Спецпроекты

На страницу обзора
ИКТ в госсекторе России: итоги и перспективы

Согласно данным CNews Analytics, выручка 50 крупнейших поставщиков решений в госсектор в 2013 г. сократилась на 12% по сравнению с 2012 г. В 2014 г. на информатизацию федеральных ведомств выделено на 3% меньше средств, чем годом ранее. Региональные бюджеты в 2014 г. сократили свои ИТ-расходы в среднем на 9,7% по сравнению с 2013 г. 

Федеральные государственные ведомства России в 2013 г. израсходовали на ИКТ около 85 млрд руб. Планируется, что в 2014 г. на эти цели будет направлено около 83 млрд рублей. Общая сумма ИКТ-расходов в 2012-2014 гг. должна превысить 243 млрд руб., что на 30% больше, чем планировалось при формировании бюджета ранее (181 млрд руб. на 2012–2014 гг.).

Позиция 2014 Позиция 2013 Ведомство 2013 (уточненное значение), тыс. руб. 2014, тыс. руб. Изменение 2013-2014, %
1 1 МВД 9 279 458,6 10 865 670,1 17.1
2 2 ФНС 8 478 879,8 8 231 593,7 -2.9
3 3 Казначейство 7 861 864,2 8 079 160,7 2.8
4 4 ФТС России 6 174 104,7 5 310 285,0 -14
5 6 Минкомсвязь 4 708 681,1 4 439 558,2 -5.7
6 16 ФМС России 1 467 656,7 3 910 824,4 166.5
7 14 Минобороны 1 559 763,3 3 630 738,6 132.8
8 8 МЧС 3 319 988,0 3 432 770,8 3.4
9 10 Росреестр 2 154 694,8 3 026 202,6 40.4
10 5 Центризбирком 5 638 687,9 2 597 067,7 -53.9

Источник: Минкомсвязи, CNews Analytics, 2013


В числе лидеров по расходам в сфере ИКТ МВД России – бюджет этого ведомства в 2013 г. составил около 9,3 млрд. руб, а в 2014 г. может увеличиться на 17,1% до 10,9 млрд руб. Второе и третье место занимают ФНС России (8,5 млрд руб в 2013 г. и 8,2 млрд руб в 2014 г.) и Федеральное Казначейство (7,9 млрд руб и 8,1 млрд руб соответственно).

В 2014 г. наиболее заметный рост ИКТ-расходов ожидается в Федеральной миграционной службе (+166,5%) и Минобороны (+132,8%). Судебный департамент при Верховном Суде и Федеральная служба судебных приставов в 2014 г. покинули Топ-10 ведомств по величине расходов на ИКТ. Они занимают 12 и 13 места (сократив бюджеты на 41% и 9%) соответственно.

По данным CNews Analytics, суммарная выручка 50 поставщиков в госсекторе, предоставивших данные об итогах 2013 г., составила 82,5 млрд руб. против 93,7 млрд руб. в 2012 г. 41% (34,1 млрд руб.) от общей выручки Топ-50 поставщиков сформировали представители первой пятерки рейтинга: Cognitive Technologies (8,4 млрд руб), INLINE Technologies Group (7,3 млрд руб), «Энвижн групп» (6,8 млрд руб), ЛАНИТ (5,9 млрд руб), и Softline (5,7 млрд руб).

Российские регионы в 2013 г. израсходовали на проекты в сфере ИКТ около 69,6 млрд руб. В 2014 г., с учетом предоставленных Минкомсвязи субсидий, на информатизацию субъектов Федерации должно быть потрачено 62,8 млрд руб. В числе лидеров по итогам 2014 г. Москва (24,8 млрд руб.), Санкт-Петербург (6,7 млрд руб), Московская область (3,8 млрд руб), Хабаровский край и Новосибирская область (по 1,6 млрд руб).

