Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2019

Николай Подобайло, «Программный продукт»

Николай Подобайло, «Программный продукт»:

Транспортная система Москвы становится все более интеллектуальной и персонализированной

Концепция умного города отдельно в Москве и в целом в России набирает обороты. В городах отказываются от личного автотранспорта, внедряют в целях обеспечения безопасности системы видеоаналитики, а также другие электронные сервисы. О том, какой будет Россия, составленная сплошь из умных городов, в интервью CNews рассказал Николай Подобайло, генеральный директор компании «Программный продукт».

CNews: Как вы оцениваете темпы внедрения ИТ в госсекторе в 2019 году? Какие основные инновационные тренды вы можете отметить?

Николай Подобайло: Темпы цифровизации госсектора в 2019 году разнились от ведомства к ведомству. Есть госучреждения, которые ведут очень активную работу в этом направлении, есть отстающие. В целом темпы реализации нацпроекта «Цифровая экономика» пока, наверное, нельзя назвать высокими. Были ожидания, что в 2020 году темпы роста значительно ускорятся, но, к сожалению, ситуация с вирусом внесла свои коррективы и спутала все планы. После стабилизации будет новая реальность.

Хотя, безусловно, есть лидеры, которые и в этих условиях наращивают инвестиции в ИТ. И если мы говорим о городах, то, конечно, в первую очередь необходимо упомянуть правительство Москвы и их подход к развитию и управлению городом, базирующийся на большом количестве внедренных информационных услуг и сервисов.

Что касается ключевых тенденций, то здесь можно выделить такие направления как, интернет вещей, на основе которого в столице реализуется концепция умного города, машинное обучение, обработка больших данных, создание реестров на основе распределенных данных, системы видеоаналитики, реализация концепции Maas и рост социальных сервисов, обеспечивающих взаимодействие гражданина и государства.

CNews: В прошлом году правительство объявило об инициативе создания суперсервисов. Насколько они будут востребованы населением страны? Насколько они сложны с технологической точки зрения?

Николай Подобайло: Суперсервисы — далеко не новая идея. Группировка блоков государственных услуг по жизненным ситуациям была и раньше, скорее, изменился подход к работе с этими блоками. Например, если раньше мы занимались только тем, что автоматизировали для МФЦ и портала государственных услуг различные сервисы, создавали экранные формы, настраивали межведомственное взаимодействие, необходимое для эффективного и быстрого оказания услуги, то теперь система оказания госуслуг предлагает пользователю и предикативные сервисы, то есть помогает и подсказывает ему при обращении за услугами. Это и есть преимущество суперсервиса. Формирование суперсервисов в сфере госуслуг уже началось по самым приоритетным направлениям. Так, суперсервисы от МВД для водителей будут охватывать полный спектр услуг — от получения водительских прав до снятия автомобиля с учета.

foto_podobajlo.jpg
Николай Подобайло: Темпы цифровизации госсектора в 2019 году разнились от ведомства к ведомству

Но если с технологическими вызовами можно бороться и это получается, то с бюрократическими препонами бороться сложнее. Бурному росту супер-сервисов мешает то, что в суперсервисы не вовлечены представители бизнеса. Мы в данном вопросе считаем себя первопроходцами — именно «Программный продукт» разработал и запустил передовой сервис регистрации представителями автосалонов новых ТС, благодаря которому покупатель машины сразу уезжает из салона на машине с номерами. Вся регистрация автомобиля и его осмотр проводятся представителями автосалона, которые имеют соответствующую аккредитацию. Мы видим большой потенциал у различного рода суперсервисов, в которые могут быть вовлечены представители бизнеса, оказывающие услуги гражданам.

Но представителям бизнеса закрыт доступ в СМЭВ (исключения сделаны только для банков) и доступ к ЕПГУ через какие-то программные интерфейсы пока не готов. И потому легальная работа бизнеса с государственными данными и направление документов в государственные системы затруднены, есть только ограниченные возможности ручной работы через единый портал государственных услуг. Согласитесь, это не подходит для массовой работы. Потенциал развития суперсервисов ограничен кейсами взаимодействия «гражданин-государство», и этот потенциал практически иссяк. Намного интереснее было бы включать в кейсы бизнес. Очень надеемся, что те, кто в нашей стране отвечает за развитие электронного государства, скоро решат этот вопрос.

Вместе с тем текущая ситуация с коронавирусом показала, что создание суперсервисов и автоматизация госуслуг, которая помогает получать услуги не выходя из дома, может оказаться как нельзя кстати в любой момент. Если после нормализации обстановки государство будет активнее включать бизнес в процесс создания и использования суперсервисов, спрос на них будет только расти.

CNews: Какие московские внедрения вам представляются наиболее эффективными и какие региональные?

