Спецпроекты

На страницу обзора
Рынок ПК превращается в узкую нишу
В 2014 г. российский рынок персональных компьютеров падал в несколько раз быстрее мирового, особенно ярко разница проявилась во втором полугодии, когда мировой рынок подал признаки жизни и несколько вырос. Но в целом многие аналитики и участники рынка считают, что время ПК уходит.

Рынок персональных компьютеров России сокращается на протяжении трех лет подряд, и темпы падения таковы, что уже кажется, будто крутое пике должно завершиться на нулевой отметке. По всей видимости, объем поставок ПК уже близок к показателю, после которого можно будет говорить о том, что он стал нишевым: по данным IDC, за год российский рынок сократился на 22,7% до 7,91 млн шт. В денежном выражении снижение составило 32% – до $3,89 млрд.

Последние данные тоже неутешительны: за первый квартал 2015 г., по подсчетам IDC, в России было отгружено около 1 млн настольных и портативных компьютеров. Это на 43,6% меньше, чем за аналогичный период 2014 г. На пике рынка, в третьем квартале 2012 г., объем поставок достигал 3,9 млн шт.

Объем рынка ПК в России

rynok_pk_po_kvartalam.png

Источник: IDC, CNews Analytics, 2015

Основная часть корпоративных поставок по-прежнему приходится на десктопы (3,04 млн шт., падение на 15%), но заметна тенденция роста доли моноблоков и неттопов, которые все чаще покупают на замену классическим компьютерам.

Почему драйверы роста не инсталлируются в России

Важно, что динамика российского рынка ПК далеко не всегда следует глобальным тенденциям – она показывает устойчивый спад, тогда как в мире время от времени случаются краткие попытки подъема. Последняя из них началась во второй половине 2014 г. и связана с прекращением поддержки компанией Microsoft операционной системы Windows XP. Законопослушные бизнесмены и частные пользователи (в основном на Западе) одновременно с переходом на новую ОС закупают новое «железо» для соответствия системным требованиям. Понятно, что это – краткосрочный процесс, влияние которого сходит на нет.

Компания Объем поставок (млн шт.), I кв. 2015 Доля рынка (%), I кв. 2015 Объем поставок (млн шт.), I кв. 2014 Доля рынка (%), I кв. 2014 Рост (%), 2015/2014
Lenovo 13.4 19.6 12.9 17.6 3.4
HP 13.0 19.0 12.6 17.1 3.3
Dell 9.2 13.5 9.9 13.4 -6.3
Acer 4.8 7.1 5.2 7.1 -7
Asus 4.8 7.0 4.6 6.3 4.4
Другие 23.2 33.9 28.2 38.4 -17.6
Всего 68.5 100.0 73.4 100.0 -6.7

Эту картину наблюдают не только аналитики, но и российские поставщики: «Мы согласны с оценкой IDC, которая гласит, что в четвертом квартале 2014 г. мировой рынок ПК вырос на 2% относительно аналогичного периода в 2013 г. Причем вырос и корпоративный, и частный сегмент. Что касается России, то в текущей ситуации соотношение обратно пропорциональное – мировой рынок растет, а отечественный падает. Турбулентность российской экономики в целом не дает возможности локальному ИТ-рынку поддерживать общемировой тренд» – считает Дмитрий Спиридонов, директор по закупкам комплексных решений дивизиона VAD, Merlion.

Впрочем, и на Западе потенциал тренда, порожденного отказом от устаревшей ОС, не раскрылся по экономическим причинам. В первую очередь он был нивелирован ростом курса доллара США по отношению к мировым валютам и, соответственно, удорожанием номинированных в долларах комплектующих и устройств.

Причины падения

Эти временные, вызванные кризисом факторы усиливают действие постоянных трендов: увеличения планового срока эксплуатации ПК и постепенного отказа потребителей от компьютеров.

Компания 2014 г., мир 2014 г., Россия 2015 г., мир 2015 г., Россия
Merlion +2% +5% (EMEA) н/д -30%...-40%
Юлмарт Падение замедлилось н/д Стабильность, возможен рост Спад
Ситилинк -3.5% Спад >2 раз быстрее мирового -4.3% -50% и ниже
iRU -2.1% -22.7% Спад -50%

Старший вице-президент компании Kraftway Ренат Юсупов считает, что наиболее сильное влияние на падение продаж ПК оказала усталость потребителей от непрерывной смены поколений процессоров: «Улучшение характеристик процессоров на несколько десятков процентов из года в год не дает ничего принципиально нового. Плюс ко всему, связка Wintel практически разрушена, и новые ОС Microsoft не настолько требовательны к железу. Да и Linux из года в год набирает все большую популярность. А на подходе еще и альтернативная Chrome OS».

