oбзор

Обзор: ИТ в здравоохранении 2015

Александр Антипов

Александр Антипов:
«Легких» денег сегодня в медицине нет и скорее всего уже не будет

Рынок ИТ в здравоохранении меняется на наших глазах – электронные медицинские карты и запись к врачу через интернет стали частью нашей жизни. Меняется отношение и к пациенту, вокруг которого выстраивается вся система оказания врачебной помощи. Однако вместе с тем медицина превращается в бизнес. О том, хорошо это или плохо, какое место отводится системам персонального телемониторинга здоровья, и о многом другом CNews поговорил с Александром Антиповым, директором по маркетингу и развитию бизнеса компании «Ай-Форс», входящей в ГК «Форс» и занимающейся информатизацией в медицине.

CNews: Как вы оцениваете ситуацию на рынке ИТ в здравоохранении на сегодня? Насколько она изменилась по сравнению с прошлым годом?

Александр Антипов: На рынке наблюдается определенная турбулентность, которая, с одной стороны, вызывает чувство неопределенности как у самих медицинских учреждений, так и у поставщиков ИТ-решений, а с другой – позволяет напрячь силы и сфокусироваться на том, что действительно важно. Когда денег в экономике, в том числе и в здравоохранении, много, они зачастую расходуются сумбурно, без четкой расстановки приоритетов и планирования возврата сделанных инвестиций. А сложная рыночная ситуация мобилизует управление здравоохранением и способствует тому, что заказчики подходят к выбору решений более осознанно.

Сегодня в сфере бюджетного здравоохранения растет интерес к задачам по комплексному управлению медицинским учреждением, финансовому планированию, бюджетированию. Подобное решение мы внедрили в свое время в клинике «Медицина». Такие системы позволяют руководителям учреждений лучше контролировать и снижать затраты, оптимизировать стоимость предлагаемых услуг, повышая тем самым эффективность работы всего учреждения.

Кроме того, меняется модель оказания медицинской помощи. Клиники превращаются в информационные центры, которые не только работают с пациентом, сдают статистическую отчетность, но и постоянно взаимодействуют с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, МИАЦ-ами, страховыми компаниями, работодателями. Их информационные системы интегрируются с ЕГИСЗ, ЕМИАС и т.д. И вследствие этого меняется сама организация их деятельности.

CNews: Насколько изменились ИТ-бюджеты медицинских учреждений?

Александр Антипов: Конечно, финансирование ИТ-проектов снизилось, но не слишком значительно. Ведь заказчики понимают, что без ИТ управлять работой клиники сегодня невозможно, не говоря уже о крупных медицинских центрах, сетях клиник и т.п.

CNews: Вы говорили о том, что сегодня медицина фактически превращается в бизнес. Это хорошо или плохо?

Александр Антипов: Наверное, однозначного ответа не существует. Можно поставить диагноз, назначить медикаменты, терапию, но если пациент не доверяет врачу, невозможно оказать качественную услугу, которой пациент будет доволен, поскольку для себя он уже сделал вывод о том, что не вернется в данную клинику, если в том возникнет надобность. В каком-то смысле врач является «лицом» всей клиники, и от него в первую очередь зависит удовлетворенность пациента.

Подход к медицине как к бизнесу позволяет проанализировать пути повышения ее эффективности. Оказывать качественные медицинские услуги можно, только имея высокомотивированного профессионального врача и хорошую площадку для их оказания не только с точки зрения оборудования, но и с точки зрения комфорта пациента.

Конечно, сегодня коммерческие клиники продвинулись по этому пути чуть дальше, чем государственные. Но перед вторыми также ставится задача зарабатывания денег, особенно после перехода на одноканальное финансирование из фондов без участия бюджетных средств. И они имеют существенную фору с точки зрения доверия населения. Многие пациенты идут в коммерческие клиники только потому, что условия лечения там комфортнее. Но сегодня мы видим грамотное, вежливое, уважительное отношение и в государственных учреждениях. И этого во многом удалось добиться с помощью информационных технологий – электронной очереди, электронной медицинской карты. Благодаря внедрению ИЭМК, пациент сможет воспользоваться возможностью проконсультироваться с различными специалистами в различных клиниках – и все это в рамках бюджетного здравоохранения, что тоже станет огромным стимулом для их развития с точки зрения повышения качества клиентского сервиса.

