Разделы

Бизнес Цифровизация

5 причин, почему роботы еще не скоро заменят живых таксистов в России

«Яндекс» положительно оценил предварительное тестирование беспилотных такси на реальных пассажирах в России. Однако CNews насчитал как минимум пять серьезных препятствий, которые не позволят роботам управлять машинами с шашечками на дорогах в ближайшее время. 

Пилот в Ясенево

«Пилотом в Ясенево мы довольны», так в одном из интервью первые итоги испытаний беспилотных такси оценил директор бизнес-группы поиска компании «Яндекс» Дмитрий Масюк. Напомним, начиная с июня любой желающий может вызвать роботакси в столичном районе Ясенево. Драйва аттракциону добавляет то, что сопровождающий поездку водитель теперь сидит не на водительском сидении, как раньше, а уже на пассажирском кресле — хоть и готов в любой момент нажать кнопку для остановки движения, если что-то пойдет не так.

По словам Дмитрия Масюка, за три с половиной месяца эксперимент обошелся без значимых происшествий, никто из людей в ходе поездок не пострадал. Правда, инциденты со столкновениями с другими машинами все же были (подробностей аварий «Яндекс» не раскрывает). По словам топ-менеджера, компания готова масштабировать проект с беспилотными такси в течение ближайших нескольких лет. Так же оптимистично на развитие робопоездок на дорогах смотрят и власти: ранее в интервью CNews замминистра экономического развития РФ Максим Колесников обещал, что такси и другие беспилотные транспортные средства скоро будут широко использоваться в России.

Компания готова масштабировать проект с беспилотными такси

Впрочем, о том, что через год-два беспилотное такси будет массово возить пассажиров, представители компаний и властей разных стран говорят последние 7 лет — с тех пор, как американский стартап nuTonomy в 2016 г. в Сингапуре запустил такие услуги для пассажиров в экспериментальном режиме. И несмотря на то, что парк тестовых роботизированных автомобилей по всему миру уже исчисляется тысячами, массовым пользовательским сервисом все же роботакси не становятся — и вряд ли в ближайшее время ситуация изменится.

Называем пять главных преград к массовому появлению беспилотных такси на российских дорогах.

1. Софт и «железо»

В современном роботизированном автомобиля используется три вида оборудования: во-первых, специальные датчики (радары, лидары, оптические камеры), во-вторых, высокопроизводительные аппаратные средства для оперативной обработки этих данных. И в-третьих, специальные программные решения, использующие нейросети с алгоритмами искусственного интеллекта. Первые два вида оборудования работают сейчас весьма эффективно: инженеры того же «Яндекса» говорят о том, что датчики на робомобилях вполне качественно отслеживают дорожную обстановку на 300 метров вокруг на 360 градусов. А вот софт и алгоритмы искусственного интеллекта до сих пор не отлажены. Проблема в том, что реальность на дорогах общего пользования настолько разнообразна и непредсказуема, что пока даже самые продвинутые алгоритмы не могут гарантировать правильную реакцию машины без водителя во всех случаях.

Несовершенство софта для робомобилей подтверждают продолжающиеся ДТП с участием робомобилей. Так, 18 августа 2023 г. власти Сан-Франциско обратились к калифорнийскому регулятору с просьбой запретить тестовую эксплуатацию беспилотных такси в черте города. До этого два такси без водителя вторглись на территорию строительной площадки. Еще одна машина столкнулась с каретой скорой помощи, которая со включенными проблесковыми маячками проехала перекресток на красный свет. Робот этот маневр распознать не сумел.

Количество аварий с участием роботакси растет

«Работа в сложных дорожных ситуациях — пока еще большая проблема роботизированных авто, — констатирует Артем Стенюшкин, коммерческий директор ИТ-компании Art Engeneering. — Беспилотные такси должны успешно ориентироваться на дороге в самых разнообразных локациях, включая строительные участки, и погодных условиях (дождь, снег, туман). Должны учитывать непредсказуемое движение пешеходов, и, например, курьеров из кафе и ресторанов, которые спешат доставить еду и не соблюдают никакие ПДД. Чтобы справляться с этими сложными ситуациями, требуется дальнейшее развитие технологий».

2. Дорожная инфраструктура

Увы, пока не готова к использованию роботакси и дорожная инфраструктура во многих странах, в том числе в России. Да, в стране строится много новых дорог, ремонтируются старые трассы. Но даже профильные ведомства признают, что значительная часть автомобильного дорожного покрытия пребывает в неудовлетворительном состоянии. По последним данным только 52,6% автомобильных дорог в России соответствуют нормативным требованиям, что опасно для обычных машин с водителями, не говоря уж о беспилотниках.

«Когда мы говорим о качестве дорожного покрытия, становится, к сожалению, очевидно, что есть к чему стремиться даже в крупных мегаполисах. Отдельная проблема — видимость разметки в зимние периоды», — отмечает Армен Бекларян, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Бизнес-аналитика и системы больших данных».

