oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2013

«Магазин будущего» не торопится в Россию

«Магазин будущего» не торопится в Россию

Идея создания высокотехнологичного магазина с минимальным участием человека давно муссируется на российском рынке, но лишь недавно дело дошло до практики. Основные идеи «умного магазина» должны реализоваться уже в ближайшие годы, хотя их  распространение пока не будет слишком обширным. 

В эпоху бурного развития информационных технологий происходит трансформация многих привычных форм и процессов. Один из самых показательных примеров – изменение потребительского рынка. Ритейлеры, с одной стороны, стараются соответствовать требованиям покупателей по предоставлению в удобном виде максимально подробной информации о товарах и развитию комфортных способов совершения покупок, а с другой, заинтересованы в усовершенствовании бизнес-процессов торговых сетей и получении исчерпывающих данных о потребительских предпочтениях.

Логичным ответом технологического сообщества на чаяния торгового бизнеса и его клиентов стала выработка концепций «магазина будущего», или «умного магазина» (Future Store, Smart Store). Большинство этих концепций опираются на использование технологий радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification, RFID), посредством которой можно считывать данные об объектах с нанесенных на них специальных меткок. RFID позволяет автоматизировать весь процесс движения товара - от производителя на склад, со склада в торговый зал к потребителю.

Благодаря решениям на основе данной технологии можно контролировать сроки годности продуктов, получать информацию о количестве и ассортименте на полках и предотвращать поступление контрафакта. Информация о покупках в корзинах покупателей мгновенно сканируется cчитывателями RFID, на основе этих данных тут же формируется электронный чек.

Менеджмент магазина, построенного с использованием технологий радиочастотной идентификации, всегда знает, сколько и какого товара поступило на склад, сколько куплено в торговом зале. Кроме того, в таком магазине минимизированы ручной труд и роль человеческого фактора, ритейлеру требуется гораздо меньше кассиров, администраторов, контролеров, охранников.

Западный опыт


Пионерами в области применения RFID в торговле стали крупные западные сети. Так, в 2002 г. с инициативой Future Store выступила Metro Group, на сегодня эту концепцию поддерживают более 80 партнеров ритейлера, среди которых такие гиганты ИТ-индустрии, как IBM, Intel и Cisco Systems.

В 2003 г. распахнул свои двери первый экспериментальный Future Store от Metro Group в немецком Рейнбурге. В этом магазине ритейлер, в частности, протестировал, «умные весы» (smart scales), идентифицирующие различные фрукты и овощи, а также системы самообслуживания покупателей self checkout, которые позволяют оплатить товары без помощи кассира (сейчас такие системы внедрены в более чем 300 магазинах группы Metro). С 2004 г. компания активно использует RFID в логистике и управлении складами своих торговых сетей Metro Cash&Carry, Real и Galeria Kaufhof. По данным Metro Group, использование метода RFID на складе сокращает потери на 15—20%.



В 2008 г. в Германии появился первый полноценный Future Store – Metro Group открыла его в городе Тёнисфорст (земля Северный Рейн – Вестфалия). Как заявляли представители ритейлера, цель «магазина будущего» - адаптация ассортимента товаров и услуг под потребности покупателей и модернизацию сектора розничной торговли.

Американская сеть Wal-Mart в 2003 г. потребовала от 100 своих поставщиков ставить на коробки с товарами радиочастотные метки. Через некоторое время эксперимент распространился и на торговые залы, в частности, с помощью RFID компания в своих магазинах оборудовала «умные полки» с товарами. Полки «сообщают» информацию о товарах, которые с них взяли, и о необходимости дополнительных выкладок.

В 2011 г. концепт торговой сети будущего представила корпорация Intel. Идея сети Connected Store реализована в виде двухэтажного магазина площадью около 220 м2. В нем установлены киоски с системой самообслуживания и быстрой оплаты при помощи смартфона, имеется встроенная в демонстрационные стенды система поиска товара, а также целевая реклама, направленная на конкретного посетителя. Приложение Intel AIM Suite Video Analytics на основании данных камер видеонаблюдения осуществляет сбор информации о посетителях магазина (пол, возраст, время пребывания перед витриной и т.д.) и формирует рекомендации по оптимизации деятельности торгового пространства.

Intel работал над проектом совместно с компаниями Kraft Foods, Adidas, Best Buy и Procter & Gamble. В презентации Intel комплексная система магазинов связана единой сетью. Это позволяет отслеживать неполадки в работе оборудования, своевременно публиковать актуальную информацию (для представительства, для конкретного магазина, для всей сети и т.д.), а также сохранять электроэнергию при помощи отключения ненужных систем в нерабочее время.



Богатый опыт использования RFID при создании магазинов будущего имеют такие известные ритейлеры, как Tesco, Casino, Marks & Spencer. Впрочем, пока нельзя сказать, что шопинг в «магазине будущего» даже на технологически продвинутом Западе стал распространенным явлением. Во многом проблема в дороговизне RFID-оборудования – пока только крупным сетям по плечу большие затраты, да и то в весьма небольшом масштабе.