CNews: Как это влияет на бизнес поставщиков ИТ-решений для медицины?

Александр Антипов: Поставщики имеют возможность предложить лучшие решения для автоматизации бизнес-процессов медучреждений. Если раньше наиболее востребованными были электронная регистратура и электронная медицинская карта, то сегодня можно говорить о росте интереса к системам мониторинга как к стационарозамещающим технологиям.

В опубликованной в декабре 2014 года Стратегии долгосрочного развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2030 года отдельной строкой прописана система персонального дистанционного мониторинга здоровья населения. В мае 2015 года состоялась коллегия Минздрава, целиком посвященная информатизации, которая продемонстрировала интерес к теме не только со стороны профильного департамента Минздрава, но и со стороны министра и всех руководителей системы здравоохранения. И это очень важно.

Таким образом, сегодня все поставщики ИТ-решений для здравоохранения, в том числе «Форс», имеют очень требовательного и заинтересованного заказчика, информированного и мотивированного всей системой здравоохранения к тому, чтобы внедрять оптимальные, более эффективные средства и методы управления. Поэтому мы считаем, что несмотря на то что денег в здравоохранении становится меньше, профессиональный интерес медиков к автоматизации, подкрепленный встречным предложением экономически обоснованных ИТ-решений, неуклонно растет.

CNews: Как вы оцениваете уровень оснащенности медицинскими информационными системами российских лечебных учреждений?

Александр Антипов: Уровень охвата МИСами существенно различается в частных, бюджетных, ведомственных ЛПУ и медицинских учреждениях федерального уровня – научных медицинских центрах и т.п. В частной медицине МИСы есть везде, начинают внедряться личные кабинеты пациентов, в которых, например, они могут получить доступ к своей медицинской карте. То же самое можно сказать практически обо всех ведомственных ЛПУ и федеральных учреждениях. Кроме того, в федеральных и ведомственных медцентрах сегодня активно внедряются технологии телемедицины, которые используются не только для удаленных консультаций, но и в процессе обучения студентов профильных вузов, повышения квалификации врачей.

В бюджетных организациях достаточно успешно внедрена электронная запись к врачу, и сегодня полным ходом идет проект создания интегрированной электронной медицинской карты. Что касается систем дистанционного мониторинга, которые в том числе предлагает «Форс», то в их состав входит определенный формат электронной медицинской карты. Поэтому для их внедрения в ЛПУ не обязательно иметь МИС. Кроме того, наша система легко интегрируется с ЛИС, PACS и другими ИТ-решениями, используемыми в клиниках. Вообще, если раньше разработчики старались создавать всеобъемлющие МИС, сегодня фокус сместился к интеграции лучших в своем классе специализированных решений для автоматизации клинической деятельности, бухгалтерии. Крайне важными становятся такие характеристики программных продуктов, как интероперабельность, масштабируемость, открытость, соответствие стандартам.

CNews: Расскажите подробнее, какие решения предлагает здравоохранению «Форс»?

Александр Антипов: Прошлый год мы посвятили тому, чтобы четко сформулировать свой подход к информатизации здравоохранения. За основу было взято определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения: здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия и не характеризуется только отсутствием болезней и физических дефектов. На основании такого определения ведущие аналитики сформировали концепцию цифрового здоровья, которая включает в себя такие понятия как электронная медицинская карта, удаленный мониторинг пациентов, средства самостоятельного мониторинга здоровья, ИТ-решения для фитнеса и велнеса, а также технологии – в первую очередь, аналитические с использованием возможностей больших данных. У группы компаний «Форс» есть полный набор таких решений. Прежде всего это наша медицинская информационная система «Вятка», которая позволяет полностью автоматизировать клиническую деятельность стационара либо амбулаторного лечебного учреждения. Она может быть легко интегрирована с другими решениями благодаря особенностям использованной при ее создании технологической платформы, а также поддержке стандарта HL7 для обмена, управления и интеграции электронной медицинской информации.

