Разделы

Интернет Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Перспективы развития интернет-трейдинга в России. Интервью с крупнейшими операторами фондового рынка

РБК: Как Вы оцениваете перспективы интернет-трейдинга в России? Какова, на Ваш взгляд, его доля в общем объеме сделок на российском фондовом рынке на сегодняшний день и в ближайшей перспективе?

Евгений Юрьев, президент ИК "АТОН": Мы считаем, что у интернет-трейдинга в России очень хорошие перспективы. Аргументов можно привести довольно много. Это и опыт западного развития. Причем в пример может браться не только американский рынок, а и европейский и азиатский. Это развитие технологий и увеличение возможности не только в качественном и оперативном получении информации, но и в системах защиты. Это заинтересованность не только брокерских компаний в развитии данного направления, но и интерес со стороны инвесторов, а также заинтересованность самих торговых систем в развитии электронных систем торговли. Кроме того, Россия обладает огромнейшей территорией и многообразием временных поясов. И развитие интернет-трейдинга, безусловно, должно помочь регионам в доступе к фондовому рынку и упростить процесс инвестиций и управления своими активами для региональных компаний. Это может стимулировать их к развитию региональных инвестиционных центров.

Что касаемо объемов сделок на сегодняшний день, то, на наш взгляд, эти показатели уже не маленькие. По итогам торгов на ММВБ уже более 40% всего оборота проходит с использованием электронного шлюза, позволяющего подключаться к системам интернет-трейдинга. Это очень хорошие показатели для столь короткого времени, и мы думаем, они будут расти и дальше. Кроме того, такие же возможности в ближайшее время должны предоставить и другие торговые системы, такие как РТС, МФБ, СпФБ.

Алексей Хорунжий, исполнительный директор ИК "Алор-Инвест": За последний год объем сделок с использованием интернет-трейдинга сильно возрос. Скажем, многие компании, которые на данный момент занимаются интернет-трейдингом, буквально за год существенно увеличили объемы сделок с ценными бумагами. Так, "Алор-Инвест" по объему сделок вошла в 20 крупнейших инвестиционных компаний России, список которых был составлен ФКЦБ РФ. В top-20 вошла также компания "Открытие", которая по количеству людей является очень небольшой, но за счет развития системы интернет-трейдинга смогла стать одним из лидеров по объемам сделок. С несколькими инвестиционными компаниями мы оценивали емкость рынка интернет-трейдинга и пришли к выводу, что количество электронных брокеров будет находиться на уровне 6000 -7000. Для большего количества компаний, занимающихся интернет-трейдингом, потребуется и больше клиентов. Однако в ближайшем будущем количество наших клиентов вряд ли значительно вырастет, так как большая часть населения мало знает о вложениях своих денег в финансовые инструменты.

Артур Сарибеков, старший вице-президент КБ "ГУТА-Банк": Объем операций через Интернет на фондовом рынке России в настоящий момент точно оценить сложно. Объективные данные есть только по сделкам, совершенным через Интернет на ММВБ. Большинство интернет-брокеров работают в секции негосударственных ценных бумаг, через которую проходит львиная доля сделок, совершенных через Интернет, и составляющая около половины оборота данной торговой площадки биржи. По динамике этого оборота можно говорить о хороших перспективах интернет-трейдинга. Однако есть очень существенные сдерживающие факторы развития интернет-бизнеса. Инфраструктура Интернета в России плохо развита, особенно в регионах. Плохие линии связи, высокие цены на доступ в Интернет в регионах - все это объективно сдерживает динамику интернет-трейдинга, да и всего интернет-бизнеса в России.

Рубен Варданян, президент ИК "Тройка-Диалог": Сегодня интернет-сделки (сделки, приказы на которые отданы по Интернет) составляют 10-15% объема сделок на ММВБ. В ближайшие 6-9 месяцев доля интернет-сделок может удвоиться.

РБК: Некоторое время назад ММВБ и РТС объявили о своих планах по раскрутке площадок по торговле акциями Hi-tech. При этом некоторые специалисты крупных инвестиционных компаний высказывают мнение, что рынок акций Hi-tech - это очередная "пирамида". Изменилось ли отношение к новому рынку сейчас или нет? И планируется ли торговать акциями Hi-tech через Интернет?

Рубен Варданян:Я думаю, что вопрос не совсем корректно отражает ту проблему, которая была поставлена некоторыми специалистами, в том числе и мной. Hi-tech индустрия существует во всем мире, развивается и будет существовать и развиваться и у нас, и очевидно, что для своего развития будет нуждаться в привлечении дополнительных финансовых ресурсов. Проблема, которая была поднята, заключается в следующем. Все эти компании очень молоды, основные их активы - это интеллектуальная собственность. Основной способ оценки их стоимости - это будущие доходы. Неразвитость российского фондового рынка и желание "запустить" данный сегмент как можно быстрее могут сделать процесс оценки инвестиционной привлекательности и принятие решения достаточно сложным для инвестора делом. К вновь созданным компаниям Hi-tech индустрии упрощены некоторые требования по допуску на открытый рынок, но при этом обязательно должны быть введены дополнительные требования по раскрытию информации и ответственности менеджеров и собственников компании. Очень не хотелось бы, чтобы один или два неудавшихся проекта (а в этой индустрии процент неудачных проектов достаточно большой) оттолкнули потенциальных российских инвесторов от очень интересной индустрии.

Артур Сарибеков:По моему мнению, нормальное эволюционное развитие фондового рынка заключается в том, что необходимость создания новых торговых площадок должна диктоваться потребностями рынка. Особенно, если это касается рынка специализированного сегмента бизнеса. В настоящее время на нашем рынке не так много Hi-tech компаний, за которыми реальный бизнес. Много новых фирм, за которыми нет ничего, кроме шумных рекламных кампаний и надежд на динамичное развитие. Однако этот сектор бизнеса развивается стремительными темпами, и поддержка развития таких предприятий на уровне первичного размещения ценных бумаг данных предприятий и их вторичного обращения на специализированных торговых площадках может быть реально востребована в самое ближайшее время. Это позитивный процесс, и его надо всячески поддерживать. Другое дело, что на начальном этапе такие ценные бумаги будут мало ликвидны, и, наверняка, будет наблюдаться процесс широкого предложения акций компаний, за которыми нет ничего, даже идеи, под которую стоит инвестировать. Возникновение "пирамиды", о которой Вы говорите, мне представляется маловероятным. В настоящее время повысился профессиональный уровень участников фондового рынка. Он гораздо выше, чем несколько лет назад. Горький опыт кризиса научил многому. Отношение к новому рынку, думаю, будет объективно меняться к лучшему с развитием сектора Hi-tech бизнеса, с реальными достижениями по внедрению Hi-tech технологий в реальное производство.

Евгений Юрьев:Создавать и развивать такие площадки, безусловно, надо. Многим Hi-Tech компаниям нужны дополнительные средства для развития. И легче всего их получить при публичном размещении своих акций. А организация таких площадок нужна, чтобы можно было контролировать те предприятия, акции которых будут торговаться на них. Это и должно уменьшить риск по созданию "пирамид". Не зря создаются правила листинга акций, а также институты консультантов, которые должны давать оценку и рекомендации для включения в листинг тех или иных Hi-tech компаний. Но не следует забывать и про еще одну проблему. Необходимо постоянно обучать население, повышать его инвестиционную грамотность. Ведь большинство "пирамид" и разрастаются благодаря бесконтрольности и незнания населением основных правил обращения ценных бумаг на рынке, правил их оценки. Организация такого рынка должна в этом помочь.

Алексей Хорунжий:Любой финансовый инструмент может стать финансовой пирамидой, и в том числе акции Hi-tech. Однако если такие инструменты будут допущены к торговле на биржах ММВБ и РТС, то сделки с ними будут осуществляться и через Интернет. Допуск же к торговле на этих биржах подразумевает прохождение достаточно серьезной проверки компаний Hi-tech на их надежность в финансовом отношении. Поэтому вряд ли столь строгие системы контроля новых бумаг на ММВБ и РТС позволят пропустить акции, способные в будущем создать основу для очередной финансовой пирамиды.

РБК: Если скептическое отношение сохраняется, то в таком случае, какое отношение у данных инвесткомпаний к планам РТС раскрутить площадку по торговле неликвидными бумагами региональных предприятий (эдакими свечными заводиками)? Тоже своего рода афера:

Артур Сарибеков:Думаю, что идея такой площадки состоит в том, чтобы дать региональным инвесторам более реальное представление о реальной цене региональных предприятиях, в которых заинтересованы местные инвесторы. Причем это представление может быть объективным только на основе механизма рыночного образования цены акции. При этом важно отметить, что введение в листинг той или иной биржи ценных бумаг эмитента предполагает тот или иной механизм раскрытия реальной, объективной информации о предприятии-эмитенте, что очень важно для его реальной оценки. В регионах есть много хороших, рентабельных предприятий, страдающих из-за нехватки инвестиций. Я оцениваю планы РТС как деятельность по повышению "прозрачности" региональных предприятий и повышению ликвидности их акций. Это очень важная и нужная работа для всего фондового рынка России.

Евгений Юрьев:Дело в том, что торговля "эдакими свечными заводиками" происходит и сейчас. Только этот рынок не организован. А отсюда и боязнь многих инвесторов, которые и хотели бы приобрести акции таких предприятий, но не имеют сегодня такой возможности. Кроме того, раскрутка площадки по торговле неликвидными бумагами региональных предприятий позволит расширить список инвестиционных инструментов, увеличить глубину рынка. Рынок не должен ограничиваться списком акций нескольких десятков предприятий. Другой вопрос, сколько времени может уйти на раскрутку этой площадки. Пока что весь рынок у нас находится только на стадии становления и развития.

Алексей Хорунжий:То же самое относится и к акциям региональных предприятий. Но здесь дело осложняется тем, что руководители многих региональных предприятий не стремятся к выводу своих акций на биржи. Они боятся потерять контроль в управлении предприятием за счет покупки кем-нибудь большого пакета акций. Если же предприятие заинтересовано в выводе своих акций на крупнейшие биржи в России, и если такие предприятия предоставляют всю необходимую информацию для попадания в листинг биржи. К тому же, если есть заинтересованные в акциях этих компаний клиенты, то торговля ими возможна и через Интернет.

Рубен Варданян:На самом деле РТС уже давно ввела в свой листинг компании так называемого "второго эшелона". И мы не считаем это аферой, так как именно благодаря этому повышается прозрачность рынка, а у инвесторов появляется возможность получения объективной ценовой информации. А навязывать покупателю никто ничего не собирается - инвестор всегда принимает решение сам.

РБК: Будет ли торговля через Интернет ограничена лишь биржевыми площадками ММВБ, РТС и др.? Или же торговля будет вестись с любыми финансовыми инструментами и на любых рынках? Например, будет ли вестись торговля евробондами?

Рубен Варданян:Наша позиция в предоставлении клиентам возможности торговать через Интернет состоит в том, что мы изначально ориентируемся на свободу выбора клиента. То есть он сам выбирает, где должен быть исполнен его приказ. Поэтому перечень площадок, на которых мы будем исполнять приказы клиентов, будет достаточно широким. Что же касается возможности торговать иностранными ценными бумагами на западных рынках, то здесь есть несколько проблем, основная из которых состоит в том, что российские граждане и компании не могут совершать операции с иностранными ценными бумагами без разрешения Центрального банка России (без получения лицензии на экспорт капитала). Без решения этой проблемы такие услуги на данном этапе невозможны. Одно из наших предложений к регулирующим органам состоит в том, чтобы российские операторы могли выпускать производные инструменты на иностранные ценные бумаги - так называемые РДР - аналог американских депозитарных расписок на российские ценные бумаги.

Артур Сарибеков:Безусловно, нет. Торговля будет вестись на любых рынках и с любыми инструментами. В том числе, и с евробондами. Хороший пример тому - проект создания крупнейшими банками Запада рынка облигаций в Интернете.

Евгений Юрьев:Технически реализовать системы по торговле любыми финансовыми инструментами несложно. Но будет ли это возможно со стороны законодательства или позволят ли другие торговые системы, где происходит торговля данными инструментами, подключаться к ним, как это сделали ММВБ или РТС - покажет время.

Алексей Хорунжий:Честно говоря, это вопрос больше к биржам, чем к инвестиционным компаниям. Все те финансовые инструменты, которые будут допущены к торговле на фондовых биржах, будут доступны и в системе интернет-трейдинга.

РБК: Будут ли иметь доступ к российскому рынку ценных бумаг нерезиденты посредством систем интернет-трейдинга?

Рубен Варданян:В теории Интернет не признает границ, но на практике мы сталкиваемся с большим количеством ограничений в сфере регулирования деятельности на фондовом рынке России, в том числе и для нерезидентов. В первую очередь это касается открытия ими счетов и проведения сделок и расчетов с ценными бумагами. Для тех из них, кто готов открывать счета типа "И" и брать на себя валютные риски, будет открыт доступ на рынок в любой форме, в том числе и через Интернет.

Артур Сарибеков:На сегодняшний день есть возможность для работы нерезидентов на российском фондовом рынке. Некоторые нерезиденты уже работают через Интернет. Мы ожидаем увеличения таких клиентов после введения в РТС торговли акциями на условии "поставка против платежа" за валюту на основной торговой площадке РТС при предложении российскими брокерами совершать сделки в РТС через Интернет.

Алексей Хорунжий:Почему бы и нет? Правда, пока случаев, когда нерезиденты осуществляли сделки в системе интернет-трейдинга, в России не было, но интерес со стороны иностранных инвесторов к сделкам с российскими акциями через Интернет есть. Некоторые из них сейчас являются постоянными посетителями сайта и внимательно отслеживают ситуацию на российском фондовом рынке.

Евгений Юрьев:Нерезидент и сегодня может открыть (в соответствии с законодательством) инвестиционный счет и работать с российскими акциями. А следовательно, никто ему не мешает использовать российского брокера и торговать через системы интернет-трейдинга.

РБК: В чем преимущества интернет-торговли ценными бумагами для клиента и для брокера?

Алексей Хорунжий:Мы стараемся создать максимальные удобства для работы наших клиентов на фондовом рынке. Так, сейчас большинство необходимых формальностей возможно уладить через Интернет, как и осуществление всех сделок. Кроме того, сейчас на рынке интернет-трейдинга наблюдается здоровая конкуренция, которая приводит к снижению комиссионных вознаграждений со стороны клиентов брокерам. В результате издержки клиентов снизились, и при этом эффективность сделок через Интернет с российскими акциями возросла, так как время подачи заявки от клиента к брокеру уменьшилось. В дополнение к этому, многие компании предоставили своим клиентам свободный доступ к системе интернет-трейдинга, первой среди которых стала компания "Алор-Инвест". Для брокера интернет-трейдинг означает, прежде всего, увеличение количества обслуживаемых клиентов и, соответственно, рост вознаграждения. Кроме того, повышается рентабельность работы брокеров и их профессионализм.

Рубен Варданян:Клиент получает возможность в реальном времени видеть рыночные котировки и лично принимать решения о сделках, в любой момент получать информацию о состоянии его счета. Это повышает привлекательность инвестиций для клиента, процесс становится "прозрачнее".

Брокеру интернет-торговля дает возможность уменьшить накладные расходы по обслуживанию клиентов за счет повышения уровня технологичности, так как не нужно вводить руками приказ на сделку, полученный по телефону, можно автоматически рассылать все клиентскую отчетность. За счет этого возможно уменьшение комиссий для клиента.

Евгений Юрьев:Клиент получает удобный инструмент для непрерывного доступа к информации по рынку, к информации о состоянии своего счета и поданных брокеру приказов. Наглядность рынка позволяет клиенту оперативно принимать решения. Увеличивается скорость подачи приказа брокеру. Исключается зависимость от телефонной связи с брокером. Немаловажным фактором является уменьшение издержек для клиента.

Что касаемо брокера, то он получает автоматизацию процесса обслуживания клиента, а следовательно, возможность обслуживания большего количества клиентов и снижения требований к минимальному размеру первоначальных инвестиций.

Артур Сарибеков:Вопрос очень широкий. Достаточно подробно он освещен в журнале "Рынок ценных бумаг" №8 за 2000 г. в статье специалистов нашего банка "Интернет-брокерское обслуживание на российском фондовом рынке. Опыт "ГУТА-Банка".

РБК: Какими Вам видятся Ваши потенциальные клиенты на этом рынке? Рассчитываете ли Вы на увеличение их числа, и если да, то почему? Ведь Интернет в России явление до сих пор, скорее, элитарное, нежели массовое.

Рубен Варданян:На сегодняшний день это уже, скорее, заблуждение - считать Интернет элитарным явлением в России, так как основной рост числа пользователей идет за счет молодой и активной части населения, которая и для нас является наиболее перспективной и интересной. С точки зрения потенциальных пользователей интернет-трейдинга мы видим две основные группы пользователей - это профессиональные игроки, совершающие краткосрочные спекулятивные операции в течение дня на биржевых площадках, и массовые инвесторы с более длительным временным горизонтом вложений в ценные бумаги. Исходя из этого мы будем строить и техническую базу для обслуживания этих достаточно разных по приоритетам групп клиентов. Для первых мы предложим профессиональную программу с расширенным функционалом и высоким уровнем быстродействия, а для вторых - простую и понятную систему с доступом через любой стандартный веб-браузер.

Артур Сарибеков:Когда-то и телевидение было явлением элитарным. Дело времени. Нашими клиентами уже являются как крупные компании-профессиональные участники рынка, так и простые физические лица с инвестиционными суммами в несколько тысяч рублей. Для оценки перспектив развития клиентской базы далеко ходить не надо. Достаточно посмотреть на клиентов западных интернет-брокеров. Это в основном средние и мелкие инвесторы. С развитием российского фондового рынка, ростом его ликвидности и общей культуры инвесторов, прежде всего, физических лиц, все большие слои населения будут вовлекаться в процесс инвестирования. С этим процессом, а также с процессом широкого использования Интернета и с уменьшением расходов на оплату услуг интернет-брокеров связываем мы свою уверенность на привлечение все большего числа клиентов на данный вид услуг.

Евгений Юрьев:Если говорить о нашей компании, то мы обслуживаем как крупных институциональных инвесторов, так и частных. Интернет-трейдинг позволил нам значительно снизить требования к минимальному размеру первоначальных инвестиций. На наш взгляд, сегодня остаются малоохваченными регионы и особенно такая категория клиентов, как частный инвестор. Их интерес к рынку на данный момент растет, и мы предлагаем им удобный инструмент для инвестирования в рынок ценных бумаг. Что до элитарности Интернета, то это не так. Он еще не сильно распространен в домашних условиях, но количество людей, пользующихся Интернетом, постоянно растет. И, как показывает практика, как только появляется реальная необходимость в подключении к Интернету, то это людьми сразу делается. А аудитория Интернета растет и будет расти в России большими темпами, и надо к этому готовиться уже сегодня.

Алексей Хорунжий:Потенциальные клиенты на рынке интернет-трейдинга должны иметь представление об Интернете, фондовом рынке, но, прежде всего, у них должно быть сильное желание вкладывать свои сбережения не на депозитные счета в банки, а в акции российских компаний. На быстрый рост числа наших потенциальных клиентов сейчас рассчитывать особо не приходится. И это связано прежде всего с низким уровнем финансовой и компьютерной грамотности населения в России.

РБК: Каков будет "минимальный порог" участия в системах совершения сделок через интернет-брокера? Насколько доступной должна быть эта услуга?

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Артур Сарибеков:"Минимальный порог", о котором Вы говорите, определяется соотношением: возможный реальный доход от операций купли-продажи акций через интернет-брокера и все затраты, связанные с процессом инвестирования. Можно только сказать, что любой инвестор планирует свои доходы выше своих расходов. В реальной жизни это зависит только от удачливости самого инвестора. Удачно оперируя небольшой инвестиционной суммой, можно заработать больше, нежели работая с крупными средствами, но неудачно. Каждый инвестор этот "минимальный порог" определяет сам. Хочу отметить, что юридических ограничений по начальной инвестиционной сумме в нашей интернет-брокерской системе Remote Trader нет. Кроме того, в настоящий момент наблюдается тенденция к снижению интернет-брокерами брокерских комиссий за проведение торговых операций, абонентских плат, депозитарных тарифов и других расходов за проведение операций клиентами, что, безусловно, делает интернет-трейдинг все более и более доступным.

Рубен Варданян:Как известно, эффективность любого бизнеса определяется соотношением затрат и получаемого дохода, а в брокерском бизнесе доходы напрямую связаны с оборотом клиентских средств. Поэтому мы не видим необходимости устанавливать какие-либо минимумы по сумме клиентских средств, а считаем, что нужно регулировать получение доходов от клиентских операций через систему тарифов, поощряя наиболее активно торгующих и в то же время не устанавливая запредельных цен при совершении разовых сделок. Что касается затрат, хотелось бы отметить, что Интернет значительно упрощает процесс обмена информацией между клиентом и брокером, но основная часть работы с клиентскими приказами и процессингом сделок является той самой невидимой частью айсберга, которая и определяет основные затраты компании на обслуживание клиентов, что, в свою очередь, зависит от эффективности и сложности технологических систем компании.

