Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2017

Российский ритейл переходит на онлайн-кассы и тестирует блокчейн

Российский ритейл переходит на онлайн-кассы и тестирует блокчейн

По итогам 2016 г. оборот розничной торговли в России сократился на 5%. В то же время, крупнейшие торговые сети отчитались о росте выручки в среднем на 10-20%. Текущий год несет с собой сразу два технологических тренда. Первый – самый массовый – переход на онлайн-кассы, должен быть реализован к лету 2017 г. Второй – блокчейн – только завоевывает рынок, но может стать причиной технологической революции в ритейле.

По данным Росcтата, в 2016 г. оборот розничной торговли сократился на 5,2% по сравнению с 2015 г. и составил ₽28 137,1 млрд. На продажи продуктов питания пришлось ₽13 710,4 млрд, что составляет 94,7% от уровня 2015 г. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в 2016 г. находился на уровне 94,9% от соответствующего показателя 2015 г. и составил ₽14 426,7 млрд.

При этом крупнейшие торговые сети России отчитались о росте выручки в 2016 г. Так, чистая розничная выручка компании X5 Retail Group по итогам 2016 г. увеличилась на 27,5% и достигла ₽1 025,6 млрд. Выручка «Магнит» в 2016 г. выросла на 12,8% и составила ₽1 069 млрд. Выручка «Дикси» в 2016 г. увеличилась на 14,3% до ₽311 млрд. «Лента» рассказала об увеличении совокупной выручки на 21,2% с ₽252,8 млрд в 2015 г. до ₽306,4 млрд в 2016 г. Чистая розничная выручка «О’Кей» в 2016 г. выросла на 7,6% до ₽172,5 млрд. «М.Видео» отчиталась о росте продаж, включая НДС, на 13,3% до ₽216,2 млрд и чистой выручки до ₽183,2 млрд.

Какие технологии нужны ритейлу

Крупнейшим технологическим событием 2016-2017 гг. в российском ритейле стало вступление в силу 54-ФЗ, в соответствии с которым к середине 2017 г. большинство продавцов должно заменить или модернизировать имеющиеся у них кассы так, чтобы они могли передавать кассовые чеки в режиме онлайн в Федеральную налоговую службу через операторов фискальных данных.

Если говорить о мировых технологических трендах, которые могут кардинально изменить розничную торговлю, то их несколько. Во-первых, это использование роботов. Пионером в этой сфере по традиции стал Amazon, который уже несколько лет использует около 45 тыс. «железных сотрудников» на складах, а недавно запатентовал робота-упаковщика товаров.

Во-вторых, это доставка товаров при помощи беспилотников. О том, что к 2020 г. такая возможность будет доступна жителям США, несколько лет назад заявил тот же Amazon. Компания получила разрешение на тестирование технологии на территории Соединенных Штатов еще в марте 2015 г. Испытания дронов а рамках Project Wing начала и компания Google – с сентябре 2016 г. ее беспилотник доставил буррито покупателю сети ресторанов Chipotle. Старается быть в тренде и Walmart. 7-Eleven с сотрудничестве с Flirtey в июле 2016 г. осуществил первую доставку приобретенного товара покупателю с помощью беспилотника.

В-третьих, это технологии искусственного интеллекта. И здесь опять нельзя обойти вниманием Amazon с его Alexa, которая может использоваться не только для ответа на вопросы или голосового входа в аккаунт пользователя, но и защитить пользователя от случайных покупок. Например, в январе 2016 г. маленькая девочка из Далласа с помощью Amazon Echo заказала в интернет-магазине дорогой домик для кукол. Сегодняшняя Alexa способна реагировать на такие события и, как минимум, дождаться подтверждения заказа от взрослого. Еще одно направление – запущенный в Сиэтле продуктовый магазин без касс Amazon Go, в который покупатель со смартфоном может просто зайти, взять товар и уйти. Все остальное автоматически сделают интернет вещей, искусственный интеллект и платежные технологии. Кроме того, на прошедшей в январе 2017 г. в Лос-Анджелесе выставке CES 2017 сразу несколько производителей бытовой техники – LG и Whirlpool – анонсировали поддержку Alexa в своих умных холодильниках, которые смогут самостоятельно заказывать доставку продуктов для своего обладателя.

И в-четвертых, это блокчейн, признанный на Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum) одним из шести мегатрендов, способных оказать огромное влияние на общество в ближайшее десятилетие. Одним из первых о его внедрении в сфере закупок импортных товаров заявил Walmart. Новый логистический инструмент на базе блочных сетей был разработан консорциумом Hyperledger при сотрудничестве Linux Foundation и IBM. Он позволяет контролировать весь путь продуктов от поставщика до супермаркета и содержит данные об их сроках годности, требованиях к условиям перевозки и температуре хранения. В сентябре 2016 г. блокчейн начала тестировать британская компания Co-op Food на примере фиксации всей цепочки поставок рыбы – от ее вылова до прилавка супермаркета. А японский ритейлер Rakuten сообщил о приобретении компании Bitnet, специализирующейся на блокчейн-проектах, для создания блокчейн-лаборатории.

