В 2012 г. "Ростелеком" реализовал два крупных инфраструктурных проекта: "Веб-выборы-2012", на которые из госбюджета было выделено 13 млрд руб., и строительство инфраструктуры в Сочи (совокупные инвестиции из бюджета компании – более 3 млрд руб.). Первый проект компания реализовала в начале прошлого года. Тогда по поручению Минкомсвязи РФ оператор создал систему видеонаблюдения за процедурами голосования и подсчета голосов избирателей. В день президентских выборов 4 марта 2012 г. за процедурой голосования на портале наблюдали 3,5 млн человек, которые просмотрели 7,9 млн трансляций.
"В моменты пиковой нагрузки портал обслуживал более 400 тыс.
пользователей одновременно. В рамках подготовки к трансляции было установлено
более 91,7 тыс. программно-аппаратных комплексов (ПАКов) в федеральных округах,
проложено 1100 км магистральных каналов связи", – сообщили в пресс-службе
оператора. В компании проект, получивший название "Вебконтроль",
называют беспрецедентным: уникальную российскую систему видеотрансляций высоко
оценили международные наблюдатели.
Крупная игра
Второй крупный проект "Ростелекома" – это строительство инфраструктуры для XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. В конце 2012 года провайдер запустил крупнейший ИТ-объект Олимпиады – Центр информационных технологий в Сочи. Его стоимость оценивается в 1 млрд руб. Напомним, что в сентябре 2012 г. компания сдала в эксплуатацию "Олимпийский центр информационных технологий", в котором сосредоточено управление единой сетью Игр, обработка данных, а также интеграция и отладка специальных решений и технологий по каждому виду спорта и т.д. В состав центра информационных технологий вошли следующие специализированные службы: центр управления технологиями Игр (Technology Operation Center, TOC); основной центр обработки данных (Primary Data Center, PDC); центр управления сетью (Network Operational Center, NOC); служба технической поддержки (Technology Service desk, Game Call Center); центр проведения обучения (Technology Training Center, TTC); тестовая лаборатория для интеграции и тестирования базовых информационных систем (Integration Test Lab, ITL).
В целом, в 2012 г. "Ростелеком" совместно с Оргкомитетом
"Сочи 2014" создал телекоммуникационную инфраструктуру для
проведения 47 международных тестовых соревнований. Сейчас спортивные объекты
подключены к магистральной сети оператора линиями связи на скорости до 10
Гбит/с. Кроме того, спортивные сооружения обеспечены сопутствующими сервисами.
"Всего в рамках проекта "Сочи-2014" "Ростелеком"
подключит к сетевой инфраструктуре и обеспечит телекоммуникационными сервисами
33 различных олимпийских объекта, проложит более 300 км оптоволоконного кабеля
емкостью 144 оптических волокна с резервированием по географически
разнесенным маршрутам", – сообщили в пресс-службе провайдера.
Собственные инвестиции "Ростелекома" в Олимпийских
проектах превысят 3 млрд руб. "Центр технологий станет самым крупным
ИТ-объектом Олимпийских игр в Сочи. Эти информационные системы предназначены
для обработки результатов соревнований, хранения базы допуска на олимпийские
объекты, контроля обслуживающего персонала Игр", – рассказал ранее РБК Дмитрий
Чернышенко, президент оргкомитета "Сочи-2014".
Ставка на карту
В конце 2012 г. "Сбербанк" запустил массовую эмиссию Универсальных электронных карт в субъектах РФ. Минэкономики оценивало общие затраты на реализацию проекта УЭК в 135–170 млрд руб. Внедрением УЭК занимается одноименное ОАО, которым владеют "Сбербанк" (44% акций) и "Сбербанк КИБ" (24% акций; совокупно со "Сбербанком" – 68% акций), банки "Уралсиб" и "Ак Барс" (по 12,5% акций у каждого) и "Ситроникс" (7% акций). Точные суммы инвестиций "Сбербанка" в проект УЭК не афишируются.
"В настоящее время "Сбербанк" приступил к выпуску и
обслуживанию Универсальных электронных карт (УЭК). Опытная эксплуатация
проведена на территории четырех субъектов РФ: в июле-августе 2012 г. выпущено
более 3 тыс. карт", – рассказала Мария Вожегова, управляющий
директор блока "Информационные технологии" "Сбербанка
России". Как отмечалось ранее, эти карты будут содержать в себе банковский
модуль.
"Сбербанком" в 2012 г. был реализован еще один крупный
"карточный" проект – завершился первый этап проекта по масштабированию
процессинговой системы банка для увеличения производительности и надежности
системы. Он был завершен в ноябре 2012 года. "С 2011 г. количество карт,
обрабатываемых процессинговой системой банка, увеличилось с 67 млн до 100 млн
штук, при этом среднее количество транзакций в день достигло 28 млн. Пиковая
нагрузка была зафиксирована в декабре на отметке 40 тыс. транзакций в
минуту", – добавила Мария Вожегова.
Сбербанк, реализовав проект крупнейшего ЦОДа в Европе, или
МегаЦОДа, в 2012 г. всерьез задумался над созданием защищенного файлового
хранилища с возможностью сдачи дисковой емкости в аренду. Тогда об этом заявлял
руководитель блока "Информационные технологии" Виктор Орловский.
"Это будет как с банковской ячейкой: мы сможем показать такому клиенту,
где будет храниться его документ вплоть до сервера", – рассказывал в
начале 2012 г. ИТ-директор "Сбербанка". По его словам, основным
назначением сервиса могло бы быть хранение конфиденциальных документов клиентов
банка.
Напомним, что инвестиции в проект МегаЦОДа (с коэффициентом
отказоустойчивости 99,98%), первая очередь которого была запущена во второй
половине 2011 г., составили около $1,2 млрд. Однако проект не был реализован, а
Виктор Орловский вышел из состава правления и сосредоточился на инновационной
деятельности "Сбербанка".
ERP для стального гиганта
Как ранее заявлял изданию CNews ИТ-директор "Северстали"
Юрий Шеховцов, основным ИТ-проектом для компании в прошлом году стало
завершение развертывания SAP, внедрение производственных исполнительных систем
(MES, manufacturing execution system, такие проекты станут крупнейшими для
"Северстали" в 2013–2014 гг.) и создание технологической сети Wi-Fi
на производстве. "Весь 2012 г. мы планомерно разворачивали ERP-систему в дивизионе
"Российская сталь". Остается ряд небольших компаний, которые мы
переведем на SAP в 2013 г.", – рассказал в конце 2012 г. ИТ-директор
предприятия.
Согласно данным самой "Северстали", на приобретение лицензий немецкой ERP было потрачено $15,6 млн (около 468 млн руб.). Однако общий порядок затрат, по словам Юрия Шеховцова, "гораздо выше, если брать суммы на внутренний и внешний консалтинг консорциума IBM, Bearing point и других коллег".
Отчасти, в связи с внедрением новой системы, ИТ-подразделения
планировали сократить численность работников. "У нас было 1064 человека, к
концу 2012 г. мы планировали оставить 732 сотрудника. Сейчас мы двигаемся,
может, даже более динамично. Это без центра компетенции SAP, где есть и
проектные сотрудники, и операционные. Целевая численность центра составляет
порядка 230 человек, а сейчас в нем у нас трудятся около 190 человек", –
заявлял Юрий Шеховцов.
Региональные аэропорты объединяет ЦОД
Аэропорт "Кольцово" стал ключевым ИТ-хабом создающейся группы "Аэропорты регионов". В 2012 году приступил к внедрению решения SITAWorkbridge, завершение которого намечено на 2013 г. Этот продукт позволяет планировать использование ресурсов аэропорта (люди, стоянки ВС, телетрапы, стойки регистрации, спецтранспорт и т.п.) с учетом правил использования ресурса и расписания рейсов в аэропорту.
"Например, регламентируется, что за 20 минут до вылета три
грузчика начинают обслуживать рейс, а за 10 минут до вылета они должны
закончить свою операцию. Реализация проекта уже сейчас дала нам возможность ввести
гибкие смены в "Кольцово" и других аэропортах группы", –
рассказал Евгений Болгарин, директор по ИТ международного аэропорта
"Кольцово".
Кольцово продолжил интеграцию ЛВС-активов в корпоративную сеть
холдинга "Аэропорты регионов". Сейчас, по словам Евгения Болгарина, в
корпоративную сеть объединены сети "Кольцово", "Курумоча",
"Стригино" и московский офис холдинга.
"Мы даем возможность другим аэропортам максимально
использовать наши уже апробированные и подготовленные к тиражированию решения.
Например, центр обработки данных в Екатеринбурге – это площадка для всех
аэропортов, которые приходят в холдинг "Аэропорты Регионов", –
отметил Евгений Болгарин. По его словам, среди преимуществ тиражирования –
оптимизация операционных и капитальных ИТ-затрат. Он отмечает, что благодаря
такому подходу, в аэропорту "Стригино" (Нижний Новгород) за короткий
срок внедрен весь необходимый набор информационных систем. "Это позволило
за последние 2 года, в том числе благодаря информатизации, увеличить
пассажиропоток аэропорта Нижнего Новгорода почти в 3 раза – с 225 до 725 тыс.
человек в год", - сообщил Евгений Болгарин.
Государство поддержит инфраструктурные проекты
Государство продолжит влиять на инфраструктурную составляющую как напрямую, так и косвенно. К прямому влиянию можно отнести информатизацию, которая затрагивает министерства и ведомства. Так, к проекту "Госуслуги", только на развитие которого, по официальным данным, в 2011 г. было потрачено 228 млн руб., а общие инвестиции в проект в разы больше, добавится проект портала "Универсальная электронная карта". Он, в отличие от "Госуслуг", планирует оказывать широкий спектр платных услуг.
Кроме того, на финансирование госпрограммы
"Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного
общества и услуги, оказываемые на ее основе", государство до 2020 г. потратит
из бюджета 186 млрд руб.
Одним из фактов косвенного влияния на внедрение ИТ-проектов можно назвать проект закона "О переносимости телефонных номеров". Государство планирует выделить единоразово почти 500 млн руб. на ведение базы данных перенесенных номеров. А текущие расходы операторов мобильной связи оцениваются ежегодно в 300 млн руб.