Разделы

ИТ в госсекторе

Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев о новом электронном правительстве

В июле президент России дал главе кабинета министров ряд поручений по повышению качества оказания госуслуг в электронной форме. Эти задачи при правильной и своевременной реализации способны существенно поднять уровень электронного правительства. О том, как и когда изменятся государственные сервисы, CNews поговорил с заместителем министра связи и массовых коммуникаций страны Алексеем Козыревым.

«Единых правил обработки электронных обращений нет»

CNews: Недавнее поручение президента содержит большой список задач, связанных с повышением качества оказания госуслуг. Один из вопросов — утверждение единых требований к порядку работы сотрудников органов власти с информационными системами. Правильно ли я понимаю, что сейчас этих требований не существует?

Алексей Козырев: Представьте себе: заявления в электронном виде поступают в государственную информационную систему. Они отображаются на экране у ответственных сотрудников. И обработка происходит из общей очереди в соответствии с некими нигде не сформулированными правилами, понятными только самим этим сотрудникам. Какое понравилось заявление — то и обрабатывают. Очевидно, что такой подход неверен.

Более правильным представляется вариант, при котором обращения направляются персонально конкретному сотруднику. При этом необходимо идентифицировать служащего, исполняющего установленную операцию. Вся работа с заявлением должна быть связанна с этим служащим, а все события — сохраняться в истории обработки заявлений. Это даст возможность установить ключевые показатели эффективности для служащих, позволит определить качество, скорость и результаты рассмотрения обращения.

CNews: Почему возникла такая проблема?

Алексей Козырев: Сейчас государственные информационные системы, в которых происходит обработка электронных заявлений граждан, разрабатываются разными органами власти: федеральными, региональными, муниципальными. И единых правил обработки этих заявлений, как я уже сказал, не существует. Поэтому автоматизированные бизнес-процессы выглядят по-разному для сотрудников разных ведомств.

CNews: И сложнее отслеживать качество предоставляемых услуг.

Алексей Козырев: Да, например, информационная система может не поддерживать возможность восстановления контрольных показателей, по котором можно было бы отследить ход исполнения обращения и ответственного сотрудника. Поэтому, чтобы настроить контроль качества оказания госуслуг, и было поручено утвердить единые требования к порядку работы госслужащих в информационных системах. Это будет сделано с помощью подзаконного акта.

CNews: Фактически речь идет об унификации разработки ведомственных АИС в части определенных требований?

Алексей Козырев: Сама разработка может осуществляться каким угодно образом. Но в процессе должен быть учтен некий чек-лист того, что обязательно должно быть сделано. Какими техническими средствами будет реализовываться этот чек лист — все равно.

CNews: И когда можно будет говорить о выполнении поставленных президентом задач именно в этой части?

Алексей Козырев: Я уверен, что в большинстве информационных систем эти требования в той или иной степени учтены. То есть, несмотря на то, что единых общих требований не было, здравый смысл подсказывал, что и как надо делать. Скорее всего, не потребуется какой-то кардинальной доработки существующих систем, и речь пойдет о частичной настройке и приведении в соответствие.

Как быстро это можно сделать? Конечно, изменения в информационных системах связаны с бюджетным циклом, с государственными контрактами, с бюджетной обеспеченностью. Поэтому, как обычно, будут лидеры, которые быстро все сделают, и ведомства, у которых на это уйдет больше времени. Два года или пять — это зависит от самих госорганов. Но несоответствие требованиям, безусловно, будет означать, что в ведомстве существует риск некачественного предоставления услуг.

Алексей Козырев: Главный приоритет для нас в 2017 году — популяризация электронных услуг

«Единым порталом госуслуг пользуются 35 миллионов россиян»

CNews: Еще одно поручение президента касается порядка оказания востребованных социально значимых региональных муниципальных услуг. Этот процесс должен быть приведен к единому общероссийскому стандарту с помощью установления единой формы на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ).

Алексей Козырев: Дело в том, что количество региональных и муниципальных органов власти достаточно велико. И услуги, одинаковые по своей сути, могут в разных городах исполняться по-разному. И в их основе, если мы говорим об электронных обращениях, будет лежать разный механизм реализации. Как вы сами понимаете, прорабатывать каждую услугу отдельно для каждого города — дорого и сложно.

