Спецпроекты

На страницу обзора
Инициативы ЦБ РФ придают дополнительное ускорение банковской отрасли

Скорость цифровизации банковской отрасли резко увеличилась с момента пандемии, этому способствовал рост спроса на онлайн-услуги. И сегодня традиционные кредитные организации конкурируют уже не только между собой, но с финтех-компаниями, которые готовы играть на их поле и обыгрывать. О современных тенденциях банковского сектора, влиянии инициатив регулятора, запуске цифрового рубля и неоднозначной роли биометрической системы в интервью CNews рассказал заместитель председателя правления компании «Центр Финансовых Технологий» (ЦФТ) Андрей Фомичев.

Андрей Фомичев«Центр Финансовых Технологий»

CNews: У российской банковской системы есть шансы стать одной из самых передовых в мире, считают аналитики McKinsey. Как инновации изменят банковскую отрасль России?

Андрей Фомичев: У российской банковской системы есть шанс оставаться одной из самых передовых в мире. Дополнительное ускорение банковской отрасли России в области ИТ могут придать инициативы Центрального Банка РФ. Например, инициативы по запуску цифрового рубля, развитию единой биометрической системы, удаленной биометрической идентификации, масштабированию маркетплейсов, внедрению банками искусственного интеллекта и приложений с дополненной реальностью. Сюда же можно отнести и виртуальные 3D-отделения, новые формы платежей такие как биометрия и QR-коды, а также новые форм-факторы гаджетов телефонов, 3D-очков. Продолжение пандемии стимулирует дальнейший переход на онлайн-покупки и платежи при удаленной работе. Тем не менее под действием различных факторов число банков продолжит сокращаться. Банки типа «Вайлдберриз Банк» и «Яндекс Банк» будут укреплять позиции в своей нише.

Андрей Фомичев, ЦФТ: Цифровая трансформация для многих российских банков — уже свершившийся факт, они уже цифровые

CNews: Каковы перспективы развития рынка АБС, и как кредитной организации не ошибиться при выборе АБС?

Андрей Фомичев: Сейчас банки осуществляют ускоренную цифровую трансформацию под влиянием пандемии и некоторых внешних факторов, которые необходимо учитывать при выборе банковской системы. Например, количество банков сокращается, при этом число клиентов остается прежним. Это означает, что, в первую очередь, нужно обращать внимание на производительность системы. Второй фактор, который необходимо учитывать, тренд на импортозамещение и способность продукта вендора работать в импортозамещающем стеке технологий хотя бы потенциально, чтобы была возможность применять такие технологии.

Третий фактор, который сейчас имеет не меньшее значение, экономика проекта и стоимость дальнейшего владения системой. Системы должны сокращать долю человеческого труда, повышать эффективность работы банка. Не последнюю роль играет возможность получать обновления и сопровождение. Если реализуется проект внедрения системы, которая в дальнейшем не будет сопровождаться и получать обновления, то это существенно повлияет на общие расходы на владение ею. Они могут вырасти в десятки раз.

Краткая биография

Андрей Фомичев

  • Родился в 1968 г.
  • В 1999 г. закончил экономический факультет Новосибирского Государственного Университета (НГУ) по специальности «Экономика и управление».
  • В компании «Центр Финансовых Технологий» работает с 2000 г. До этого занимал пост руководителя отдела долговых обязательств управления ценных бумаг в «Сибэкобанке».
  • В ЦФТ всегда специализировался на реализации крупных проектов по комплексной автоматизации многофилиальных банковских структур.
  • Сейчас является заместителем председателя правления ГК ЦФТ, курирует направления продаж, системной интеграции.

Если применяется система российского вендора, то можно сочетать собственные разработки с обновлениями от вендора. Обычно системы от крупного отечественного вендора — это эффективно и быстро развиваемые решения с минимальным временем выхода на рынок новых банковских продуктов, разработанных с учетом требований законодательства РФ. Необходимо обращать внимание на возможность сочетать собственные ИТ-решения с разработками вендора, возможность доработки своими силами в среде разработки, которую предлагает компания-производитель системы.

CNews: По мнению аналитиков, банкиры внимательно следят за последними веяниями на рынке АБС, но внедрять новинки не торопятся: стратегия развития АБС большинства кредитных организаций сегодня предусматривает лишь замену и внедрение лишь отдельных модулей. Так ли это и почему?

