Спецпроекты

На страницу обзора
Рекордные темпы роста российского рынка IaaS cохраняются шестой год подряд

По оценке CNews, по итогам 2020 г. объем российского рынка IaaS превысил 40 млрд, при этом в ближайшие годы сохранятся высокие темпы роста около 40-45% в год за счет выхода на рынок новых игроков, миграции в облака пользователей on-prem решений и роста потребления облачных сервисов со стороны уже имеющихся заказчиков. Выручка 10 крупнейших IaaS-провайдеров выросла на 47% по сравнению с предыдущим годом, а лидирующие позиции с отрывом от других участников на рынке занимают «Ростелеком» и Softline.

Потребность в «Инфраструктуре как сервис» по-прежнему быстро растет

Cовокупная выручка участников рейтинга CNews IaaS по итогам 2020 г. составила 37,7 млрд, а общий объем рынка, по оценке CNews, превысил 40 млрд. Большая часть этой суммы приходится на десятку крупнейших игроков: согласно данным нового рейтинга CNews IaaS, в 2020 г. выручка крупнейших 10 поставщиков IaaS выросла на 47% и достигла ₽35,2 млрд. Таким образом, высокие темпы развития рынка сохраняются, хотя последние три года они падают (в 2018 г. рынок вырос на 56%, в 2019 г. на 49%).

Динамика выручки 10 крупнейших участников рейтинга CNews IaaS

Рынок «Инфраструктуры как сервиса» продолжает расти гораздо быстрее ИТ-рынка в целом. Хотя и не так стремительно, как раньше.

Темп роста выручки крупнейших участников рейтинга CNews IaaS, %
Совокупная выручка крупнейших участников рейтинга CNews IaaS, ₽млрд

Со второй на первую строчку рейтинга поднялся «Ростелеком» (₽8,3 млрд), лидерство было достигнуто за счет интеграции в выручку показателей оператора DataLine (в 2019 г. он занял 4 место), который был приобретен государственным провайдером связи и более не участвует в рейтинге в качестве самостоятельного игрока. Соответственно, на вторую строчку был оттеснен системный интегратор Softline (₽7,7 млрд), для которого облака являются одним из приоритетных направлений развития бизнеса.

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS в России 2020

№ 2020 Компания Выручка от оказания услуг IaaS в 2020 г., ₽тыс., включая НДС Выручка от оказания услуг IaaS в 2019г., ₽тыс., включая НДС Рост выручки 2020/2019, в % Доля выручки IaaS в совокупной выручке компании в 2020 г.
1 Ростелеком/Ростелеком-ЦОД 8 302 800 3 595 200 131% 38%
2 Softline 7 690 497 5 629 685 37% 6%
3 МТС 4 519 000 3 347 860 35% 75%
4 Selectel 3 496 934 2 340 506 49% 87%
5 Крок 3 092 283 2 323 043 33% 8%

Источник: CNews Analytics, 2021

Перейти к полной таблице

В пятерке крупнейших провайдеров сохранили свои позиции МТС, Selectel и «Крок», последний заменил DataLine, результаты которого, как уже говорилось, помогли выйти в лидеры «Ростелекому».

Новые игроки на рынке IaaS

Помимо выручки растет и число участников рынка, которые готовы раскрывать финансовые показатели от реализации «инфраструктуры-как-сервиса»: по итогам 2020 г. количество участников рейтинга CNews IaaS выросло с 16 до 20 компаний, при этом оборот первой десятки значительно превышает показатели остальных провайдеров (35,2 млрд у группы из десяти лидеров против 2,5 млрд у второй десятки компаний).

Среди главных дебютантов исследования следует отметить SberCloud (₽2,6 млрд, 6 место) и «Яндекс.Облако» (₽732 млн, 11-е). «Cбербанк» первоначально планировал запустить облачный сервис в партнерстве с компанией «АйТеко» (проект «СБклауд»), однако в дальнейшем было принято решение о самостоятельном выходе на рынок: в 2019 г. на базе платформы SberCloud был запущен собственный продукт «Виртуальный ЦОД». На данный момент SberCloud предоставляет три типа сервисов (IaaS, PaaS и AI Cloud), причем услуги IaaS дают большую часть выручки. «Наша облачная платформа SberCloud.Advanced уже сейчас насчитывает более 50 IaaS/PaaS облачных продуктов — говорит Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud. — Мы предоставляем бизнесу все возможности современных облачных технологий: автомасштабируемые виртуальные серверы, сервис автоматизации развертывания, масштабирования и управления приложениями на основе Kubernetes, бессерверных вычислений, управляемых баз данных и сервисов анализа Big Data».

Платформа «Яндекс.Облако» была запущена в 2018 г., в структуре ее выручки также преобладают сервисы IaaS, однако помимо этого «Яндекс» также предоставляет услуги платформы данных, контейнерной разработки, сервисов машинного обучения.