Несколько раз предпринимались попытки прийти к каким-то единым общероссийским стандартам, но они так и не прижились. Хотя в некоторых регионах эта работа была успешно проделана, например, в Московской области. Но это, скорее, исключение из правил. А в целом в России нет практики использования единых административных регламентов по услугам на региональном и муниципальном уровнях. Поэтому, чтобы пользователи не видели всего этого многообразия порядков предоставления услуг, мы хотим «завернуть» эту сложную государственную машину в простую форму в рамках портала, который адаптивно изменяется в зависимости от выбранного пользователем региона.

Мы анализируем все многообразие способов предоставления услуг и делаем на портале одну форму. Она, в зависимости от требований госорганов по перечню предоставляемых данных, раскрывает соответствующий процесс и обеспечивает заявителю понятный интерфейс. При этом сохраняется возможность для регионов устанавливать свои особые требования по предоставлению услуг.

CNews: Какими будут этапы унификации услуг?

Алексей Козырев: Сейчас на портале уже реализовано несколько таких форм. Мы их называем «формы-концентраторы». Это рабочее название для органов власти. Почему концентраторы? Потому что они концентрируют все заявления граждан, вне зависимости от того, из какого региона они поступают. Затем обращения распределяются на бекэнд-систему органов власти, которая уже непосредственно их обрабатывает.

Такая форма работает, например, для записи в детский сад. Системы, в которых ведется очередь в детские сады, — региональные. Каждая из них разработана в соответствии с правилами, установленными в конкретном регионе. Специфика заключается в том, что у разных регионов есть различные льготы, по-разному сформировано законодательство в области правил постановки в очередь и предоставления мест. Мы проанализировали всю эту практику и сделали единую форму на портале. Она уже работает, через нее можно записаться в детский сад в любом городе России. Такая же форма есть для услуг ЗАГС или для получения охотничьего билета.

CNews: Как будут устраняться ограничения на использование документов, выдаваемых организациями в электронной форме?

Алексей Козырев: Зачастую предоставление госуслуги необходимо для использования ее результатов в коммерческих или гражданских правоотношениях. Например, если я получаю кредит в банке, то меня просят подтвердить доход. Соответственно, мне нужна справка 2-НДФЛ, которую можно получить у работодателя, или, например, выписка с лицевого счета Пенсионного фонда, где тоже содержится информация о доходах. Что касается второго пункта, то такая госуслуга существует. И заканчивается она предоставлением электронного документа с электронной подписью. Но чтобы человек мог им воспользоваться, нужно, чтобы банк смог получить и обработать этот документ. Поскольку все банки подключены к СМЭВу, мы реализовали механизм, по которому гражданин может предоставить эту выписку в банк в электронном виде в автоматическом режиме. Это возможно благодаря тому, что выписка содержит машиночитаемые данные, которые банк в состоянии использовать при предоставлении кредита.

Таким образом, все должно быть сведено к тому, что банк за меня подает черновик заявления через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) с просьбой подтвердить, что я это заявление готов подать. Если я подтверждаю, заявление приходит в Пенсионный фонд. Оттуда выписка уже без моего участия через СМЭВ уходит в банк. Сейчас к этому процессу подключаются два банка.

Алексей Козырев: Следующее поколение СМЭВ должно обеспечивать возможность улучшения не доработками, а настройками силами самого пользователя

CNews: У органов власти не возникает никаких сложностей с этой схемой?

Алексей Козырев: У Пенсионного фонда не возникает, потому гражданин сам получает данные через единый портал госуслуг после прохождения аутентификации через ЕСИА.

CNews: Что-то будет сдерживать массовое применение такой услуги, когда банки начнут подключаться к сервису?

Алексей Козырев: К СМЭВу все банки уже подключены. К ЕСИА подключение несложное, для интеграции там используется достаточно распространенный стандарт OAuth-2.0 — с его помощью интегрируются между собой все интернет-сервисы, использующие сингл сайнон: Facebook, Google, Яндекс, большинство интернет-провайдеров. Он дает возможность использовать учетную запись одного сервиса на многих других. По такому же принципу работает ЕСИА. Это тоже сингл сайнон провайдер, который легко встраивается в сайты банков. Думаю, при быстром распространении широкополосного доступа в интернет количество пользователей, для которых доступны такие механизмы взаимодействия с банками, будет увеличиваться. Сейчас у нас на ЕПГУ зарегистрировано 35 миллионов граждан — это каждый второй пользователь интернета. Новые аккаунты заводятся каждые шесть секунд. К 2018 году 70% граждан реально могут пользоваться такого рода сервисами. Речь не только о самих госуслугах, но и, например, о взаимодействии с бизнесом с использованием государственных данных.

