Спецпроекты

На страницу обзора
Гибридный вариант работы будет определяющим для большинства компаний

Предприятия продолжают трансформировать как продукты, так и культуру компании, расширяют возможности команды и интегрируют традиционные бизнес-модели с новыми цифровыми услугами, что оказывает положительное влияние на устойчивость бизнеса. О продуктах и решениях Citrix для промышленности, автоматизации и искусственном интеллекте, о проблемах и болевых точках в производственной отрасли, а также способах их устранения в интервью CNews рассказал Сергей Халяпин, главный инженер представительства Citrix в России и странах СНГ.

Сергей ХаляпинCitrix

CNews: Что именно может сегодня предложить Citrix производственным предприятиям? Какие области охватывают эти предложения и какие проблемы заказчики решают с их помощью?

Сергей Халяпин: Компания Citrix производит и поставляет инфраструктурные решения, у нее нет такого продукта, который отвечал бы непосредственно за управление автоматизацией промышленных предприятий или управлял бы станками. Однако продукты Citrix дают возможность осуществлять контроль и консолидацию решений, активно используемых на промышленных и производственных предприятиях. Они позволяют заказчикам собрать все необходимые данные в одном месте, а также централизованно обслуживать разнообразные приложения и сервисы, применяемые на производстве.

Пользователи таких предприятий традиционно отличаются от обычных пользователей. Они работают в сложных условиях, подключаются по разным каналам связи и часто потребляют или передают информацию в режиме реального времени. Citrix дает возможность производственным предприятиям и их сотрудникам работать с необходимыми им данными в реальном времени. Это позволяет получать или вносить информацию о том, что происходит в данный момент, видеть текущую ситуацию, собирать информацию из цехов, получать ее с датчиков различных систем, либо наоборот, основываясь на информации от корпоративных систем, производить настройку тех или иных решений.

Сергей Халяпин, главный инженер представительства Citrix в России и странах СНГ

CNews: Какие решения сегодня становятся наиболее востребованными на рынке и находятся сейчас «на подъеме»? Что актуально для российских заказчиков?

Сергей Халяпин: Благодаря Citrix заказчики решают проблемы доступа к данным, централизации данных, обслуживания инфраструктуры в одном месте, не занимаясь для этого обновлениями на разных платформах по разным каналам связи. Находясь в офисе, сотрудник может работать на стационарном ПК, а на объекте в режиме реального времени использовать защищенное устройство, которое подключается не по кабелю, а по Wi-Fi, либо по сетям сотовой или спутниковой связи, и взаимодействовать с теми приложениями, которые используются в производственной среде. Это ключевые проблемы, которые можно решить с помощью Citrix Virtual Apps and Desktops.

Краткая биография

Сергей Халяпин

  • Работает в области ИТ с 1992 года.
  • В компанию Citrix пришел в 2007 году.
  • В настоящее время занимает должность руководителя системных инженеров в России, СНГ, Восточной Европе, Греции, Турции и Израиле.
  • Является официальным техническим представителем Citrix и отвечает за:
  • — работу с ключевыми заказчиками;
  • — обучение и повышение квалификации инженерного состава партнеров и дистрибьюторов
  • — тестирование решений;
  • — работу с альянсовыми и технологическими партнерами.

Если говорить про сетевые решения, то это вопросы организации защищенного канала связи с централизованной инфраструктурой, возможность балансировать информацию между разными имеющимися каналами связи, то есть обеспечение непрерывной связанности между удаленной площадкой и центральным офисом, ЦОДом компании, чтобы в случае нарушения в одном из каналов система все равно оставалась бы работоспособной. И при этом не снижался бы уровень комфорта работы пользователя.

По каналам между филиалами, устройствами и ЦОД передаются разные типы данных. Физические или виртуальные сетевые устройства Citrix позволят определить тип трафика и перераспределять потоки в зависимости от важности и приоритета приложений, работающих с данными. Таким образом, задача состоит в том, чтобы гарантировать сотрудникам возможность работы со специализированным программным обеспечением и специализированными рабочими местами.

В перспективе можно говорить о востребованности в будущем технологий AR в сочетании с VDI или терминальными сервисами

Например, если нужно решение для работы с 3D-графикой в системе проектирования, то обычно устанавливается мощный компьютер с графическими картами. Однако это предусматривает привязку к определенному рабочему месту. Если же нужно работать дистанционно, то можно выдать пользователю мощный ноутбук и отправить в удаленный офис или на объект. Но в сложных производственных условиях с электромагнитными наводками и вибрацией обычный ПК может не работать. Альтернатива использовать решение Citrix и в технологической среде применять защищенные устройства, удаленно подключаясь с них ко всем приложениям и данным в дата-центре, которые нужны для работы.

