Разделы

ПО Бизнес Телеком Интернет Цифровизация Импортонезависимость

Что ждут пользователи от российской системы ВКС?

На фоне ухода иностранных игроков отечественный рынок корпоративных коммуникаций следующие пять лет будет расти на 15% ежегодно — в такой оценке сходятся эксперты. Лидерами по переходу на российские решения в области видеоконференцсвязи (ВКС) являются компании с госучастием, однако образовательные учреждения и представители крупного и среднего бизнеса также начали отказываться от зарубежного ПО. С какими сложностями сегодня сталкивается бизнес при переходе на отечественные ИТ-продукты и как компаниям выбрать наиболее подходящий для себя вариант, рассказывают руководитель направлений мультимедиа и унифицированных коммуникаций компании «Инфосистемы Джет» Яков Шапиро и руководитель команды SaluteJazz Антон Анпилов.

CNews: Рынок видеоконференцсвязи в России продолжает развиваться, как уход иностранных игроков повлиял на него?

Яков Шапиро: Рынок ВКС в России растет за счет ускоряющейся цифровизации и популярности гибридного формата работы. Миграция на отечественные решения ВКС — основная тенденция на российском рынке корпоративных коммуникаций. Главные причины — уход основных западных производителей, требования со стороны регулятора и необходимость обеспечения информационной безопасности. По прогнозам J’son & Partners Consulting, к 2028 году доля российских решений составит более 90% против 45% в 2023-м. Благоприятная ситуация для российских производителей систем корпоративных коммуникаций позволила им вложить больше средств в разработку и значительно повысить функциональность своих решений, догоняя ведущие западные сервисы.

Появилось большое количество относительно новых решений ВКС на российском рынке. Например, разработчики систем корпоративной телефонии, мессенджеров, офисного программного обеспечения стали добавлять сервис ВКС в портфель своих продуктов. Так что отечественный рынок корпоративных коммуникаций развивается и, по прогнозам аналитиков, будет расти следующие пять лет со среднегодовым темпом порядка 15%.

Антон Анпилов: Да, я согласен с Яковом, что уход иностранных игроков открыл новые возможности для развития российского рынка видеоконференцсвязи и привел к резкому скачку количества отечественных разработок.

Конечно, большое количество частных пользователей в России до сих пор использует Zoom, Skype и другие иностранные сервисы. Но бизнес и, в первую очередь, крупные компании, госсектор, если не полностью перешли на отечественные решения, то, как минимум, сделали это частично и продолжают двигаться в этом направлении

Важным фактором для отечественных разработчиков стал запрос заказчиков на функциональность, к которой они уже привыкли в западных решениях. Стремясь удовлетворить этот запрос, вендоры значительно улучшили качество своих продуктов за прошедшие два года. Например, в последней версии SaluteJazz число ошибок при записи конференций сокращено на 98%, а также расширен набор функций. Появились встроенный корпоративный мессенджер, позволяющий в одной среде проводить онлайн-встречи и вести рабочую переписку, а также «сессионные залы» для объединения участников в группы для отработки навыков, обсуждений и выполнения заданий. Также очень востребована и новая функция записи конференции непосредственно в облачное хранилище.

На фоне ухода иностранных игроков отечественный рынок корпоративных коммуникаций следующие пять лет будет расти на 15% ежегодно

CNews: Насколько активно сегодня компании переходят на отечественные решения ВКС?

Яков Шапиро: Тут лидерами являются компании с госучастием и организации, работающие с критической информационной инфраструктурой, которые из-за высоких требований к ИБ и законодательных ограничений уже практически полностью мигрировали на российские решения ВКС. Такие компании преимущественно выбирают on-premise (локальное развертывание) решения ВКС. Образовательные учреждения также активно переходят на российские сервисы ВКС, но, в отличие от госкомпаний, выбирают облачные версии продуктов. Значительная часть коммерческого сегмента тоже перешла или находится в процессе перехода на российские системы корпоративных коммуникаций. Компании уровня entreprise проектируют собственные геораспределенные отказоустойчивые системы ВКС на базе российских решений, а малый и средний бизнес использует облачные сервисы.

