Спецпроекты

На страницу обзора
ИТ-услуги лидируют в расходах финансовых компаний

Приоритетные направления цифровизации финсектора корпоративные ИТ-системы, ИТ-услуги и защита информации. Интерес к строительству собственных дата-центров, наоборот, постепенно снижается, вместо этого заказчики предпочитают приобретать услуги IaaS. Россия здесь выбивается из общемирового тренда отечественные банки не спешат доверять публичным провайдерам. Главным драйвером дальнейшей цифровизации финсектора будет искусственный интеллект, российские банки уже потратили на ИИ сотни миллиардов рублей. CNews рассказывает о ключевых трендах на российском и глобальном рынках ИТ в финсекторе в 2022 2023 гг.

Банки наращивают инвестиции в ИТ

Банки уже давно превратились в ИТ-компании с лицензией на оказание финансовых услуг, поэтому финсектор остается одним из ключевых заказчиков технологических провайдеров. Согласно данным Gartner, в 2022 г. глобальные затраты на ИТ со стороны финансовых организацией превысили $600 млрд (рост +4,1% по отношению к 2021 г.), а по итогам текущего года аналитики прогнозируют удвоение темпов роста, в результате чего объем рынка ИТ в финсекторе должен составить $652 млрд (+8,1%).

Глобальные траты на ИТ в финсекторе в млрд $: корпоративное ПО и ИТ-услуги остаются самыми крупными и быстрорастущими сегментами

2022 г. Рост % 2023 г. Рост %
Внутренние сервисы 53 -2,2 55 4,2
Корпоративное ПО 153 11,2 174 13,5
ИТ-услуги 247 5,2 270 9,3
Физические устройства 38 -9,9 37 -2,1
Телеком -услуги 78 -2,9 80 2,4
Системы ЦОД 34 13,2 36 5,7
Итого 603 4,1 652 8,1

IaaS растет, инвестиции в ЦОД сокращаются

Эксперты выделяют несколько направлений инвестиций в ИТ, среди которых самым крупным являются ИТ-услуги $247 млрд в 2022 г. или более трети совокупных бюджетов. Любопытно также, что это один из немногих сегментов, который по итогам прошлого года продемонстрировал положительную динамику (+5,2%). В 2023 г. здесь ожидаются еще более высокие темпы роста +9,3%. Причина заключается в том, что банки стараются оптимизировать издержки, переводя капитальные затраты (сapex) в операционные (opex): они сокращают инвестиции в строительство собственных дата-центров и одновременно увеличивают объемы потребления услуг IaaS (инфраструктура-как-сервис). Именно IaaS оказался одним из драйверов роста сегмента ИТ-услуг, а динамика затрат на собственные дата-центры, наоборот, замедляется (+13,2% в 2022 г., +5,7% в 2023 г.).

Крупнейшие поставщики ИТ для финансового сектора

№ 2022 Название компании Выручка в финсекторе в 2022 г., тыс. ₽ c НДС Выручка в финсекторе в 2021 г., тыс. ₽ c НДС Рост выручки, 2022/2021, в %
1 Иннотех 74 375 764 22 745 316 227,0%
2 Softline 16 423 506 35 143 091 -53,3%
3 ЦФТ 15 736 589 12 997 982 21,1%
4 Инфосистемы Джет 15 147 662 17 295 650 -12,4%
5 Rubytech 14 100 911 12 560 000 12,3%

Россия здесь выбивается из общего тренда отечественные банки пока не готовы доверять провайдерам IaaS в той же мере, как это делают их коллеги из других стран. Хотя из-за санкций есть сложности с проектами по строительству новых дата-центров, крупные банки уже обладают собственной ЦОД-инфраструктурой, построенной в предыдущие годы, и не спешат обращаться к услугам внешних облачных провайдеров. Во-первых, существует традиционная проблема недоверия публичным сервисам, так как в банковской отрасли риск утечки конфиденциальных данных особенно велик. Во-вторых, банки предпочитают сохранять полный контроль над инфраструктурой ввиду высокой активности регулятора.

«В большинстве развитых стран центральные банки ведут стабильную политику надзора и крайне редко меняют правила. В России Центробанк уверенно, твердо и последовательно управляет банковской системой, постоянно вводит новые требования в соответствии с ситуацией на рынке, объясняет член совета директоров компании «Диасофт» Александр Генцис. Это требует от банков мобильности и эффективности в деле модернизации их ИТ-систем. Перенос этих систем в облако ограничивает возможности, унифицирует процессы, лишает банки независимости и гибкости. В этом смысле облачная модель не помогает, а, наоборот, препятствует удовлетворению этих потребностей».

Бум корпоративного ПО продолжается

Вторым по объему сегментом ИТ-трат банков и других организаций финсектора является внедрение корпоративного ПО. По данным Gartner, в 2022 г. глобальные инвестиции в это направление составили $153 млрд (+11,2%), а по итогам 2023 г. они достигнут отметки в $174 млрд (+13,5%).

«Корпоративное ПО остается ключевым компонентом для финансового сектора во всем мире, включая Россию, объясняет Юрий Колбасин, партнер компании «Лига Цифровой Экономики» и директор направления Big Data. Это связано с несколькими факторами. Корпоративное ПО позволяет банкам автоматизировать различные бизнес-процессы, что увеличивает эффективность и снижает операционные издержки. Также корпоративное ПО играет ключевую роль в обеспечении безопасности финансовых данных и личной информации клиентов. Наконец, банки обязаны соблюдать множество регуляторных стандартов и нормативов корпоративное ПО помогает им в соблюдении этих требований, автоматизируя процессы отчетности и контроля».

В России тренд на рост инвестиций в ПО выражен особенно ярко, так как из-за ухода иностранных вендоров компании финсектора вынуждены переводить свои информационные системы на отечественный софт. В частности, согласно рейтингу CNews поставщиков ИТ в финсектор, именно российские разработчики ПО продемонстрировали наиболее высокие темпы роста выручки в 2022 г.

На рынке наблюдается взрывной интерес к корпоративному ПО, констатирует Александр Генцис: «Решив в прошлом и этом году вопросы импортозамещения базовых компонентов (операционной системы, СУБД и др.), банки приступили к решению задач замены своего корпоративного ПО и проведению тендеров по закупке на ближайшие 10–15 лет».

Финсектор защищен лучше других отраслей, но этого недостаточно

Информационная безопасность также остается одним из приоритетных направлений для финансовой отрасли. Поставщики решений в сфере защиты информации также оказались среди наиболее быстрорастущих поставщиков ИТ в финсектор по итогам 2022 г.

«Защита данных одно из основных требований для банковской индустрии, учитывая чувствительность финансовой информации и личных данных клиентов. Банки обязаны обеспечивать защиту от кибератак, взломов и утечек. Этот аспект стал еще более значимым в связи с развитием онлайн-банкинга и увеличением количества электронных платежей», рассказывает Юрий Колбасин из «Лиги Цифровой Экономики».

Представители отрасли прилагают значительные усилия для обеспечения защиты данных, и это приносит свои результаты: несмотря на общий рост кибератак на российскую инфраструктуру в 2022 г., число атак на отечественные финансовые организации снизилось на 7% по сравнению с 2021 г., свидетельствуют данные Positive Technologies. Так как у большинства финансовых организаций реализован высокий уровень защиты, злоумышленники предпочитают атаковать конечных пользователей с помощью инструментов социальной инженерии (47% атак). Нападения непосредственно на банковскую инфраструктуру встречаются не так часто.

Впрочем, представителям банков не стоит расслабляться. «Хотя финансовый сектор лучше всего подготовлен к атакам по сравнению с остальными компаниями, в целом уровень защищенности финансовых организаций от внутреннего и внешнего злоумышленника остается недостаточно высоким», комментирует Максим Костиков, руководитель отдела анализа защищенности приложений компании Positive Technologies. Так, согласно исследованиям, проведенным в 2021–2022 гг., в 86% случаев внешний пентест позволял получить доступ в локальную сеть финансовых организаций с возможностью получения контроля над инфраструктурой и проникновения в критически важные информационные системы.

