Разделы

Инвестиционная привлекательность российского Интернета с точки зрения компании "Артур Андерсен"

РБК: Как Вы считаете, чем вызван нынешний бум инвестиций в Интернет?

Н.О.: Мы наблюдаем несомненное повышение активности на рынке инвестиций в области Интернета со стороны как международных, так и российских финансовых и стратегических инвесторов. На российском рынке появилось несколько крупных западных финансовых инвесторов, нацеленных на российский Интернет: RuNet Holdings, NetBridge, консорциум Orion Capital и "Русских Фондов". Российские компании (например, "Медиа-Мост") начинают проявлять активный интерес к этому рынку. Но говорить о буме, наверное, несколько рано. Судя по публичным источникам, с начала 1999 г. инвестиции привлекли около десятка в основном самых известных на рынке компаний: Rambler (известная и популярная поисковая система), Port.ru (один из наиболее известных горизонтальных порталов), Ozon (известный интернет-магазин), Гласнет и Нева-Линк (одни из крупнейших интернет-провайдеров Москвы и Петербурга), Мolotok.ru (проект компании NetBridge), Яndex, lenta.ru - все это наиболее известные игроки на российском рынке.

РБК: Каковы, на Ваш взгляд, прогнозы окупаемости?

Н.О.: Российский рынок Интернета - пока еще рынок венчурных (т.е. рискованных) и частных (т.е. непубличных) инвестиций. Портфельных инвесторов на нем сейчас нет, поэтому капитализация российского рынка Интернета весьма спекулятивна. Окупаемость вложений венчурных инвесторов можно будет оценить точнее к "моменту выхода", т.е. IPO, продажи стратегическому инвестору и пр. Инвесторы вкладываются в лидеров рынка, которые имеют хорошие перспективы и демонстрируют уверенный рост. Однако, имея в виду достаточно высокую рискованность российских интернет-инвестиций и неустойчивость рынка высокотехнологичных компаний в мире, следует отметить, что показатели IRR (внутренней ставки окупаемости), на которые рассчитывают инвесторы, также достаточно высокие, выше чем на развитых рынках.

РБК: Ваша оценка оборота е-коммерции в России.

Н.О.: Компания BCG недавно оценила объем рынка е-коммерции в России к 2003 г. в 400-600 млн долл., что, скорее всего, весьма осторожный прогноз. Для сравнения, объем азиатского рынка е-коммерции, по оценкам Gardner Group, в 1999 г. превысил 10 млрд долл. и планирует вырасти к 2003 г. почти до 400 млрд долл. Рынок е-коммерции в США, по оценкам Jupiter Communication и Forrester Research, в 1999 г. составил примерно 150 млрд долл. и вырастет к 2003 г. до 1,660 млрд долл. Нашему рынку есть к чему стремиться.

РБК: Каково количество пользователей Рунета?

Н.О.: Различные источники дают разные прогнозы. Интересные оценки предоставляет Monitoring.ru, который прогнозирует максимальную аудиторию Рунета в 2002 г. в 20 млн.

РБК: Что, по-Вашему, способствует росту пользователей?

Н.О.: Автомобиль и сотовый телефон уже превратились из роскоши в средство передвижения и средство общения. Интернет также стал частью деловой и повседневной жизни, и это касается не только Москвы и Петербурга. Новосибирск и Томск, например, также весьма "продвинуты" в этом отношении. Расширение пользовательской базы происходит вследствие снижения тарифов, которые сейчас могут себе позволить все более широкие круги потребителей, расширения набора услуг, которые российские потребители могут получить в сети, а также нового подхода к рекламе и маркетингу. Интернет сейчас активно "продвигается" через несетевые публичные источники информации: телевидение, прессу, наружную рекламу и пр. Вместе с экономическим ростом это является основными "двигателями" развития Интернета.

РБК: Каковы перспективы электронной коммерции в условиях ограниченной платежеспособности населения и малой аудитории Интернета (2% населения)?

Н.О.: По оценкам Computer Industry Almanac, в 1999 г. процентная "плотность" охвата Интернетом российского населения составила 3,4%, по данным Monitoring.ru - 3,6%, что, конечно, немного по сравнению с Европой и США (где этот показатель колеблется в пределах от 11% в Испании до 50% в США), однако выше, чем в Бразилии (3,3%) и гораздо выше, чем в Китае (0,3%), которые, как и Россия, относятся к развивающимся рынкам. По оценкам "Комкон-2", большая часть пользователей Рунета относится к категории с обеспеченностью выше средней. В 1999 г. в российском Интернете доля пользователей с высшим образованием была выше, чем в США. И что касается платежеспособности молодой части интернет-пользователей, в частности студентов, то я бы не ставила ее под вопрос. Это хорошая перспективная аудитория (предприимчивая, образованная, активная, позитивно реагирующая на новые тенденции) с точки зрения интернет-коммерции в качестве как индивидуального, так и бизнес-участника. В проблеме платежеспособного спроса существует также региональный аспект. В настоящее время большая часть пользователей проживает в Москве и Петербурге. Однако важным и инновативным качеством Интернета является как раз размывание границ и возможность делать бизнес, зарабатывать деньги и потреблять, гораздо меньше привязываясь к месту проживания, а инновативность свойственна не обязательно самым насыщенным с материальной точки зрения странам и регионам.

