Спецпроекты

На страницу обзора
Бум мобильных приложений откладывается

Российский рынок мобильности достиг той точки, когда низкое качество разработки мешает бизнесу развиваться. 2016 стал годом работы над ошибками и оптимизации уже готовых решений. Компании наращивают внутренние компетенций и ищут новые сферы применения мобильных приложений, при этом основным заказчиком становится госсектор.

Мобильная отрасль в России продолжает развиваться. Согласно исследованию IDC в 2016 г. почти треть всех расходов на российском ИТ-рынке пришлась на мобильные устройства. В этот же год поставка смартфонов в Россию выросла на 16%, и большая часть устройств должна попасть к конечным пользователям в первой половине 2017 г.

Параллельно со стороны государства предпринимаются значительные шаги по улучшению инфраструктуры мобильной связи. «В 2017 году мы выходим на новый политический уровень осмысления того, как будет развиваться рынок мобильной связи, что мы развиваем связь не просто для того, чтобы люди были подключены, а для того, чтобы она послужила инфраструктурной основой создания в стране цифровой экономики», – сообщил министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров на круглом столе Международной ассоциации мобильных операторов (GSMA).

Рынок не спешит расправлять крылья

Несмотря на рост показателей выручки российских мобильных разработчиков в 2016 г., крупные игроки рынка осторожно оценивают перспективы 2017 г. Прогнозы компаний из топ-10 рейтинга «Крупнейшие разработчики мобильных приложений для бизнеса и госструктур 2016» CNews достаточно противоречивы.

«В 2015 бизнес занял выжидательную позицию по отношению к новым вложениям, явно прослеживалась тенденция придерживать бюджеты на любую разработку и переосмыслять цели расходов. А в 2016, и особенно в 2017 году, произошло оживление рынка мобильных приложений», – отмечает Иван Ильницкий, генеральный директор Noveo.

Ряд мобильных разработчиков считает, что перспектива роста сохранится у топовых игроков. Так, по мнению генерального директора Touch Instinct Дмитрия Костина, единицы студий из середины рейтингов смогут хоть как-то вырасти. Остальные останутся «на том же объеме или просядут», что видно по количеству студий, желающих работать по «партнерке». «Верхушка рынка агрегирует поток заявок и распределяет его по остальным игрокам», – считает эксперт. С ним соглашается Владислав Крайнов, директор Agima.mobile: «Рынок находится на такой стадии развития, когда уже сформировались лидеры сегментов, каждый из которых имеет свое конкурентное преимущество, и именно эти лидеры задают тренды и формируют происходящее. Предполагаю, что в среднем по рынку рост не должен быть менее 30%, конечно, наибольшие показатели будут за топом».

Однако не все лидеры рынка спешат делать смелые заявления, особенно в отношении коммерческого сектора. «Рост в коммерческом секторе резко замедлится. Объем в 2017 году в денежном выражении увеличится не более чем на 10%, – утверждает Хусейн Аз-зари, президент группы компаний CDC.

С коллегой соглашается Константин Астахов, руководитель направления портальных и мобильных решений в компании «Крок»: «По нашим оценкам, объем рынка мобильной разработки существенно расти не будет. Мы это видим и по нашим проектам, и по запросам от потенциальных заказчиков».

Тем не менее, часть мобильных разработчиков видит большие перспективы в госзаказах, подогреваемых новой цифровой программой. «В госсекторе объем мобильной разработки увеличится минимум на 80% – иначе невозможно развивать “цифровую экономику” России», – комментирует Хусейн Аз-зари.

Работа над ошибками и оптимизация

Главной тенденцией 2016 г., по мнению разработчиков, стала работа над качеством и масштабируемостью уже запущенных проектов. «В 2015-2016 годах было запущено много корпоративных мобильных проектов, которые обречены на большие сложности, – рассказывает Хусейн Аз-зари. – В процессе масштабирования выявляются нерешаемые или очень дорого решаемые ошибки на уровне архитектуры. Проекты умирают или не достигают целей».

Иван Ильницкий также считает, что сейчас крупные компании редко заказывают разработку с нуля, предпочитая миграцию на новые технологии или оптимизацию существующих приложений: «В этом секторе особо отметим рост интереса к оптимизации пользовательского интерфейса, концентрацию на простом и удобном дизайне, позволяющем человеку с любым уровнем компьютерной и смартфоновской грамотности пользоваться приложением».

«Не могу сказать, что была какая-то революция. Скорее, планомерное улучшение компетенций клиентов и исполнителей. Никаких новых штук, которые бы все вдруг побежали делать, не появилось», – присоединяется к коллегам Дмитрий Костин.