На ИИ потрачено более полутриллиона рублей

Одним из трендов, который будет определять технологическое развитие финотрасли в ближайшем будущем, станет внедрение искусственного интеллекта (ИИ). По оценке исследовательской компании GlobalData, к 2024 г. глобальные ежегодные инвестиции банков в ИИ достигнут $4,9 млрд при среднегодовых темпах роста 21,8%. Запуск ChatGPT в ноябре 2022 г. дал старт настоящей «гонке вооружений» в области искусственного интеллекта. Так, по данным Eigen Technologies, количество запросов банков касательно ИИ в первом квартале 2023 г. подскочило сразу в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Российские банки не остались в стороне от революции ИИ. По данным «Ассоциации Финтех», за последние 10 лет лидеры финансового рынка России уже инвестировали в развитие ИИ около ₽600 млрд. Согласно исследованию, опубликованному ассоциацией, 95% компаний уже внедрили ИИ в основные процессы.

«В финансовом секторе ИИ используется на всех этапах: обработка информации о клиентах и формирование подходящих предложений, скоринг, определяющий платежную дисциплину заемщика, антифрод, рассказывает генеральный директор группы «Иннотех» Дмитрий Харитонов. Технологии ИИ продолжат развиваться в части повышения внутренней эффективности, а также улучшения опыта взаимодействия с партнерами. Еще одна из полезных функций ИИ клиентская поддержка. Виртуальные и голосовые помощники позволяют повысить уровень сервиса и оптимизировать издержки организации».

«Примером успешного применения ИИ в финансовой сфере может служить реализованный нами проект, где искусственный интеллект используется для анализа кредитных заявок и принятия решений о выдаче кредитов. Благодаря проекту компания смогла повысить эффективность процесса принятия решений и сократить количество ошибок», делится опытом Максим Фрай, руководитель направления по работе с финансовыми организациями компании «Девелоника» (Softline).

В России появилась новая форма денег

По-прежнему важным фактором развития банковского сектора является деятельность регулятора. В последние годы ЦБ РФ отметился реализацией ряда крупных проектов, включая «маркетплейс» финансовых услуг, внедрение единой биометрической системы (ЕБС), развитие системы быстрых платежей (СБП), разработку национальной блокчейн-платформы «Мастерчейн» и т.д. Ключевая инициатива ЦБ РФ на данный момент внедрение цифрового рубля новой формы национальной валюты наряду с банкнотами и безналичными платежами.

Предполагается, что цифровые рубли будут представлять собой блокчейн-токены, хранящиеся в специальных электронных кошельках. Совершать оплату с их помощью можно будет даже в отсутствие подключения к интернету. Доступ к кошельку должен осуществляться через любой банк, в котором обслуживается клиент. В августе 2023 г. ЦБ запустил пилотный проект операций с цифровым рублем, в нем участвуют 13 банков.

Александр Генцис из «Диасофт» считает, что внедрение цифрового рубля не потребует слишком больших усилий со стороны банков: «С точки зрения инфраструктуры, основные затраты и сложности окажутся на стороне Центробанка. Цифровой рубль это, скорее, интерфейсное приложение, которое должно эффективно связать системы банка с сервисами, которые предоставляет Центробанк. Например, СБП тоже была создана под крылом Центробанка, и подключение к ней имеют практически все банки. Но при этом СБП не является революцией с точки зрения банковской автоматизации. Думаю, с цифровым рублем будет так же. На данный момент у «Диасофт» уже есть три реализованных кейса в банках в рамках пилотирования первых бизнес-процессов».

Помимо интеграции с платформой ЦБ РФ реализация инфраструктуры цифрового рубля также предполагает разработку специального мобильного приложения (по данным Центробанка на конец 2022 г., 10 банков уже разработали такие приложения), а также реализацию средств защиты для работы с цифровым рублем, определенных регулятором. Общий объем инвестиций для крупного банка будет исчисляться сотнями миллионов рублей. Например, в «Росбанке» оценили свои расходы на внедрение цифрового рубля в 150 млн. за 2 года.

Таким образом, развитие российского рынка ИТ в финсекторе будут определять несколько факторов: продолжающиеся цифровизация и импортозамещение, внедрение новых инструментов защиты, развитие сервисов на основе искусственного интеллекта, а также активные действия регулятора, который предъявляет все новые требования к банковской инфраструктуре.

Павел Лебедев