CNews: Как развивается рынок терминалов сбора данных в России?
Олег Лиманский: Рынок ТСД довольно быстро растет. В 2020 году объем рынка ТСД превысил 141,8 тысяч штук на сумму $47,9 млн (в 2019 объем составлял 115 тысяч устройств на сумму $39,8 млн). То есть он вырос приблизительно на 23% в штуках и на 20% — в деньгах. Средняя стоимость терминала упала на 5-10% во всех сегментах.
Это связано с различными факторами. Главный из них, наверное, — появление на рынке игроков с бюджетными терминалами, характеристики которых сходны с характеристиками дорогих моделей лидеров рынка. И, соответственно, вытесняют их за счет лучшего соотношения цена/качество.
Кроме того, очевидна тенденция замены дорогих защищенных «промышленных» моделей ТСД «корпоративными терминалами», последние занимают уже около двух третей рынка. А поскольку в корпоративном секторе высокая конкуренция, то цены опять-таки падают.
Кстати, в текущем году ТСД могут на какое-то время и подорожать, это следствие дефицита микроконтроллеров и других компонентов для ТСД. Но это, будем надеяться, временное явление.
Также можно отметить увеличение популярности бесклавиатурных ТСД; в 2019 году их было продано 17,5 тысячи штук, в 2020-м — 41 тысяча, это 135% роста. Другой растущий сегмент — ТСД с полноразмерной клавиатурой. Еще можно отметить увеличение размера диагонали экрана ТСД, но это общая тенденция на рынке мобильных устройств.
Зато все менее и менее популярными становятся защищенные планшеты, если раньше их завозили около 10 тысяч в год, то сейчас — не более сотни.
В области программного обеспечения наблюдается переход на ОС Android, суммарная доля ТСД на Windows и DOS в прошлом году упала ниже 13%. При этом наиболее востребованы решения на последних версиях Android 9 и выше, поскольку новые программы требуют больше мощности и современную ОС.
В частности, рост популярности последних версий Android связан с появлением современных, более мощных, требовательных софтов и приложений, а также с увеличением потребности в системах управления парков терминалов EMM/MDM (Enterprise Mobility Management/Mobile Device Management). Компании, использующие ТСД, хотят управлять парком устройств, разграничивать роли пользователей, отслеживать рабочие процессы, удаленно мониторить состояние и обновлять программное обеспечение. В этом отношении тенденции в сегменте ТСД не отличаются от тенденций, имеющих место для других корпоративных мобильных устройств.
CNews: А какая установленная база ТСД в России?
Олег Лиманский: В сумме с 2017 по 2020 год было продано около полумиллиона ТСД. Плюс еще 300 тысяч регистраторов выбытия, которые используются в медицинских учреждениях. Они позволяют осуществлять продажу лекарств по рецептам, по льготам и т. д.
Регистраторы требуются не каждый год, их произвели АТОЛ и компания «Штрих-М» под заказ в 2019 году, по 150 тысяч каждая компания.
CNews: В России есть производство ТСД?
Олег Лиманский: У одного из мировых вендоров есть сборочный завод. И есть две крупные компании, которые производят мобильные решения на российских процессорах, их потребители — госсектор, силовые ведомства. Но сегодня важно не столько то, где расположено производство, сколько то, где сосредоточены компетенции и разработка, потому что именно они должны жить по соседству с потребителем. Оттого, насколько люди, которые создают продукт, понимают потребности будущих пользователей, буквально зависит его качество и успех.
И одной из причин успеха решений АТОЛ сегодня является то, что мы соединяем понимание российской специфики и накопленный опыт разработки промышленных устройств с гибкостью и ценовой доступностью производства в других странах.
CNews: Переход на Android связан с тем, что Windows не очень хорошо подходит для мобильных устройств?
Олег Лиманский: Решения на ОС Windows более дорогие, требуют постоянной оплаты лицензий, уязвимы и менее популярны. Практически все приложения для смартфонов сейчас пишутся для Android или для iOS. Это общая тенденция в мире мобильных устройств. В следующем году в сегменте ТСД Windows-устройств останется не более 3-4%. И то это устройства старых моделей, которые будут закупать, чтобы не менять привычные процессы.
CNews: Если смотреть на опыт других стран, мы идем вровень с ними по технологическим тенденциям и практике внедрения ТСД, отстаем или, может быть, в чем-то опережаем?
Олег Лиманский: На данный момент лидерами по использованию ТСД являются Китай, многие европейский страны, Северная и Южная Америка.
До насыщения России еще очень далеко, но потенциал у нас огромный, и драйвером в отрасли послужила маркировка, которая за несколько лет позволит внедрить передовую автоматизацию во многие сферы торговли и показать, насколько выгодно использовать ТСД в ежедневной работе с самыми различными группами товаров. И опять же из-за внедрения системы маркировки именно наша страна становится экспертом по сканированию самых разных и непростых штрихкодов, которые больше нигде в мире не используются: сейчас Россия — полигон для тестов огромного количества производителей терминалов, которые стремятся предоставить свои образцы на боевое тестирование и завоевать свой кусок рынка. Поэтому именно сейчас самая горячая пора для развития технологий Auto-ID, и мы быстро сократим отставание от стран, давно использующих ТСД в своей ежедневной работе.