CNews: Если говорить об информационной безопасности, то какие меры защиты предлагает SaluteJazz?

Антон Анпилов: Весь код автоматически проверяется на наличие уязвимостей, мы проводим пентесты, аудит безопасности на регулярной основе как своими силами, так и силами партнеров, чтобы обеспечить независимый взгляд. Также применяем современные средства защиты инфраструктуры и предлагаем on-premise версию продукта, которая полностью разворачивается в контуре заказчика. Всё это позволяет предоставлять максимально безопасный и качественный сервис, а также выдерживать повышенные нагрузки. SaluteJazz является основной онлайн-площадкой для проведения деловых встреч у 280 тысяч сотрудников Сбера. Это одно из самых масштабных внедрений системы видео-конференц-связи в контур компании, которое подтверждает надежность и масштабируемость решения, готового справиться с амбициозными задачами и большими нагрузками.

Антон Анпилов, SaluteJazz: Уход иностранных игроков открыл новые возможности для развития российского рынка видеоконференцсвязи

CNews: Многие крупные компании до сих пор используют западные сервисы ВКС. Какую роль играет интегратор при миграции на отечественное решение?

Яков Шапиро: Да, это действительно так, но практически все из этих компаний либо выбирают новое решение, либо уже находятся в процессе миграции. Крупные компании рассматривают не просто переход на российские сервисы ВКС, а комплексно подходят к процессу импортозамещения оборудования и прикладного ПО. Мы как ИТ-интегратор сейчас видим много запросов на проведение аудитов существующей ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения, последующую разработку дорожных карт развития ИТ-инфраструктуры и планов миграции на российские решения. Это достаточно длительные процессы, но они необходимы, чтобы учесть все детали совместимости и чтобы переход прошел без негативного влияния на бизнес компании. Затем, после утверждения всех планов с заказчиком, мы разрабатываем проектную документацию, а потом внедряем решения, проводим опытную эксплуатацию и выполняем непосредственно миграцию пользователей с оказанием технической поддержки.

CNews: С какими сложностями сталкиваются пользователи при выборе отечественного аналога?

Яков Шапиро: Для крупных компаний важен не только функционал решения, но и возможности по интеграции решения ВКС в ИТ-ландшафт предприятия, который также меняется в связи с уходом западных производителей. Это, наверное, и есть самая большая сложность при выборе решения. Как правило, система ВКС в крупных компаниях должна быть совместима или интегрирована с множеством других ИТ-систем: ОС, на которой должен работать сервис коммуникаций, служба каталогов, электронная почта, календарь, корпоративная телефония, существующее оборудование переговорных комнат, система хранения данных, система виртуальных рабочих мест, периферийное оборудование рабочих мест, ИБ-системы (MDM, DLP, SIEM).

Мы имеем большой опыт по внедрению отечественных сервисов ВКС, тестируем их в своей лаборатории на предмет совместимости с другими российскими ИТ-системами, можем спроецировать структуру предприятия на дизайн целевого решения ВКС. Тем самым помогаем решить все сложности, с которыми сталкиваются пользователи при выборе отечественного продукта.

Антон Анпилов: Основная сложность — это наличие необходимой функциональности и синергия решения с другими ИТ-системами, имеющимися в компании. Другой немаловажный фактор заключается в том, что конечные пользователи и эксплуатирующие подразделения привыкли использовать определенный софт, и необходимость его смены, естественно, даже на психологическом уровне вызывает трудности — не все люди любят перемены.

Также остается проблема неоднородности предложений на российском рынке. Есть группа так называемых «старых игроков», которые были ориентированы в первую очередь на госсектор и соответствие различным требованиям местного законодательства, но использовали зачастую устаревшие платформы и не делали должного акцента на удобство для конечных потребителей. «Новые игроки» отличаются изначально удобным, ориентированным на конечного пользователя интерфейсом, однако их решения уступают по функциональности. Сейчас оба пула игроков постепенно сравниваются: первые пытаются вложиться в удобство продукта, вторые — догоняют по функциональности.