«Гонка гигагерц», жесткая конкуренция между производителями комплектующих позволяет собирать компьютеры, которые удовлетворительно работают долгие годы даже при смене поколений ПО. Дмитрий Родионов, руководитель планово-экономического отдела компании «Юлмарт», дает такую оценку: «Технологически все объясняется тем, что производители программного обеспечения попросту не умеют полноценно использовать аппаратную часть. Поэтому у компьютеров увеличился «срок годности», то есть время, в течение которого они способны выполнять поставленные задачи».

Об этом же факторе говорит и Дмитрий Спиридонов: «Отсутствие инновационных технологий, ярких идей и новых разработок – вот то, что существенно тормозит спрос на ПК». Мир привык к инновационным, прорывным технологиям и, соответственно, устройствам. А десктопы и ноутбуки уже давно не могут предложить ничего существенного не только немногочисленному клану early adopters, но и некогда могучей когорте покупателей с мотивацией «потому что это интересно».

Почему же компьютеры и ноутбуки потеряли привлекательность, почему миллионы энтузиастов перестали ждать выхода очередных поколений процессоров и видеокарт? С корпоративными пользователями все понятно: сейчас апгрейд может потребоваться разве что при переходе на новую, более требовательную версию графического пакета или CAD-системы, да и то не всегда. Руководитель проекта iRU Виктория Тарантина по этому поводу говорит: «Рядовые пользователи и организации, как правило, покупают ПК в расчете на многолетнее использование, и стараются выбрать устройство с характеристиками, превышающими текущие потребности, что называется «про запас».

Что касается активных домашних пользователей ПК, в первую очередь многочисленных геймеров, то и для них нет особенных новинок. Долгие годы миром ПК правили «законы» (на самом деле – выявленные закономерности) Гордона Мура («число транзисторов на кристалле удваивается каждые два года») и Дэвида Хауса («производительность процессоров удваивается каждые 1,5 года»). Но, глядя на пресс-релизы с рапортами производителей о переходе на 14-нанометровый процесс, и вспоминая их же давние, относящиеся к 65-нм эпохе прогнозы о том, что технологический предел наступит при 26 нм, не только восхищаешься достижениями, но и задаешься вопросом, когда же закончится экстенсивный рост.

По мнению многих опрошенных участников рынка, законы Мура и Хауса не отражают реальную ситуацию на современном рынке. Дмитрий Родионов говорит: «Закон Мура по-прежнему актуален, но в течение ближайших двух-трех лет перестанет быть верным: технологии не позволяют идти теми же темпами. Закон Хауса, как мне кажется, не соблюдается уже сейчас: улучшается не производительность в чистом виде, а энергоэффективность и другие вторичные факторы». А Ренат Юсупов и вовсе относится к ним с иронией: «Это скорее не законы, а традиции, примерно как 8 Марта или 23 Февраля. В таком виде они более-менее соблюдаются».

Описывая современные тенденции, Роман Сычев отмечает: «Еще в 2005 г. производители процессоров гнались за количеством ядер, однако это ни к чему не привело. Сейчас наблюдается обратная тенденция к уменьшению количества ядер (прекрасно работают настольные и мобильные компьютеры, смартфоны на двух ядрах), изменился и сам процесс производства процессоров, идет уплотнение транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы. И если не будет выпущено «бомб» на ИТ-рынке, что-то кардинально инновационное, то данная тенденция сохранится».

Всемирное вымирание

Попутно выясняется, что компьютеры (в первую очередь десктопы) уже не нужны в каждом доме. Они вымирают, как до них вымерли печатные машинки и факсимильные аппараты, а еще раньше телетайпы, арифмометры и аппараты Морзе. Пользователи предпочитают смотреть кино на экранах «умных» телевизоров, серфить интернет и обмениваться сообщениями при помощи смартфонов, читать книги на экранах планшетов или e-book, играть на приставках.

Фактически компьютеры с большим экраном и полноразмерной клавиатурой незаменимы, только когда нужно набирать большие объемы текста, заниматься творчеством (дизайн, видеомонтаж, обработка фотографий) или выполнять профессиональные задачи (вести бухгалтерию, проектировать в САПР и проч.).

Заметную роль в вымирании «технологических мамонтов» играют мобильные устройства, в первую очередь планшеты и фаблеты, имеющие большие экраны. Этот же фактор называет и Алексей Осипов, представитель по продажам компании Asus в России: «На падение объемов продаж ПК повлиял выход на рынок нового сегмента – планшеты».

IDC оценивает сокращение поставок планшетов в Россию в 2014 г. всего в 5% в натуральном выражении и в 31,1% в денежном (за счет роста популярности дешевых В-брендов). За первые три месяца 2015 г., по оценкам «Связного», в России было продано 1,6 млн планшетов, тогда как за аналогичный период 2014 г. – 1,9 млн. Похожие цифры в своих аналитических материалах приводит и «Евросеть». Но здесь, по всей видимости, играют роль факторы насыщения рынка и цены – у населения заканчиваются деньги на покупку дорогих устройств не первой необходимости. Аналогичным образом сокращаются и продажи планшетных ПК во всем мире – уже второй квартал подряд.

