Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2018

Рейтинг ИТ-поставщиков для транспорта: рост почти на 15%

Рейтинг ИТ-поставщиков для транспорта: рост почти на 15%

Суммарная выручка участников рейтинга крупнейших поставщиков решений для транспортной отрасли по итогам 2017 г. выросла на 14,5% и достигла p31,6 млрд. В списке наиболее востребованных решений промышленный интернет вещей, интеллектуальные транспортные системы, мобильные приложения, системы интеллектуальных маркетинговых коммуникаций и большие данные.

На фоне все новых и новых проектов в сфере цифровизации транспортного сегмента растет суммарная выручка участников рейтинга крупнейших поставщиков решений для транспортной отрасли – по итогам 2017 г. она увеличилась на 14,5% и достигла ₽31,6 млрд. Порог входа в рейтинг составил ₽43 млн в 2017 г. против ₽19 млн в 2016 г.

Лидеры не сдаются

Первое место, как и в прошлом году, занимает Luxoft с показателем ₽6,4 млрд. Небольшое снижение показателя по сравнению с 2016 г. вызвано тем, что компания отчитывается о выручке в долларах, а в рейтинге CNews фигурирует ее рублевый эквивалент, который зависит от среднегодового курса национальной валюты, укрепившейся за последний период. На второе место с третьего в 2017 г. переместилась компания «Крок» (₽3,2 млрд). На третьем месте впервые участвующий в рейтинге «Рамакс» (₽2,9 млрд), которому удалось вытеснить из тройки лидеров «Техносерв» (₽2,5 млрд) – в 2016 г. компания занимала в нем 2 место, а в 2017 г. переместилась на 4 в том числе и благодаря довольно существенному (на 32,7%) снижению выручки по данному направлению. 5 место стабильно принадлежит «ЗащитеИнфоТранс»(₽1,7 млрд).

Наиболее впечатляющий рост доходов от проектов в транспортном секторе в 2017 г. продемонстрировали «Корус Консалтинг» (243,9%) и «Ай-Теко» (209,6%). В «Корус Консалтинг» такой высокий показатель объясняют ростом числа проектов для заказчиков, работающих в области логистических и транспортных перевозок. «Для нас это традиционно важная отрасль, и «Корус Консалтинг» реализует для клиентов из нее и проекты по собственно автоматизации логистических процессов, например, на платформах Manhattan Associates, и создает горизонтальные ИТ-решения – от внедрения CRM и ERP-систем до автоматизации документооборота», – сообщили CNews в компании. В «Ай-Теко» более чем трех-кратное увеличение выручки в транспортном сегменте связывают с рядом крупных проектов, таких как поставка и инсталляция программно-аппаратного комплекса для организации централизованного внешнего доступа к информационным системам «РЖД», выполнение работ по сервисной поддержке автоматов по продаже билетов в Московском метрополитене.

CNews Analytics: Рейтинг крупнейших поставщиков ИТ для транспортных компаний 2017

№ 2017 № 2016 Компания Город Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2017 г., ₽тыс. Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2016 г., ₽тыс. Рост выручки 2017/2016
1 1 Luxoft* Цуг 6 465 239 7 030 120 -8,0%
2 3 Крок Москва 3 154 455 3 420 583 н/д
3 - Рамакс Москва 2 786 147 2 738 046 1,8%
4 2 Техносерв Москва 2 540 829 3 773 002 -32,7%
5 5 ЗащитаИнфоТранс Москва 1 735 870 1 782 049 -2,6%

Источник: CNews Analytics, 2018

Перейти к полной таблице

Очень успешным был 2017 г. для производителя оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС» компании «Форт-Телеком» – благодаря новым законодательным инициативам государства, обязавшим устанавливать оборудование на все ввозимые в Россию новые автомобили, ей удалось увеличить свою выручку в транспортной отрасли на 128,6%. Компания ТЕКОРА благодаря целому ряду контрактов с РЖД в 2017 г. «подросла» в транспортном сегменте на 116,9%. Высокие темпы роста доходов от проектов на транспорте продемонстрировал X-Com (136,2%). Компании «Оберон» удалось увеличить выручку на 171,4% за счет закрытия крупного проекта строительства ЦОД в 2017 г. в «Метровагонмаш», а также ряда крупных телекоммуникационных проектов в «Первой грузовой компании».