CNews: Каковы основные сферы применения терминалов сбора данных?
Олег Лиманский: Если в широком смысле говорить о том, что происходит сейчас со сценариями использования терминалов, то можно с уверенностью сказать, что сегодня российский рынок переходит от более узконаправленного продукта «терминал сбора данных», который действительно был в первую очередь создан для сбора данных, к более емкому продукту «мобильный компьютер», суть которого по-прежнему состоит в мобильности, но функциональность которого ограничена только фантазией разработчика. Последнее устройство находит применение и на складе, и в банке, и в театре.
Мобильные решения сегодня востребованы практически во всех сегментах экономики, от розничной торговли до госуправления и военно-промышленного комплекса, — везде, где документы или какие-либо предметы снабжаются этикетками со штрихкодами.
Основная сфера применения ТСД в любой сфере деятельности — отслеживание перемещения объектов, снабженных штрихкодами, внутри самой организации, а также их приход или передача в другие организации. Это могут быть как товары, так и документы, например — в госструктурах или финсекторе.
По количеству устройств лидирует ритейл, «обычный» и онлайновый. Терминалы сбора данных используют в этой сфере для приемки и отгрузки товаров, инвентаризации, проверки ценников, фиксирования выкладок товаров, при организации курьерской доставки.
В оптовой торговле с помощью ТСД отслеживается прием и отгрузка товаров, их перемещение по складу и т. д.
В промышленности маркируют и считывают штрихкоды у произведенной продукции, а также у сырья и других товаров, поставляемых на заводы.
Отдельно среди сфер применения ТСД сегодня можно выделить оптимизацию логистики, которая сейчас во многих направлениях бизнеса рассматривается как одна из ключевых точек приложения технологий. И терминалы сбора данных в сочетании с другими технологическими решениями отлично решают эту задачу.
В силовых структурах (армия, МВД) есть специфика, связанная с учетом оружия и боеприпасов.
«Почта России» снабжает штрихкодами посылки и бандероли, по ним можно отслеживать перемещение почтовых отправлений.
В финансовом секторе основные сферы применения — инкассация, считывание информации с банкоматов при их сервисном обслуживании, выездное обслуживание клиентов.
В сфере развлечений, в театрах, при организации массовых мероприятий вроде концертов и фестивалей ТСД используются для организации контроля билетов на входе.
Гостиничный и ресторанный бизнес также применяют терминалы сбора данных в различных рабочих процессах. А также для учета складских остатков и выбытия алкоголя на баре и передачи данных в систему ЕГАИС.
CNews: Можно попытаться оценить, какая доля ТСД приходится на каждую из отраслей?
Олег Лиманский: К сожалению, точной статистики пока нет. Но можно смело утверждать, что пока 80% пользователей ТСД — это FMCG сектор, логистические компании и складские комплексы. Это те пользователи, бизнес которых невозможно вести без использования терминалов сбора данных. Но к ним обязательно подтянутся и новые игроки, о которых я упоминал выше. Остальные 20% делят между собой крупные промышленные предприятия, заводы, банки, госсектор и другие сегменты.
CNews: Упоминавшиеся промышленные устройства — это защищенные модели?
Олег Лиманский: Да, их, в свою очередь, можно поделить на две категории — «ультразащищенные» и «среднезащищенные».
CNews: Если доля таких защищенных устройств падает, то почему бы не перейти со специализированных устройств на смартфоны? Приходилось слышать, что проще и дешевле менять смартфон после падения на пол, чем покупать дорогой терминал. Смартфоны и штрихкоды и считывать умеют, и фотографировать, и вообще более универсальны...
Олег Лиманский: Самый простой корпоративный ТСД обладает гораздо более высокой степенью защиты, чем обычный смартфон. У него прочный корпус, способность противостоять пыли и влаге. Многофункциональный сканер, поддерживающий все существующие типы штрихкодов, созданный для активной работы и обеспечивающий бесперебойную работу с товарами. Аккумулятор, рассчитанный на 12 часовую рабочую смену.
И надо учитывать, что сканировать с помощью камеры телефона и неудобно, и неэффективно — камера сканирует не все штрихкоды и делает это намного медленнее. Поэтому использовать телефоны экономически невыгодно, особенно если идет активная работа с товаром — теряются выгоды от автоматизации процессов.
Идея использовать смартфон вместо ТСД связана с тем, что до относительно недавнего времени на рынке преобладали дорогие устройства. Сегодня такой проблемы нет — на рынке существуют модели ТСД, в частности такие есть в ассортименте АТОЛ, которые стоят немногим дороже смартфона, но проживут пять лет, в то время как смартфон разобьется при первом же падении на бетонный пол склада.
