Спецпроекты

На страницу обзора
Государство все больше доверяет облачным решениям
Необходимость создания цифровой экономики поставила перед государством целый ряд серьезных задач и изменила основные тренды в отношениях с ИТ-сообществом. О том, как на рынок влияет импортозамещение и есть ли в России аналоги платформам ведущих западных производителей, в интервью CNews рассказал Анатолий Безрядин, технический директор компании ОТР.

Анатолий Безрядин, ОТР

«Импортозамещение снижает угрозы национальной безопасности»

CNews: Сейчас одно из ключевых направлений цифровизации госсектора — программа «Цифровая экономика». Как вы думаете, насколько успешно она реализуется? Есть проблемы с освоением бюджета, в целом говорят об отставании темпов.

Анатолий Безрядин: Вопрос не столько в освоении бюджета, сколько в том, что цифровая экономика требует новых цифровых инструментов управления и прогнозирования ее развития. Грубо говоря, если вам нужно долететь до Марса, то цель не в том, чтобы выделенные на создание ракеты деньги были освоены, а в том, чтобы ракета была разработана, запущена и долетела туда, куда планировалось.

Цифровизация сама по себе — не панацея. Это хорошо понимают те, кто в числе первых вступил на путь оптимизации бизнес-процессов. Например, ОТР для своих партнеров и для себя самой уже разработала защищенную систему управления облачной ИТ-инфраструктурой с использованием свободно распространяемого ПО. Благодаря такому решению мы можем контролировать процесс внедрения инноваций, видеть эффекты и экономику процесса, причем, в перспективе.

otr500.jpeg
Анатолий Безрядин: Цифровизация сама по себе — не панацея

Даже в рамках компании при решении этой задачи мы столкнулись с открытыми вопросами. Экстраполируйте это на всю страну! Но сделать это необходимо. Иначе цифровизация станет не лекарством, а болезнью с множеством побочных эффектов. Это отлично понимают и госзаказчики, и бизнес. Подтверждением стал заметный интерес к нашему опыту, проявленный коллегами и потенциальными заказчиками на октябрьском мероприятии «Оптимизация ИТ-инфраструктуры», где мы представили СУПеР (Систему управления производственными enterprise-ресурсами).

CNews: Как «Цифровая экономика» изменила тренды информатизации госсектора?

Анатолий Безрядин: Цифровизация госсектора заметно ускорилась. Объем инвестиций ежегодно увеличивается на 5-6%, а государство остается крупнейшим ИТ-заказчиком. Среди других основных трендов — централизация на уровне ведомств и более плотное их взаимодействие в части оказания услуг для граждан и бизнеса. Кроме того, можно отметить усиление политики импортозамещения и неуклонный рост требований к информационной безопасности.

CNews: К слову об импортозамещении: насколько успешной можно назвать эту инициативу?

Анатолий Безрядин: Импортозамещение — это, в первую очередь, снижение угроз национальной безопасности. Большая часть внедренных иностранных программных решений не проходила проверку на наличие незадекларированных возможностей на уровне программного кода. Поэтому при использовании таких решений важно помнить о существующей вероятности утечки конфиденциальной информации или намеренного искажения данных.

CNews: Можно ли сказать, что российские компании в полной мере пользуются теми преимуществами, которые дает им импортозамещение?

Анатолий Безрядин: Если пять лет назад российские производители ПО с трудом могли конкурировать с зарубежными, то сейчас ситуация изменилась. Наши разработчики способны удовлетворить спрос на довольно широкий спектр программных решений. А перечень доступных и, главное, конкурентоспособных российских ИТ-продуктов постоянно растет.

Одна из удачных точек для импортозамещения — так называемое «перевнедрение», когда зарубежное ПО замещают отечественным на уже реализованном проекте. У российских вендоров в этой области накоплен значительный опыт.

«В России есть аналог платформ от SAP и Oracle»

CNews: ОТР не первый год работает именно с государством. По каким основным направлениям ведется эта работа?

Анатолий Безрядин: Одно из приоритетных направлений для нашей компании — развитие ИТ-инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти. Идеальной системы, которая способна на 100% решить все бизнес-задачи государственного заказчика, просто не существует. Оптимальный путь для автоматизации или оптимизации сложной деятельности — разработка индивидуальных программных комплексов. У ОТР — многолетний опыт реализации бизнес-критических систем федерального масштаба, в которых работают сотни тысяч пользователей одновременно.

Кроме того, госзаказчики проводят централизацию архитектуры эксплуатируемых информационных систем с миграцией в защищенные ЦОДы. Такие проекты мы тоже реализуем.