Неплохой рост в транспортном сегменте у «АМТ-Групп» (43,2%). «В транспортной отрасли мы, преимущественно, работаем с метрополитенами Москвы и Санкт-Петербурга. Ежегодно объемы проектов меняются в соответствии с приоритетными задачами заказчиков. В 2017 году мы выполнили несколько крупных проектов по модернизации систем и оборудованию новых станций, в результате чего выручка по этому направлению увеличилась», – говорят в компании.

Михаил Головачев, генеральный директор компании «Амтел-Сервис», которой удалось вырасти на 45,6% в этом сегменте, объясняет такой показатель оживлением на рынка ИТ на транспорте, вызванном как многочисленными государственными проектами, так и восстановлением докризисной динамики в части как базовых, так и инновационных инфраструктурных ИТ-проектов. «Так, у нас значительно выросло число проектов по полной модернизации и обновлению ИТ-парка, а также проектов по обеспечению информационной безопасности, – говорит он. – В сервисном направлении ни на рынке, ни в нашем бизнесе роста не было, объем реализации данных услуг остался на уровне предыдущего года в основном за счет пролонгации сервисных контрактов».

Задачи и потребности отрасли

По мнению Георгия Шатирова, директора центра компетенций больших данных компании «Техносерв», основными задачами отрасли сегодня являются сокращение влияния человеческого фактора, уменьшение объема бумажного документооборота, повышение надежности и безопасности транспортировки, сокращение числа работников, находящихся в зонах транспортировки, снижение стоимости жизненного цикла транспортных парков и инфраструктуры и развитие транспортной логистики.

На этом фоне наиболее значимыми классами решений для транспортной отрасли становятся промышленный интернет вещей, интеллектуальные управляющие системы, мобильные приложения, системы интеллектуальных маркетинговых коммуникаций и большие данные. Второй очередью идут виртуальная и дополненная реальности, робототехника и сенсорика, блокчейн и BIM (Building Information Modeling — информационное моделирование зданий).

Дмитрий Купча, заместитель генерального директора «Крок» по работе с корпоративными клиентами, добавляет к этому списку носимые устройства (браслеты, очки, нательные устройства), которые отслеживают физиологические параметры водителя в течении поездки -степень его утомления, например, и передают всю информацию в центр мониторинга предприятия.

«Самолеты, железнодорожные локомотивы и поезда являются источником огромного потока технических данных, которые поступают с датчиков, установленных в двигателях и системах жизнеобеспечения. Детальный анализ этих данных позволяет выявлять и предсказывать необходимость ремонта той или иной запчасти, – продолжает Дмитрий Буленков, директор по продажам «Рамакс». – Таким образом, большие данные позволяют повысить уровень безопасности, а также сэкономить значительные средства для перевозчиков, так как сокращается необходимое на ремонт время и самолет может более длительный срок использоваться по прямому назначению».

По мнению Бориса Панькова, генерального директора Omnicomm, в нашей стране основным драйвером развития ИТ на транспорте является борьба с водителем. «Бизнес больше всего интересует соблюдение маршрута следования и отсутствие воровства топлива. Более продвинутые клиенты интегрируют систему мониторинга транспорта с учетными системами. Логистические компании также используют системы планирования и оптимизации доставок грузов, объединенные с системами мониторинга. Такая интеграция позволяет сформировать цифровое пространство внутри компании, обслуживающее важнейшие бизнес-процессы», – говорит он.

Что касается государственных информационных систем, таких как «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС» и пр., то с их помощью государство хочет лучше контролировать перевозчиков и получать с них деньги. Бизнесу они не приносят никакой реальной пользы, и поэтому пока он расценивает их как некую форму налога, уверен Борис Паньков.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора