oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2014

Как добиться конкурентных преимуществ при помощи SCM

Как добиться конкурентных преимуществ при помощи SCM

Уникальные конкурентные преимущества сегодня нельзя получить, просто купив ИТ-систему. Даже такую, как SCM. Необходимо грамотно применять ее и использовать все заложенные в решении возможности. 

Ожидания все новых и новых чудес от логистики в ритейле растут. Наиболее ярко это можно наблюдать на примере уже начавшего проникать в нашу страну тренда OMNI. Желание причудливо “переплести” и согласовать между собой цепочки поставок приводит к тому, что к средствам автоматизации логистики предъявляются жесткие требования.

Усложнение способов продаж отнюдь не сводится к чисто механическому приплюсовыванию канала e-commerce к уже имеющимся. Само по себе открытие интернет-магазина не очень затратно. Гораздо дороже обойдется “умная” и “чуткая” логистика, способная потом этот магазин обслуживать.

“Не страшно, если вдруг случится недогруз по отдельной позиции в розничный магазин – торговля от этого в нем не остановится. А вот если клиент заказывает у нас два товара, допустим, тренажер и шапочку, а получает только шапочку, он, естественно, будет удивлен. И это еще мягко сказано,” – привел пример Герман Алексеев, CIO группы компаний "Спортмастер".

Логичные выводы из “логистического” законодательства

Желание заняться электронной коммерцией с последующим переходом к omni-channel - не единственная причина роста требований к логистическим ИС. Усложнение логистической активности ритейлеров происходит по целому ряду причин.

Вступление России в ВТО приведет, помимо всего прочего, и к постепенному сближению изменению логистического документооборота. К примеру, в части сельхозпродукции, в Европе он “стартует” с фиксации того, кто ее выращивал, как хранил, на чем вез и т.д. Строгость требований подкрепляется решительностью действий. В частности - со стороны международного ветеринарного надзора, которому ничего не стоит запретить экспорт той или иной продукции в случае отсутствия необходимых документов.

Системность процессу повышения безопасности пищевой продукции придается и в рамках концепции Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP), практическая реализация которой в Европе началось примерно 20 лет назад. Больше 10 лет назад в нашей стране также был принят ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования». Однако утверждать, что большинство отечественных предприятий ему следуют, несколько преждевременно.

Непосредственное отношение к рознице имеет переход от системы стандратизации к техническому регулированию, проводящийся в рамках Таможенного Союза (ТС), объединяющего респулики Беларусь, Казахстан и РФ. Так, летом прошлого года вступил в силу регламент ТС “О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), сделавший ХАСП обязательным для организаций в этих странах.

Данное “таможенное” новшество не является единственным. Уже в этом году мы можем увидеть на полках магазинов продукты, на этикетках которых к привычному списку ингридиентов добавится маркировка возможных аллергенов. Таких, допустим, как молочный белок. А знак “Евразийское соответствие” EAC можно найти на товарных упаковках уже сегодня. Логистическая и потребительская тара в рамках ТС рассматривается, фактически, как еще один, отдельный от ее содержимого товар, которому тоже предстоит надлежащим образом пересечь границу.

Понятно, что подобные изменения таможенных правил затрагивают пока не все розничные сети. Кроме того, основная масса технических регламентов вводится поэтапно и вступит в полную силу в начале 2016 г. Тем не менее, своевременные выводы логистам можно сделать уже сегодня.

То, что еще вчера было добровольным следованием стандартам, завтра может превратиться в обязательный для игроков рынка техрегламент. Что уже успели первыми ощутить на себе занимающиеся импортом продукции сети, их зарубежные поставщики, а также работающие с ними сервисные компании. “Введение нового технического регламента ужесточает санитарно-гигиенические требования на пищевых предприятиях,” - отметил, в частности, Андрей Суворов, IT-директор специализированной компании Вlesk InCare, работающей в РФ и странах СНГ.

Рост требований к SCM

Изменение требований регулятора отражается на требованиях к системе SCM. При внедрении такой системы имеет смысл сразу же обратить внимание на ее гибкость, способность к перенастройке бизнес-процессов и соответствии не только текущему, но и будущему, закономерно ожидаемому “логистическому” законодательству. Общие контуры которого, при желании, можно разглядеть уже сегодня.

