Рынок корпоративных ВКС растет в России последние несколько лет. Массовый перевод сотрудников компаний на удаленку, вызванный пандемией Covid-19, и проведение политики импортозамещения лишь ускорили этот процесс. Что сегодня происходит на рынке, кто приходит на смену его лидерам и в чем сила российского продукта, в интервью CNews рассказал директор по продукту Webinar Group Александр Бровко.
Александр БровкоWebinar Group
Консолидация: сила в единстве
CNews: Как выглядит рынок UС и ВКС в России сегодня?
Александр Бровко: Назову несколько трендов.
Первый — после ухода западных вендоров процесс импортозамещения на российском рынке видеоконференцсвязи идет полным ходом. Согласно исследованию центра Big Data МТС за январь этого года, в 2022-м мобильный трафик зарубежных платформ ВКС упал на 19%, по сравнению с предыдущим годом, а российских – вырос на 41%. Самое большое падение показали Webex – 81%, Microsoft Teams – 39%, Google Meeting – 36%, Zoom – 16% и Skype – 10%, а самый большой рост у Webinar Group – 44%, «Яндекс.Телемост» – 32%, «VK.Звонки» – 23%.
Второй тренд — повышенный интерес к облакам. Сложность покупки импортного серверного оборудования сегодня привела к росту популярности облачных решений, что, к слову, соответствует общемировым тенденциям роста интереса к модели UCaaS.
Третий. Уход вендоров, с одной стороны, создал серьезные сложности с поддержкой и ремонтом, с другой – освободил место для новых игроков: китайских и локализованных в России производителей. Отечественные ВКС-вендоры теперь могут обеспечить интеграцию с существующими устройствами. При этом тут точно не будет резкого перехода, скорее, это будет задел на будущее.
Четвертый тренд — так называемый shadow IT: сотрудники пользуются Telegram, Whatsapp и другими приложениями и информационными системами на своих личных устройствах для решения рабочих задач, что никак не контролируется ИТ-департаментом компании, а лишь способствует утечке данных. Связано это, в том числе, с отсутствием b2b-продукта, способного конкурировать по простоте и удобству с b2c-решениями.
CNews: Кого сейчас можно назвать лидером рынка?
Александр Бровко: На рынке нет явного лидера. После ухода Cisco и Microsoft образовался вакуум, хотя есть решения, закрывающие части UC: отдельно ВКС, телефония, мессенджер и оборудование. И это явный признак того, что российские вендоры, в том числе экосистемные игроки, такие как Сбер, ВК, Яндекс, будут вкладываться в создание аналогов.
CNews: Какие технологии, на ваш взгляд, влияют на будущее рынка?
Александр Бровко: Во-первых, гибридный и удаленный формат работы привел к более широкому использованию облачных технологий и модели UCaaS. А участившееся количество кибератак и shadow IT способствовали усилению защиты от DDoS и потери данных: здесь применяются шифрование, технология единого входа и логирование действий сотрудников.
Во-вторых, чат-боты с использованием ИИ сегодня уже хорошо справляются с поддержкой пользователей, так как накопилась некая база знаний, которая позволяет быстро выдавать ответы на вопросы. Перевод аудио в текст, выделение основных моментов, «саммари» совещаний выводят общение с клиентами на новый уровень.
В-третьих, это, конечно, использование коллаборативных инструментов и сервисов для коммуникаций.
На мировом рынке мы наблюдаем консолидацию. Несколько крупных компаний занимают лидирующие позиции и предоставляют комплексные продукты «все в одном»: начиная от серверных решений и заканчивая сервисами. Например кейс Slack vs Microsoft, где Microsoft обошел нишевой Slack, или переход ZOOM в UCaaS.
CNews: Насколько успешно здесь проходит импортозамещение?
Александр Бровко: Довольно успешно, если рассматривать отдельные элементы UC: сервисы для онлайн-встреч, вебинаров и ВКС. Но заказчикам уже сейчас нужна единая среда бизнес-коммуникаций. Уверен, что совсем скоро на российский рынок выйдут решения, полностью соответствующие их требованиям. Мы активно работаем над этим вопросом прямо сейчас.
Простое импортозамещение
CNews: Готов ли бизнес перейти на российские аналоги? Может ли отечественная разработка равноценно заменить Zoom, например?
Александр Бровко: Бизнес готов и активно переходит, что подтверждается в том числе в Webinar Meetings. Более 60% мероприятий проходят в формате онлайн-встреч. Мы также видим рост количества активных пользователей. Число клиентов, проводящих более четырех встреч в месяц с более чем двумя ВКС, выросло в 5-6 раз, по сравнению с 2021 годом.
Безусловно Zoom является технологически сильным продуктом, но и Webinar Meetings ему не уступает. У Webinar собственная разработка медиа-сервера. Мы не используем зарубежные open-source решения, как некоторые другие вендоры, что позволяет нам постоянно дорабатывать и улучшать продукт. Уже сейчас по некоторым функциональным характеристикам Webinar Meetings превосходит Zoom.
CNews: По каким, например?
Александр Бровко: Это загрузка и презентация контента без демонстрации экрана, статистика присутствия и внимания участников, «саммари» встречи с автоматической рассылкой, единое хранилище файлов для ведущих мероприятия, средства маркетинговой статистики, ну и круглосуточная русскоязычная техподдержка.
CNews: С какими запросами к вам сегодня обращается российский бизнес?
