Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в авиации 2014

Как ИТ меняет аэропорты

Как ИТ меняет аэропорты

В ближайшие несколько лет ИТ в аэропортах сократит путь от дверей терминала до дверей самолета, и, по прогнозам, полностью изменит опыт взаимодействия пассажиров. Основным двигателем нововведений в аэропортах РФ остаются авиакомпании.

Компания SITA, международный поставщик услуг по ИТ и телекоммуникациям, составила обзор основных направлений в развитии ИТ в аэропортах, в котором приняли участие две с половиной сотни аэропортов мира. Инвестиции в ИТ сохранятся на прежнем уровне либо возрастут, прогнозирует SITA.

Ее аналитики также отмечают, что на первый план выходит использование решений, предназначенных для обслуживания пассажиров. У аэропортов мира среди приоритетов – предоставление услуг по социальным сетям и разработка мобильных приложений для пассажиров (сообщающих о предстоящих рейсах и помогающих ориентироваться на территории аэропорта).

Тенденции развития ИТ-инфраструктуры в аэропортах

infografika_avia12.png

Источник: SITA, 2013

Более 50% аэропортов планируют установить стойки Drop Off для автоматического приема багажа и распечатки багажных квитанций. Кроме того, две трети аэропортов разворачивают крупные программы по модернизации инфраструктуры и внедрению систем общего пользования для пассажиров, таких как киоски самообслуживания и Wi-Fi (для распространения информации о прилетающих рейсах, получения по e-mail посадочных талонов и т.д.). Сами же пассажиры более склонны использовать интернет и хотели бы получать посадочные талоны по электронной почте или смс, сообщает IATA. Киоски самообслуживания куда менее востребованы.

Популярность интернет- и автоматической регистрации

populyarnost_registratsii_2.png

Источник: IATA, 2013

Кроме того, на ближайшие 3 года у 49% аэропортов запланированы пилотные проекты по внедрению облачных технологий. К 2016 г. 80% аэропортов планируют вложиться в развитие систем бизнес-аналитики (Business Intelegence), помогающих оптимизировать доходы и управленческие ресурсы. Помимо поиска новых источников прибыли, осуществляемого за счет мобильной и веб-аналитики, эти системы могут также анализировать передвижения пассажиров по территории аэропорта и отслеживать движение багажа (Asset Tracking), что позволит проложить наилучшие маршруты для ускорения пути пассажиров от входа в аэропорт до борта самолета и оптимизировать использование ресурсов аэропорта. Инициативы по внедрению систем бизнес аналитики замедляются из-за проблем, связанных с организацией доступа к данным, их анализа и интеграции, а также нехватки стандартов по реализации соответствующих проектов.

Эффект для пассажиров

В случае создания единой системы контроля доступа и идентификации в аэропорту весь пусть пассажира, от покупки билета и до борта самолета, станет безбумажным. Пассажир будущего сможет: узнать об услугах аэропорта в любимой социальной сети, забронировать или купить билет на веб-сайте или через мобильные приложения, а по пути в аэропорт зарегистрироваться в системе через интернет.

При входе в здание аэропорта загрузить в свое мобильное устройство кратчайшую дорогу до стойки автоматического приема багажа. Использовать возможность отслеживания местоположения своего багажа на протяжении полета (особенно в пунктах пересадки). В случае задержки рейса получить оповещение по электронной почте (подключившись к Wi-Fi аэропорта) или в текстовом сообщении, и, наконец, пройти автоматизированный паспортный контроль с помощью биометрического паспорта.