CNews: А за счет чего дешевеют ТСД?
Олег Лиманский: Причин много. Скажем, упоминавшееся внедрение системы маркировки серьезно расширило сферы применения терминалов. И новым потенциальным пользователям, с одной стороны, не нужны высокие технические характеристики промышленного уровня, с другой — бюджеты, которые они могут выделить на покупку ТСД, ограничены.
Спрос рождает предложение, и АТОЛ, например, предложил функциональные, но недорогие решения, которые облегчат покупателям создание систем распознавания штрихкодов. Дешевизна наших устройств определяется тем, что это стопроцентно наша разработка, в цепочке от производства до покупателей отсутствуют посредники, мы можем наладить логистику под свои потребности.
Характеристики самих ТСД оптимизированы под нужды заказчиков, им не надо платить за невостребованный функционал. Большие объемы производства также снижают себестоимость и позволяют нам контролировать цены на комплектующие.
Из общерыночных тенденций отмечу переход с дорогих лицензий Windows на Android. Также с ростом масштабов использования ТСД становится дешевле производство экранов, сканирующих модулей и других комплектующих. Кроме того, появляются новые производители сканирующих модулей, и рынок теперь не завязан только на продукцию Zebra или Honeywell, это тоже позволяет сильно экономить на стоимости устройств.
В этом году ожидается некоторое подорожание в связи с дефицитом кремния в мире, соответственно — дефицит микроконтроллеров и других модулей. Рост цен на некоторые компоненты достигает 1000% и даже 2000%. То, что стоило, условно говоря, $2, продают по $20, а то и по $40.
Так что в 2021 году нас ожидает некоторый рост цен, но уже в 2022-м он остановится, а может быть, даже ТСД начнут дешеветь. Однако никто не знает, как будет разрешаться ситуация с дефицитом, так что однозначно предсказывать динамику цен невозможно.
CNews: Неизбежный вопрос: как на рынок ТСД повлияла эпидемия коронавируса?
Олег Лиманский: Коронавирус повлиял наилучшим образом на наши продажи. Ритейл, e-commerce, весь FMCG столкнулись с экспоненциальным ростом количества онлайн-заказов и доставок. Все крупные игроки были вынуждены пересмотреть свои модели работы. Большинство компаний открыли дарксторы во множестве городов России, увеличили склады, расширили количество позиций на полках интернет магазинов. Было создано огромное количество служб доставок, которые помогли обеспечить возникший спрос. Все вышеперечисленное требует автоматизации и, конечно же, ТСД.
В других сегментах был или небольшой рост, или стагнация.
Также повлияло то, что внедрение системы маркировки практически не приостанавливалось, и этот фактор также сильно влияет на спрос.
CNews: Что ждет рынок ТСД в ближайшие год-два?
Олег Лиманский: Я считаю, что рост в 2021 и 2022 году сохранится во всех сегментах.
Драйверов роста много. Один из самых существенных — законы о маркировке, касающиеся продукции легкой промышленности, шин, парфюмерии, к ним добавятся молочные продукты, вода и пиво. Это из самых массовых сегментов. Требования снабжать штрихкодами тару для молока и воды обяжет огромное количество предприятий использовать терминалы сбора данных.
Конечно, можно заменить ТСД обычным сканером штрихкодов, однако это «немобильное» решение, которое требует обеспечения связи с компьютером. Поэтому в настоящее время оно неоптимально, особенно с учетом того, что на рынке появились бюджетные ТСД.
Другой драйвер рынка — увеличение потребностей крупнейших розничных сетей и общий рост бизнеса, открытие новых дарксторов, выход из кризиса, связанного с эпидемией коронавируса. При этом за время пандемии существенно выросли службы доставки, им тоже понадобятся терминалы, в том числе — способные принимать оплату с помощью встроенного модуля NFC и соответствующего программного обеспечения.
По моим оценкам в 2021 году будет продано порядка 180 тысяч устройств. Дополнительный рост может быть обусловлен закупками со стороны крупных сетей, которые планируют обновить свой парк Windows-терминалов и терминалов с устаревшими техническими характеристиками, заменив их на более современные устройства.
Сыграет свою роль общая тенденция автоматизировать процессы управления, поэтому в ближайшие годы для ТСД будут создаваться все более функциональные приложения и средства управления парком устройств. А это, в свою очередь, заставит внедрять современные устройства на последних версиях Android.
Из тенденций в аппаратной области отмечу дальнейший рост доли бесклавиатурных ТСД, увеличение диагонали экранов ТСД; появление во все большем количестве моделей модулей Face ID для распознавания лиц и упоминавшихся уже модулей NFC.
Все эти усовершенствования терминалов и падение цен на них приведут к тому, что смартфоны и стандартные сканеры штрихкодов будут использоваться гораздо реже.
Тем более, что после преодоления упоминавшегося дефицита микроконтроллеров, который не продлится слишком долго, в ходе борьбы лидеров за долю рынка ТСД цены на терминалы снова начнут падать, а функциональность развиваться.