Результаты пилотных проектов по дистанционному мониторингу

1. Наличие мобильного приложения позволяет пациентам использовать систему чаще и регулярнее.

2. Основные измеряемые показатели: уровень сахара в крови, вес, артериальное давление, ЧСС.

3. Большинство пациентов вносит показатели в ручном режиме (чаще через мобильное приложение).

4. По частоте проведения измерений и интенсивности использования системы всех пациентов можно разделить на следующие группы:

• Пользуются постоянно, ежедневно вносят сведения в систему – 34%;

• Пользуются постоянно, но часто пропускают внесение измерений – 25%;

• Пользуются очень редко, иногда вносят данные по показателям – 15%;

• Прекратили использование через несколько дней – 25%.

5. В среднем внесение сведений в систему занимает у пациентов суммарно около 15 минут в день.

6. Врач при работе с платформой тратит в среднем 20–30 минут в неделю на анализ полной «картины» состояния здоровья конкретного пациента и взаимодействие с ним.

7. Помимо выдачи пациентам рекомендаций в системе врачу приходится периодически звонить пациентам, у которых возникают технологические проблемы.

8. Пациенты стали более внимательно и тщательно относиться к своему здоровью, оперативно обращаться к врачу за консультацией в случае ухудшения своего состояния или при возникновении вопросов.

9. Врач получил возможность постоянно следить за состоянием здоровья пациентов: принимать своевременные меры в случае резкого изменения их состояния, регулярно быть с пациентами на связи и давать консультации, а также оперативно принимать меры по корректировке назначений препаратов и процедур.

Мы предлагаем платформу дистанционного взаимодействия врачей и пациентов, которая в числе прочих реализует такие функции как ассистент врача и ассистент пациента, потому что мы знаем, что иногда пациент по тем или иным причинам не может либо не должен иметь полный доступ к информации. Это должны делать доверенные люди – члены семьи, сиделки. Точно так же и врач не может 24 часа в сутки находиться на связи с пациентом, следить за его показателями. Роль ассистента врача может выполнять call-центр, медицинская сестра, фельдшер. Ассистент получает доступ к данным системы мониторинга и информирует врача лишь об отклонении определенных показателей. Также реализована возможность индивидуальной гибкой настройки врачом системы правил-оповещений, которые своевременно будут автоматически информировать врача о возникновении ситуации, требующей его внимания, по смс или электронной почте.

Третье направление – средства самостоятельного мониторинга здоровья. Конечно же, здесь многое зависит от ментальности пациента. В России граждане пока не очень хотят прислушиваться к рекомендациям и вести тот образ жизни, который им советует врач. Решения для велнеса, фитнеса, платформа «Индекс здоровья DACADOO», которую мы продвигаем, вовлекают людей в заботу о собственном здоровье, приобщая к активному образу жизни на основе лучших методик в игровой, соревновательной форме с использованием мобильных приложений и фитнес-гаджетов.

CNews: Готов ли рынок к внедрению таких решений?

Александр Антипов: С появлением направления «персональный дистанционный мониторинг здоровья» в документах Минздрава стало понятно, что использование стационарозамещающих технологий уже рассматривается как экономический рычаг для снижения затрат системы здравоохранения в целом. Поэтому спрос на такие технологии будет расти.

Хотя есть масса нерешенных вопросов. Во-первых, это оплата труда врачей, которые оказывают дистанционные консультации. Сейчас в ряде регионов идут пилотные проекты по дистанционному мониторингу, и этот вопрос там постепенно решается.

Во-вторых, легитимность тех назначений и рекомендаций, которые врач дает пациенту по результатам дистанционного мониторинга. Сегодня врач на основании полученных таким образом данных может только рекомендовать прийти на прием раньше, чем запланировано. В идеале он должен получить возможность давать рекомендации удаленно.

Еще один нерешенный вопрос – безопасность хранения данных на мобильных устройствах, их передача и обеспечение к ним регламентированного доступа. Соответствующие технологии уже существуют. Например, Samsung использует контейнерные технологии безопасного хранения данных, есть компании, которые защищают каналы связи на мобильных устройствах, на рабочем месте врача могут использоваться протоколы шифрования.