Тонкие клиенты незаметны

Здесь уместно вспомнить, что несколько лет назад было популярно мнение, будто виртуализация рабочих мест, рост облаков приведут к массовому переходу компаний на тонкие клиенты, и этот фактор сократит потребность бизнеса в ПК. Однако ожидания не оправдались. «На текущий момент прогнозы таких «прорицателей» расходятся с реальностью. ПК видоизменяется, превращается в моноблоки, планшеты, но явно не заменяется тонкими клиентами» – говорит Дмитрий Родионов.

Сегодня тонкие клиенты занимают малую долю среди корпоративных пользовательских устройств, и даже кризисы, когда выгода от их эксплуатации приобретает большее значение, не способствовали массовости. «В кризисном 2008 г. доля тонких клиентов в общем объеме продаж составляла около 3%, а в послекризисном 2010 г. всего 1%, – отмечает Роман Сычев, директор по маркетингу электронного дискаунтера «Ситилинк». – В 2015 г. мы также ждем роста этой категории устройств – до уровня примерно 4%. Но, несмотря на то, что по отношению производительности к цене тонкие клиенты выгоднее традиционного ПК, ожидать массовой замены клиентами десктопов мы не можем».

Действительно, бизнесу не всегда выгодно строить инфраструктуру под тонкие клиенты, перемены возможны лишь в будущем. «Тонкий клиент – это лишь терминал, который не может работать сам по себе, он требует определенной инфраструктуры –серверов, которые будут поддерживать множество конечных тонких клиентов, облачных сервисов, где будет храниться вся информация с этих клиентов, специалистов, которые будут обслуживать эту инфраструктуру, – объясняет Виктория Тарантина. – И в ближайшее время, по меньшей мере года три, тонкие клиенты не заменят ПК. Но мы очень быстро движемся в развитии информационных технологий, и вполне вероятно, что лет через пять ситуация начнет развиваться по совсем иному сценарию».

Впрочем, с этим мнением согласны не все. Ренат Юсупов считает, что замена корпоративных ПК на тонкие клиенты – более чем актуальный тренд, и напоминает некоторые яркие примеры: «Автоматизация деятельности медучреждений в большинстве регионов велась на базе тонких клиентов. А это один из наиболее свежих масштабных проектов в области информатизации. Да и в большинстве текущих проектов прослеживается четкий вектор на использование архитектуры с тонкими клиентами. Вот только процесс получается более плавный, чем ожидалось, из-за удлинения цикла использования ПК».

Будет ли дорожать «железо»?

По мнению Gartner, в 2015 г. мировой рынок ПК снова ожидает падение – на 20%. Попытка отыграть его за счет снижения цен или упрощения комплектации устройств возможна только в следующем году.

А пока целый ряд аналитиков прогнозирует рост цен на ПК в течение всего 2015 г. (по мнению Gartner, на 10% в течение года) – он, как и окончание цикла обновления корпоративных устройств, будет негативно влиять на продажи устройств. Лишь частично падение будет компенсировано предстоящим выходом ОС Microsoft Windows 10, которую трудно назвать революционным продуктом, способным вытянуть продажи компьютеров. В целом Barclays Capital ожидает, что мировой рынок просядет еще на 5%. В России этот процесс снова идет «не в ногу», но только потому, что сегмент мобильных устройств активно захватывают азиатские и российские бренды, продающие значительно более дешевые планшеты и смартфоны.

Да и с сегментом десктопов и ноутбуков не все так однозначно. Глава Intel Брайан Кржанич предсказал стабилизацию поставок и даже небольшое снижение цен – в основном за счет роста продаж дешевых и легких ноутбуков. При этом Брайан Кржанич отметил, что «предыдущие результаты были именно такими, какими мы их прогнозировали». В любом случае, второе полугодие 2015 г. обещает быть нескучным.

Павел Притула

Интервью обзора

Рейтинги

CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России 2014 - м
2014 г.
Совокупная выручка, iтыс. Компания
1 136 200 698 НКК
2 91 372 682 ЛАНИТ **
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие ИТ-разработчики России - м
Город Выручка от продажи продуктов собственной разработки, 2013 (с НДС в тыс.)
1 Москва н/д
2 Москва 11 044 282
3 Екатеринбург 4 477 000
Подробнее

Рейтинги

CNewsFast - м
№ 2014 Город Совокупная компании в 2014 г. (iтыс.)
1 Москва 4 079 425
2 Санкт-Петербург 1 000 336
3 Москва 628 265
Подробнее

Рейтинги

CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России 2014
№ 2014 Название организации Сфера деятельности
1 НКК Группа компаний
2 ЛАНИТ Группа компаний
3 Техносерв ИТ-услуги
Подробнее