РБК: Какие Вы видите пути развития B2B e-коммерции?

Н.О.: В среднем в мире е-коммерция В2В и В2С имеет различные темпы роста, и в ближайшие 3-5 лет прогнозируется более высокий рост В2В по сравнению с В2С. В России имеет место дефицит информационного обмена между компаниями. Интернет должен помочь в разрешении этой проблемы и содействовать увеличению товарооборота. В2В, очевидно, ориентируется на платежеспособный бизнес-спрос, однако Интернет имеет возможность учесть "неденежные" расчеты, что сейчас немаловажно для недостаточно развитого российского денежного и кредитного рынков.

РБК: Как, на Ваш взгляд, выглядит полноценная платежная система?

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Н.О.: Вместо слова "полноценный" я бы предложила использовать "удобный для участников" и "распространенный". Поскольку существует большой спрос на такую систему (или системы), я полагаю, они должны появиться. В идеале такая система, по моему мнению, должна учитывать требования расчетов между компаниями и расчетов с индивидуальными покупателями как в отношении операций, проводимых в России, так и расчетов с заграницей. Возможно, что таких систем будет несколько.

РБК: Когда уровень пользования Интернетом станет достаточным для развития электронной коммерции?

Н.О.: Я полагаю, что для развития электронной коммерции он сейчас вполне достаточен.

РБК: Во всем мире основной доход интернет-компании извлекают не из прибыли, а из капитализации. Каковы перспективы российских компаний на американской бирже?

Н.О.: Это два различных вопроса. Компании извлекают доходы из своей деятельности. Инвестиционный доход компания получает в момент каждого нового предложения своих акций на рынке. Кроме того, компании могут держать часть собственных выпущенных акций в портфеле и "играть" ими для своих целей (например, для поддержания котировок). Доходы от роста или падения капитализации любой публичной компании извлекают акционеры, которые, в принципе, делятся на спекулянтов, извлекающих доход в первую очередь из кратковременных колебаний рынка, и долгосрочных инвесторов, которые ориентируются на длительную перспективу. Последние также получают доход от разницы в цене покупки и продажи акций, но принимают во внимание и доход от дивидендов, если компания получает прибыли и делит их среди акционеров. Это общие правила, которые относятся и к интернет-компаниям. Что касается российских компаний, я полагаю, что в скором времени наиболее развитая часть из них дорастет до уровня, когда для них станет возможным выход на международные открытые рынки. Для выхода на международный рынок необходима прозрачная финансовая отчетность и финансовые показатели развития, способные привлечь внимание международных инвесторов, обязательное участие инвестиционного, финансового и юридического консультантов и правильно спрогнозированный момент времени, подходящий для успешного выхода на рынок и пр. Обычно выход на международный рынок является следующим шагом в инвестиционном развитии компаний после привлечения одного или нескольких раундов частного/венчурного финансирования. В мире, в том числе в США и Европе, существует довольно много открытых торговых/биржевых систем, на которых котируются и торгуются акции молодых компаний. Ряд российских интернет-компаний имеет шансы выйти на них через некоторое время.

РБК: Каков процент интернет-стартапов обречен на банкротство?

Н.О.: Под банкротством будем для простоты понимать разорение. Если принимать во внимание всю вселенную интернет-проектов, включая просто созревшие у кого-то идеи, то, вероятно, очень большая, если не подавляющая часть. Вследствие того, что многие проекты не являются достаточно интересными, или проработанными, или реализуемыми на определенный момент времени, венчурные капиталисты отказывают почти 90% начинающих предпринимателей, которые к ним обращаются.

РБК: Что Вы можете сказать о рынке интернет-рекламы?

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Н.О.: В моей презентации на РИФе, которая помещена на сайте РБК, присутствует оценка российского рынка интернет-рекламы, сделанная "Артур Андерсен".

РБК: Какое место на нем занимает рынок онлайн рекламы?

Н.О.: Российский рынок сетевой рекламы пока невелик и оценивается в 1-2 млн долл. в 1999 г., в то время как объем всего рекламного рынка России составит в 2000 г. 1,1 млрд долл., по оценкам Kagan World Media. Для сравнения, по данным Forrester Research, расходы на сетевую рекламу в США составят в 2000 г. 5,4 млрд долл. по сравнению с 2,8 млрд долл. в 1999 г.
Несмотря на незначительный объем, растет рынок сетевой рекламы в России быстро. Бюджеты рекламных компаний в Рунете растут: с 1-1,5 тыс. долл. в месяц в 1999 г. до 5-10 тыс. долл. в 2000 г. 80% сетевой рекламы в России приходится на четыре компании - Intel, Microsoft, Compaq и Hewlett-Packard.