Такие решения активно применяются и в мире, и в России. Например, в авиастроении, когда используются мобильные рабочие станции, взаимодействующие с сервером.

CNews: Как меняется спрос производственных предприятий, какие наблюдаются тенденции? Какие ИТ-решения будут востребованы в будущем?

Сергей Халяпин: В перспективе можно говорить о дополненной реальности (AR) в сочетании с VDI (инфраструктура виртуальных рабочих мест) или терминальными сервисами. При этом данные и приложения будут находиться в ЦОД, а сотрудник с помощью средств дополненной реальности сможет непосредственно работать со сборкой деталей, получать справочную информацию об особенностях соединения.

Учитывая активное развитие сетевых технологий, например, Wi-Fi 6 и 5G, предоставляющих широкую полосу пропускания, такие приложения могут получить распространение. Решения Citrix всегда отличались тем, что позволяли работать с минимальной полосой пропускания. Один из ключевых технологических партнеров Citrix компания Nvidia. Совместно нам удалось снизить требуемую полосу пропускания в VDI для работы с 3D-графикой до значений, позволяющих удаленно подключаться к ресурсам в центральном офисе. В нефтегазовой отрасли это дает возможность, например, обойтись без командировок и получить доступ с удаленного ноутбука к данным геофизической разведки в центральном сервере. При работе с виртуальными десктопами также решается проблема нестабильной работы каналов связи.

CNews: Как пандемия коронавируса повлияла на российский производственный сектор и используемые компаниями из этой отрасли технологии? Насколько изменились требования к безопасности, организации рабочего места?

Сергей Халяпин: Многие предприятие переходят к Индустрии 4.0, внедряют различные робототехнические комплексы решение. Такие предприятия будут активно использовать различные технологические решения, которые позволят им уменьшить нагрузку на обслуживание инфраструктуры, максимально все централизовать и автоматизировать. Citrix помогает таким заказчикам перенести все в централизованную среду.

На подъеме находятся различные технологии роботизации, активное использование 3D-графики, начинается применение в промышленном сегменте дополненной реальности

С учетом опыта последних двух лет и пандемии очень важна возможность не собирать людей вместе, дабы соблюсти социальную и технологическую дистанцию. Чтобы внести какие-то данные, не нужно ехать в офис, это можно сделать с удаленной площадки или даже из дома. Многие заказчики, в том числе и из промышленного сектора, для задач, не требующих физического присутствия на площадке, активно использовали наши решения, чтобы дать сотрудникам возможность удаленного доступа из того места, где им удобнее и безопаснее находиться. Что касается работы непосредственно на объекте, то, используя не только технологии Citrix, но и развитие сетей 4G/5G, промышленные защищенные ноутбуки, планшеты, можно обеспечить комфортную дистанционную работу, не заставляя сотрудников собирать данные, ехать туда, где стоит стационарный ПК, и вносить их.

CNews: Насколько решения Citrix отвечают новым трендам? Каким образом тренды, заданные прошлым годом, развиваются сейчас?

Сергей Халяпин: На подъеме находятся различные технологии роботизации, активное использование 3D-графики, начинается применение в промышленном сегменте дополненной реальности. С помощью AR и различных умных гаджетов можно тренироваться, не подвергая себя риску и погрузившись в эмулированную среду, либо, работая с физическими объектами, иметь возможность оперативно получать информацию о том, как соединять их между собой. Эти технологии лидируют во всем мире, и они актуальны для всех заказчиков, включая российских. Совершенно разные рынки находят возможности применения решений Сitrix Systems.

Сергей Халяпин: В будущем получит развитие гибридная модель работы, когда сотрудник будет часть времени находиться в офисе, а часть — дома. Это уже становится нормальной бизнес-практикой

Интересное направление интеграция Citrix Virtual Apps and Desktops через микроприложения с решениями других производителей. Это позволяет пользователям не запускать мощные приложения, потребляющие много ресурсов, и эффективно решать повторяемые задачи. С помощью микроприложений Сitrix можно осуществлять связку своих решений с веб-сервисами. Вместо того чтобы запускать полнофункционального клиента, для небольших операций можно сразу сделать запрос прямо с портала, где представлены иконки и файлы приложения. В результате работа пользователей становится максимально комфортной, и им не нужно переключать внимание между разными приложениями и сервисами во время работы.

