Спецпроекты

На страницу обзора
Технологии скоро станут незаметными, а заказать товар можно будет сразу на производстве

Цифровые города, предприятия и аватары — концепция будущего, которая уже окутывает нашу реальность, растворяясь в облачных пространствах. Технологии сделают возможным безлюдное производство практически во всех отраслях экономики, что обновит возможности традиционных профессий. О том, в чем польза цифрового следа работника, как обработка и анализ данных создают «единую версию правды», почему не избежать коммодитизации ИТ-сферы и на какие цифровые тренды делать ставку в промышленности CNews рассказал Сергей Иревли, директор по продуктам компании «МаксимаТелеком».

Сергей Иревли«МаксимаТелеком»

CNews: «МаксимаТелеком» известна как компания, занимающаяся технологиями «цифрового города». Почему вы решили также заняться решениями по интеграции человека в цифровой периметр промышленного предприятия? Опыт, накопленный в проектах цифровых городов, оказался полезен в этой сфере?

Сергей Иревли: В работе над городскими проектами мы сталкиваемся с тем, что практически любое решение предусматривает цифровизацию сотрудников и рабочих процессов. Обычно оно включает все этапы производственной деятельности: от формирования задач до контроля их исполнения, мониторинга оборудования, наличия средств индивидуальной защиты (СИЗ) и учета технологических активов. Это схожие задачи как в работе городских служб, так и в периметре промышленных предприятий. Поэтому продукты и ИТ-сервисы индустриального уровня не так далеки от решений для «умного города». И в том, и в другом случае мы оцифровываем работу конкретных людей, повышая качество выполняемых ими работ и предлагая удобные инструменты с понятным интерфейсом для взаимодействия между человеком и машиной.

Сергей Иревли: Машинное зрение и видеоаналитика получат более широкое проникновение в промышленности в процессах автоматизированного контроля

Сегодня цифровой сотрудник — это уже устоявшийся термин, охватывающий все стороны взаимодействия человека с технологической средой на основе данных, получаемых из самых разных источников: мобильные устройства, датчики, сенсоры. Результатом анализа всех этих данных должна стать единая картина процесса с возможностью создания цифрового двойника. Мы видим нарастающий среди наших заказчиков спрос на цифровые средства для объективного контроля. С их помощью можно получать «единую версию правды» благодаря созданию коллаборативной среды обработки и анализа данных.

CNews: Получается, такие системы позволяют охватить любой процесс и минимизировать человеческий фактор?

Сергей Иревли: Да, каждый процесс в городском хозяйстве или на производстве может быть автоматизирован и воспроизведен в виде виртуального объекта — цифрового двойника. Алгоритмы машинного обучения анализируют эти данные, помогая выстраивать сквозные процессы и принимать решения наиболее оптимальным образом. Например, наша платформа объективного метрологического контроля сыпучих грузов уже несколько зимних сезонов применяется в комплексе ЖКХ в Москве. С ее помощью руководство города контролирует расходование средств бюджета и деятельность подрядчиков благодаря объединению всех участников процесса вывоза и утилизации снега в единую информационную среду. Человеческий фактор при этом исключается за счет полной автоматизации оценки объемов снежных масс на снегоплавильных пунктах. Это возможно при применении трехмерного лазерного сканирования и профилирования, технологий анализа данных с помощью обучаемых алгоритмов нейросетей и видеоаналитики.

CNews: Каким образом и насколько такая «оцифровка» сотрудников и операций позволяет повысить эффективность работы и увеличить безопасность? Можете ли вы привести примеры, как современные предприятия решают задачи по контролю соблюдения процессов производства и технологических регламентов?

Сергей Иревли: Здесь важно отметить, что в проектах по цифровизации мы работаем с цифровым следом работника. Аналог такого следа в обычной жизни есть у каждого, кто пользуется онлайн-сервисами. Похожий трэк из совершенных работником действий в периметре производства можно формировать на основе данных, которые накапливаются в течение рабочей смены. Главным объектом цифровизации становится среда, в которой работает человек, а также сами процессы и контроль за их выполнением без инцидентов. Все это переводится в цифровой вид.

Есть нарастающий запрос у заказчиков на цифровые средства для объективного контроля. С их помощью можно получать «единую версию правды» благодаря созданию коллаборативной среды обработки и анализа данных

Самый простой кейс повышения эффективности — это анализ теплокарт и треков перемещений на рабочем месте и на их основе проведение оптимизации маршрутов передвижения при организации производственных процессов. Например, это важно для правильного размещения того или иного оборудования на предприятии. В промышленной безопасности с помощью решений для объективного контроля можно видеть наличие СИЗ на человеке, фиксировать время нахождения в опасных зонах на вредных производствах, при необходимости контролировать биометрические параметры (пульс, сатурация крови), а также вести мониторинг атмосферы в промышленных кластерах и городах на наличие вредных газов, таких как хлор, аммиак, CO2.