Николай Подобайло: Москва безусловно является одним из лидеров среди российских регионов по уровню информатизации. В сфере автоматизации транспорта, в которую мы активно вовлечены, мы видим, что применение информатизации позволило, в частности, снизить аварийность на дорогах: с 2010 года количество учетных ДТП упало на 23%, а в зоне действия некоторых комплексов фото- и видеофиксации число ДТП упало на 75% за тот же срок. При этом количество автомобилей в московской агломерации за это время увеличилось на 1,2 млн.

Из наиболее масштабных проектов я бы отметил создание в Москве единой билетной системы, которая объединит перевозчиков и городские сервисы, действующие на территории Москвы и Новой Москвы. Сейчас ведется разработка нового билетного решения. У пассажиров, пользующихся картой «Тройка», появится «Личный кабинет», в котором можно будет привязать карту «Тройка» к номеру своего телефона, следить за балансом своих билетов, а также переводить баланс и поездки с одного носителя на другой, если у пассажира несколько карт «Тройка» или в случае утери карты.

К разряду достижений можно отнести также функционирующие в Москве различные системы видеоаналитики, которые позволяют настроить более эффективное управление потоками автотранспорта и пешеходными потоками.

Создание в столице единого парковочного пространства также показало свою эффективность: оно разгрузило центр города и позволило общественному транспорту передвигаться быстрее. По данным администратора Московского парковочного пространства, с момента запуска проекта в городе в разы выросла оборачиваемость парковочных мест, была ликвидирована хаотичная парковка, уменьшились перепробеги, которые совершали водители в поисках свободного парковочного места, скорость движения выросла на 12%, а количество нарушений правил парковки сократилось на 64%. Часть автомобилистов отказалась от поездок на личном автомобиле, они пересели на общественный транспорт. Кроме того, за счет снижения загруженности парковочных мест уменьшилось количество автомобилей, припаркованных с нарушением правил на перегруженных улицах, что, в свою очередь, сократило количество мелких и крупных дорожно-транспортных происшествий.

CNews: Какие ключевые технологии сейчас используются в модернизации российских городов?

Николай Подобайло: Те же, что и в любых других крупных городах мира. В первую очередь, это создание интеллектуальных систем мониторинга и контроля — дорог, дорожного движения, окружающей среды и т.д. Кроме того, это интеллектуальная обработка больших данных, машинное обучение и технологии искусственного интеллекта, потому что только с их помощью можно эффективно анализировать и классифицировать эти постоянно растущие потоки данных, фото- и видеофиксация, мониторинг и аналитика.

Сюда же относится интернет вещей — это ключевая технология концепции умного города как таковой. Фактически, все элементы интеллектуальных транспортных систем — это ИВ-устройства, без сетевой функциональности они бы не имели смысла.

Наконец, уже упомянутые информационные системы — это сложнейшие и очень масштабные комплексы, включающие иногда десятки специализированных подсистем, каждая из которых отвечает за определенный набор задач. Все они интегрированы друг с другом. Технологии умного города — это смарт-датчики и ИВ-устройства, билетные системы, платежные сервисы, камеры видеонаблюдения (в том числе — оснащенные технологиями распознавания лиц), умные парковки, шеринговые сервисы и многое другое.

CNews: Каким вообще вам представляется будущее урбанистической видеоаналитики?

Николай Подобайло: В какой-то степени мы уже на пороге этого будущего. Посудите сами: уже сегодня с помощью системы умных камер появляется возможность проводить круглосуточный онлайн-мониторинг парковочного пространства города. Видеоаналитика применяется на транспорте, в первую очередь, общественном, для автоматического детектирования различных событий в диапазоне от ДТП до драк, курения в неположенных местах и обнаружения безбилетного проезда. Но не нужно думать, что видеоаналитика — это только контроль; прежде всего — это помощь пешеходам и автомобилистам. Благодаря системам аналитики можно эффективно управлять и перераспределять транспортные потоки, чтобы избежать пробок, ДТП, можно следить за состоянием водителей общественного транспорта, можно помогать посетителям в торговых центрах.

Я уже говорил выше: мы видим, что Москва ориентируется на лидеров. В том же Сингапуре, который является одним из самых развитых и демократических государств в мире, системы видеоаналитики используются достаточно широко, и Москва перенимает этот опыт с учетом нашей специфики. Например, в столице запущена система анализа речного транспорта, которая позволяет на основе алгоритмов машинного обучения идентифицировать и анализировать передвижение судов на водных артериях города.

Хотелось бы еще раз отметить, что со временем изменения в обществе могут заметно скорректировать масштабы и порядок использования биометрических инструментов. Если обратиться к зарубежному опыту, то есть государства, где распознавание лиц используется государственными органами без каких-либо ограничений, а есть те, где законодательно лимитируется применение таких систем. Ответ на вопрос, с чем это связано, не будет ни простым, ни коротким: слишком много различных факторов — и социальных, и политических, и технологических, — влияют на происходящие в этой сфере процессы. Уверенно можно сказать лишь то, что системы видеоанализа будут развиваться и дальше.

CNews: Какие другие инициативы по созданию умных городов в России вам кажутся наиболее перспективными? Какое развитие они получат в 2020 году?

Николай Подобайло: Сейчас мы особенно активно развиваем направления, связанные с информатизацией транспортной сферы, сферы госуправления, а также взаимодействия гражданина и государства, так как видим, что это именно те направления, которые помогают людям, делают их жизнь комфортнее, лучше и насыщеннее. Сейчас мы стремимся предложить человеку то, что может быть ему интересно, быть ему полезными, то есть предлагаем сервисы на основе предикативной аналитики — те же суперсервисы на портале госуслуг.

Мне представляется неизбежной дальнейшая конвергенция и персонализация сервисов умного города с учетом формирования поведенческих особенностей каждого человека, на основе данных из множества самых разных источников.

Также весьма перспективным направлением кажется дальнейшая интеллектуализация транспорта и появление беспилотных транспортных средств третьего, четвертого и пятого уровней. Но реализация этих систем потребует еще длительной разработки и тестирования. От того, насколько качественно и без сбоев работает беспилотная система, зависят человеческие жизни, так что здесь поверхностный подход недопустим.

Безусловно, перспективна будет вся Индустрия 4.0, но хотелось бы также надеяться на формирование куда более жестких стандартов безопасности для устройств интернета вещей. Они, как я уже говорил, являются ключевыми для создания умного города, но при этом зачастую оказываются и источником проблем, в первую очередь, связанных с кибербезопасностью.

Однако пандемия коронавируса может многое изменить в привычках и поведении как отдельных людей, так и общества в целом. Возможно, что впереди нас ждут перемены, которые сильно скорректируют все текущие прогнозы.

CNews: В стране предпринимаются серьезные шаги по электронному сближению органов власти и жителей. Какие московские решения помогают этому взаимодействию?

Николай Подобайло: Как уже говорил выше, сейчас значительно вырос уровень персонализации услуг и сервисов, и дальнейшее развитие будет идти именно в этом направлении. Будет появляться все больше сервисов, с помощью которых граждане смогут самостоятельно влиять на жизнь и уровень комфорта вокруг себя, например, таких как «Помощник Москвы», который предназначен для выявления и автоматической фиксации нарушений в области дорожного движения и благоустройства на улицах. Благодаря технологиям машинного обучения, «Помощник Москвы» считывает номера автомобилей, за счет чего исключается возможность подделать информацию, весь процесс фиксации полностью автоматизирован. Сейчас уже около полумиллиона человек пользуются мобильным приложением «Помощника».

В Москве интенсивное развитие транспортной системы привело к активному движению в направлении ее интеллектуализации и персонализации. Причем этот процесс проявляется во всем: от новых информационных систем, обычному пользователю не видимых, до обновлений мобильных приложений, карт «Тройка» и информационных порталов — таких, как transport.mos.ru,

Стоит отметить и уже упомянутые выше суперсервисы для госуслуг. Через использование этих суперсервисов государство помогает человеку разобраться в его правах и возможностях, подсказывает и информирует о том, как получить те или иные льготы, услуги или преимущества. Это лишь одно из проявлений конвергенции различных сервисов. Со временем такой подход, скорее всего, распространится и на другие сферы.

CNews: Как вы считаете, возможен ли полный отказ от владения личным автотранспортом?

Николай Подобайло: Полный — едва ли. Общественный транспорт и каршеринг, безусловно, очень развиты в крупных городах — еще в 2018 году McKinsey называли московскую транспортную систему одной из самых эффективных в мире. Однако за пределами городских агломераций личный транспорт все равно будет востребован. Россия — это огромные территории и, соответственно, огромные расстояния. Ожидать, что общественный транспорт или разновидности каршеринга покроют все транспортные потребности жителей страны в ближайшие годы, как минимум, опрометчиво.

Но вот внутри городов личный транспорт уже иногда становится скорее обузой. Стоимость владения личным автотранспортом растет, а его коэффициент полезности падает. По статистике личный автомобиль простаивает большую часть времени, плюс пробки, платные парковки, стоимость топлива и обслуживания, в итоге его КПД оказывается в районе 7%. Каршеринговые автомобили, такси и общественные транспортные средства, естественно, работают с куда большей эффективностью. При нынешнем уровне развития московской транспортной системы и в нормальных условиях общественный транспорт можно использовать практичней и экономней. Соотношение удобства пользования общественным транспортом и экономической эффективности владения собственным автомобилем все больше смещается в сторону именно общественного транспорта.

Однако, как я говорил ранее, ситуация с вирусом способна привести к ренессансу владения личным автомобилем, ведь это более безопасно, чем передвижение в общественном транспорте и точно обеспечивает нормы социальной дистанции.

Прогнозировать, как изменится мир, сейчас сложно, можно лишь сказать, что изменения будут весьма ощутимыми.

Вернуться на главную страницу обзора