Спецпроекты

На страницу обзора
Константин Истомин, Directum: Компании не готовы вкладываться в импортозамещение ради галочки

На рынке корпоративных систем происходят значительные перемены. На место ушедших вендоров приходят новые, миграция на отечественные решения порождает много вопросов. Обсудим перспективы и актуальные тренды сектора корпоративного ПО управления контентом и процессами с Константином Истоминым, исполнительным директором компании Directum.

Константин ИстоминDirectum

«Перед менеджментом встают не столько инфраструктурные задачи ИТ, сколько в целом необходимость адаптироваться»

CNews: На что сейчас нужно обратить внимание бизнесу, чтобы сделать правильные шаги в развитии цифровизации?

Константин Истомин: Внешние факторы заставляют заказчиков пересматривать политику относительно целого спектра программных продуктов. При этом ИТ-ландшафт на предприятиях может быть весьма своеобразным, а интеграция и взаимосвязи неочевидными, так как системы складывались годами.

Компании, особенно крупные, не готовы вкладываться в импортозамещение ради галочки. Слишком много средств и сил потрачено на внедрение корпоративных систем, чтобы так легко отказаться и в одночасье заменить их. Бизнес готов реализовывать только те проекты, которые приведут к повышению эффективности.

Перед менеджментом встают не столько инфраструктурные задачи ИТ, сколько в целом необходимость адаптироваться, перестраивать основные процессы: логистику, приоритеты в ресурсах, продукции, контрагентах, рынках и т.д. ИТ-директора получают карт-бланш на кардинальные и даже нестандартные решения, которые поддержат такие изменения.

Эту возможность нужно использовать, чтобы сделать качественный скачок к цифровой трансформации. В таких условиях Directum готова предложить экосистему полностью импортонезависимых полнофункциональных решений: 30+ приложений и модулей охватывают не только стандартные задачи, но и кадровые процессы, долговременный архив, финансовый архив с внешним ЭДО, управление проектами и знаниями, Agile-доски и др.

Константин Истомин, Directum: Бизнес готов реализовывать только те проекты, которые приведут к повышению эффективности

Directum — один из старожилов российского ИТ-рынка корпоративных систем. За время работы компании экономика страны прошла разные колебания и кризисы. Потребности клиентов, как и возможности решений, уже давно вышли за рамки понятий BPM или ECM. Даже если смотреть только на флагманский продукт Directum, то с 2003 года сменилось три поколения системы. Клиенты всегда отмечают проработанность ПО, функциональность выверена на проектах внедрения. Эффективность для конечных задач бизнеса ставится во главу угла.

CNews: Как изменил рынок BPM уход зарубежных игроков после февраля 2022 года?

Константин Истомин: Рынок покинула компания TerraSoft с продуктом Creatio, в смежных секторах ушли IBM, SAP, ABBYY и прочие. Все это существенно повлияло на обстановку. Место западных вендоров будут занимать отечественные продукты, в наших планах усилить лидерство за счет этого.

BPMS — это пограничный класс. Одна из его базовых функций — исполнение процессов — хорошо реализована и в ECM-системах. Пласт российских продуктов в этой нише достаточно большой, более уверенные позиции займут опытные вендоры. Новым игрокам прогрессировать в условиях нестабильности будет сложнее.

Системы с сильной функциональностью моделирования процессов, например, ARIS, применяются крупными организациями. Объем этого рынка в России невелик. Отечественные аналоги есть, и они оказались в выигрышном положении. Российским BPM, CSP, ECM–системам открылся сегмент, в котором можно развиваться, усиливая моделирование и майнинг процессов. Минус для развития этой ниши в том, что эффективность такой функциональности в условиях экономических потрясений может ставиться под сомнение: она не является элементом жизнеобеспечения. Точки мобилизации ресурсов у заказчиков лежат в другой плоскости.

CNews: От каких ошибок вы бы хотели предостеречь компании при внедрении BPM?

Константин Истомин: Не стоит увлекаться «чистым» BPM правильнее смотреть на задачу сверху. А в ней оказываются и процессы, и артефакты-документы и еще много всего.

Возьмем для примера популярное направление кадровых процессов: прием сотрудников, организация отпусков, подача заявлений и пр. Обязательно требуется сохранять и поддерживать юридическую значимость документов с учетом всех нюансов электронного подписания: УНЭП или УКЭП, двухфакторное подтверждение, как завершающий этап — долговременное хранение документов. Нужны специфические интерфейсы согласования для руководителя и личный кабинет для сотрудника. И это еще не всё нужно настроить интеграцию с Госключом и с HRM-системой для расчета зарплаты, загрузку документов из xml-форматов и т.д.