Предприятие Внедрение Вендор Год
Базэл Аэро Система управления ресурсами на базе 1С н/д 2013
Аэропорт «Пулково» Автоматизированная система приема багажа, киоски саморегистрации н/д 2011–2013
Аэропорт «Домодедово» DME Live – игра-симулятор аэропорта на iOS и Android н/д 2012
Аэропорт «Домодедово» Интеграция дополнительных радиоволновых сканеров ProVision в комплексную систему авиационной безопасности аэропорта «Борлас» и служба авиационной безопасности аэропорта 2014
Аэропорт «Домодедово» «Умная» система контроля периметра, (установка датчиков движения и вибрации на ограждении и инфракрасных камер). Теленаблюдение высокой четкости (Full HD, 1500 камер) н/д 2012
Аэропорт «Домодедово» Общедоступная сеть Wi-Fi. 360 точек доступа и возможность централизованного управления и мониторинга (на базе технологий Cisco Prime и Cisco MSE) «Инфосистемы Джет» и специалисты аэропорта 2014
Аэропорт Уфы Система «Астерос Контакт Авиа» для оптимизации расходов и обслуживания авиапассажиров «Астерос Лабс» 2014
Аэропорт Сочи Современные системы обслуживания пассажиров, багажа, груза и воздушных судов. За обработку вылетающего и прибывающего багажа отвечает оборудование фирмы «VanDerLande». Системы фирмы «Rapiscan» обеспечивают четырехуровневый досмотр багажа при высокой пропускной способности: до 7000 единиц в час н/д 2008–2013
Аэропорт Сочи Единая система управления бизнес-процессами, системы телефонной и конференц-связи, комплекс систем безопасности, центр обработки данных, современные аэропортовые решения. Внедрены технология triple play и система BMS (Building management system), обеспечивающая интеллектуальный контроль за инженерными системами всего аэровокзального комплекса н/д 2008–2013
Хабаровский аэропорт Автоматизированная информационно-справочная система для визуального и речевого информирования пассажиров и сотрудников аэропорта о прохождении регистрации, посадке и выдаче багажа, изменениях в расписании, взлете и приземлении воздушных судов, экстренных ситуациях и предлагаемых на аэровокзале услугах. Визуальная информация отображается на 35 электронных табло на двух языках — русском и английском «АйТи» 2012

Источник: CNews Analytics, 2014

К сожалению, подобные решения очень молодые и реализованы лишь частично в разных аэропортах мира. К примеру, турникеты, работающие с биометрическими паспортами, установлены в некоторых европейский аэропортах и предназначены только для граждан Европейского Экономического Пространства (ЕЭП) и Швейцарии. Для их внедрения в России необходимо решить не только ряд технологических задач, но и составить и утвердить соответствующие законодательные и нормативные документы.

Российские аэропорты

Ситуация в стране отличается от общемировой. Поскольку конкуренция среди аэропортов практически отсутствует (Москва тут – исключение), развитие их инфраструктуры существенно отстает от развития авиакомпаний. Конкурируя друг с другом, в последнее время авиаперевозчики не только сами повышают качество обслуживания, внедряют новые технологии и обновляют средства производства, но и во многом служат двигателем прогресса для российских аэропортов.

Как сообщил ресурсу Aviation EXplorer Пшеницын Вячеслав, руководитель комитета АЭВТ по АиНО (комитет Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта по аэронавигационному обслуживанию), внедрение новых технологий в отечественных аэропортах происходит зачастую силами авиакомпаний. В первую очередь реализуются проекты, связанные с наземным обслуживанием пассажиров (к примеру, установка киосков саморегистрации или поддержка мобильной регистрации пассажиров) и обеспечением безопасности.

Тенденции развития ИТ-инфраструктуры в аэропортах

infografika_avia22.png

Источник: SITA, 2013

Проблемными моментами здесь являются нехватка нормативных документов, регулирующих технологии обслуживания и отсутствие требований по внедрению систем контроля качества и управления рисками. Кроме того, сами аэропорты не заинтересованы в применении новых технологий. В сложившейся ситуации развитой монополии авиакомпаниям не хватает рычагов давления, чтобы требовать реализации аэропортами необходимых стандартов.