Перспективы - 2015

Бюджеты федеральных и региональных органов власти на 2015 г. еще не утверждены. По мнению экспертов, на их формирование основное влияние окажут два ключевых фактора. С одной стороны это растущая политическая и финансовая нестабильность на фоне все новых санкций со стороны Западной Европы и США, а с другой – необходимость дальнейшего развития ИКТ-проектов, расписанных на годы вперед.

«Безусловно, государство останется одним из основных заказчиков ИТ-индустрии, однако сложившиеся в последнее время негативные обстоятельства могут отодвинуть сроки реализации ряда проектов на неопределенное время, - считает Валерий Щукин, генеральный директор компании TEGRUS. - Свои коррективы в распределение бюджетов и выбор поставщиков может внести озвученный правительством курс на импортозамещение, касающийся, в том числе, области информационных технологий. Что же касается проектов по информатизации Крыма – они, конечно, будут реализовываться в обозримом будущем. Но решения, касающиеся объемов их финансирования в следующем году, будут приняты после взвешенной оценки экономической и политической ситуации, а также исходя из приоритета данной задачи для правительства».

«Мы не видим предпосылок к росту ИКТ бюджетов. Напротив, с начала 2014 г. мы часто сталкиваемся с обратной ситуацией – бюджеты периодически урезают, - говорит Александр Санин, коммерческий директор компании «Аванпост». - Связано это со многими факторами, как политическими, так и экономическими. Мы наблюдаем признаки экономического кризиса, которые многие предрекают уже полтора года. И в этих условиях говорить об увеличении бюджетов на ИКТ, по меньшей мере, странно».

Возможно и изменение расстановки сил среди заказчиков. Так, Министерство обороны, занимающее сейчас седьмую строчку рейтинга по ИКТ-расходам, может потеснить «конкурентов». В этом уверен Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК. К 2020 г. ведомство станет «локомотивом» развития ИТ-рынка. «И не только в связи с известной геополитической обстановкой, но и в связи с высокой планкой поставленных перед ним задач по переоснащению вооруженных сил», - уточняет он.

По его мнению, вторая точка роста - серьезная реформа судебной системы и связанные с этим ИКТ-проекты.

Что касается конкретных технологий, то в ближайшем будущем будет продолжаться рост спроса на системы интеграции различных информационных источников, а также системы, связанные с межведомственным взаимодействием. «Госзаказчиков интересуют все технологии и решения, направленные на работу с данными: проектирование и строительство ЦОД и сетей хранения данных, создание систем и комплексов, связанных с архивным хранением документов, аналитика, - говорит Андрей Богомолов, вице-президент компании «Техносерв» по продажам в государственные структуры. - Также мы видим интерес к системам управления ИТ-системами и инфраструктурой, центрам обработки вызовов, технологиям виртуализации рабочих мест, решениям для управления нормативно-справочной информацией. Наиболее востребованные технологические тренды в ближайшее время будут связаны с облачными технологиями, большими данными и навигацией».

С ним согласен Юрий Кондратенко, архитектор группы «Астерос»: «В ближайшем будущем мы, вероятно, увидим развитие платформы «Госуслуги», включение дополнительных услуг в состав решения, усовершенствование системы межведомственного электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (МЭДО), а также облако для образования и науки».

Кроме того, по словам спикера, с будущем госсектор ждет оптимизация локальной ИТ-инфраструктуры отдельных групп госпредприятий с распределенной ИТ-инфраструктурой, где предполагается фокус на организацию динамических ЦОД (частных облаков) с централизованным управлением.

«На мой взгляд, стоит упомянуть проекты в сферах образования и финансов, мы также крайне ждём внедрения удостоверения личности гражданина, фактически означающего переход на новый уровень работы с документами граждан», - продолжает Никита Дергилёв, директор по развитию бизнеса департамента по работе с государственными структурами компании «Техносерв».

Андрей Тиунов, генеральный директор компании BI Partner (ГК «Ай-Теко») утверждает, что на ближайшее время госсектор станет основным двигателем рынка бизнес-аналитики и больших данных в нашей стране.