Алексей Хорунжий:С расширением интернет-трейдинга в России "минимальный порог" участия в системах совершения сделок значительно снизился. Сейчас он составляет порядка $200-300. И эта сумма представляется достаточно разумной с точки зрения совершения эффективных операций на российском фондовом рынке. Поэтому для частных инвесторов такой порог является вполне доступным, как и предоставляемая услуга.

Евгений Юрьев:Порог зависит от конкретного брокера, который предоставляет данную услугу. Технических ограничений со стороны систем не должно быть. Но существуют рыночные ограничения и рентабельность работы брокера. Вот это и должно послужить отправной точкой. На наш взгляд, сегодня на рынок выходить для активной торговли с суммами менее 1000$, в первую очередь для самого инвестора, неэффективно. Таковы и наши ограничения.

РБК: На Западе интернет-трейдинг подразумевает оказание комплекса услуг - соверше-ние операций с денежным счетом и счетом "депо", получение отчетов бэк-оффиса, ведение бухгалтерского и депозитарного учета операций клиентов, консультации специалистов, информация с нескольких рынков одновременно, новости и т. д. Какие из услуг будут доступны Вашим клиентам?

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Артур Сарибеков:По поводу интернет-трейдинга на Западе с большинством Ваших определений согласен, кроме консультаций специалистов. Распространение аналитической информации по фондовому рынку, которое проводится, кстати, далеко не всеми западными интернет-брокерами, за которую, кстати, автор не несет никакой ответственности, я бы не назвал консультациями. Консультация предполагает обратную связь между консультантом и клиентом. Что касается дополнительного комплекса услуг, помимо основной - интернет-трейдинга, - то уже на сегодня система Remote Trader предлагает или в самое ближайшее время предложит все перечисленные услуги. Это касается и управления денежным счетом через систему "Клиент - Банк - Онлайн", получение всех видов отчетов, информацию с различных фондовых торговых площадок, рынка Forex, получения аналитической информации с различных финансовых рынков, новостные ленты различных информационных агентств и т.д. Кроме того, в ближайшее время в рамках реализации первой очереди проекта "Интернет-депозитарий" появится возможность совершения клиентом всех операций по счету "депо" через Интернет. Процесс предложения клиентам все более полного комплекса необходимых инвестору услуг наблюдается и в нашей стране. Этот процесс интернационален и определяется едиными законами конкуренции и развития.

Евгений Юрьев:Наша компания предоставляет весь спектр услуг на фондовом рынке в off-line. К этому же мы стремимся и в on-line. Уже на сегодняшний день клиент получает и информацию о состоянии своего портфеля и поданных брокеру приказов в течение торгового дня. Ему доступны отчеты компании, включая их архив. Ему постепенно становятся доступны все сегменты рынка, на которых хочет работать клиент. Помимо этого клиент также получает доступ ко всем аналитическимматериалам компании, включая рекомендации по отдельным эмитентам. В системе создан форум, где клиенты могут общаться между собой, а также задать любой вопрос брокеру или другому специалисту компании и получить на него оперативный ответ.

Алексей Хорунжий:Нашим клиентам доступен практически весь спектр перечисленных выше услуг, так как они являются неотъемлемой частью работы любого брокера на российском рынке. Единственное, что пока находится в стадии разработки, - это операции с денежными счетами наших клиентов. Для этого необходимо совершенствование российского законодательства в плане разрешения операций с денежными счетами небанковским структурам. В перспективе же мы планируем создание такого комплекса услуг, чтобы наш клиент со своего компьютера мог осуществлять все необходимые формальности при работе на рынке ценных бумаг. Сейчас идет работа над тем, чтобы количество бумажных документов свести к минимуму.

Рубен Варданян:Наша компания рассматривает Интернет как новый канал предоставления наших услуг клиентам. Интернет устраняет необходимость клиенту лично посещать наш офис. Все вышеперечисленные и любые другие услуги мы планируем с помощью Интернет предоставлять нашим клиентам - в любом месте, в любое время.

РБК: Ключевая проблема Интернета - безопасность. Какие способы ее решения Вы предполагаете использовать? Как планируете разрешать возможные конфликты с клиентами?

Рубен Варданян:Мы очень внимательно относимся к проблеме безопасности интернет-трейдинга. В разработанной нами совместно с РТС системе интернет-трейдинга предусмотрено использование средств шифрации и электронно-цифровой подписи, сертифицированных ФАПСИ. Для передачи информации между нами и клиентами будет задействована проверенная временем система защищенного электронного документооборота РТС, которой уже пользуются все члены РТС. В случае конфликтных ситуаций между нами и клиентами РТС будет выступать третьей стороной, давая независимое заключение о достоверности клиентских приказов.

Артур Сарибеков:Способ решения один. Применять современные средства защиты информации. Новая система защиты, предлагаемая к применению в нашей системе Remote Trader и базирующаяся на решениях фирмы "СигналКом", проходит в настоящий момент сертификацию в ФАПСИ и включает в себя средства шифрования потока данных и электронно-цифровой подписи заявок, соответствующие российским ГОСТам. Применение данного средства позволяет надежно защитить операции клиентов от несанкционированного доступа. Установка системы защиты и ее эксплуатация для клиента бесплатна. Кроме того, только что получено разрешение ФАПСИ на опытную эксплуатацию данной системы защиты в нашем банке.

Что касается возможных конфликтов с клиентами по вопросам несанкционированного доступа, то решение таких проблем, в случае невозможности мирного урегулирования разногласий с клиентом, в компетенции соответствующих судебных органов. В "ГУТА-Банке" за три года обслуживания клиентов через систему Remote Trader таких прецедентов не было.

Евгений Юрьев:Для безопасной работы системы используется сертифицированное программное обеспечение. Такое программное обеспечение обязательно должно использоваться. Для решения же конфликтных ситуаций всегда сначала необходим диалог с клиентом. Если же это не помогает, то порядок разрешения споров оговорен в договоре с клиентом. Также любое действие клиента через систему фиксируется и заносится в специальный протокол. Данные файлы хранятся и могут использоваться при разрешении споров.

Алексей Хорунжий:У нас работает определенная система доступа к осуществлению сделок через Интернет нашими клиентами. У каждого клиента есть свои собственные пароли. К тому же, в будущем планируется создание особых ключей, основанных на криптографическом шифровании информации. В связи с этим, мы надеемся, что в смысле безопасности нам удастся избежать возможных конфликтов с клиентами.

РБК: Для России не менее актуальна проблема качественного доступа в Интернет. Как Вы предполагаете с ней справляться?

Алексей Хорунжий:Для качественного доступа в Интернет и, тем более, осуществления сделок на фондовом рынке, где дорога каждая минута, необходимы хорошие каналы связи, обеспечивающие быстрый обмен информацией. Однако сейчас в России, особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, качество доступа в Интернет оставляет желать лучшего. В этом смысле, с другими электронными брокерами мы уже являемся не конкурентами, а партнерами. Так как только наши совместные усилия инвестиционных компаний, осуществляющих интернет-трейдинг, могут способствовать решению этой проблемы.

Рубен Варданян:Для повышения уровня доступности нашего интернет-офиса, обслуживающего интернет-торговлю и другие наши интернет-услуги, мы предполагаем заключение соглашений о web-хостинге с ведущими провайдерами доступа в Интернет.

Евгений Юрьев:Сегодня уже немало провайдеров, которые предоставляют качественный доступ в Интернет. Да и их тарифная политика меняется в сторону уменьшения. Интернет становится доступным многим.

Артур Сарибеков:С этой проблемой можно справиться только одним способом - подключать наших клиентов к провайдерам, предлагающим наилучшую связь на данный момент и в данном регионе через Интернет. "ГУТА-Банк" самостоятельно не занимается предложением услуг связи, однако активно работает с организациями, предлагающими такие услуги, так как у нас, по сути, общая цель - клиенты, активно использующие возможности Интернета.

РБК: Как Вы предполагаете осуществлять расчеты по сделкам, учитывая практически полное отсутствие в России инфраструктуры для этого?

Рубен Варданян:Еще одно заблуждение. За последние несколько лет инфраструктура российского рынка ценных бумаг сделала огромный шаг вперед в своем развитии - мы имеем эффективно работающие торговые площадки, депозитарно-расчетные системы, саморегулируемые организации. Значительно увеличилась скорость расчетов и снизилась их стоимость, что в принципе позволило начать предоставлять услуги по покупке-продаже акций массовому инвестору, в том числе и тем, кто регулярно торгует небольшими лотами. Что касается "Тройки", то основным расчетным депозитарием для нас является ДКК, а расчеты по денежным средствам по сделкам на ММВБ проводит Расчетная палата ММВБ, а в РТС - Расчетная палата РТС.