Александр Рыбаков, директор департамента производственного консалтинга группы «Борлас», комментируя проблемные места, отмечает также разрозненность управляющих организаций. Часто возникает ситуация, когда одни люди отвечают за коммерцию, другие – за наземное обслуживание, третьи – за безопасность, четвертые – за эксплуатацию. Поэтому развитие каждого направления ведется самостоятельно, в этих условиях основной сложностью является комплексное развитие аэропорта и управление всеми системами в комплексе в зависимости от изменения нагрузки. «Именно для этих целей «Борлас» разработал решение «Цифровой аэропорт». В основе лежит имитационное моделирование материальных и информационных потоков, производится воссоздание на компьютере производственных процессов, таких как пассажирские и грузовые потоки, перемещение персонала, технические процессы. Это позволяет повысить эффективность использования аэропортовых площадей на 15–20% и сократить стоимость внедрения новых систем на 20%», – говорит он.

Ложка меда

Как рассказал CNews Александр Колесников, заместитель директора по информационным и производственным технологиям «Базэл Аэро» (в компанию входят аэропорты в Краснодаре, Сочи, Геленджике и Анапе), в ноябре этого года компания успешно завершила проект по комплексному внедрению автоматизированной системы управления ресурсами предприятия. Система реализована на базе программных продуктов «1С» и предназначена для ведения учета данных по российским и международным стандартам. До того в каждом аэропорту использовались свои системы учета. Внедрение единой системы позволило повысить прозрачность получаемой информации, а также качество и уровень аналитики и сократить сроки подготовки отчетности для принятия решений.

Кроме того, с февраля по октябрь 2013 г. было автоматизировано более 700 рабочих мест по таким направлениям работ, как управление производственными процессами, финансовый учет, документооборот и управление транспортом. «Создана мощная ИТ-платформа для централизации финансовых функций, что положило начало новым проектным направлениям, – комментирует Александр Колесников. – От внедрения системы «Базэл Аэро» планирует получить как экономическую эффективность, так и повышение степени прозрачности бизнес-процессов».

В этом месяце должен открыться новый терминал аэропорта Пулково. В нем пассажиров встретит автоматизированная система приема багажа. Она позволяет автоматически сличать номер багажной бирки, прикрепленной к предметам клади, и номер багажного сообщения, созданный в системе в момент приема багажа. В соответствии с обработанными данными багаж отправляется на комплектацию к сортировщику. Если же возникают проблемы с идентификацией багажа, его передают по специальной проблемной линии на станцию ручного кодирования, где сортировщик и определяет, в чем причины его «нечитаемости».

Мобильные решения по информированию пассажиров есть у Домодедово и Шереметьево. Все 3 московских аэропорта в той или иной степени проходят модернизацию. Пассажирам ряда авиакомпаний в Домодедово доступна самостоятельная регистрация в киосках CUSS (Common Use Self Service), которые позволяют также выбрать или поменять место в самолете и распечатать посадочный талон, а также установлены выделенные секции сдачи багажа Drop Off. До конца текущего года аэропорт планирует заменить их на автоматизированные, которые формируют багажную бирку автоматически, после считывания паспортных данных пассажира.

Тенденции развития ИТ-инфраструктуры в аэропортах

infografika_avia13.png

Источник: SITA, 2013

Шереметьево и системный интегратор «Астерос» проводят эксперимент по безбилетному пропуску пассажиров. Вместо посадочного талона будет использоваться QR-код, передаваемый на мобильное устройство пассажира и считываемый сотрудниками аэропорта с помощью специальных устройств. Кроме того, пассажир может и сам приложить свой смартфон/планшет к экрану сканера. Стратегия развития аэропорта включает комплексный план модернизации до 2030 г. Среди приоритетов у Шереметьево также повышение качества обслуживания пассажиров и ускорение их доставки до места назначения.

«Умное здание» терминала А во Внуково оптимизирует работу климатических систем с учетом количества людей в помещении. Интеллектуальная система мониторинга инженерной инфраструктуры здания аэропорта помогла сократить размеры техплощадки на 10%, и сэкономить до 45 млн руб. в год на электроэнергии. В инфраструктуре терминала все системы связаны в единое информационное поле: к примеру, система автоматизированного управления инженерным оборудованием (BMS) предусматривает обмен данными с системами обработки багажа (BHS), контроля отправок пассажиров и багажа (DCS), операционной базой данных аэропорта (АОDB) и системой отображения полетной информации (FIDS).

Екатерина Кочеткова

Вернуться на главную страницу обзора