Наряду с далекими и пока еще туманными для большинства ритейлеров будущими требованиями регуляторов отрасли следует отметить, что идея повышения прослеживаемости цепочки поставок может принести вполне ощутимый экономический эффект уже сегодня. Ведь надежная фиксация и анализ документов и прочих обстоятельств перевозки может помочь выявить случаи или схемы систематических хищений, повысить доступность товаров для покупателей, а также - добиться существенной экономии. К примеру, стоимость “холодильной” цепи поставок рыбопродукции может добавлять до 10% к ее себестоимости. Значит любая оптимизация будет здесь заведомо рациональным объектом приложения усилий. Отметим, что наиболее очевидный и наглядный для всех эффект от наведения порядка в логистике можно получить путем внедрения мобильных, навигационных и прочих современных технологий.

“Для более полного и точного контроля за доставкой, мы снабдили все автомобили нашей компании GPS/ГЛОНАСС маяками, - поделился опытом инноваций Андрей Суворов. - Также мы размещаем RFID-метки и при каждом посещении производим сканирование таковых специализированными сканерами. Ведется тестовое внедрение электронного маршрутного листа у водителя. Данные на планшет передаются в режиме online. Что позволяет водителю оперативно отслеживать изменения в маршруте и общаться с персональным логистом посредством push-сообщений”.

В погоне за маржой: SCM для СТМ

Подчеркнем, что бремя “производственно-логистических” проблем начинает тяготить все большее число ритейлеров. Особенно тех из них, кто начал работать с СТМ, избавив производителя ото всех проблем с доставкой, возвратами и пр.

“Современной тенденцией можно смело назвать укрупнение логистических сетей: увеличивается количество звеньев — от производства до промежуточных складов и розничных точек — и сложность управления и автоматизации процессов. Многие сети активно поглощают производителей или встраиваются в их управление,” - отметил актуальность темы Дмитрий Майоров, руководитель направления «Торговые сети» ГК CUSTIS. Сила СТМ – в разумной стоимости товара. Значит оптимизация и автоматизация логистики в этом деле почти неизбежна.

Практический навык оптимизировать бизнес-процессы и работать с небольшой, “тонкой” маржой актуален и для дистрибуции. Залогом успеха также может послужить своевременное внедрение SCM. Сложность работы в данном сегменте растет, в том числе, за счет привлечения со стороны и предоставления другим собственного транспорта, доставки сборных грузов и прочим, требующим повышенной четкости исполнения процессов логистическим операциям. “Мы давно обратили внимание на то, что дистрибуторы начинают использовать собственные логистические мощности не только для обеспечения дистрибуторской деятельности. Они аккуратно мигрируют в область оказания 3PL-услуг,” – отметил Александр Рахманов, зам. гендиректора “КОРУС Консалтинг”.

Всерьез рассуждать с клиентами про 3PL и полагаться при этом, скажем, на всевозможные общедоступные интернет-ресурсы, где можно быстро найти частника для перевозки попутного груза, становится все более проблематичным. Ведь истинное состояние дел с автоматизацией логистики в дистрибуторской компании может выявиться в любой, самый что ни на есть неподходящий момент.

Успеть обработать

Из числа новейших веяний следует, пожалуй, особо отметить идею о том, что SCM должна быть способна взаимодействовать со средствами автоматизации систем лояльности, поскольку является “исполнительной” их частью. Позволяющей, в конечном итоге, быстро поддержать и успешно реализовать те или иные идеи сетевых маркетологов, в т.ч. по проведению акций. Допустим - с одновременной продажей нескольких товаров сразу в составе т.н. бандла (bundle).

Нелишней может оказаться и интеграция SCM с BI, что позволит проводить анализ эффективности, а также прогнозировать товарооборот и чутко предугадывать спрос на другом, более глубоком, чем это привыкли делать сегодня многие логисты, уровне. “Каждую неделю прихожу в один и тот же ресторан и заказываю примерно одни и те же блюда. Поэтому последние два года официанты оставляют на кухне заказ и приносят мне мои напитки еще до того, как я их заказал”, – поделился опытом и ощущениями от упреждающего потребности подхода в смежном с ритейлом сегменте Horeca Григорий Бакунов, директор по распространению технологий “Яндекс”.

Практическая реализация такого рода опережения, с элементами предугадывания, становится все более актуальной и для компаний торговли, ищущих конкурентных преимуществ. ”Агрегированные данные по рынку, показывающие, допустим, доли продаж тех или иных товаров в торговых сетях данного региона, интересны. В первую очередь - для маркетингового исследования при построении прогноза продаж и формировании ассортимента. Это довольно большой рынок услуг, на котором работают в основном маркетинговые агентства,” - отмечает Максим Андреев, директор по бизнес-приложениям компании КРОК.