Блокчейн – это по-нашему

Из перечисленных выше технологических трендов наиболее интересным для российского розничного рынка стал блокчейн. В сфере торговли он может с успехом применяться для контроля цепочки поставок, подтверждения дистанционных операций: регистрации заявок, резервирования, подтверждения сделок, возврата депозитов, подтверждения оплаты и мн.др. При этом попытку внесения изменений в любой документ видят все, что делает процесс абсолютно прозрачным. Таким образом, в ритейле появляется электронный контракт, который невозможно подделать.

Еще одно направление использования блокчейна в ритейле – взаимодействие с государственными ведомствами по всевозможным вопросам. Здесь он может составить серьезную конкуренцию системам электронного документооборота или полностью заменить его как более удобное, эффективное и недорогое решение.

Аналитики Deloitte посвятили целое исследование применению блокчейн-инструментов при реализации программ лояльности. По их мнению, это позволит снизить затраты благодаря использованию умных контрактов, в которых содержатся самые актуальные данные, исключающие возможность ошибок или махинаций. «Блокчейн позволит добиться безопасного и мгновенного погашения премиальных баллов, их создания и обмена между вендорами, программами и индустриями, – продолжают в Deloitte. – При этом условия не требуют доверительного отношения среды, работа которой основана на применении криптографических механизмов проверки, а не услугах доверенных третьих лиц. Онлайн-протокол, автоматизированные блоки транзакций и умные контракты позволяют блокчейну функционировать без посредников».

Однако активному продвижению блокчейна в России мешают запрет на хранение и обработку персональных данных россиян за пределами РФ и необходимость лицензировать все криптографические средства защиты, которые используются в России. Кроме того, с блокчейном непосредственно связана идея использования криптовалюты, которую в России собираются запретить. «Технология блокчейн, на мой взгляд, — это новый интернет. Это идея такого же уровня, как интернет. И она не успела родиться, наш регулятор уже сказал, что крипотовалюты нельзя выпускать, – говорит председатель правления «Сбербанка» Герман Греф. – Если это пройдет, то мы понимаем, что весь прогресс уйдет за пределы Российской Федерации, и все наши специалисты в области технологий блокчейна, криптовалют будут вынуждены что-то делать в очень удобных юрисдикциях».

Первые ласточки

Несмотря на законодательную неопределенность, на российском рынке уже появилась скидочная система на базе блочных цепей, которая позволяет покупателю иметь одну карту лояльности для всех магазинов, а продавцу – пользоваться надежным, простым, недорогим решением, с помощью которого можно моментально формировать детализированную статистику продаж по каждому владельцу карты, прогнозировать его поведение и пр.

В августе 2016 г. на Drone Expo Show было продемонстрировано решение по управлению дронами с помощью умных контрактов в блокчейн-сети Ethereum – фактически, диспетчерская служба, которая связывает человека, арендовавшего дрон, например, для доставки товара, с исполнителем работ и структурами, дающими разрешение на полеты. При этом контроль за подготовкой и исполнением всех условий контракта происходит автоматически.

О проработке возможности использования блокчейна в ходе взаимодействия с налогоплательщиками рассказали в Федеральной налоговой службе. По словам заместителя руководителя ФНС России Даниила Егорова, переход на бездекларационный механизм станет следующим и стратегическим шагом после онлайн-касс, которые будут запущены в 2018 г. Технология блокчейн позволяет создавать системы распределенного хранения данных с идентификацией каждого пользователя и защищенностью доступа. В таких условиях налоговой инспекции остается самой сводить данные, а затем подтверждать их у налогоплательщиков. При этом в ведомстве уточняют, что использование блокчейна в государственных структурах возможно только после внесения конкретных программных решений в реестр российского ПО Минкомсвязи и сертификации ФСБ или ФСТЭК России.

В феврале 2017 г. компании «М.Видео» и «Сбербанк Факторинг» рассказали о внедрении технологии сверки факторинговых документов с использованием технологии блокчейн. Прототип платформы с алгоритмом шифрования и подтверждением данных о поставках с последующим гарантированным хранением информации был разработан совместно с «Центром технологических инноваций» Сбербанка при участии специалистов компании «Сбербанк-Технологии». В рамках пилотного проекта компании протестировали загрузку реестра поставок, шифрование данных (хэширование), их последующую проверку и хранение по технологии блокчейн. Полное развертывание проекта может быть завершено уже к концу текущего года.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора