oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2017

Андрей Стрельцов

Андрей Стрельцов:

Необходимо работать над устранением цифрового неравенства

ИТ-бюджеты и, соответственно, возможности информатизации регионов существенно отличаются. Удалось ли устранить цифровое неравенство в России? Какие возможности появились у жителей не самых богатых российских регионов? Об этом в интервью CNews рассказал Андрей Стрельцов, начальник управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области.

CNews: Как организовано финансирование ИТ-проектов в Тамбовской области?

Андрей Стрельцов: В нашем регионе все расходы на информатизацию органов исполнительной власти централизованы в руках управления информационных технологий. Подведомственные учреждения закупают ИТ-продукцию самостоятельно. В 2016 году ИТ-бюджет региона составил 118,2 млн рублей, а в 2017 году он был увеличен до 296,2 млн.

Кроме бюджетных средств, мы используем и средства инвесторов. В основном они участвуют в развитии инфраструктуры связи региона. Однако объем инвестиций в последние годы постоянно сокращается – в 2015 году он составлял 1163 тыс. рублей, в 2016 году – 805,2 тыс. рублей, а в 2017 году – 680 тыс. рублей.

CNews: Какие основные ИТ-проекты реализуются в Тамбовской области в текущем году?

Андрей Стрельцов: Один из важнейших проектов – создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Тамбовской области («Система-112»). К концу 2017 года она будет запущена в опытную эксплуатацию в областном центре, а к концу 2018 года – на всей территории области. Также в 2017 году в Тамбовской области планируется внедрение региональной системы электронного документооборота.

CNews: Пришли ли электронные госуслуги в отдаленные районы Тамбовской области?

Андрей Стрельцов: Уровень доступности электронных госуслуг в отдаленных районах Тамбовской области оставляет желать лучшего по целому ряду причин. Во-первых, это отсутствие элементарной компьютерной грамотности и старение населения в сельской местности. Во-вторых, отсутствие качественных линий связи, а также мобильной связи в отдаленных уголках на границе Тамбовской области с Саратовской и Воронежской областями. На сегодняшний день уровень покрытия мобильной связью в регионе составляет 95%, однако более 400 населенных пунктов, особенно в сельской местности, не имеют доступа в интернет.

В-третьих, это отсутствие мобильных устройств, даже сотовых телефонов, у достаточно большого количества граждан из отдаленных районов области, что приводит к невозможности исполнения 789-го постановления правительства, в соответствии с которым регистрация в ЕСИА невозможна без телефона. И в-четвертых, это отсутствие финансовых средств у органов местного самоуправления для перевода услуг в электронный вид, а также высокие расценки «Ростелекома» на подключение к оптоволоконным каналам связи. Даже там, где рядом проходит оптоволоконная линия связи, органы местного самоуправления зачастую не имеют возможности к ней подключиться.

Как решить эти проблемы? Работать над устранением цифрового неравенства в соответствии с утвержденным планом, выделять субсидии муниципалитетам на прокладку качественных линий проводной и оптико-волоконной связи либо для подключения к ним. Необходимо развитие сетей действующих мобильных операторов, даже в отдаленных уголках области, предоставление им льгот для осуществления соответствующей деятельности. Проведение дальнейшей типизации муниципальных услуг с последующим их переводом на ЕПГУ на основе концентраторной технологии – она, по сравнению с проектом «мультирегиональность», зарекомендовала себя с лучшей стороны. Также необходимо снижение платы за услуги «Ростелекома», поскольку без этого услуги компании становятся просто недоступными в провинции, и создание альтернативы единственному исполнителю по выполнению работ по развитию инфраструктуры электронного правительства, проводимых в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)».

Минкомсвязи России должна передать в субъекты РФ на безвозмездной основе конструктор форм, разработанный для ЕПГУ, а также провести вебинары и другие мероприятия по обучению специалистов работе с ним. А субъектам РФ на постоянной основе надо организовать обучение специалистов муниципалитетов, поскольку текучка кадров там достаточно высокая.

CNews: Появилась ли в вашем регионе медицинская информационная система?

Андрей Стрельцов: Над проектом информатизации здравоохранения мы работаем совместно с управлением здравоохранения. В настоящее время с медицинской информационной системой работают все больницы. В ближайших планах подключение к ней фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП).

CNews: Еще один крупный государственный проект – создание системы «Безопасный город». Что сделано в Тамбовской области?

Андрей Стрельцов: Созданием системы «Безопасный город» мы занимаемся с 2014 года. На первом этапе основной задачей была разработка необходимой нормативно-правовой базы. В 2015 году был утвержден план мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город». В 2016 году принято постановление, которое определило состав межведомственной рабочей группы. На настоящий момент в нее входит 28 человек, председателем является первый заместитель главы администрации области, руководитель аппарата главы администрации. Также в 2016 году было подписано соглашение о сотрудничестве администрации Тамбовской области и «Ростелекома» в области разработки предложений по созданию систем прогнозирования, мониторинга и управления кризисными ситуациями. Откорректирована и утверждена дорожная карта построения АПК «Безопасный город» на территории Тамбовской области.

Для трех пилотных муниципальных образований – город Тамбов, Мичуринск и Инжавинский район – было разработано и в декабре 2016 года согласовано с Советом главных конструкторов техническое задание на проектирование и внедрение опытных участков АПК. Планы построения АПК и состав межведомственных групп утверждены главами всех муниципальных образований области.

Таким образом, создание АПК «Безопасный город» на территории области осуществляется в 2 этапа. В 2016-2017 годах будет реализовано построение опытных участков в пилотных зонах – город Тамбов, город Мичуринск и Инжавинский район. В 2018-2020 годах система заработает на территориях остальных 5 городских округов и 22 муниципальных районов Тамбовской области.

Особое внимание в проводимой работе уделено оценке готовности единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований как базовому элементу строящейся системы. Они укомплектованы современными средствами электронно-вычислительной техники и оргтехники, подключены к интернету и оснащены системой видеоконференцсвязи. Также осуществлено их сопряжение с цифровой сетью МЧС России. В зависимости от рисков, присущих конкретным территориям, в единой диспетчерской службе действуют системы химического мониторинга, видеомониторинга, гидромониторинга, космического мониторинга, комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

На создание АПК «Безопасный город» в бюджете области выделено 438,3 млн рублей до 2020 года. Однако данная сумма недостаточна, так как потребность в финансировании при рассрочке платежей на период 2018-2022 годов составляет 858,7 млн рублей.

CNews: Расскажите подробнее о создании «Системы-112».

Андрей Стрельцов: Технический проект на создание «Системы-112» в Тамбовской области был согласован в 2014 году. В феврале 2017 года он был откорректирован – вместо централизованного варианта системы мы решили перейти к распределенному. Было определено помещение для размещения основного центра обработки вызовов «Системы-112» – им стало здание администрации области. Подготовлена дорожная карта выполнения мероприятий по вводу в 2017 году в опытную эксплуатацию «Системы-112» в Тамбове, а затем, в 2018 году, в постоянную эксплуатацию на всей территории Тамбовской области.

В сентябре 2016 года на территории области работала комиссия Центрального регионального центра МЧС России по проверке готовности региона к получению субсидии на создание центра обработки вызовов. По итогам работы комиссии в феврале 2017 года мы получили субсидию в сумме 25, 2 млн рублей. В первом квартале 2017 года в Мичуринске «Ростелекомом» был развернут опытный участок «Системы-112» – 5 автоматизированных рабочих мест, проведено обучение девяти диспетчеров.

21 августа 2017 года был проведен конкурс на создание «Системы 112» на территории Тамбовской области, его победителем стал «Ростелеком». На мероприятия по созданию «Системы 112» из областного бюджета в 2017 году запланировано выделить 39 млн рублей, в том числе 35,2 млн – на реконструкцию помещений для центра обработки вызовов и 3,8 млн рублей – на приобретение аппаратной части в дополнение к федеральной субсидии. Локальный сметный расчет на построение типового программно-технического комплекса центра обработки вызовов «Системы-112» Тамбовской области» составляет 28,9 млн рублей. Общая стоимость построения «Системы-112» при рассрочке платежей на период 2017– 2020 годы составляет 563,8 млн рублей.