«Процесс» (в понимании BPM) оказывается только частью прикладной задачи. Возникает множество «обвесов», которые тоже входят в ожидания заказчиков. Low-code для настройки форм и потока работ здесь недостаточно. Нужно готовое комплексное решение оно дает полноту цифровизации и синергетический эффект и, в конечном итоге, ту выгоду, которая нужна бизнесу.

BPM-платформам не хватает функциональности для реализации такой сложной логики. И так в каждом процессе крупных заказчиков (работа с поручениями, согласование договоров, протоколы совещаний, закупки и т.д.) если детализировать, обнаруживается миллион нюансов.

Например, кадровое администрирование с организацией через общие центры обслуживания (ОЦО) мы реализовали для «Алроса». Эффективность всех процедур общего центра повышена на порядок благодаря автоматизации и процессов, и электронного архива документов, и удобных интерфейсов, и плотного встраивания в ИТ-ландшафт.

CNews: Существуют ли проблемы с масштабированием российских BPM? Если да, то за счет чего их можно сгладить?

Константин Истомин: Эта проблема вытекает из универсальности, на которую нацелены BPM-платформы и их low-code-конструкторы. Такие инструменты адекватно справляются с процессами небольших компаний, полезны для локальных задач подразделений, когда нужно получить MVP или прототип.

Но при росте запросов, например, на интеграцию, адаптацию UI/UX появляются сложности, особенно когда речь идет о высоконагруженных системах с тысячами подключений. Кроме того, в конструкторах не получится реализовать действительно удобный интерфейс, а при большом числе пользователей это становится критичным.

Для высокой производительности нужны специальные решения. Если сравнить результаты нагрузочных тестов и оценить масштабные проекты, преимущество окажется не на стороне конструкторов.

Гибкость универсальных инструментов обеспечивается динамическими вычислениями и структурами данных, но они же дают большой объем лишних операций, которые отрицательно сказываются на быстродействии при масштабировании. И даже современные подходы к вычислениям in memory, нереляционные СУБД и повышение вычислительных мощностей не меняют ситуацию: соотношение трудозатрат и стоимости к результату на больших данных всё равно не в пользу конструкторов.

Альтернативный вариант — расширение и усиление слоя настройки — no-code. В этом случае появляется возможность подключения аналитиков и консультантов, которые без погружения в кодирование настроят нужную предметную логику процессов и поведения форм.

Масштабируемость можно достичь выделением нескольких уровней: no-code — low-code — платформа. Такой послойной концепции мы придерживаемся в текущей стратегии развития системы и инструментариев Directum RX.

Кроме того, вопрос масштабируемости нужно рассматривать в вязке с кроссплатформенностью и импортонезависимостью. Крупных проектов на полностью импортозамещенной инфраструктуре, честно говоря, на рынке пока немного. Мы планомерно двигаемся по нашей дорожной карте разработки продукта. За прошлый год выполнили ряд значимых внедрений Directum RX на импортозамещенном ПО с охватом 4000, 5000 и более пользователей. Недавно прошло тестирование нашей платформы с использованием Linux и Postgres Pro на 20 тыс. одновременных подключений, что соответствует 40-50 тыс. реальных пользователей системы. Идем дальше есть заказчики со 100 тыс. пользователей.

«Цель бизнеса — не избавиться от программистов, а повысить скорость и сократить стоимость изменений»

CNews: Направление low-code/no-code получает признание на рынке. Снизит ли это дефицит программистов?

Константин Истомин: Клиентам нужны гибкие и адаптируемые системы это касается любого класса корпоративного ПО. Изначально термин low-code в СМИ прочно связывался с BPM-системами. Но если углубиться в понятие, оно было введено для того, чтобы акцентировать внимание на снижении трудоемкости программирования при кастомизации.

Система, закрывающая бизнес-задачу, должна охватывать процессы, интерфейсы, документы, структурированные данные, интеграции и быть при этом гибкой и легко настраиваемой. Поэтому слой low-code/no-code нужен практически во всех приложениях ERP, ECM, CRM, BPM, SRM, HRM. Это базовое требование, помогающие быстро проводить адаптацию и внедрение. DirectumRX удовлетворяет таким запросам и реализована как ECM/BPM-платформа с готовыми проработанными решениями в разных направлениях. Она может стать центром экосистемы и интегрироваться со специализированными приложениями.