Используя данные объективного контроля, можно более точно нормировать время на ту или иную операцию или вычислять отклонение от эталонных технологических процессов.

CNews: В чем тогда заключаются основные проблемы, связанные с человеческим фактором, при цифровизации предприятия и как их правильно решать?

Сергей Иревли: Чаще всего они связаны с недостаточным пониманием новых технологий, боязнью их использовать и нести материальную ответственность за дорогостоящее оборудование. Для того, чтобы сделать переход к цифровым технологиям более плавным, необходимо чаще рассказывать об эффектах от внедрения инноваций, повышая уровень знаний о цифровых инструментах на производстве. Потому что цифровизация это еще и «культурный» процесс, затрагивающий культуру производства и изменения в привычном укладе работы.

CNews: Какие решения для управления рабочими процессами сотрудников на производстве может предложить «МаксимаТелеком»? Это собственные разработки или сервисы сторонних вендоров?

Сергей Иревли: Мы сформировали решение по цифровизации персонала с гибко масштабируемой архитектурой для безопасной работы человека в цифровом контуре производства. Оно решает самые разные задачи: контроль СИЗ и нахождения работников в опасных зонах, мониторинг состояния здоровья с возможностью экстренной связи, а также способов взаимодействия с оборудованием. Наряду с этим востребованы проверка выполнения операций, соблюдение производственного процесса, ТОиР, возможность подключения удаленного эксперта с применением технологии дополненной реальности (AR).

Для того, чтобы сделать переход к цифровым технологиям более плавным, необходимо чаще рассказывать об эффектах от внедрения инноваций, повышая уровень знаний о цифровых инструментах на производстве

CNews: Расскажите, пожалуйста, о реализованных проектах в вашем портфеле: какие задачи ставил заказчик, как внедренные решения позволили их выполнить, какие именно разработки были использованы?

Сергей Иревли: Сейчас одновременно работаем с несколькими проектами из разных отраслей. Так, в ходе одного из пилотных проектов с предприятием по сервисному обслуживанию подвижного состава мы предложили решение по объективному контролю процессов ТОиР. В основе проекта лежит платформа, которая помогает автоматизировать контроль подвижного состава, получать объективную информацию по каждому из этапов технических работ, а также анализировать статистику производственных операций и вести онлайн-мониторинг показателей ремонтов. Она объединяет носимые устройства — очки дополненной реальности — и цифровую инфраструктуру для обработки и передачи данных и удаленных консультаций непосредственно в ходе работы.

CNews: Тогда в каких областях ИИ и платформы на его основе смогут полностью заменить человека в среднесрочной перспективе, а где без его участия по-прежнему будет нельзя обойтись?

Сергей Иревли: Мы говорим не о том, чтобы заменить человека, а о том, как дополнить его инструментами для более быстрого решения типовых задач. Например, решениями для мультимедийных коммуникаций — вызов удаленного эксперта, обмен сообщениями между человеком и системами предприятия (SCADA, MES, PLM), с передачей конечной информации на терминал пользователя.

Каждая технология со временем становится коммодити-продуктом, растворяясь в нашей повседневной жизни и становясь незаметной

Человек передаст больше операций машине, а сам займет роль оператора процесса. Это потребует изменения навыков в сторону digital skills и оптимизации существующих моделей создания стоимости. Скажем, искусственный интеллект будет работать на всем жизненном цикле выпуска промышленной продукции, обрабатывая данные для поиска вариантов оптимизации процесса производства.

CNews: Какие технологии из активно обсуждаемых сегодня способны значительно повысить эффективность бизнеса промышленных компаний в ближайшие пять лет, а какие вам кажутся быстро проходящей модой?

Сергей Иревли: Прежде всего, это аддитивные технологии, если касаться производств. Если смотреть в сторону информационных технологий на предприятии, то это AR и Spatial Computing (концепция пространственных вычислений). Машинное зрение и видеоаналитика получат более широкое проникновение в промышленности, особенно в процессах автоматизированного контроля. В любом случае каждая технология со временем становится коммодити-продуктом, растворяясь в нашей повседневной жизни и становясь незаметной. Все это, конечно, потребует связанности — коннективити — своего рода артерии для данных. Здесь открывается целое семейство самых разных стандартов связи, начиная от энергоэффективной LPWAN до промышленного Wi-Fi и мобильных стандартов (PLTE и 5G) для индустриального интернета вещей. И это востребовано повсеместно: от сети на добывающем предприятии до технологической сети передачи данных на целой железной дороге. Произойдет полноценная интеграция частных и публичных сетей, когда вы сможете «по требованию» из дома заказать то или иное изделие или товар напрямую на производстве.

Анастасия Стадник