Следует отметить, что, несмотря на рост прозрачности рынка, не все участники готовы раскрывать детали финансовых результатов. Например, поставщиками облачных решений также являются операторы cвязи «Вымпелком» и «Мегафон». «Вымпелком» анонсировал собственное публичное облако BeeCloud в апреле 2018 г., а в 2019 г. на его базе была запущена линейка продуктов для среднего и крупного бизнеса. В компании отказались комментировать результаты деятельности облачного направления. Платформа «Мегафон.Облако» была запущена в марте 2020 г., поэтому первые значимые результаты деятельности этого бизнеса следует ожидать только по итогам 2021 г.

В целлом, по оценке CNews Analytics, объем российского рынка IaaS в 2020 г. составил не менее ₽40 млрд, с учетом компаний, показатели которых не отражены в рейтинге по тем или иным причинам («Вымпелком», «Мегафон», Cloud4y, Oxygen, IBS DataFort и ряда более мелких игроков). Данная оценка не учитывает мощности, которые российские заказчики закупают напрямую у международных гиперскейлеров (AWS, Azure, Google Cloud, Alibaba).

Операторы связи забирают облака себе

Российский рынок IaaS находится в стадии становления, поэтому для него характерна «волатильность» состава участников, большое количество сделок M&A и, как следствие, постепенная концентрация выручки в руках ведущих игроков.

К настоящему моменту самой крупной сделкой в этой области стало приобретение «Ростелекомом» компании DataLine (4 место в рейтинге CNews IaaS по итогам 2019 г.). В 2017 г. госоператор приобрел ЦОД-провайдера SafeData, на базе дата-центров которого также предоставляются облачные услуги. Среди второй половины участников рейтинга наибольшую активность в области слияний и поглощений проявляет компания Rusonyx (впервые участвует в исследование, 15 место по итогам 2020 г.): в 2018 г. Rusonyx приобрел облачного провайдера Caravan Aero, в 2019 г. купил хостинг-провайдера «Зенон Н.С.П.» а в 2020 г. стало известно о поглощении провайдера Infobox. В апреле 2021 г. появилась информация о покупке российского бизнеса Linxdatacenter РФПИ и «Эр-Телекомом», в июне — о намерении «Вымпелкома» купить IBS DataFort.

Обращает на себя внимание, что интерес к рынку IaaS проявляют компании разного профиля. Так, среди участников рейтинга есть операторы дата-центров (Selectel, M1Сloud, Linxdatacenter), провайдеры связи («Ростелеком», МТС, «Вымпелком», «Мегафон»), системные интеграторы (Softline, «Крок», Oncloud, входящий в группу компаний Ланит») и даже банковский бизнес в лице «Сбербанка». При этом облачные дата-центры, во многом, бывшие пионерами бизнеса IaaS в России, постепенно теряют самостоятельность в пользу операторов связи, которые активно диверсифицируют свой бизнес в направлении облаков.

Источники роста: спрос и поглощения

Лидерам по темпам роста в текущем рейтинге оказались SberCloud (более чем в 17 раз) и «Яндекс.Облако» (+454%). Столь высокие темпы роста связаны с недавним запуском облачного бизнеса (2018–2019 гг) и возможностями крупных компаний создавать масштабные проекты с нуля. В 2021–2022 гг ожидается существенное замедление роста IaaS-выручки этих компаний.

На третьем месте по темпу роста доходов от продажи IaaS оказался «Ростелеком» (+131%), высокие показатели были достигнуты не только за счет органического роста, но и за счет упоминавшейся покупки и интеграции показателей DataLine. Высокие темпы развития бизнеса IaaS также продемонстрировали LanCloud (+66%), Selectel (+49%) и Rusonyx (+43%).

«В условиях пандемии значительно вырос спрос со стороны клиентов на размещение в облаке высоконагруженных серверов Предприятие 8.3, которые, как известно, достаточно требовательны к производительности процессоров», — объясняет директор LanCloud по развитию направления облачных сервисов Сергей Ерин.

В компании Selectel отмечают, что рост происходит как за счет клиентов, которые переходят в облако со своей инфраструктуры, так и за счет увеличения объема потребления уже имеющимися заказчиками: «Net revenue retention — отношение текущей клиентской выручки к показателю за прошлый год без учета новых пришедших клиентов составляет более 130%», — отмечает генеральный директор Selectel Олег Любимов. По итогам 2021 г. он ожидает сохранение темпов роста выручки на уровне около 45%.

В свою очередь, глава группы компаний Rusonyx Константин Анисимов заявил, что помимо органического роста рынка облачной инфраструктуры увеличение показателей его компании связано с миграцией традиционных хостинговых клиентов на облачную инфраструктуру и поглощениями компаний Zenon в 2019 г. и Infobox в 2020 г.

Павел Лебедев

Подписаться на новости