Впрочем, появление первых узко-специализированных исследовательских агентств, занятых, помимо маркетинга, профессиональной обработкой “больших” и “чужих” отраслевых данных, закономерно и ожидаемо именно в сегменте ритейла. Послушаем самих ритейлеров: “Наверное, Big Data, будут больше интересны маркетингу, чем топ-менеджерам компании. Однако проблема здесь заключается в том, чтобы оперативно структурировать полученную информацию и успеть ею воспользоваться,” - обрисовывает текущие сложности Сергей Козырь, директор по ИТ «ОКЕЙ Групп».

Отметим, что благодаря популярной у крупных и средних ритейлеров технологии EDI (Electronic data interchange), многие трудности с предварительной очисткой, структурированием и последующим сохранением данных, циркулирующих в цепях поставок, там уже решены не в теории, а на практике. Притом, что доход операторов и провайдеров, услугами которых одновременно пользуется множество ритейлеров, от базовых, типовых услуг падает. Значит, остается лишь дождаться, когда же, наконец, количество перейдет в качество и появится новый класс “умных” сервисов. Как только исследовательские компании, помогающие решить такого рода проблемы сетевой розницы, появятся и у нас, в России, так сразу же мы сможем, с неким облегчением, добавить к словосочетанию “высокотехнологичный аутсорсинг” еще и слово умный.

“Безусловно, важно производить и поставлять только тот товар, который нужен. Справиться с этой задачей без оперативных отчетов о продажах, складских остатках и пр. затруднительно, особенно когда в цепочке принимает участие множество независимых участников. Кроме того, при планировании цепочек поставок важно учитывать статистику по продажам товаров в зависимости от сезонности, расположения товара на полке и пр.” – считает Максим Андреев. Вполне возможно, что время помочь ритейлу и снабжающему его производству с Data Mining, успевающим вслед за потоком торговых транзакций, уже пришло.

Оптимизация – это автоматизация

К сказанному остается добавить, что получать пользу от исследования данных, внедрения инноваций можно лишь тогда, когда они интегрируются в автоматически исполняемые бизнес-процессы. Эпоха радужных надежд на реинжиниринг, преображающий суть бизнес-процессов, закончилась. И для большинства ритейлеров оптимизация сводится сегодня к автоматизации тех процессов, которые они уже успели наработать.

Благодаря SCM, можно реализовать и автоматически исполнять не только простейшие логистические стратегии вроде автозаказа сетевых магазинов. Без SCM уже не обойтись, если заходит речь о развитии дополнительных каналов продаж, вроде e-commerce, аутпостов, организации комплектации и пунктов выдачи в магазинах, развоза полученных по всевозможным каналам заказов по домам тех, кто их сделал.

Неоспоримым становится преимущество от владения комплексной системы SCM, когда, благодаря ей, в надлежащий порядок приводится не только склад и транспортировка товара, но и сами торговые точки. А очевидным - то, что связующим звеном в деле комплексной автоматизации логистики в ритейле сегодня служит технология обмена электронными сообщениями EDI. Которая, в последние годы, быстрыми темпами начала сближаться с внешним документооборотом по части электронных счетов-фактур, накладных и прочих товаросопроводительных документов, что еще, - дополнительно, - упрощает жизнь уже использующим ее ритейлерам.

Властелины полок

Наряду с тем, возможности использования EDI в чистом виде далеко не исчерпаны. О чем и говорят нам эксперты: “Стоит отметить, что стандарты EDI применяются в контейнерных перевозках практически повсеместно. Но при перевозке автотранспортом они пока не использовались в полной мере, - напоминает Александр Рахманов. - Наполнение EDI сообщений будет расширяться. Например, в форматах таких документов, как ASN, может содержаться большой объем логистической информации. Сейчас, зачастую, “лишние” блоки информации не используются. И сообщения уходят в упрощенном виде. Но как только компания задумывается об оптимизации, то задействование данных блоков существенно упрощает логистические процессы. Например, приемка смешанной паллеты может осуществляться в один клик”.

“В мире широко известна концепция Vendor Managemnet Inventory, - продолжает приводить примеры спикер. – Она, фактически, подразумевает, что сети предоставляют торговые пространства. А поставками управляют непосредственно поставщики. Безусловно, это практически невозможно сделать в том случае, если поставщик не будет иметь актуальных сведений о продажах и остатках товаров. Электронное взаимодействие между сетью и поставщиком, которое налаживается, в том числе, с помощью системы EDI, дает возможность обмена необходимой для всего этого информацией. И играет практически важную роль с точки зрения прозрачности и управляемости процесса поставок, снижает затраты на управление запасами в сети”.