Санкции – зло или благо?

Что касается влияние санкций на дальнейшее развитие ИТ-отрасли, то, по мнению экспертов, несмотря на то, что они создают определенные сложности, существуют и положительные моменты. Например, у отечественных компаний появляется шанс развивать собственные решения.

«На мой взгляд, подобные ограничения никогда не являлись конструктивными, в том числе для стороны, инициирующей подобные меры, - говорит Тимур Векилов, генеральный директор компании «Вокорд». - Тем не менее, данная ситуация может открыть новые перспективы российским компаниям, работающим на рынке ИКТ».

«Надеюсь, санкции в какой-то мере дадут дополнительный толчок для развития собственного продукта, - продолжает Родион Уваров, руководитель коммерческого отдела компании «НТЦ Галэкс». - Но нужно не забывать о том, что новой продукт должен быть конкурентоспособным вне зависимости от санкций, т.к. в противном случае выжить в рыночных условиях будет невозможно».

Однако, перспективы импортозамещения несут с собой и целый ряд дополнительных проблем. Среди них – вероятность замены попавших под запрет решений от западных вендоров не качественными отечественными разработками, а дешевыми подделками.

«В области софта, особенно инфраструктурного, поиск альтернативных поставщиков не так прост, поскольку на международном рынке безоговорочно доминируют США и, с огромным отрывом, – Западная Европа, - объясняет Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК. - Найти альтернативные решения в Африке и Латинской Америке вряд ли возможно. Скорее, это потенциальный, хотя и труднодоступный целевой рынок для экспорта российских технологий – существующих и тех, которые планируется создать в ходе импортозамещения на внутреннем рынке».

«Скорее всего, мы увидим и негативные тенденции, - продолжает Никита Дергилёв, директор по развитию бизнеса департамента по работе с государственными структурами компании «Техносерв». - К сожалению, не все сектора в настоящий момент могут быть закрыты отечественными производителями. А значит на рынке появятся либо псевдоотечественные сурогаты, либо усилятся позиции азиатских производителей. На мой взгляд, стоит опасаться спекуляций на теме импортозамещения, которые могут привести к падению качества или роста цены закупаемых продуктов».

Кроме того, если в создании программного обеспечения российские компании не отстают от мировых лидеров, то в области аппаратной инфраструктуры и микроэлектроники Россия исторически очень зависима от зарубежных поставщиков. «Тем не менее, заказчики, работающие в стратегических для государства областях, все чаще будут отдавать предпочтение продукции российских компаний. Прежде всего, это коснется предприятий финансово-банковского сектора, нефтегазовой и металлургической промышленности и, конечно, оборонно-промышленного комплекса, - комментирует Валерий Щукин, генеральный директор компании TEGRUS. - Государство со своей стороны может стимулировать развитие разработчиков востребованных в этих и многих других отраслях ИТ- решений, одновременно выступая в роли крупного заказчика и регулятора».


Наталья Рудычева, Виталий Мосеев

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2013 г.
Исполнитель Предмет контракта
1 НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Создание системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» на базе многофункциональных приемных устройств отечественного производства
2 ФГУП "ППП" Поставка оборудования, расходных материалов, работы и услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий
3 УСП Компьюлинк Поставка резервного комплекса программно-технических средств транзакционной и аналитической обработки данных информационно-технологической инфраструктуры ФСС РФ (включая установку и настройку)
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2014
Место в 2013 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2013 г., тыс.руб
1 Cognitive Technologies 8 362 337
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 277 040
3 Техносерв 6 988 113
Подробнее

Рейтинги

CNews: Рейтинг ИКТ-бюджетов регионов 2014
Расходы региона на ИКТ, млн руб Суммарные расходы на ИКТ в 2014 г., млн руб
2013
1 29578.0 30.0
2 4964.4 0.0
Подробнее