Распространению Future Store способствует удешевление RFID-меток: сейчас цена одного «тэга» приблизилась к пороговому, по мнению многих экспертов, значению в $0,05, которое отделяет период ограниченного, где-то элитарного и статусного, внедрения «магазинов будущего» от начала эры их массового распространения. Очевидно, что чем больше ритейлеров решатся использовать RFID, тем доступнее станут метки. Не исключено, что через несколько лет их цена снизится до $0,01.

Пробный шар


В России первую смелую идею создания «магазина будущего» в 2006 г. озвучила администрация г.Екатеринбурга. Предполагалось создать гипермаркет площадью более 4000 квадратных метров, оснащенный «умными» тележками с сенсорными дисплеями и сканерами покупок. Предполагаемые инвестиции в проект составляли $3-4 млн. Но администрации не удалось найти единого заказчика проекта, и спустя три года от идеи пришлось окончательно отказаться.



После того, как руководство России взяло курс на модернизацию и внедрение инноваций, идея Future Store получила новый импульс. В сентябре 2010 г. с инициативой об открытии «первого магазина без кассиров» выступили X5 Retail Group, АФК «Система» и Роснано. Предполагалось, что специальные рамки в магазине будут считывать всю необходимую информацию с RFID-меток, а на основе переданной учетную систему магазина информации будет оперативно формироваться счет покупателя.

Усилия трех компаний привели к открытию в декабре 2012 г. супермаркета «Перекресток. Магазин Будущего». Пилотный магазин предназначен только для сотрудников X5 Retail Group. Он разместился на площади 234 кв.м, товарный ассортимент насчитывает 5300 наименований. Первое время без RFID будет продаваться около 7% ассортимента, в основном товары в металлической упаковке – наклеенная на нее RFID-метка неважно поддается считыванию, требуется доработка системы.



Технология покупки заключается в следующем: посетитель выбирает в торговом зале товары, кладет их в корзину и проходит на автоматическую кассу (cканер). Опустив корзину с продуктами в специальный сканер-отсек, покупатель видит на экране терминала информацию о выбранном товаре и общую сумму. Товары в корзине сканируются одновременно, что значительно увеличивает скорость обслуживания. Затем товар оплачивается покупателем на специальном терминале. «Магазин Будущего» принимает к оплате наличные средства, кредитные карты и платежи c использованием бесконтактных технологий, в том числе телефонов с NFC.

Инвестиции в первый российский Future Store оцениваются в 350 млн руб.

Следующим этапом трехстороннего взаимодействия станет открытие «умного магазина» для публичного использования. Ожидается, что в конце 2013 г. такой супермаркет формата «Зеленый Перекресток» появится в столице зимних Олимпийских игр Сочи, в районе Красной Поляны, говорил журналистам Михаил Сусов, директор по корпоративным отношениям компании X5 Retail Group.



Изучение опыта использования технологий радиочастотной идентефикации в одном из московских магазинов в ноябре 2012 г. начала компания Media Markt. Для тестирования сеть выбрала наиболее сложные товары из своего ассортимента – аксессуары и мультимедийные продукты. Одновременно с наклеиванием ценников специальный робот ставит на диски с музыкой и фильмами RFID-метки. Компания инвестировала в проект более 160 тыс. евро. Если опыт окажется успешным, то он будет растиражирован на все российские магазины Media Markt.



Также стоит отметить проект внедрения RFID-технологий в обувной сети «Центробувь». В 2012 г. он охватил 3 московских магазина. Возможно, уже в 2013 г. большая часть ассортимента компании будет оснащена RFID-метками. Инвестиции в оснащение одного магазина радиочастотным оборудованием генеральный директор торгового дома «Центробувь» Андрей Нестеров оценивал в $30-50 тыс.



«Радиочастотные» помехи


Россия сделала только первые робкие шаги на пути к полноценному использованию «умного» шопинга. По словам экспертов, в нашей стране даже пока не выработалось четкое определение Future Store. Отчасти это способствует тому, что многие ритейлеры не знают, как правильно подойти к решению вопроса о внедрении новых технологий. Те сети, которые уже задумались над вопросом внедрения новейших технологий, столкнулись с тем, что кроме простой замены оборудования необходим пересмотр и изменение бизнес-процессов.

Кроме того, отсутствие достаточного объема информации у ритейлера не позволяет выработать верное стратегическое решение (непонимание, что, собственно говоря, делать в целом), которое помогло бы произвести успешный переход к использованию новых технологий, и при этом осознание того, что узкие частичные решения могут привести к негативным последствиям. В головах топ-менеджеров торговых сетей по-прежнему отсутствует вера в способность покупателей принять и успешно использовать новейшие технологии.