Александр Бровко: Основной запрос – на комплексное решение взамен иностранного продукта, и здесь речь не о Zoom, который мы можем заменить уже сейчас. Я имею в виду полноценное UCaaS-решение, сочетающее в себе все виды коммуникаций: онлайн-встречи гибридного формата с доступом с различных устройств и возможностями командной работы, телефонию, мессенджер, поддержку API, SDK, интеграцию с почтовыми клиентами, CRM, контакт-центрами и административным порталом.
CNews: Как платформа Webinar помогает выстроить и оптимизировать онлайн-коммуникации в компании?
Александр Бровко: Наша платформа подходит как для коммуникации внутри компании, так и ее взаимодействия с партнерами, дилерами и клиентами извне. Мы покрываем различные сценарии использования, начиная от совещаний и командных онлайн-встреч: можем обеспечить одновременную работу 200 ВКС.
Пользователям доступны постоянные комнаты для совещаний с возможностью записи встречи, куда они могут зайти по единой ссылке. В доступе: демонстрация материалов в высоком качестве, чат, обмен файлами, заметки, протокол встречи и наша собственная разработка – доски для командной работы.
Клиенты Webinar также могут пользоваться инструментами вовлечения: реакцией «огонек», поднятой рукой и другими. В прошлом году мы зафиксировали более 20 млн использований «огонька». У нас хорошо работает аналитика: собираются реакции пользователей, измеряется степень их вовлеченности в коммуникацию вплоть до времени активного выступления каждого сотрудника.
Сейчас мы тестируем интеграцию с аппаратными ВКС, переговорками и оборудованием, ранее использовавшимся для Teams, и скоро начнем предоставление этих услуг клиентам. Также сегодня в тестировании находится поддержка VDI Citrix.
Экосистема Webinar Group включает в себя не только платформу Webinar, но несколько решений, каждое из которых уникально по своему функционалу. Кроме онлайн-встреч и совещаний, есть сервис для вебинаров и веб-конференций, позволяющий проводить мероприятия до 10000 участников и содержащий инструменты маркетинговой статистики.
Для решения задач корпоративного обучения мы предоставляем как возможность проведения вебинаров, так и организации полноценного процесса смешанного обучения We.Study, сочетающего создание контента, проведение оценки знаний, средства контроля вовлеченности и качества усвоения знаний. Также есть COMDI – платформа для организации масштабных гибридных мероприятий «под ключ».
Мы создаем новую платформу
CNews: Что отличает вашу компанию на рынке ВКС?
Александр Бровко: Глубокая экспертиза в видеосервисах.
В основном бизнес сегодня использует различные сторонние продукты, что приводит к проблемам с поддержкой и дальнейшим развитием как внутренней, так и внешней коммуникации: решения плохо интегрируются, нет единой системы данных.
Мы предоставляем продукт высочайшего качества, как с технической, так и с точки зрения UX. И хотим сделать общение команд в онлайне таким же эффективным, как и в офлайне: для этого у нас разработаны инструменты коллаборации и командной работы. На создание аналогичного решения для встреч и вебинаров требуются годы.
Наш продукт также соответствует техническим требования Enterprise-клиентов и ориентирован на продажи под этот сегмент. Webinar обеспечивает полную интегрируемость и автоматизацию с инструментами API, Webhooks и SDK.
Уже сейчас мы предоставляем интеграцию с Google и Outlook календарями, при чем со всевозможными вариантами поставки, а в феврале этого года мы завершили интеграцию с Communigate Pro. Это особенно важно для компаний, которым требуется дополнительная защита в сфере информационной безопасности. В 2023 году будут реализованы и другие интеграции с программными продуктами.
Для создания различных интеграций мы также привлекаем партнеров и сторонних разработчиков. Например, Webinar использует каналы продаж и маркетинга МТС.
И в нашем портфеле есть решения для обучения, о чем я говорил выше.
CNews: Вы продаете коробочные решения on-premise. Насколько они сегодня популярны?
Александр Бровко: On-premise направление показывает хороший рост. Такие решения позволяют заказчикам иметь собственную инсталляцию, не зависящую от облака, и избежать рисков в области информационной безопасности, в частности DDoS-атак. Поэтому основными клиентами коробочных версий являются компании, которым требуется повышенный уровень ИБ, а также предприятия, подпадающие под особое регулирование.
CNews: Как вы сами сегодня обеспечиваете безопасность на своей платформе?
Александр Бровко: Мы фиксируем значительный рост DDoS-атак с начала прошлого года, что сейчас характерно для всей отрасли в целом. Наш партнер в этой области защиты — компания Qrator, один из лидеров рынка.
Стратегия в области кибербезопасности у нас меняется в соответствии с реальной ситуацией, и мы много инвестируем в постоянное поддержание высокого уровня ИБ. Мы используем различные механики обеспечения защиты, например, технологию единого входа SSO.
CNews: Какие планы по дальнейшему развитию платформы?
Александр Бровко: Мы создаем UCaaS-платформу, покрывающую все форматы коммуникации внутри компании и вне ее. Ключевые продукты и сервисы мы будем развивать самостоятельно, при этом обеспечивая глубокую интеграцию с другими игроками, в том числе из экосистемы МТС. Продолжим активное развитие для соответствия требованиям Enterprise-клиентов. Также скоро представим новый продукт, который станет ядром UCaaS-решения и позволит осуществлять различные форматы коммуникаций, а также предоставит среду для продуктивной командной работы, автоматизации рабочих процессов и инструменты для вовлечения и продуктивности.
■ erid:Pb3XmBtzstpoqCBZwQBbQruhrrast9GDpJpJCXQРекламодатель: ООО "ВЕБИНАР ТЕХНОЛОГИИ"ИНН/ОГРН: 7707340808/1157746417575Сайт: www.webinar.ru