Андрей Фомичев: Такая стратегия была всегда. Лишь несколько процентов банков осуществляют полную замену АБС. Банки всегда шли на это лишь при наличии существенных причин или под давлением обстоятельств. Например, если банк вырос, и текущая система уже не справляется по производительности, или когда накопилось много «функциональных долгов», и банк не успевает развивать систему собственными силами. Тогда требуются более развитые функциональные решения. Банки не стремятся менять все и вся, потому что замена экосистемы продуктов это затратная процедура, требующая значительных человеческих ресурсов и несущая потенциальные проектные риски. Но могут сделать это под давлением существенных обстоятельств.

CNews: Активизировались ли в связи с развитием банковского розничного бизнеса поставщики зарубежных АБС. Достаточно ли опыта в этой сфере у отечественных вендоров?

Андрей Фомичев: Мы не видим активизации поставщиков зарубежных АБС, скорее происходит обратное, ввиду тренда на импортозамещение. Что касается опыта российских вендоров, то, как отмечают в том числе и западные консультанты, в России передовой финтех, у российских вендоров передовой опыт, поскольку многие банки строят свои разработки именно на решениях отечественных вендоров или систем с открытым исходным кодом.

Банки обращают внимание на то, может ли разработка работать со стеком импортозамещающих технологий, или ориентируются на постепенную замену зарубежных технологий на решения из реестра отечественного ПО

Отечественные вендоры полностью готовы к конкуренции с любыми западными или восточными компаниями-разработчиками, в том числе в сфере розничного банковского бизнеса, потому что финтех в основном проявляется на «последней миле», при обслуживании физических лиц.

CNews: Какие ИТ-проекты сегодня у финансовых организаций в приоритете? Как влияет на ИТ-рынок политика импортозамещения?

Андрей Фомичев: Мы видим, что банки активно строят свои экосистемы, развивают мобильные приложения и сервисы, двигают мобильный банкинг. В числе приоритетных направлений внедрение решений, связанных с дистанционным обслуживанием клиентов. Одним из факторов, ускоряющих их развитие, является пандемия. Она подтолкнула переход банков в онлайн и простимулировала обслуживание корпоративных клиентов и физических лиц в дистанционном формате.

Политика импортозамещения накладывает на это отпечаток. В рамках своих проектов банки обращают внимание на то, может ли разработка работать со стеком импортозамещающих технологий, или ориентируются на постепенную замену зарубежных технологий на решения из реестра отечественного ПО. Не маловажную роль также играет возможность использования программного обеспечения с открытым исходным кодом и свободной лицензией.

CNews: По данным KPMG, у 82% крупнейших банков есть программы цифровой трансформации, однако вместо комплексного подхода большинство реализует набор пилотных проектов по внедрению отдельных технологий. С какими проблемами сталкиваются банки, что мешает осуществить по-настоящему комплексную программу цифровой трансформации?

Андрей Фомичев: Цифровая трансформация для многих российских банков уже свершившийся факт, они уже цифровые. Хотя стоит отметить, что в узком смысле цифровой банк это банк без офисов, и, конечно, у нас не все банки таковыми являются. В широком же смысле банки давно уже цифровые. Они оперируют в основном безналичными денежными средствами, а физическое присутствие банка по сравнению с его цифровым облаком невелико.

Отечественные вендоры полностью готовы к конкуренции с любыми западными или восточными компаниями-разработчиками, в том числе в сфере розничного банковского бизнеса, потому что финтех в основном проявляется на «последней миле», при обслуживании физических лиц

В цифровой трансформации больше нуждаются «устаревшие» зарубежные банки, где обслуживание клиентов в основном строится через офисы с высокой долей ручного труда. В российских банках в развитие информационных технологий всегда вкладывали достаточный объем средств и уделяли этому первостепенное внимание, потому что у нас молодой банковский сектор с очень жесткой конкурентной ситуацией, как среди средних и малых, так и среди крупных банков. Именно поэтому банки вкладываются в онлайн, в дистанционное обслуживание клиентов.

Число кредитных организаций, выбирающих модель развития без офисов, постоянно растет. Идет сокращение банков, которые имеют развитую филиальную сеть. Они также постепенно переходят на онлайн-формат. И в большинстве случаев замена все и вся не требуется. Поэтому мы не понимаем цифровую трансформацию как замену всех продуктов банка сверху донизу. Такой подход, в первую очередь, выгоден самим консультантам, чтобы сопровождать большие дорогостоящие проекты.

CNews: Как вендор в нынешней непростой ситуации может помочь банкам, способствовать успешному развитию их бизнеса?