Существуют и технологические препятствия. Пока решения RFID не предоставляют достаточно высокой точности считывания, существует множество несовместимых вариантов RFID - рынок пока не выработал общего стандарта. Пример «Магазина Будущего» показывает, что использование меток пока затруднено или сильно ограничено на определенных типах товаров. Для некоторых дешевых штучных товаров нанесение метки стоимостью в несколько рублей неоправданно, кроме того, использование RFID требует полной перестройки технологии работы (весь товар должен быть расфасован и «помечен», включая батон хлеба и пакет картошки).

«Низкие темпы распространения RFID-решений в российской розничной торговле объясняются комплексом факторов, - говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. - Речь идет и о высокой стоимости внедрения инфраструктуры для таких технологий, и одновременно об ограниченных инвестиционных возможностях основной массы игроков рынка, а также не стоит забывать о неоднозначной эффективности. Но самое главное, пожалуй, - это объективно низкая актуальность таких технологий для розничного рынка на его текущем этапе развития, в том числе по причине относительной комфортной конкурентной среды, и, соответственно, другие инвестиционные приоритеты ритейлеров».

По словам специалистов компании Wincor Nixdorf Россия, многое в распространении RFID и других технологий Future Store зависит от позиции поставщиков услуг: они должны принимать активное участие в формировании спроса на подобные технологии на нашем рынке, повышать уровень информированности торговых сетей и осуществлять поддержку на стадиях внедрения.



Не RFID единым


Туманные перспективы RFID-технологий не отменяют развития других элементов «магазина будущего». Хотя в ближайшее время любые концепции Future Store не будут реально востребованы рынком, считает Максим Клягин. По его словам, реализованы могут быть скорее отдельные элементы, а не формат в целом. Например, это касается технологий бесконтактных платежей.

Как ожидают эксперты Wincor Nixdorf Россия, в первую очередь в нашей стране получат распространение различные варианты решений, позволяющие уйти от имеющихся «незамкнутных технологий» современного ритейла, например, изолированности POS: самостоятельное сканирование и оплата товара, отсутствие полноценных решений Cash Management – управление циклом наличности. Именно эти технологии позволяют достичь максимальной оптимизации бизнес –процессов и подготовить сеть к полноценному внедрению Future Store.



Также должны выстрелить мобильные технологии, считают опрошенные CNews эксперты. Торговые сети будут активно предлагать приложения для смартфонов или планшетов покупателя. Это поможет в выборе товаров, покажет оптимальный маршрут по магазину. Благодаря приложениям также можно будет сканировать товары и передавать сформированный чек на пункт оплаты. Развитие получат и мобильные терминалы, предоставляемые магазинами.

В разных сегментах ритейла технологии Future Store имеют большой потенциал. Практически везде существует потребность исключения «человеческого фактора» (следует отметить, что это не означает исключения человека из участия в процессе), ведущего к снижению эффективности работы. Однако, на отечественном рынке, скорее всего, в первую очередь такие технологии появятся в супер- и гипермаркетах. Ведь именно при работе с большими объемами простая ошибка может обернуться значительными потерями, подчеркивают в Wincor Nixdorf Россия.

«Магазин будущего» должен быть удобным, быстрым, интерактивным, информативным и персонализированным, - подытоживает генеральный директор BioLink Solutions Константин Сорокин. - Речь не идет о противопоставлении «Магазина будущего» нынешним торговым сетям: сохраняя безусловно имеющиеся у них преимущества, эти сети должны эволюционировать, и можно уже сейчас продемонстрировать пути достижения упомянутых выше пяти требований на основе использования биометрии».



За рубежом тестирование биометрических технологий в розничной торговле уже идет. Так, во французских магазинах сети Auchan в конце 2012 г. началось испытание биометрической платежной системы. Чтобы оплатить покупку с помощью карты MasterCard, ее держателю достаточно отсканировать отпечаток пальца. Доставать карту вообще не требуется: благодаря технологии «беспроводной персональной сети» карты могут обмениваться информацией с биометрическими сканерами на расстоянии до двух метров. Каждому, кто томился в очереди на кассу, ожидая, пока предыдущий покупатель наберет мелочи или сначала найдет свою карту, а затем попытается вспомнить ее PIN-код, преимущества такого использования биометрии очевидны.



Среди обязательных для «магазинов будущего» технологий будет и BI – для розницы нового формата крайне важна будет аналитическая информация о различных процессах в магазинах. Самые крупные сети накопили огромные массивы данных и готовы к их анализу с помощью решений Big Data.

По мнению специалистов, новые высокотехнологичные форматы розничной торговли в ближайшей перспективе проникнут практически во все сегменты рынка и будут существовать параллельно с классическими форматами. Ритейлеры, уже пришедшие к мысли о работе с новейшими технологиями, имеют уникальный шанс раньше конкурентов заработать себе авторитет прогрессивных участников рынка, обеспечить интерес со стороны прогрессивных покупателей.

Андрей Арсентьев

Вернуться на главную страницу обзора