На данный момент основной запрос у потребителей — это замена привычных западных систем с минимальными изменениями. Как нам кажется, в ближайшие два-три года этот запрос станет менее популярным, и от задачи «закрыть дыру» заказчики будут переходить к поиску решений, которые приносят дополнительный value бизнесу, в первую очередь за счет повышения производительности и качества работы сотрудников. А это возможно в случае нативного внедрения больших языковых моделей в продукт. Мы находимся среди тех немногих компаний, которые обладают такими технологиями.

CNews: Крупный бизнес в России предпочитает on-premise решения унифицированных коммуникаций, как в этом случае обеспечивается техническая поддержка сервиса?

Антон Анпилов: В целом поддержка обеспечивается сетью партнеров — интеграторов, дистрибьюторов. Вендор же в большей степени проводит регулярное обучение, сертификацию партнеров, предоставляет необходимые решения для диагностики проблем и инцидентов, дорабатывает софт и инструментарий по запросу партнеров. В сложных случаях, естественно, подключаются к решению проблемы и сами разработчики. Это плюс российских вендоров, которые, в отличие от западных, имеют такую возможность.

Яков Шапиро: Мы являемся партнером компаний-разработчиков, решения ВКС которых используем в наших проектах. И как партнеры производителей, мы обеспечиваем первую и вторую линию технической поддержки заказчику. К таким работам относятся предоставление консультаций по эксплуатации системы, сбор диагностической информации, устранение инцидентов, выполнение работ на территории заказчика, установка обновлений, замена вышедшего из строя оборудования. Есть заказчики, у которых нет своего персонала для эксплуатации системы корпоративных коммуникаций, и мы берем на себя администрирование системы. Тут нет отличий от тех услуг, которые мы оказывали заказчикам, когда они использовали иностранные сервисы. Для заказчика остается такой же опыт работы с интегратором.

Яков Шапиро, «Инфосистемы Джет»: Для крупных компаний важен не только функционал решения, но и возможности по его интеграции в ИТ-ландшафт предприятия

CNews: Как пользователю выбрать наиболее подходящий для него вариант ВКС?

Антон Анпилов: Необходимо опираться на потребности своей компании. Ключевые среди них:

  • Удобство для пользователя. Пользователи должны иметь возможность просто и быстро создавать конференции и подключаться к ним через веб-браузер или любую платформу. Это критически сокращает пользовательский путь, значительно экономит время сотрудников и компании, а также повышает индекс лояльности и удовлетворенности сотрудников. На степень лояльности также влияет внедрение дополнительных опций, например, встречи в 3D-формате от SaluteJazz XR, куда можно отправить своего анимированного персонажа, или фичи на базе искусственного интеллекта.
  • Удобство для эксплуатирующего подразделения. Не рекомендую рассматривать решения, где нагрузка по элементарному созданию и администрированию встреч ложится на ИТ-подразделение. Любой сотрудник должен легко осваивать интерфейс системы. Это существенно снижает нагрузку на ИТ-службу и позволяет сконцентрироваться на развитии продукта вместо базовой поддержки пользователей.
  • Решение должно быть универсальным и иметь базовые опции: запись встреч, большие и малые собрания, замену фона, чат для деловой переписки. И при этом быть не слишком перегруженным, чтобы пользователь мог быстро найти нужную функцию в приложении.
  • Решение должно быть инновационным и развиваться в сторону внедрения искусственного интеллекта, особенно — использования больших языковых моделей. Уже в ближайшие несколько лет мы прогнозируем disrupt в рабочих коммуникациях, который принесет значительную выгоду компаниям при использовании AI-решений. В России не так много вендоров, способных на должном уровне реализовать что-то подобное.

CNews: Сегодня вы предлагаете свежее решение для рынка шоурум унифицированных коммуникаций. Что он из себя представляет?

