентами и коллегами, а также решения для создания интегрированной электронной медицинской карты в регионе», — рассказывает Игорь Башков.

В «Барс груп», кроме спроса на централизованные лабораторные системы и увеличение числа подключенных к ним медицинских организаций и анализаторов, говоря о развитии различных нозологических регистров. Популярными решениями до сих пор остаются наиболее востребованные населением услуги: запись к врачу, удаленное получение результатов оказанных медицинских услуг, в том числе с использованием мобильных приложений.

Владимир Варфоломеев, генеральный директор SofTrust, добавляет к этому списку требования обеспечить взаимодействие с информационной системой Фонда социального страхования при формировании и передаче электронного родового сертификата, поддержку национальной системы цифровой маркировки и мониторинга движения лекарственных препаратов, формирование нозологических регистров (ОКС и ОНМК). Дарья Голосова, первый заместитель генерального директора компании «Ай-Форс» (группа компаний «Форс») отмечает рост спроса на телемедицинские платформы и заказную разработку, например, мобильные приложения для электронной регистратуры. В текущих реалиях пандемии также остро стоят вопросы сохранения и предоставления в прежнем объеме и качестве медицинской помощи людям с хроническими заболеваниями, перенесшими серьезные хирургические операции или нуждающимися в различных видах реабилитаций, что является стимулом к внедрению ИТ-решений, позволяющих не только консультировать онлайн, но и осуществлять удаленное ведение таких пациентов посредством мониторинга показателей их здоровья.

«Однако прямой связи «больше бюджет — выше спрос» не наблюдается, так как пандемия, заставшая врасплох и российское здравоохранение, сильно сказалась на деятельности медицинских учреждений, — говорит Дарья Голосова. — С одной стороны, перераспределились их расходы с ИТ на другие задачи, более приоритетные на данный момент, с другой, был дан сильный толчок применению новых подходов и инструментов во взаимодействии с пациентами в процессе их лечения. Это касается, в первую очередь, телемедицинских сервисов и проектов». Кроме того, эксперт отмечает, что из-за сокращения ИТ-бюджетов медучреждения на сегодняшний день все больше склоняются к использованию облачных моделей информационных систем. Это дает им возможность легче и безболезненнее пилотировать продукт, а главное, рациональнее использовать денежные средства.

Владимир Варфоломеев также говорит о резком росте спроса на решения для обработки и анализа медицинских изображений, телемедицину и другие средства дистанционного взаимодействия с пациентом (колл-центры, доступ к результатам исследований через личный кабинет, СМС-оповещение и т.д.). «В качестве «антиковидных» мер мы реализовали интеграцию медицинской системы с федеральным регистром COVID-19, обеспечили поддержку телеконсультаций в режиме «врач-врач» и «врач-пациент», реализовали сервисы оповещения пациентов (напоминание о предстоящем приеме, об отмене и переносе записи на прием) и интеграцию с голосовым роботом для вызова врача на дом. Результаты лабораторных исследований (в том числе тестов на COVID-19), направления, назначения и рецепты стали доступны в Личном кабинете пациента, — приводит пример Владимир Варфоломеев. — До конца года для пациентов с хроническими заболеваниями будет обеспечена возможность продления электронных рецептов без посещения врача».

Региональные МИС все плотнее интегрируются с федеральными подсистемами ЕГИСЗ, системами Фонда социального страхования и бюро медико-социальной экспертизы, а также с региональными подсистемами станций скорой медицинской помощи и организации льготного лекарственного обеспечения, отмечают в «Барс Груп». Существенно вырос спрос на статистику, аналитику, обработку данных, хранящихся в информационных системах, в том числе с использованием искусственного интеллекта, высок спрос на системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР), а также на системы поддержки управленческих решений. Основной запрос со стороны клиентов федерального уровня — это оперативный сбор, консолидация и углубленный анализ информации об обеспеченности медицинских организаций медицинским персоналом, о качестве лечения пациентов, структуре заболеваемости, обеспеченности лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. При этом важным трендом стало не просто накопление данных, а выход на их обработку с использованием самых современных методов и инструментов, подготовка и визуализация аналитических данных, построение предиктивных моделей.

Подводные камни

Создание ЕГИСЗ как единого ресурса, объединяющего медицинские учреждения по всей стране, длится уже почти 10 лет. Понятно, что такие масштабные и уникальные проекты не обходятся без сложностей.

Например, по словам Игоря Башкова, в регионах число задач в этом направлении неуклонно растет, а число сотрудников остается прежним. Распространена ситуация, когда специалистам по информатизации к текущему функционалу просто добавляют задачи по цифровой трансформации. «Сверхзагруженность этих специалистов замедляет повсеместное использование цифровых сервисов в здравоохранении как среди медицинских организаций, так и среди населения», — считает он.

Дарья Голосова отмечает скепсис врачей, их неготовность или нежелание работать с дополнительными информационными системами. «В решении этой проблемы ключевую роль, конечно, играет воля руководства медучреждения, четкое понимание ими целей и задач, решаемых с помощью ИТ», — говорит она.

По-прежнему остро стоит вопрос защиты медицинских персональных данных.

По мнению Владимира Варфоломеева, основной проблемой являются слишком частые, иногда необоснованные, изменения нормативных требований, спецификаций интеграционных профилей, а также технические сбои некоторых федеральных сервисов, которые приводят к авральному режиму работы по модификации региональных систем. Есть, по его словам, и случаи замены успешно функционирующих региональных решений.

По данным Счетной палаты за первое полугодие 2020 г. федеральный проект создания ЕГИСЗ был исполнен всего на 16,7%. К 1 ноября 2020 г. этот показатель увеличился до 49,7%. В конце ноября Министерство финансов заявило, что намерено запретить ведомствам распределять на другие цели неизрасходованные на нацпроекты деньги. Вместо этого их планируется вернуть в Резервный фонд правительства. Остается только надеяться, что за оставшееся до конца года время в области цифровизации здравоохранения произойдут изменения, благодаря которым все заявленные в федеральном проекте планы будут реализованы.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора