В России спрос на SaaS продолжает расти быстрее рынка ИТ в среднем. Наибольшей популярностью по-прежнему пользуются сервисы отчетности и онлайн бухгалтерии, а наиболее быстрорастущим сегментом являются системы взаимодействия с клиентами. Помимо возможности оптимизировать издержки дополнительным стимулом для роста рынка является необходимость импортозамещения из-за ухода зарубежных вендоров.
Выручка топ-20 сократилась, но рынок вырос
Согласно данным нового рейтинга CNews SaaS, выручка 20 крупнейших провайдеров SaaS, по итогам 2022 г. составила ₽75,7 млрд, что на 10% меньше, чем годом ранее. Однако снижение показателей связано не сокращением спроса на «ПО-как-услугу», а с тем, что компания Softline, которая являлась лидером рейтинга в предыдущие годы, подала данные только по российской выручке, которая существенно меньше мировой. Кроме того, в рейтинге отсутствует «Ростелеком», который не смог предоставить данные (в 2021 г. — ₽4,8 млрд и 5 место).
Чтобы определить реальные темпы роста рынка, необходимо учитывать динамику рейтинга без показателей Softline. Рост совокупной выручки остальных компаний из топ-20 составляет 17%, что примерно соответствует показателям предыдущего года — по итогам 2021 г. выручка топ-20 поставщиков SaaS увеличился на 19%. При этом как и ранее, сегмент SaaS развивается гораздо быстрее, чем рынок ИТ в целом. Для сравнения, выручка 100 крупнейших компании России в 2022 г. увеличилась только на 9%.
Так как показатели Softline в рейтинге резко снизилась, первую и вторую строчку рейтинга по итогам 2022 г. заняли разработчики сервисов онлайн отчетности и бухгалтерии «СКБ Контур» (₽25,7 млрд, рост выручки +17%) и Тензор (₽10,9 млрд, +14,2%). Softline опустился на третье место (₽6,3 млрд, -73,8% по сравнению с 2021 г., когда учитывались и зарубежные доходы).
Общее число участников рейтинга увеличилось до 45 компаний (однако для измерения динамики выручки по-прежнему используется метрика топ-20 компаний, чтобы сохранить преемственность по отношению к исследованиям предыдущих лет).
Крупнейшими дебютантом является разработчик средств электронной отчетности «Такском» (₽2,4 млрд, 8 место), кроме того, впервые свою выручку от SaaS предоставила компания МТС (₽1,4 млрд, 13), также в рейтинг после перерыва вернулся поставщик решений для кассовых сервисов «Атол» (₽1 млрд, 17). Большая часть «новичков» рейтинга расположилась в нижней части таблицы и занимается разработкой «нишевых» решений (сервисы речевой аналитики, решения для грузоперевозок и т.д.).
Если рассматривать не топ-20, а всех 45 участников рейтинга, то общая выручка составила ₽82,2 млрд. Таким образом, на первую «двадцатку» приходится 92% от общего оборота участников рейтинга.
Факторы роста: импортозамещение и оптимизация издержек
Из 45 участников только несколько компаний продемонстрировали отрицательную динамику: это уже упомянутый Softline (-73,6%), а также Sitronics (-52,3%), «Корус Консалтинг» (-11,3%), «Простой Бизнес» (-4,5%) и проч.
Остальные 40 компаний показали рост выручки SaaS, при этом почти 2/3 увеличили оборот на 12% и более, то есть выше официального уровня инфляции, которая, согласно данным Росстата, по итогам 2022 г. составила 11,9%. А у девяти компаний выручка увеличилась более чем в полтора раза. Лидерами по этому показателю оказалась платформа корпоративного обучения K-ampus (+124,5%) и онлайн провайдер Cloud.ru (+81,8%, ранее участвовала в рейтинге под брендом SberCloud).
Среди участников из верхней части таблицы наиболее высокие показатели роста продемонстрировали разработчик CRM-системы «Ритейл Сервисез» (+78,7%) , поставщик cистем автоматизации ресторанного бизнеса iiko (+61,5%), платформа автоматизации маркетинга Mindbox (+55,2%) и сервис для промышленных интернет-магазинов Лахта.spb (+55%). Кроме того, высокими темпами SaaS-бизнес развивался также у Naumen (+56%, предоставляет услуги по автоматизации поддержки и автообзвона клиентов), cервиса онлайн регистрации экономических сделок «СКБ Техно» (+55,8%) и платформы дистанционного обучения TeachBase (+55,6%).
Лидеры по темпам роста среди его причин отмечают совершенствование ПО. «В начале 2022 г. мы сделали ставку на развитие функционала и методологическое совершенство продукта, в частности, в платформу была добавлена возможность создания корпоративной модели компетенций, интеграция с Webinar.ru и Talent Q, обучение на мобильных устройствах, создание дашбордов, автоматизация процесса онбординга и др», — рассказывает основатель и управляющий партнер платформы K-ampus Надежда Макова. «В 2021-2022 гг мы обновили приложение, реализовали в нем оффлайн-доступ к сервису, добавили карьерные треки, программы смешанного обучения, новый плеер курсов, отчеты, множество новых интеграций, а также новые типы материалов в курсе и реализовали технологию единого входа SSO», — рассказывает генеральный директор сервиса дистанционного обучения TeachBase Владимир Щербаков.
Другим важным фактором развития сегмента SaaS является, разумеется, импортозамещение и госполитика по поддержке этого процесса. «К росту популярности наших продуктов добавился мощный тренд на импортозамещение, стартовавший во втором квартале минувшего года, и грамотная политика Минцифры и РФРИТ по субсидированию МСП, которая помогла бизнесу цифровизироваться и импортозаместить иностранный софт», — говорит Антон Федоров, коммерческий директор ITSM 365 (входит в группу компаний Naumen).
Наконец, важным фактором выбора в пользу SaaS-решений для бизнеса является рост конкуренции и необходимость оптимизации издержек. Генеральный директор компании iiko (занимается автоматизацией ресторанного бизнеса) Дмитрий Папин утверждает, что в 2023 г. рынку удалось продолжить рост, но при этом у предпринимателей из ресторанной отрасли существенно возросли затраты и усилилась конкуренция. «Тренд на сокращение издержек стимулирует спрос на максимально эффективные инструменты управления бизнесом, — говорит он. — Поэтому мы планируем сохранить темпы роста и вновь увеличить выручку от SaaS на 60% к концу года».
Аналогичного мнения придерживается сооснователь и директор по развитию «Ритейл Сервисез» (занимается аналитикой взаимодействия поставщиков и ритейлеров с отслеживанием пути товаров) Игорь Зеленько: «Несмотря на непростой 2022 г. и ротацию клиентов, вызванную уходом ряда зарубежных компаний, задачи анализа цепочки поставок, доступности товара на полке, изменения трендов в покупках клиентов никуда не делись. Наоборот, в период турбулентности нужен пристальный контроль за проблемными местами и поиск новых возможностей».
Сегмент CRM растет быстрее всего
В разбивке выручки SaaS по типам сервисов по-прежнему преобладают решения, связанные с подачей налоговой отчетности, оформлением бухгалтерских документов и электронным документооборотом. На этот сегмент по итогам 2022 г. пришлось ₽45,5 млрд, что составляет 55% от совокупной выручки участников рейтинга. Крупнейшими поставщиками такого рода сервисов являются «СКБ Контур» и «Тензор», кроме того, в этой нише также представлены «СберКорус», «Такском», «Астрал», «Мое Дело», Docrobot и «СКБ Техно» (сервис электронной регистрации сделок). За прошедший год общая выручка компаний этой категории увеличилась на 22,1%.
На втором месте с заметным отставанием находится группа компаний, которая занимается разработкой сервисов взаимодействия с клиентами (CRM), маркетинговых инструментов и других SaaS, предназначенных для розничного бизнеса. Общий оборот этого направления составил ₽10,7 млрд. Это группа самая многочисленная по составу участников (14 компаний), однако даже крупнейшие поставщики таких решений уступают в объеме оборота ведущим разработчикам средств отчетности (amoCRM — ₽2,8 млрд, Mindbox — ₽1,6 млрд, «Ритейл Сервисез» — ₽1,5 млрд). Тем не менее, именно в направлении CRM и решений для розничного бизнеса наблюдались наиболее высокие темпы роста — оборот этого направления в 2022 г. увеличился на 30%.
Выручка в сегменте реселлеров сторонних решений (системные интеграторы и облачные провайдеры) значительно сократилась из-за изменения методики учета данных Softline (по итогам 2022 г. — ₽8,6 млрд, более чем в 2 раза меньше, чем годом ранее). Направление виртуальной телефонии (ВАТС) и сервисов коммуникации выросло на 20,3% до ₽7,5 млрд руб. Кроме того, в рейтинге представлено 2 поставщика сервисов «онлайн кассы» — это компании «Эвотор» и «Атол», общая выручка по этому виду услуг составила ₽4,4 млрд.