CNews: И когда ждать начала проекта?

Алексей Козырев: Я думаю, что в следующем году будет проводиться пилот, по результатам которого в 2018 году будет приниматься решение.

CNews: Достаточно далекая перспектива.

Алексей Козырев: Для того чтобы сделать пилот, нам нужно сначала доработать ЕСИА и расширить перечень сведений, которые предоставляются после прохождения идентификации. Он регулируется отдельным федеральным законом — 115-м, его еще называют «антиотмывочным», — который прописывает, какие данные должны оставаться в кредитной организации после того, как человек прошел аутентификацию. И в него надо вносить изменения. А так как это будет правительственный закон, то сначала предстоит межведомственное согласование, и только потом выход в Государственную думу. Рассчитываем, что эти поправки будут приняты на весенней сессии. С учетом того, что нам потребуется заключение государственного контракта на развитие нашей системы, я думаю, что к середине 2017 года мы будем готовы к началу пилота, а к середине 2018-го — к запуску в продуктивную эксплуатацию.

«Срок ответа на межведомственные запросы сократится до двух минут»

CNews: Что вы можете сказать о поэтапном улучшении качественных показателей процессов предоставления услуг и сокращении количества документов, обязательных для предоставления заявителем? Речь идет о документах личного хранения?

Алексей Козырев: Поэтапное сокращение перечня документов личного хранения и так постоянно происходит. И будет продолжаться по мере того, как государственные информационные системы накапливают данные о предоставленных услугах. Единственная причина, по которой законодательство предусматривает наличие документов личного хранения, кроется в том, что в органах власти нет электронного архива этих документов. Но, как только она появится, мы сразу исключим их из перечня.

CNews: Речь о развитии электронных архивов и сканировании бумажных?

Алексей Козырев: Сканирование — очень затратный процесс, к нему прибегают только в случае крайней необходимости. Сейчас будет проводиться большая работа по ретро-конверсии архивов ЗАГС и созданию единой системы записей актов гражданского состояния. Когда она заработает, все акты будут переведены в электронный вид. Соответственно, мы исключим из перечня документов личного хранения все документы, выдаваемые ЗАГС. Гражданам не нужно будет хранить дома свидетельства о рождении, браке и т.д.

CNews: Что вы можете сказать про планы сокращения срока рассмотрения межведомственного запроса?

Алексей Козырев: 210-й закон устанавливает срок ответа на межведомственный запрос — пять дней. На практике это оборачивается тем, что когда заявитель при первом визите в госорган приносит с собой все документы, он может получить услугу незамедлительно. А если он приходит без документов, то ведомство само запрашивает их через СМЭВ и само ждет ответа пять дней. А значит, и гражданин вынужден ждать. Получается, что человеку выгодно самому собирать документы, так быстрее. Естественно, это сильно снижает качество услуги.

Чтобы этого не было, нужно срок ответа на межведомственные запросы сократить, допустим, до двух минут. Но это не всегда возможно, поскольку не все документы, которые находятся в распоряжении органов власти, оцифрованы и хранятся в электронном виде. Собственно, эти пять дней и нужны на то, чтобы госслужащий, получив межведомственный запрос, сходил в бумажный архив, нашел документы, отсканировал их и отправил ответ. Суть поручения президента заключается в том, чтобы определить, какие сведения наиболее востребованы, их не так много. И для оборота этих государственных сведений следует установить режим двухминутного ответа на запрос. Эта работа сейчас проводится, уже есть информационные ресурсы, которые готовы реагировать в онлайн-режиме. И у нас есть планы информатизации ведомств, исходя из которых формируется поэтапный график перехода на онлайн-взаимодействие.

Арсений Федоткин, Selecty: Спрос на ИТ-специалистов будет увеличиваться, несмотря на активное внедрение ИИ
ИТ-бизнес

«Первые смарт услуги появятся на портале в следующем году»

CNews: Как сейчас обстоят дела с внедрением смарт-услуг?

Алексей Козырев: Раньше мы, вместе с другими ведомствами, переводили в электронный вид те услуги, которые единолично предоставлялись госорганами, исходя из перечня их полномочий. Но человеку, как правило, нужна не одна услуга, а целый комплекс, в зависимости от того, какая у него жизненная ситуация. Услуги предоставляются разными органами власти, и между собой они не взаимодействуют. В результате человек должен самостоятельно выступать экспертом в получении государственной услуги, знать последовательность связанных действий и подавать заявление в каждое отдельное ведомство.

Как это происходит на практике: у вас возникает какая-то жизненная ситуация, и вы спрашиваете у ваших знакомых, что делать. Кто-то подсказывает. Вы идете в первую инстанцию. Хорошо, если угадали. Если не угадали, вас из первой инстанции дальше пошлют по этапам. Получается стихийный процесс накопления экспертизы, который каждый человек проходит в течение жизни и постепенно становится экспертом в области госуправления. Кто-то ребенка рожал, кто-то машину покупал. У всех есть такие отрывочные знания.

Для того, чтобы не заставлять людей изучать все нюансы государственного делопроизводства, необходимо, чтобы процессы предоставления этих атомарных ведомственных услуг были взаимосвязаны между собой. И очевидно, что на базе какого-то одного ведомства, предоставляющего услуги, этот механизм реализовать невозможно. Но его очень легко воплотить на базе инфраструктуры электронного правительства. Если, исходя из сложившейся ситуации, мы понимаем, какие конкретно услуги и в какой последовательности должны быть предоставлены, то человек может запустить автоматический процесс на портале. Тогда от его имени заявления на разные услуги будут подаваться в нужной последовательности, а в конце он сможет получить результаты одним пакетом.

Как сократить время на настройку резервного копирования и повысить его надежность?
Цифовизация

При этом услуги могут предоставляться как последовательно, так и параллельно. Возьмем для примера госуслуги, связанные с рождением ребенка. Этот процесс начинается с оформления медицинского свидетельства о рождении в Минздраве. Параллельно должна быть предоставлена услуга ЗАГС по регистрации рождения. Параллельно существуют еще несколько услуг: оформление гражданства, регистрация по месту жительства, оформление СНИЛС на ребенка, полиса обязательного медицинского страхования, материнского капитала и т.д. Если мы составим дерево процессов по конкретной жизненной ситуации, то мы определим, какие документы должны быть на входе, какие на выходе, как услуги связаны между собой. И мы сможем запрограммировать все на портале таким образом, чтобы человек просто один раз запустил весь процесс.

Алексей Козырев: Первые смарт-услуги появятся на портале в следующем году

CNews: Когда вы планируете ввести в эксплуатацию такие услуги?

Алексей Козырев: Сейчас как раз проводится исследование для разработки подробных схем по ключевым жизненным ситуациям, их несколько десятков. На основании этого исследования мы будем готовить техническое задание по реализации. Думаю, первые такие смарт-услуги появятся на портале уже в следующем году.

CNews: Что вы можете сказать о перспективе внедрения реестровой модели услуг?

Алексей Козырев: Реестровая модель — это не теоретическое явление. Ведомства уже предусматривают приоритет электронной информации в реестре над бумажным результатом услуги. Например, законодательство о регистрации прав на недвижимое имущество предусматривает, что гражданам теперь не обязательно получать на руки свидетельство о регистрации права собственности. Эта информация — оригинальная, мастер-данные — хранится в соответствующей государственной системе. Гражданину достаточно просто получить выписку из реестра. И эта выписка не является оригиналом документа в том понимании, которое раньше было у свидетельства. Сейчас ты собственник недвижимости тогда, когда права зарегистрированы в реестре, а не когда у тебя на руках свидетельство. То же самое происходит и с новым законодательством в области регистрации актов гражданского состояния. Раньше факт рождения ребенка подтверждался номерным бланком — свидетельством. Сейчас запись в информационной системе является исчерпывающей, а на руки можно получить только выписку.

CNews: Что нужно сделать, чтобы легитимировать такую реестровую модель?

Алексей Козырев: Необходимо провести большую работу по внесению изменений в отраслевое законодательство. Практически по каждому направлению и по каждой услуге необходимо корректировать закон. Эту работу мы уже начали и планируем ее проводить постепенно. В первую очередь займемся самыми популярными, востребованными услугами. К слову, переход на реестровую модель обуславливает, в том числе, отказ от документов личного хранения.

Приоритет на 2017 год — популяризация госуслуг

CNews: Какие приоритеты будут определять распределение субсидий для регионов на развитие электронного правительства в следующем году?

Алексей Козырев: У нас был период, когда очень большое внимание уделялось созданию и переводу в электронный вид сервисов и услуг. Сейчас мы можем сказать, что проделан огромный объем работы. Следующий год — последний, когда мы должны сделать все возможное для выполнения майских указов президента по доле граждан, использующих услуги в электронном виде. Исходя из этого, главный приоритет для нас — популяризация электронных услуг. Уже в меньшей степени важно создание новых сервисов. Это не даст нам существенного прироста количества пользователей. Насущнее выходить на людей, которые не знают о существовании электронных сервисов или не пользуются ими.