CNews: Если не ошибаюсь, вы даже создали аналог известных западных платформ? Что это за решение?

Анатолий Безрядин: Действительно, как разработчик отечественных платформ мы активно участвуем в решении стратегической задачи по замещению иностранных программных компонентов, эксплуатируемых ИС, на отечественные аналоги и свободное ПО. С 2011 года мы развиваем универсальную технологическую платформу «ОТР.Опора» — это российский аналог платформенных решений ведущих иностранных брендов: SAP, IBM, Oracle.

Платформа позволяет создавать централизованные высоконагруженные отраслевые и государственные прикладные системы со встроенной бизнес-логикой (в том числе — класса ERP, ECM, MDM). Кроме того, с ее помощью можно осуществлять целый ряд прикладных задач: реализовывать электронный документооборот, управлять данными, осуществлять криптографическую защиту информации, внедрять централизованные механизмы идентификации и внешней авторизации пользователей и так далее.

Отличие нашей системы в том, что «Опора» позволяет минимизировать болезненные моменты при проведении импортозамещения, в том числе — и с сохранением работоспособности компонентов ПО иностранного производства (если есть такое требование от заказчика).

CNews: Госсектор — это безусловный приоритет для ОТР или у вас есть проекты и с бизнесом?

Анатолий Безрядин: Сегодня на ИТ-рынке вряд ли найдется компания, у которой можно выделить «безусловный приоритет». ОТР — не исключение. Достаточно вспомнить, что в 2000-2004 годах основным направлением для нас была автоматизация банковской деятельности. Да, мы очень активно работаем с государственными заказчиками с 2005 года, но сохранили и постоянно расширяем свои компетенции в других областях: в промышленном секторе, финансовой отрасли и так далее.

Проекты, реализованные для коммерческих структур, приносят около трети общей выручки компании. Солидный вклад дают банки, где идет постоянная модернизация ИТ-инфраструктуры, поскольку конкурентные преимущества на финансовом рынке достигаются именно за счет инноваций. Не так давно мы упоминали о внедрении RPA-технологий в «БайкалИнвестБанке». Они используется для автоматизации ключевых процессов автокредитования. В 2018 году был завершен очередной этап проекта по развитию системы информационно-аналитической поддержки сотрудничества банка «Ренессанс Кредит» с его партнерами и агентами. Здесь применяется прикладное решение «Агенты и партнеры» платформы «Опора». Помимо этого, мы давно и плодотворно сотрудничаем с Альфа-Банком и ВТБ.

CNews: Можете привести примеры наиболее интересных проектов, которые вы реализовывали в прошлом?

Анатолий Безрядин: Все реализованные проекты по-своему интересны. В активе ОТР — более десяти лет опыта работы с государственными заказчиками: министерством финансов, Федеральным казначейством, министерством экономического развития, Счетной палатой, Департаментом информационных технологий города Москвы и другими госструктурами.

Из актуальных, масштабных проектов, которые у нас сейчас в работе, стоит отметить создание подсистем ГИИС «Электронный бюджет». В рамках проекта наша команда — более 70 человек — разработала централизованные и высоконагруженные подсистемы управления расходами в части казначейского сопровождения и управления денежными средствами. Благодаря модернизации ГИИС клиенты Федерального казначейства получили современный набор инструментов, соразмерный с тем, что предоставляют своим клиентам коммерческие банки. Речь о возможности работать дистанционно через личный кабинет, открывать единый лицевой счет взамен множеству под каждый контракт/договор, получать в онлайн-режиме информацию о состоянии счетов, отслеживать этапы обработки документов.

«Внедрение инноваций требует от государства обеспечения безопасности всех данных»

CNews: Какие технологии вы назвали бы наиболее трендовыми в госсекторе прямо сейчас и, скажем, в пятилетней перспективе?

Анатолий Безрядин: Спектр технологических решений в госсекторе широкий. В целом, государственные институты во всем мире активно применяют ИТ-решения, прошедшие проверку в коммерческом секторе. Например, еще в 2017 году министерство здравоохранения России и Внешэкономбанк анонсировали совместный пилотный проект по внедрению «электронной карты пациента» — переводу медицинских карт россиян на блокчейн. Безусловно, в бизнесе процессы цифровизации идут быстрее, но везде, где это возможно, государство стремится не отставать.

Говоря о трендовых технологиях, стоит упомянуть большие данные и все, что касается сбора и обработки значительных объемов информации, а также перевод в «цифру» и систематизацию документов на основе методов машинного обучения. Переход к цифровому управлению, на который нацелено государство, предполагает наличие достоверных баз данных, которые могут взаимодействовать между собой в рамках единой платформы. Оцифровка — переход к электронной документации и единой модели данных — не только необходимый этап цифровизации, но и основа нового формата государственного управления. В связи с необходимостью обеспечения обмена данными между разными ИТ-системами актуальны технологии интеграции, открытые API.

Совершенствуются процессы взаимодействия с пользователями госуслуг. В основе лежат машинное обучение и BI-инструменты с ориентацией на учет и анализ все большего числа факторов. В связи с этим потребность государства в аналитических решениях и системах прогнозирование будет расти. Хорошо известно, что BI — это хороший инструмент для снижения издержек не только в бизнесе, но и в национальной экономике.

Структура спроса меняется в сторону облачной модели, в том числе — все больше доверия эти решения вызывают у государства. Поэтому еще одна заметная тенденция — развитие и масштабирование управляемой и прогнозируемой инфраструктуры на основе облачных сервисов.

И, конечно, нельзя оставить без внимания вопросы информационной безопасности. Цифровая трансформация и масштабное внедрение инноваций требуют от государства обеспечения безопасности всех собранных данных, а для этого нужны комплексные системы защиты. Среди востребованных в этой области технологий — мультифакторная авторизация, электронная идентификация, цифровая подпись, а также все то, что обеспечит максимальную безопасность юридически значимого документооборота.

В ближайшие годы нас ждет много интересных государственных проектов. Один из них — создание «цифрового профиля» гражданина. Выстраиваемая для этого инфраструктура призвана автоматизировать получение данных о гражданах через «единое окно». Фактически — это основа для полного отказа от бумажного документооборота.

CNews: А что из этого применялось в ГИИС «Электронный бюджет»? В чем вообще привлекательность этого решения? Почему существует спрос на него? Какие проблемы оно помогает решать?

Анатолий Безрядин: Для реализации бизнес-процессов мы использовали собственную разработку, включенную в реестр российского ПО, — универсальную фронт-офисную систему (УФОС) на платформе «Опора». А в качестве СУБД — Postgres. «Опора.УФОС» обеспечивает организацию и поддержку защищенного электронного документооборота в государственных учреждениях, банках, крупных компаниях, имеющих территориально распределенную структуру.

Возвращаясь к вопросу об импортозамещении, в рамках этого проекта ряд систем зарубежных производителей (Oracle, IBM) были заменены отечественными ИТ-продуктами. «Опора» имеет компонентную архитектуру: в качестве базисного ПО можно использовать как решения Oracle, так и свободное программное обеспечение. Такая адаптивность позволила в достаточно короткие сроки создать подсистемы с использованием СУБД Postgres.

CNews: Расскажите о процессе модернизации ГИИС: сколько времени занимает, как быстро окупаются инвестиции, какие бывают сложности?

Анатолий Безрядин: Команда ОТР занималась разработкой и внедрением двух новых подсистем «Электронного бюджета»: управления расходами при казначейском сопровождении (ПУР КС) и управления денежными средствами (ПУДС). Проект стартовал в сентябре 2018 года, а к маю 2019 года завершился первый этап, в рамках которого обе подсистемы с основной функциональностью прошли предварительные испытания и опытную эксплуатацию.

ОТР выступает подрядчиком по развитию других подсистем ГИИС «Электронный бюджет», параллельно с ПУР и ПУДС: управления расходами, НСИ, учета и отчетности, интеграции, а также ряда других. Этот большой проект рассчитан на двухгодичный период. В течение этого времени будет проведена функциональная модернизация уже существующих компонентов системы, повышена отказоустойчивость и надежность ГИИС. В рамках исполнения контракта мы изначально осуществляем импортозамещение личного кабинета, среднего слоя интеграции, реализовав систему на свободном и отечественном решении, отказавшись от проприетарного базового ПО Oracle.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2018 г.
Номер Непосредственный заказчик Проигравшие конкуренты
1*
2** ФКУ «Центральное окружное управление материально-технического снабжения МВД»
3
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 10 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2018 г.
Номер Непосредственный заказчик Проигравшие конкуренты
1*
2** ФКУ «Центральное окружное управление материально-технического снабжения МВД»
3
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора 2018
№ 2018 Название компании Выручка от проектов в госсекторе в 2018 г., с НДС, ₽тыс.
1 Ростелеком* 36 900 000
2 Softline 11 268 235
3 ITG (Inline Technologies Group) 9 460 800
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 10 крупнейших «закрытых» тендеров 2018
Номер Стартовая цена контракта, ₽млн
1 700,16
2 685,74
3 568,32
Подробнее