CNews: Большинство решений Citrix завязаны на работу с облаком. Многие предприятия начали переходить к использованию облачных решений и сервисов. Однако сегодня государства стремятся контролировать данные. У Citrix есть ЦОД в США, Германии, Японии. Есть ли в планах создание дата-центра в России?

Сергей Халяпин: У нас есть варианты локального и обычного развертывания программного обеспечения, а также гибридные варианты. Наши решения вполне могут использоваться и без облака. У заказчика есть возможность выбора, он может развернуть инфраструктуру у себя, в рамках своего предприятия, или использовать облачные сервисы. Причем есть управляющая часть облачных сервисов: лицензирование, общая база, которая хранит в себе настройки соединений, а есть рабочая нагрузка, которая, в свою очередь, может располагаться у глобальных поставщиков облачных сервисов таких как Google, Microsoft Azure, AWS, IBM Cloud или на площадке заказчика, в его ЦОД.

Заказчик должен выбрать, как он хочет управлять своей инфраструктурой самостоятельно, когда все, включая элементы управления, размещается локально, или когда за обновления инфраструктуры, своевременное резервное копирование и защиту элементов управления отвечает Citrix. В последнем случае используется облако, но при этом данные и рабочая нагрузка размещаются там, где захочет заказчик. Поэтому говорить о центрах обработки данных в США, Германии, Японии не совсем правильно. Это не ЦОД Citrix, а развернутые в Microsoft Azurе элементы управления, которые размещены в этих странах.

В то же время, если нужно развернуть все исключительно в облаке и на российской площадке, то мы активно работаем с Yandex.Cloud, чтобы наши заказчики желающие использовать облачные сервисы без привязки к зарубежном облакам, получили такую возможность. Сейчас у ряда клиентов как раз тестируются такие проекты.

CNews: Что дает заказчикам Citrix цифровая трансформация? Позволяет ли она расширить спектр бизнес-операций? Насколько она необходима для поддержания конкурентоспособности и эффективного управления все более сложными глобальными операциями?

Сергей Халяпин: Пандемия выступила катализатором процессов цифровой трансформации. Сегодня работа и место, откуда человек работает, мало связаны. С точки зрения информационной безопасности гораздо проще и привычнее контролировать офисную среду. Когда сотрудники сидят в офисе, легче организовать защиту периметра. Когда часть сотрудников вынужденно перешла на удаленку, начались каскадные изменения, возникли вопросы защиты подключения пользователя к ресурсам компания, к данным и приложениям, с которыми сотрудник должен работать.

Пандемия стала катализатором не только принятия технологий заказчиками, она способствовала развитию технологических сервисов, которые позволяют отвечать на современные вызовы рынка

В результате резко вырос спрос на недорогие ноутбуки, потребовалось гораздо больше устройств. Взрывной рост спроса на облачные сервисы создал проблемы для облачных провайдеров. Им пришлось искать возможности предложить рынку необходимые ресурсы. Больше всего выиграли компании, которые имели четкую стратегию и еще до пандемии использовали решения класса Citrix Virtual Apps and Desktops, терминальный доступ, виртуальные десктопы для обеспечения работы своих пользователей. Основные вопросы как обеспечить регламент по безопасности и как перевести сотрудников на удаленную работу, не нарушая требований законодательства.

Появились новые классы решений, мнение, что удаленных пользователей нужно рассматривать с точки зрения «нулевой терпимости» (Zero Trust), поскольку их устройства не обслуживаются компанией, каналы также не защищены. Citrix исходит из того, что все это недоверенные устройства, а каналы подключения не являются доверенными каналами связи.

Компания предложила дополнения к своим продуктам виртуализации и сетевым решениям, нацеленные на защищенное подключение и обеспечение защищённого доступа, в том числе к облачным ресурсам. Рынку были предложены граничные сервисы, через которые будет осуществляться подключение к ресурсам, запрашиваемым конечным пользователем. Уже на границе администратор будет проверять валидность запросов, полномочия доступа к тому или иному ресурсу.

К Citrix Virtual Apps and Desktops также добавили компонент, который оказался востребованным в этих сложных условиях. Это решение, позволяющее защититься от снятия скриншотов на клиентском устройстве и перехвата ввода данных клавиатуры. Злоумышленник будет получать лишь «черный квадрат» и зашифрованный поток данных, набираемых на клавиатуре. Это позволяет решить целый ряд задач после перехода сотрудников на удаленную работу.

Пандемия стала катализатором не только принятия технологий заказчиками, она способствовала развитию технологических сервисов, которые позволяют отвечать на современные вызовы рынка, в том числе и по информационной безопасности.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о ваших решениях. Что они дают заказчикам?