CNews: Как продвигается развитие СМЭВ 4.0? Особенно интересует, как эти планы сочетаются с политикой импортозамещения?

Алексей Козырев: СМЭВ 4.0 — это пока только концепция. Мы сейчас развиваем СМЭВ 3.0. В отличие от второй версии, которая была реализована на шине Oracle, СМЭВ 3.0 сделан на Apache ActiveMQ. Используемые в нем базы данных сейчас мигрируют на PostgreSQL.

CNews: В следующем году завершите процесс миграции?

Алексей Козырев: Да, должны завершить. Что касается вопросов импортозамещения, с точки зрения оборудования и телекоммуникаций, инфраструктуру электронного правительства по контракту эксплуатирует «Ростелеком». И делает это в рамках собственной программы по импортозамещению.

CNews: А объем импортозамещения в той сфере, которая вам подконтрольна, вы считаете выполненным?

Алексей Козырев: Самые большие расходы у нас были на базы данных и шину. То есть, на лицензию Oracle. Мы это преодолели. Из коммерческого программного обеспечения мы используем только российскую криптографию. Да и вообще, нам не требуется большого объема импортных закупок для электронного правительства. С отказом от Oracle мы вообще эту статью обнулим.

Что касается концепции четвертого поколения СМЭВ, мы хотим перейти к такой платформе интеграции информационных ресурсов, которая бы не требовала ИT-разработок для обеспечения информационного взаимодействия. То есть, если вы подключены к нашей системе, вы должны в удобном, понятном интерфейсе видеть все доступные сведения, как из конструктора. И из этих сведений собирать необходимые вам новые информационные ресурсы. Эта система должна предусматривать возможность настройки прав доступа к различным информационным ресурсам для разных участников электронного взаимодействия; возможность работы не только с разовыми запросами, но и пакетного обновления информации, синхронизации информационных ресурсов между собой. Сейчас для того, чтобы начать работать с тем или иным государственным органом в рамках межведомственного взаимодействия, нужно заказать соответствующую доработку информационной системы, которая по контракту осуществляется внешним подрядчиком. Мы предполагаем, что следующее поколение СМЭВ должно обеспечивать возможность улучшения не доработками, а настройками силами самого пользователя.

Алексей Козырев: С отказом от Oracle мы почти обнулим статью закупок импортного ПО для электронного правительства

CNews: Техническое задание СМЭВ 4.0 уже в работе?

Алексей Козырев: Нет, технического задания еще нет. Речь идет только о концепции. Органы власти пока переключаются со второй версии на третью. Этот процесс будет продолжаться на протяжении следующего года, а в 2018 году СМЭВ 2.0 отключится. Параллельно с этим мы начнем составлять техническое задание к четвертой версии.

Тут надо понимать, что нам не нужно чрезмерно спешить в вопросе улучшения межведомственного электронного взаимодействия. Система очень большая, к нам подключены 14 тыс. участников. И для каждого из них переход на следующую платформу означает определенные работы по миграции. А для того чтобы они были обоснованными, необходимо, чтобы возможности, которые дает новая платформа, существенно улучшали работу участников. В противном случае вообще не имеет смысла это все затевать.

СМЭВ 3.0 существенно превосходит предыдущую версию и по своим техническим характеристикам, и по возможностям. Это и передача больших объемов данных, и push-обновления для синхронизации информационных ресурсов, и возможность настроек для региональных операторов СМЭВ (раньше это могли делать только в Москве). Сейчас уже не надо к каждому сервису делать отдельный адаптер, он у нас будет один — единый. Внутри него XML-схема для разных видов сведений, настройка очень простая. Это сильная экономия с точки зрения подключения к различным ведомственным информационным системам. До конца 2017 года СМЭВ 3.0 будет принят всеми участниками в качестве основного стандарта взаимодействия. И к этому моменту мы, совместно с участниками межведомственного взаимодействия, продумаем концепцию следующего поколения СМЭВ, и будем готовы дальше развиваться. Сейчас мы как раз направили в ведомства письма с просьбой дать предложения по дальнейшему развитию системы электронного взаимодействия. Это наша стандартная практика. В четвертом квартале мы собираем от всех участников предложения, которые учитываем в следующем году.

Антон Кураш