Яков Шапиро: Использование унифицированных коммуникаций уже плотно вошло в бизнес-процессы компаний. Ежедневно проводятся видеовстречи, сотрудники общаются в мессенджерах, обмениваются контентом, совместно работают над документами. В этом случае реальный пользовательский опыт важен при выборе платформы унифицированных коммуникаций. Для этого мы и организовали свой шоурум, где на одной площадке заказчики могут протестировать решения ВКС, корпоративной телефонии и мессенджеров от российских производителей. Особенность нашего шоурума в том, что мы можем не просто продемонстрировать сервисы, работающие сами по себе, а воспроизвести сценарий использования решения в ИТ-ландшафте заказчика: показать совместимость сервиса с терминалами ВКС и IP-телефонами западных производителей, продемонстрировать возможности работы на различных операционных системах, интегрировать отечественные системы ВКС и телефонии между собой.

Еще один немаловажный момент — выбор периферийного оборудования. Практически всё периферийное оборудование ВКС не сертифицировано для работы с российскими операционными системами и сервисами ВКС. Например, если у заказчика уже используются тысячи единиц подобного оборудования, при миграции на отечественные сервисы очень важно, чтобы это оборудование было совместимо с новым решением. Это также можно проверить на нашей площадке.

CNews: Недавно прошли успешные тестирования в стенах лаборатории «Инфосистемы Джет» нового продукта SaluteJazz. Какие есть варианты использования облачной и on-premise версий платформы ?

Яков Шапиро: SaluteJazz понравился своими AI-возможностями, простым и понятным интерфейсом, кроссплатформенностью и широким функционалом. Если говорить о вариантах внедрения этого сервиса в компанию, то выбор зависит от ИТ- и ИБ-политик компании. Если они позволяют, то рекомендуем рассматривать облачную версию SaluteJazz, так как в ней сразу на борту все AI-функции продукта. В ином случае рассматриваем внедрение сервиса в периметр компании и интеграцию его с GigaChat API. У SaluteJazz есть все возможности по созданию отказоустойчивого сервиса корпоративных коммуникаций полностью в периметре компании заказчика, с интеграцией со всеми смежными ИТ-сервисами заказчика.

CNews: Как внедрение новых технологий искусственного интеллекта повлияло на функционал платформы?

Антон Анпилов: Мы являемся одним из лидеров по развитию AI в России и задаем стандарты применения таких технологий в наших продуктах. Это существенно улучшает пользовательский опыт — от базовых вещей, например, ML-модели для замены фона и коррекции цвета лица, автоматической текстовой расшифровки речи на базе технологий платформы SaluteSpeech, интеллектуального шумоподавления, до автоматического написания итогов встречи благодаря GigaChat API. Мы уверены, что в ближайшие годы технологии AI будут активно развиваться, и это изменит ландшафт корпоративных коммуникаций.

CNews: Каким вы видите развитие платформы в перспективе пяти лет?

Антон Анпилов: В ближайшие годы платформа догонит ведущих международных поставщиков по базовому функционалу. После этого фокус конкуренции сместится в сторону развития и использования технологий искусственного интеллекта. Мы видим себя лидером в этом направлении в перспективе пяти лет. Уже сейчас по сравнению с прошлым годом количество уникальных пользователей SaluteJazz увеличилось на 50%, превысив порог в 1 миллион. Еженедельно здесь организуется 300 тысяч конференций. А в декабре 2023 года был зафиксирован рекорд: всего за один день было проведено 250 тысяч успешных видеовстреч.

С помощью искусственного интеллекта станут возможными мгновенный поиск и обобщение любой информации, подготовка к любой встрече, вплоть до того, что можно будет попросить AI написать повестку встречи, найти все переписки, собрания и материалы по теме и подготовить по ним документ с выжимкой информации. Также AI согласует задания для сотрудников, поставит им соответствующие задачи, пришлет необходимые материалы и проконтролирует выполнение. Каждый пользователь получит своего персонального ассистента, который будет анализировать и выдавать ключевую информацию, помогать эффективно планировать рабочий день, отвечать за него на базовые запросы и просить согласовать только ключевые вопросы. Рутины в работе станет меньше.

erid:LjN8JtcHWРекламодатель: https://jet.su/ИНН/ОГРН: 7729058675/1027700121195Сайт: АО “Инфосистемы Джет”