Цель бизнеса — не избавиться от программистов, а повысить скорость и сократить трудоемкость/стоимость изменений. Это достигается за счет того, что в low-code-среде не надо писать сложный код для простейших действий, стандартных свойств и логики поведения сущностей. Всё это определило наш подход к позиционированию Directum RX и среды разработки.

Каждый занимается своим делом. Разработчик может создать специальные блоки, например, коннекторы, интеграционные сценарии, а аналитик — добавить их в схему процесса одним кликом.

На слое no-code визуальные элементы, понятные непрофессиональному программисту, достаточно гибкие и могут задать прикладную логику подстановки в шаблонах и условий в схемах. Это не сложнее форматирования по условию ячеек в Microsoft Excel. Аналитик легко справится с такой задачей.

Константин Истомин, Directum: Не стоит увлекаться «чистым» BPM — правильнее смотреть на задачу сверху

Сотрудник, прокачавший навыки в no-code-настройке, обладающий глубокими знаниями процессов, будет даже полезнее бизнесу, чем программисты, так как сможет «на ходу» адаптировать систему под текущие требования. Но на проектах крупных заказчиков, с которыми мы работаем, без кода не обойтись. Снижение дефицита квалифицированного персонала пока не видно, и это происходит по ряду причин. С no-code/low-code-инструментами обучение и переобучение ИТ-специалистов и аналитиков будет идти быстрее.

CNews: Что можно ждать от AI и ML в ближайшие годы в сфере корпоративного управленческого ПО?

Константин Истомин: AI-технологии прошли стадии завышенных ожиданий и разочарований, они выходят на плато продуктивности. Клиенты видят профит, но не хотят получать в придачу проблемы сложных и дорогих внедрений.

Поэтому мы развиваем ИИ высокой степени готовности, работаем над тем, чтобы инструменты стали более демократичными. Тогда любые компании смогут легко и быстро начать использовать интеллектуальные фичи «из коробки» и получать свою выгоду. Эффект может быть сначала небольшим, но и с приемлемыми затратами. По мере использования и дообучения показатели возрастают. С другой стороны, мы продолжаем встраивать интеллект во всё большее количество бизнес-задач внутри Directum RX: цифровую бухгалтерию, закупки и т.д..

Есть примеры, когда организации за счет ИИ кратно ускоряют процессы и, войдя во вкус, придумывают новые сценарии его использования — такие кейсы внедрения Directum Ario в «СОДФУ», Росбанке, «Объединенном специализированном депозитарии». Передовиком в использовании интеллекта традиционно является финсектор, но есть интересные примеры и из других областей: «Объединенная двигателестроительная корпорация», торговая сеть «Подружка», проекты в госорганах.

Сейчас акцент смещается, у нас прошли и идут ряд проектов, где внедрение ИИ стало естественным продолжением кейсов по делопроизводству и договорам. Это несколько примеров в дочерних обществах Газпрома.

Интеллекту поручают извлечение фактов из входящих документов и заполнение карточек, сортировку по журналам, определение ответственного и подготовку проекта резолюции, подбор связанных документов по контексту и т.д. Это небольшие операции, но при простом внедрении в совокупности они дают хороший эффект. Этот результат может получить каждый клиент — теперь доступна поставка Directum RX Intelligence, которая дает такие возможности.

CNews: Какие рекомендации вы бы дали по общей стратегии цифровой трансформации в текущих условиях?

Константин Истомин: Сегодня компании формируют ИТ-ландшафт заново, и есть возможность спроектировать архитектуру на новых принципах и сделать скачок за счет высококлассных контентных и процессных микросервисов – всё это доступно в решениях Directum. Плюс в том, что разнообразные сервисы, представляя собой единую платформу, позволяют эффективно использовать ресурсы своих сотрудников: это снижение времени на обучение, возможность поддержки высокого уровня квалификации и взаимозаменяемости специалистов.

Клиенты будут осторожнее с бюджетами, оценкой выгод, возможностей и угроз. Останутся востребованными цифровые продукты и технологии, которые исключают консервативные барьеры, ускоряют взаимодействие в командах, снижают объемы ненужных ручных операций.

Миграция на новые системы будет происходить ускоренно, но не аврально. Оценку и подготовку дорожных карт компании уже начали. Клиентам нужно научиться доверять российским вендорам. Как рекомендацию можно посоветовать выбирать лидирующие бренды, детально изучать весь набор решений, отбрасывать мелкие несущественные требования, концентрироваться на бизнес-пользе.

erid:Pb3XmBtzszGpRNJRnpShvN96x9mnkXbTx4ez4zcРекламодатель: ООО "Директум"ИНН/ОГРН: 1835056809/1835056809Сайт: www.directum.ru