Андрей Фомичев: Вендор может помочь через совершенствование и развитие своих решений, предложение передовых сервисов, как на уровне фронт-, так и на уровне бэк-офиса. Во фронте это возможность для реализации самых передовых карточных платежных продуктов, дистанционного обслуживания и банкинга, повышения удобства использования и функциональности решений. На уровне бэк-офиса это сокращение доли ручного труда, уменьшение влияния человеческого фактора, развитие автоматизации с целью повышения эффективности работы системы и возможность использования уже готовых решений по принципу «попробуй и купи», которые, в частности, развивает ЦФТ.

CNews: По данным World Retail Banking, 85% коммерческих банков используют аутсорсинг, по крайней мере для части своих деловых операций. Еще три года назад доля таких банков была 77%. Сегодня аутсорсинг для банков — один из основных путей развития бизнеса и способ минимизации затрат?

Андрей Фомичев: Можно сказать, что аутсорсинг один из путей развития бизнеса. Сейчас аутсорсинг применяется каждым банком, но доля инсорсинга и аутсорсинга в каждом банке своя. У крупнейших банков, имеющих достаточный объем ресурсов для развития своей компетенции по широкому спектру технологий и систем, доля инсорсинга выше. Чем меньше размер банка, тем выше доля аутсорсинга, который рассматривается, прежде всего, как способ сократить издержки и получить конкурентоспособную продукцию. В крупных банках аутсорсинг также широко применяется для того, чтобы сократить время вывода на рынок новых цифровых продуктов. Но в банках аутсорсинг всегда сочетается с инсорсингом, хотя доля у каждого своя, и выбор делается на основе своих возможностей и конкурентной ситуации. Наиболее эффективными получаются те проекты, в которых у организации есть собственная компетенция, но также используются компетенции вендоров. В этом случае проекты реализуются с минимальными затратами, в сжатые сроки и с минимальными рисками.

Андрей Фомичев, ЦФТ: У нас молодой банковский сектор с очень жесткой конкурентной ситуацией, как среди средних и малых, так и среди крупных банков

CNews: Все больше компаний сегодня используют облачные технологии, в облака выводят многие бизнес-процессы. Как эта тенденция отражается на банковской отрасли?

Андрей Фомичев: Доля используемых банками облачных технологий и бизнес-процессов в облаках растет. Мы прогнозируем, что она увеличится в ближайшие 10-20 лет, так как к этому подталкивает развитие конкурентной ситуации. Можно предположить, что будут выигрывать наиболее функциональные и эффективные с точки зрения цены и качества решения при общем росте облачных технологий.

CNews: Ряд экспертов ключевым трендом рынка называют переход от использования индустриальных монолитных систем к разработке собственного ПО. Крупнейшие же банки с государственным участием так или иначе нацелены на импортозамещение. И для большинства серьезных игроков не осталось другого варианта, кроме самостоятельной разработки ПО под потребности. Как они выходят из этой ситуации?

Андрей Фомичев: Тренд на импортозамещение и микросервисная архитектура не взаимно исключают друг друга, наоборот, они друг друга усиливают. Множество решений, зарегистрированных в реестре отечественного программного обеспечения, системы управления базами данных, программное обеспечение для серверов приложений, набор системного ПО работают в рамках микросервисной архитектуры. Поэтому использование импортозамещающего стека из реестра скорее укрепляет тенденцию применения микросервисной архитектуры. И российские вендоры, предлагающие решения на этой основе, только выигрывают. Особенно это касается решений на уровне фронт-офиса.

«Центр Финансовых Технологий» активно развивает свои продукты на базе микросервисной архитектуры, и число таких продуктов постоянно растет. Следует также упомянуть, что микросервисная архитектура в основном применяется на уровне фронтенда, в то время как на уровне бэкенда доминируют монолитные системы как отечественных, так и зарубежных разработчиков. Одно из основных преимуществ микросервисной архитектуры скорость обновления систем, которые непосредственно обслуживают клиентов. В этом случае легкость обновления всегда приветствуется. На уровне бэкенда на первый план выходят другие требования надежность и бесперебойность работы системы, потому что каждый сбой будет стоить очень дорого.

Чем меньше размер банка, тем выше доля аутсорсинга, который рассматривается, прежде всего, как способ сократить издержки и получить конкурентоспособную продукцию

Сбой критичной для бизнеса системы бэк-офиса приведет к падению практически всего банка, всех его клиентских сервисов, поэтому надежность работы системы еще один важный фактор наряду с ее производительностью. Если по этим двум критериям система бэк-офиса удовлетворяет заказчика, то данное решение будет выигрывать. На уровне фронтенда больше применяются решения на базе микросервисной архитектуры. ЦФТ также разрабатывает решения на основе именно этого стека, в том числе с применением импортозамещающих продуктов из реестра отечественного ПО или с применением ПО с открытым исходным кодом и свободной лицензии.

CNews: Как влияет рост числа инсорсинговых ИТ-подразделений в крупных банках на бизнес ИТ-компаний? Насколько высока конкуренция на рынке банковской автоматизации, какова расстановка сил среди компаний-вендоров?

Андрей Фомичев: Рост числа инсорсинговых подразделений в крупных банках в целом сокращает рынок, работает на уменьшение числа крупных компаний-поставщиков. Когда банки разрабатывают в основном собственные решения, у ИТ-вендоров уменьшается их способность конкурировать. С ростом инсорсинга и укрупнением банков выживать будут либо крупные вендоры, предлагающие наиболее конкурентоспособные решения, либо новые компании, ориентирующиеся на сервис. Вместе с аутсорсингом крупные структуры часто применяют аутстаффинг или используют сервисы малых и средних компаний, а также ИТ-компании, дополняющие собственные разработки банков.

CNews: Как изменится банковская отрасль в будущем? Какое влияние на нее будет оказывать автоматизация банковской деятельности и продолжится ли давление пандемии на тренды?

Андрей Фомичев: Данный вопрос можно рассматривать в двух аспектах: как изменится банковская отрасль в мире, и что будет происходить с ней в России. В будущем, конечно, станут доминировать цифровые банки без офисов, предлагающие максимально удобные с точки зрения пользовательского опыта решения. Будет востребован не столько банк, сколько банкинг. Будущее за цифровым банкингом. Получат широкое распространение цифровые валюты, в том числе цифровые валюты центральных банков. Мы ожидаем в скором будущем выпуск цифрового рубля российским банком. В целом цифровые валюты изменят рынок, сделают банковские транзакции более дешевыми, приведут к дальнейшему вытеснению наличного оборота.

Когда банки разрабатывают в основном собственные решения, у ИТ-вендоров уменьшается их способность конкурировать

Можно предположить, что в будущем люди станут применять цифровую или безналичную валюту с минимальным использованием наличных, а в отдельных странах возможен полный отказ от них. В России число банков продолжает сокращаться. Если сегодня в России около 400 банков, то в самом ближайшем будущем их останется максимум 200-300 единиц.

CNews: В последние несколько лет в финансовой отрасли происходят значительные изменения, связанные с развитием финтеха. Одна из причин — внедрение инициатив Банка России, направленных на построение цифровой финансовой инфраструктуры. Как влияют на банковскую отрасль проекты, инициированные регулятором?

Андрей Фомичев: Некоторые инициативы Центрального банка воспринимаются отдельными банками как дополнительная нагрузка. Например, единая биометрическая система. Однако она открывает дополнительные возможности для банков, позволяет им сокращать офисы и переходить на дистанционное обслуживание клиентов, что на порядок снижает его стоимость. Онлайн-обслуживание в десятки раз выгоднее, чем обслуживание в оффлайне, поэтому если данные инструменты сейчас и воспринимаются отдельными банками негативно, то с ростом числа граждан, зарегистрированных в биометрической системе, с переходом на транзакции с использованием биометрии ее привлекательность наберет обороты. Она будет работать на сокращение офисов и издержек, прежде всего, малых и средних банков. Так они получат возможность конкурировать с самыми крупными банками, поскольку биометрическая идентификация позволяет «дотянуться до клиента» практически в любой точке России, не открывая офисы.

На это же работает создание маркетплейсов. Недаром один из наших клиентов и участников маркетплейсов, «Энерготрансбанк» из Калининграда, активно применяет биометрическую идентификацию. Технология позволяет ему из Калининграда обслуживать клиентов по всей России.

Другие инициативы регулятора гораздо более тепло воспринимаются рынком и вызывают однозначно позитивную реакцию. Так система быстрых платежей позволяет банкам предлагать своим клиентам сервисы, сопоставимые по удобству с сервисом «Сбербанк Онлайн». Поскольку Сбербанк контролирует более 50% рынка, то, если бы не система быстрых платежей, концентрация рынка платежных сервисов усилилась бы. В данном случае инициатива ЦБ помогла создать действительно глобальный рынок и уравнять возможности всех банков. Они получили шанс предлагать клиентам современные форматы платежей. В целом можно сказать, что Центральный банк России один из ключевых драйверов цифрового развития банкинга, и мы приветствуем эту роль регулятора.

Сергей Орлов