Поэтому мы рассчитываем, что те пилотные проекты, которые мы начали за последние два года, в текущем году перейдут в коммерческую плоскость, то есть станут неотъемлемой частью набора медицинских услуг соответствующих медицинских учреждений.

CNews: Расскажите подробнее об одном из таких проектов.

Александр Антипов: В одной из ведомственных сетей здравоохранения мы реализовали пилотный проект по мониторингу пациентов, больных сахарным диабетом. Пациент попадает в стационар, где за ним ведется наблюдение, читаются лекции о том, как должны вести себя больные диабетом. Затем он выписывается с неким базовым набором показателей и получает доступ к веб-платформе дистанционного мониторинга, а также имеет возможность скачать на свой смартфон соответствующее мобильное приложение, с помощью которого сможет вести мониторинг ключевых показателей, а также получать всю необходимую информацию по назначениям и рекомендациям врача.

На старте этого проекта мы также рассматривали возможность передачи пациенту биосенсоров, таких как беспроводные тонометры, глюкометры и так далее. Но, к сожалению, они довольно дорогие, многие из них еще не зарегистрированы в качестве медицинских изделий в России, и это существенно ограничивает спектр устройств, которые поликлиника или стационар могут порекомендовать пациенту.

Выявленные эффекты от использования дистанционного мониторинга

• Значительно повысилась мотивация пациентов регулярно контролировать протекание заболевания, зная, что они под наблюдением лечащего врача.

• Существенно экономится время врача и пациента, учитывая нахождение больных в онлайн-режиме.

• Появилась возможность оперативно и качественно оценить состояние здоровья пациентов и внести нужные изменения в терапию в случае необходимости.

• Врачи получили возможность уделять больше внимания новым пациентам.

В конечном итоге мы пошли по пути установки приложений на смартфоны пациентов наряду с предоставлением им доступа к интернет-платформе. И в течение нескольких месяцев анализировали, какой процент пациентов ими пользуется, сколько времени уходит у врача на их обслуживание, сколько времени на ввод параметров тратит сам пациент. Выяснилось, что около 60% пациентов регулярно пользовались мобильным приложением для ввода информации. А один врач может вести до 80 пациентов в режиме дистанционного мониторинга.

Поскольку в нашем пилотном проекте принимали участие врачи-энтузиасты, они занимались анализом полученных от пациентов данных в дополнение к амбулаторным приемам больных или наблюдению за ними в стационаре. На одного дистанционно наблюдаемого пациента врачу приходилось тратить примерно полчаса в неделю. За это время врач успевал не только просмотреть полученные от пациента показатели, но и ответить на его вопросы по СМС или электронной почте.

В процессе дистанционного мониторинга может быть задействован не только врач, но и медсестра, что позволяет сделать еще один шаг в направлении согласованного оказания медицинских услуг (connected care). Она следит за тем, чтобы показатели пациента не выходили из «зеленой зоны», и подключает врача к работе только в случае необходимости. При ведении больных сахарным диабетом очень важно иметь возможность формировать разные группы больных, которым назначается разная терапия. Врач с использованием нашей системы может отслеживать пациентов по группам и в случае необходимости делать изменения в терапии и переводить больных в другие группы. Возможность создания групп также может оказаться полезной для ведения научно-клинической деятельности.

CNews: Каким вы видите будущее нательных гаджетов в России?

Александр Антипов: Сегодня зарегистрированных медицинских устройств дистанционного мониторинга крайне мало. Большинство из таких гаджетов человек может использовать исключительно в целях самоконтроля.