Но даже если большинство дорог в России в один момент лишатся ям и обзаведутся хорошей разметкой — этого все равно мало для безопасной эксплуатации роботизированных такси. Дорога должна быть «умной», и по протоколам V2Х (машина — инфраструктура) уметь взаимодействовать с робомобилями. Экспериментальные участки такой дороги в России есть, например, на трассах М-11 и на ЦКАД, но широкое разворачивание подобной инфраструктуры потребует немалых вложений. Так, по данным ассоциации «Цифровая эра транспорта», чтобы оснастить системами «умной» дороги участок в 100 км, потребуется от 0,7 млрд до 1 млрд руб. инвестиций.

3. Качественная связь

Еще одна ахиллесова пята — высокоскоростная беспроводная передача данных. Быстрая передача данных нужна для того, чтобы беспилотник мог оперативно коммуницировать с дорожной инфраструктурой и правильно оценивать ситуацию на дороге. Понятно, что на высоких скоростях на дороге обмен данными должен происходить максимально быстро.

Технически для этих задач подходит связь пятого поколения 5G, которая, как известно, способна обеспечить скорость 20 Гбит/с против 1 Гбит/с при пиковых нагрузках. Но, напомним, что в России технологии 5G работают только на отдельных территориях в тестовом режиме. Минцифры обещает, что пилотные проекты с использованием российских базовых станций 5G в стране будет запущены в лучшем случае с 2025 г. Однако главная загвоздка в том, что вопрос с частотами для 5G в России до сих пор не решен.

Беспилотникам требуется очень быстрая передача данных

«При наличии определенной инфраструктуры связь между беспилотными такси можно осуществить через базовые станции 5G сотовых операторов, пропускной способности которых хватит для канального взаимодействия с роботизированными машинами, — говорит Дмитрий Ракович, директор по развитию компании Softlogic. — Не стоит забывать, что у станции 5G меньшее покрытие относительно других сотовых стандартов, и о повсеместном использовании на территории нашей страны речи не идет».

4. Экономическая целесообразность

Еще один фактор, который негативно влияет на перспективу появления роботакси на дорогах: машины без водителя — это до сих пор очень дорого. Да, цены на такие транспортные средства достаточно динамично снижаются: еще семь лет назад первые роботакси обходились разработчикам примерно в $300 тыс. за одну машину, а к началу 2020 г. эта цифра опустилась ниже $100 тыс. Сейчас цены еще ниже.

«Насколько мне известно, приблизительная стоимость беспилотного автомобиля "Яндекса" сейчас составляет порядка $60 тыс. И половина этой стоимости приходится на программное обеспечение и техническое оборудование, необходимые для реализации функции беспилотника», — отмечает Денис Новиков, руководитель членского комитета Ассоциации интернет-разработчиков.

До сих пор получается, что стоимость одного роботизированного такси в 2–3 раза превышает цену обычной машины. Да, теоретически при эксплуатации такой машины можно сэкономить на зарплатах водителя. Но в реальности обслуживание одного автономного автомобиля будет обходиться в среднем дороже, чем средняя зарплата таксиста. Впрочем, аналитики UBS отмечают, что после массового внедрения беспилотных автомобилей, себестоимость производства и обслуживания таких авто может упасть на 80%. Так что в теории, если автопарки роботакси будут исчисляться сотнями тысяч, то сервисы по перевозкам с их участием вполне могут стать прибыльным бизнесом.

5. Мораль и право

Наконец, сложность есть и в области полной легализации роботизированных такси. До сих пор незыблемой остается базовая для всех стран норма Венской конвенции о дорожном движении 1968 г., в которой черным по белому прописано обязательное присутствие человека за рулем.

В то же время во многих странах, в том числе в России, уже принято множество законодательных поправок навстречу прав робота за рулем. Так, в РФ в январе 2021 г. вступил в силу Федеральный закон № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций», который ввел экспериментальный правовой режим (ЭПР) на 158 улицах Москвы, в городе Иннополис и на федеральной территории «Сириус» для использования беспилотных авто. А в прошлом году Росстандарт утвердил аж восемь ГОСТов для беспилотных автомобилей с искусственным интеллектом.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

«Благодаря этим ГОСТам, сейчас уже формализованы такие понятия, как алгоритм искусственного интеллекта, описаны требования к таким алгоритмам, методики испытания и принципы реагирования, — говорит Армен Бекларян. — Тем не менее, с юридической точки зрения в сфере беспилотного такси остается самая принципиальная проблема — кто является ответственным лицом в случае возникновения нештатной ситуации, аварии или отказа автоматики».

Кроме того, в обществе до сих пор нет ответа на вопрос об этических нормах использования беспилотников. Речь идет, например, о дилемме вагонетки — это этический парадокс, возникающий, когда мы сталкиваемся с неизбежностью принятия решения, которое может причинить вред одному человеку, но при этом спасти или бóльшее количество других людей. Жаркие дискуссии на тему того, как следует программировать автопилот в случае неизбежных человеческих жертв, еще впереди.

«При внедрении технологий очень важен нравственный аспект, — резюмирует Алексей Карев, руководитель направления партнерских программ компании «Передовые платежные решения» по продуктам такси и каршеринга. — Например, куда в экстренной ситуации система автоматического управления должна направить авто, если при любом раскладе могут пострадать люди?»

Алексей Грамматчиков