Сергей Халяпин: Мы упростили процесс соединения и подключение удаленных площадок с централизацией данных и приложений. Вместо того, чтобы на каждой площадке иметь свое хранилище, которые затем нужно синхронизировать с централизованным хранилищем, подключение к ЦОД осуществляется напрямую. Мы дали возможность проще и быстрее подключаться с удаленных площадок к необходимым ресурсами. Это позволило сократить издержки на обслуживание, на защиту, на распространение программного обеспечения на различные устройства.

Благодаря Citrix Virtual Apps and Desktops и терминальных сервисов пользователь получил возможность использовать любые собственные устройства. Главное, чтобы это устройство могло подключаться к каким-либо каналам связи, и на него можно было бы установить агента Citrix. В крайнем случае, устройство должно иметь браузер с поддержкой HTML5, если оно не допускает установку клиента. Такой браузер также позволяет работать с виртуальными сервисами и десктопами. Перенос информации в дата-центры повлек за собой сокращение издержек.

При едином централизованном управление с точки зрения и ИТ, и безопасности гораздо проще предоставлять из дата-центра нужную информацию тому, кому она нужна, туда, где она необходима, и тогда, когда она нужна

Решения Citrix дают заказчикам возможность гибко изменять инфраструктуру. В зависимости от требований рынка можно легко перестраивать филиальную сеть, быстрее реагировать на возникающие потребности или задачи, поддерживать больше бизнес-операций на конечных точках, на различных площадках. Если раньше нужно было привезти на эту площадку определенное количество оборудования и развернуть необходимую инфраструктуру, то сейчас главное, чтобы у пользователя было какие-то клиентское устройство: планшет, смартфон или ноутбук. Этого вполне достаточно, мы можем сразу предоставить пользователям доступ к новым приложениям и сервисам, новым программным продуктам. Это позволяет более конкурентоспособно отвечать на вызовы бизнеса, эффективнее управлять данными и инфраструктурой, получать данные реального времени.

Чем сложнее глобальные операции, тем труднее делать это традиционным способом, когда в каждом филиале свои источники и хранилища данных. При едином централизованном управление с точки зрения и ИТ, и безопасности гораздо проще предоставлять из дата-центра нужную информацию тому, кому она нужна, туда, где она необходима, и тогда, когда она нужна.

CNews: Какие компании являются вашими партнерами в промышленной сфере? Есть ли совместные производственные ИТ-решения, доступные заказчикам? Что появится в ближайшем будущем?

Сергей Халяпин: В промышленной сфере это производители защищенных клиентских устройств, компании-производители программных продуктов для управления, проектирование или автоматизации. Мы работаем в том числе и с российскими вендорами, обеспечивающими работу с тонкими клиентами, такими как ТОНК, с «Лабораторией Касперского» по информационной безопасности, с компаниями «КриптоПро» и «Алладин» в области защиты клиентских устройств и сетевых подключений, с российскими производителями операционных систем семейства Linux. Это те ресурсы, которые будут разворачиваться на инфраструктуре Citrix. Мы помогаем им обеспечить выполнение необходимых требований, предъявляемых заказчиком.

CNews: Какие уроки предприятия извлекли для достижения гибкой, последовательной стратегии поддержки сотрудников, работающих из дома, тех, кто должен ежедневно приходить на производство, и тех, кто обслуживает производственные решения на местах?

Сергей Халяпин: Основной урок заключался в том, что можно действительно работать удаленно, и, согласно опросам заказчиков, даже когда эпидемия закончится, сотрудники не вернутся полностью в офис. Компания поняли, что можно сократить часть офисного пространства без ущерба для производительности, а сотрудники осознали, что им достаточно комфортно работать из дома, не тратить много времени на поездки в офис. Но при этом будут оставаться задачи, которые нельзя решить без личного присутствия, например, на производственной площадке. Получит развитие гибридная модель работы, когда сотрудник будет часть времени находиться в офисе, а часть дома. Это уже становится нормальной бизнес-практикой для большинства пользователей.

У тех, кто работает с технологическими процессами, появляется возможность удаленно получать какую-то информацию, заранее ее просматривать или вносить какие-то изменения. Все это позволит более гибко реагировать на те вызовы, которые ставят существующие среды, и на задачи бизнеса. Кроме того, можно без помех перестраивать свою инфраструктуру, быстрее отвечать на все задачи, которые стоят перед компаниями и конечными пользователями. Практика показывает, что видеоконференции не всегда достаточно, иногда нужно личное общение. В ближайшей перспективе гибридный вариант будет для большинства организации определяющим.