Наверняка, многие ритейлеры завидуют той вольготной, полной покоя жизни, которую ведет девелопер, построивший им складские мощности, или же арендодатель, предоставивший возможность торговать в своем помещении. В некоторых сегментах, таких как торговля товарами DIY, готовность поделиться с поставщиками обременительной и хлопотливой “властью над полками” вкупе с оперативными данными, взятыми с POS-терминалов, весьма высока.

Сегодняшние цепи поставок – дело коллективное. Поэтому повышение степени их “просматриваемости” в интересах всех без исключений участников процесса. Отчеты, генерируемые в процессе EDI, способны сделать процесс обмена необходимой для полной прозрачности информацией недорогим и автоматическим. Иначе говоря - практически реализуемым.

“Регулярное информирование поставщиков о продажах, уровнях остатков на складах, а также о ближайших планах позволяет поставщикам заранее готовиться к изменениям в спросе на их продукцию, - справедливо полагает Сергей Осипов, директор по спецпроектам компании GMCS (ГК MAYKOR) - Это позволяет им обеспечить ритмичность производства, избежать отказов в поставках или изменений их сроков. Безусловно, дистрибуторы, по схожим причинам, также заинтересованы в подробной информации от конечного потребителя. Поскольку, в конечном итоге, все это приводит к оптимизации глобальной сети поставок”.

RFID: надежды юношей питают?

Завершая разговор, построенный вокруг тем типа кому сейчас нужен и куда еще можно приспособить SCM, невозможно не упомянуть про RFID. Ведь метки становятся все дешевле. Надежность – растет. Процент считываемости – повышается. А для автоматизации цепочек поставок RFID-тэги полезны и важны.

“С точки зрения технологий, RFID-метка многое чего перевернёт. Тот же кросс-докинг станет использоваться повсеместно, так как намного упростится процедура приёмки, обработки и выкладки товаров. Те же электронные ценники можно будет повсеместно внедрить, - перечисляет темы, характерные для отгремевших за прошедшие годы увлекательнейших ИТ-конференций про технологии “магазинов будущего”, Михаил Бурачков, зам. директора департамента ERP «КОРУС Консалтинг». - Да, технологии совершенствуются. Но критерием оценки должна быть пригодность для массового внедрения. К примеру, есть технология, которая позволяет считывать 98% товаров в паллете. Но нужно-то 100%! А та, которая считывает лучше, стоит в несколько раз дороже”.

Разумеется, данная технология нужна как всему ритейлу, так и цепочкам поставок в торговле особенно. Однако, прямо сейчас обычной, не претендующей на громкое лидерство на федеральном уровне торговой сети внедрять RFID в своих магазинах, право же, рановато.

Перспективы SCM

Справедливым это может оказаться и в отношении SCM, внедряемой чисто механически, в отрыве от нынешнего потребительского “контекста”. Покупатели стали ценить время, тяготеть к мобильным гаджетам, сверять цены с интернетом прямо посреди торгового зала, желать для себя все новых удобств и персонального обращения. Все это способно привести к тому, что, когда-нибудь, в равной мере нехорошо почувствует себя и классический ритейлер, привыкший, что достаточно лишь приветливо распахнуть двери круглосуточно работающих магазинов, и электронный коммерсант, полагающийся лишь на то, что его цена самая низкая во всем интернете. Скажем прямо, самое сложное в customer experience – это его динамичность во времени в сочетании с весьма неприятным для многих ритейлеров и логистов качеством, которое можно попытаться описать как зыбучесть.

Для достижения реальных конкурентных преимуществ SCM должны внедряться в комбинации с BI, системами лояльности, EDI-технологиями. SCM вполне может стать главным ингредиентом всех этих ИТ-комбинаций, поскольку понятно, что без логистики очень многие правильные и своевременные идеи попросту повиснут в воздухе.

Эти выводы актуальны не только для тех, кто работает в ритейле и смежных с ним сегментах, но и для тех, кто взаимодействует с торговыми сетями на регулярной основе.

В целом же, можно утверждать, что своевременное внедрение полноценной SCM-системы взамен модулей и решений, автоматизирующих только складскую или, скажем, транспортную логистику, позволит всем участникам рынка постепенно обрести, пожалуй, самое для них главное – уверенность в завтрашнем дне.

Антон Степанов

Вернуться на главную страницу обзора