Артур Сарибеков:Мы не предполагаем осуществлять расчеты по сделкам, мы их осуществляем и уже три года в рамках созданной инфраструктуры взаимодействия с уполномоченными банками и депозитариями фондовых бирж. Кроме того, важно понять разницу между интернет-брокером и интернет-магазином. Брокерское обслуживание клиента предполагает открытие денежных счетов и счетов "депо" у брокера. Поэтому проблем с расчетами по сделкам не возникает. Тем более, что в нашем случае брокер является одновременно банком и имеет собственный универсальный депозитарий.

Евгений Юрьев:Сделки заключаются в торговых системах. Мы же ведем их учет. Качество же услуг и оперативность доступа к рынку и использования своих активов клиентами зависит от возможностей и качества работы брокера.

Алексей Хорунжий:Все расчеты осуществляются в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим порядок расчетов между брокерами и их клиентами. Наш клиент может контролировать состояние своего счета в системе интернет-трейдинга, однако возможность денежных расчетов через Интернет, и в частности через нашу систему, пока ограничена российскими законами.

РБК: Какие еще проблемы сдерживают развитие интернет-трейдинга в России? Что Вы можете предложить для их решения?

Артур Сарибеков:Проблем у интернет-трейдинга много. Прежде всего, проблема отсутствия достаточной правовой базы осуществления электронного бизнеса. Это главное. Другие важные проблемы мы активно поднимаем и обсуждаем на различных семинарах, конференциях и в рамках работы рабочих групп по проблемам электронного бизнеса.

Алексей Хорунжий:Одной из важнейших проблем, сдерживающих развитие интернет-трейдинга, является отсутствие систематизированного финансового и компьютерного образования большей части населения в России и подготовки профессиональных трейдеров. Поэтому и наша компания, и многие другие инвестиционные компании в России стремятся восполнить этот пробел. В частности, наша компания периодически организовывает бесплатные тренинги студентам некоторых вузов Москвы. Одна из инвестиционных компаний разрабатывает сейчас образовательный сайт по фондовому рынку.

Евгений Юрьев:Возможности Интернета. Отсюда и некоторая боязнь инвесторов в своей незащищенности. В этом случае большую роль играет имидж и порядочность самого брокера.

Рубен Варданян:Две основных проблемы развития интернет-трейдинга в России - неразвитые коммуникации и малое число состоятельных инвесторов. Кроме того, законодательная база не регламентирует использование электронных документов. Нам известно, что соответствующий комитет Думы уже работает над этой проблемой.

РБК: Каким Вам видится развитие существующих электронных брокеров, как они изменятся через 3 года, 5 лет, 10 лет и т. д.?

Евгений Юрьев:Использование электронных систем для брокера не так уж и дешево. Это и требования к оборудованию, к каналу связи, техническая поддержка и модернизация системы. Поэтому, на наш взгляд, останутся только те, кто сможет предложить наилучший и наиболее широкий сервис для клиента и способен будет поддерживать свою систему в техническом плане на высоком уровне, развивать ее. Кроме того, сегодня многие системы нацелены на обслуживание небольшого количества клиентов. Если же желающих торговать будет достаточно много, то у многих могут возникнуть проблемы. Кто раньше решит их, тот и будет иметь преимущества.

Артур Сарибеков:Думаю, основной тенденцией развития электронных брокеров будет стремление к комплексному предложению максимально широкого спектра финансовых инструментов на различных финансовых торговых рынках, как нашей страны, так и Запада с одновременным предложением широкого спектра дополнительных услуг, связанных с процессом торговли. На этот процесс очень сильно будет влиять развитие правовых основ электронного бизнеса. Ну а какая будет реальная эволюция электронных брокеров в России, покажет будущее!

Алексей Хорунжий:Я могу только спрогнозировать состояние электронных брокеров на два ближайших электронных года. Электронный год означает 3 месяца календарного года: те проекты, которые осуществляются на обычных предприятиях в течение одного календарного года, в области Интернет должны реализовываться в течение 3 календарных месяцев, иначе они уже устаревают. Так вот, в течение ближайших 6 календарных месяцев, во-первых, возрастет количество электронных брокеров. К тому же, скорее всего, еще большее количество документов будет находиться не в бумажном, а электронном виде.

Рубен Варданян:Существующие электронные брокеры узко специализируются только на исполнении клиентских приказов. Основное направление развития - расширение спектра услуг.