Мы считаем, что платформа дистанционного мониторинга – это прорывная инновация (disruptive innovation), которая позволяет создать и предоставить пациентам новый вид медицинских услуг. И если мы сможем подтолкнуть человека к ее использованию, то бурно развивающийся рынок медицинских устройств скоро позволит получить недорогой набор для регулярного домашнего мониторинга в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Мы не только развиваем программное обеспечение, но и ищем в мире инновационные биосенсорные измерительные устройства, которые могут фиксировать различные показатели состояния здоровья человека. Сегодня с нашей платформой интегрирован целый ряд таких устройств. Одно из них – биосенсор-пластырь, который крепится на тело пациента, снимает 12 показателей напрямую, рассчитывает целый ряд параметров и передает их по протоколу Bluetooth на смартфон пациента в мобильное приложение REMSMED, откуда они попадают к врачу.

Еще одно устройство – «футболка», в которую вставляются специализированные датчики. Поскольку это устройство длительного пользования, то оно существенно дороже, чем пластырь и предназначено для спортсменов, сотрудников экстренных служб и для людей, которые ведут активный образ жизни. Сегодня это технологии будущего, но я уверен, что через два-три года такие датчики после прохождения необходимой сертификации и регистрации войдут в обиход миллионов наших сограждан.

В рамках курса на импортозамещение мы работаем и с отечественными производителями соответствующего оборудования, помогая им в проектировании и оценке спроса. При этом мы гарантируем, что в течение двух-трех недель новые устройства, которые поддерживают протоколы передачи данных Bluetooth, Wi-Fi, GSM, либо проводное подключение, будут интегрированы с нашей системой, что позволит и клинике, и пациентам сфокусироваться на приоритетных задачах мониторинга и лечения.

CNews: Какие возможности открывают медицине большие данные и облачные технологии?

Александр Антипов: Сейчас российское здравоохранение движется в направлении пациентоцентричной модели, когда система здравоохранения строится вокруг пациента. И это промежуточный этап на пути к личностноцентричной модели, которая позволит оказывать услуги не абстрактному, а конкретному пациенту с учетом его индивидуальности в широком смысле этого слова. А для этого необходимо работать с данными, поступающими из огромного количества источников – не только из медицинской информационной системы, но и от страховых компаний, диагностических центров. Также это могут быть данные о поездках пациента, его спортивных увлечениях, стиле его отдыха, вредных привычках, наследственная информация и даже данные анализа генома с точки зрения рекомендации лекарственных препаратов.

Динамический анализ всей этой информации позволит предложить уникальную услугу – такой метод лечения, который, с одной стороны, будет опираться на стандарты лечения и организацию здравоохранения, а с другой – будет персонифицирован. Этот тренд очевиден в мире, и скоро он станет актуален и для России.

Технологии работы с большими данными также необходимы в процессе научной деятельности. Существует большой объем обезличенных статистических медицинских данных, которые могут использоваться для тестирования медицинских систем, алгоритмов скринингов и ассесментов.

CNews: Как будет развиваться рынок ИТ в здравоохранении в России в ближайшие годы?

Александр Антипов: На сегодняшний день «легких» денег нет ни в коммерческой, ни в ведомственной, ни в бюджетной системе здравоохранения. И скорее всего их уже не будет. Но терпение, труд и профессионализм позволяют нам быть уверенными в том, что те пилотные проекты, которые стартовали в прошлом и в этом году, будут востребованы нашими заказчиками. Речь идет и о системах персонального мониторинга, и о финансовых системах, и о классических медицинских информационных системах, и о проектах в области аналитики и больших данных.

Мы уверены, что рынок будет развиваться отчасти благодаря сложностям. Если отвлечься от медицины и посмотреть на кризисы предыдущих годов, то мы увидим, что события 1998 года стимулировали спрос на ERP-системы, а кризис 2008–2009 годов привел к активному спросу на CRM-решения. Рынок здравоохранения вообще – один из самых консервативных, а потому и наиболее перспективный. ИТ предлагают ему новое качество, новую скорость принятия решений, новые виды услуг и возможности реализации имеющегося потенциала. В кризис с рынка уходят компании, которые имеют в своем портфеле одно-два внедрения, а остаются крупные, надежные игроки. И среди них «Форс», который в августе 2015 года отмечает свое 24-летие, из которых уже более пяти лет мы занимаемся здравоохранением, используя весь имеющийся у нас технологический опыт и экспертизу.

Вернуться на главную страницу обзора