CNews: Внедрена ли система видеонаблюдения?

Андрей Стрельцов: Система видеонаблюдения на территории области на сегодняшний день включает 483 видеокамеры: 278 – в Тамбове, 54 – в Мичуринске, 76 – в Котовске, 32 – в Кирсанове, 31 – в Уварово и 12 — в п.Строитель Тамбовского района. Также в ее состав входит 3 терминала экстренной связи «гражданин-полиция» – все расположены в Тамбове. В 2016 году при помощи систем видеонаблюдения раскрыто 74 преступления, а также выявлено 1005 административных правонарушений.

Также в Тамбовской области работает система фотовидеофиксации событий на дорогах. В настоящий момент в ее составе 110 автоматических комплексов фиксации нарушений – 48 стационарных и 62 передвижных. С их использованием в 2016 году на нарушителей было наложено более 732 тысяч штрафов на сумму более 533 млн рублей. Применение подсистемы фотовидеофиксации в комплексе с другими мероприятиями позволило добиться снижения на территории области основных показателей аварийности – в 2016 году по сравнению с 2015 годом количество ДТП сокращено на 9%, число погибших и раненых в них людей – на 24% и 10% соответственно. На содержание и развитие подсистемы из бюджета области в 2016 году было выделено и освоено 147 млн. рублей. В 2017 году на эти цели планируется около 160 млн. рублей.

CNews: Какая информация уже внесена ГИС ЖКХ?

Андрей Стрельцов: В настоящее время в Тамбовской области в ГИС ЖКХ зарегистрировано 100% организаций, являющихся поставщиками информации, включая управляющие компании, ТСЖ, ресурсоснабжающие организации. Также в систему полностью внесены многоквартирные дома и практически завершено внесение жилых домов (99,79%). Проводятся работы и по внесению информации в ГИС ЖКХ по новому приоритетному проекту «Формирование комфортной городской среды», для которого был разработан отдельный модуль.

CNews: Удается ли переходить на отечественные решения в органах государственной власти?

Андрей Стрельцов: При создании ситуационного центра главы администрации области и «Системы 112» мы максимально используем отечественные технические и программные средства. Кроме того, в органах государственной власти Тамбовской области используются только отечественные средства защиты информации, имеющие соответствующие сертификаты. Если информационные системы не привязаны к конкретной операционной системе, мы тоже переводим их на работу под отечественной операционной системой. Например, медицинская информационная система, «Контингент обучающихся», АИС ЗАГС и другие. Тонкие клиенты на рабочих местах работают на свободных международных операционных системах, что обеспечивает импортонезависимость. В ближайшее время запланирован переход на свободные операционные системы из реестра отечественного ПО.

CNews: Какие основные задачи стоят перед вами в 2018 году?

Андрей Стрельцов: К концу 2017 года в областном центре будет запущена в опытную эксплуатацию «Система 112», а к концу 2018 года она заработает на всей территории области. Также в 2018 году мы планируем реализовать в регионе проект «МФЦ для бизнеса», основной целью которого является организация комплексного предоставления государственных, муниципальных и других услуг для представителей бизнес-сообщества по принципу «одного окна».

В 2016 году прокуратурой Тамбовской области было вынесено более 3000 актов прокурорского реагирования в отношении муниципальных нормативных правовых актов, большинство из которых относилось к сфере оказания муниципальных услуг. По этой причине с 2016 года управлением по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации области проводится работа по типизации муниципальных услуг. На сегодняшний день проведена полная инвентаризация полномочий органов местного самоуправления, связанных с предоставлением муниципальных услуг. На основании результатов проведенной инвентаризации подготовлен типовой перечень муниципальных услуг, которые должны представляться на территории Тамбовской области. В него включены 76 услуг, из них 64 муниципальных и 12 услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями. Их переводом в электронный вид мы намерены заниматься в ближайшее время.

Вернуться на главную страницу обзора