Плохое качество по низкой цене

Как уверяют разработчики, основная причина некачественных проектов – неверное представление о стоимости мобильных решений. «До сих пор очень часто главным критерием выбора решения и мобильного разработчика является цена – как следствие, даже большие компании выбрали неопытных поставщиков», – уверен Хусейн Аз-зари.

Однако эта проблема чаще касается представителей среднего и малого бизнеса, для которых мобильные приложения наравне с веб-сайтами становятся обязательными атрибутами. «Большинство представителей этого сегмента, к сожалению, все еще оперируют цифрами пятилетней давности, и уверены, что сложное мобильное решение с несколькими клиентами, бэкендом и интеграцией с несколькими системами все еще можно получить за полмиллиона-миллион рублей», – считает генеральный директор Redmadrobot Алексей Макин.

«К нам стали чаще обращаться представители мелкого бизнеса, вплоть до компаний с 1–2 людьми в штате. Однако далеко не все из них становятся нашими заказчиками, не все имеют адекватное понимание стоимости мобильного приложения», – добавляет Иван Ильницкий.

Массовая корпоративная мобилизация

Еще одним заметным трендом в 2016 г. стало активное включение мобильных решений во внутренние процессы компаний. «Заказчики все чаще обращаются в Redmadrobot за мобильными решениями, которые позволили бы им решать какие-то внутренние задачи, оптимизировать процессы или целиком перевести в цифровые каналы», – поясняет Алексей Макин.

Для офисных работников бизнес заказывает разработку личных кабинетов, мотивационные и внутрикорпоративные приложения. «Сейчас мы видим все больше запросов на B2E-приложения, – рассказывает генеральный директор группы компаний «Бакка» Иван Семчук. – Компании все больше задумываются о повышении эффективности работы своих сотрудников».

При этом речь идет не только об эффективности, но и комфорте сотрудников. «Корпоративные пользователи, оценившие «в быту» простоту и удобство работы с помощью смартфонов, все чаще хотят получать доступ с помощью мобильных устройств и к корпоративным информационным системам и сервисам. И игнорировать эту тенденцию уже не могут ни ИТ, ни ИБ службы предприятий и организаций. Поэтому на смену подходам «не замечать» или «все запрещать» приходит понимание объективной необходимости выстраивать стратегии в области корпоративной мобильности и реализовывать их на практике», – считает Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы «АйТи».

Крупные предприятия заказывают мобильные решения, чтобы повысить производительность и предотвратить проблемы еще до их появления. «В промышленной сфере мобильная разработка помогает решать задачи техобслуживания и ремонта парка техники. Специалист получает задания на обход посредством мобильных девайсов и может сразу же вносить результаты в систему для оперативного реагирования», – комментирует Константин Астахов.

Средний чек растет, цена пока на месте

Согласно опросу лидеров рейтинга мобильных разработчиков CNews, в 2016 г. стоимость разработки на российском рынке практически не изменилась. «Существенного роста цен я не заметил, не думаю, что он выше, чем инфляция», – комментирует Владислав Крайнов. С коллегой соглашается заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank компании R-Style Softlab Максим Болышев: «Наша компания не заметила существенных изменений стоимости разработки мобильных приложений. Тот небольшой уровень колебаний, который наблюдается, мы связываем исключительно с инфляционными процессами в стране».

Некоторые игроки, в частности компании, работающие одновременно с российскими и зарубежными клиентами, отмечают небольшое снижение цены к концу 2016 г. «В первую очередь это связано со стабилизацией курса рубля на приемлемом уровне и обратной переориентацией на российский рынок после массового переключения на зарубежных заказчиков в 2015», – комментирует Иван Ильницкий.

В то же время средний чек за разработку мобильных приложений заметно подрос. Ведущие игроки связывают рост с повышение уровня сложности самих задач. «Относительная стоимость разработки не сильно изменилась. Скорее стоит говорить о росте сложности проектов, с которыми обращаются заказчики. Уже мало кому нужны «тонкие» мобильные клиенты, больше востребованы сложные многокомпонентные системы, со сложной архитектурой и интеграцией сразу с несколькими внутренними ИТ-системами бизнеса», – уверен Алексей Макин.

Такую же оценку дает Иван Семчук: «В целом у нас средний чек вырос примерно в 1,5-2 раза. Это связано с увеличением сложности и соответственно больших затрат на разрабатываемые приложения».

Бизнес развивает компетенции

Мобильные разработчики отмечают, что осведомленность российского бизнеса о процессе разработки мобильных продуктов постепенно растет. «Раньше нам приходилось убеждать каждого клиента в необходимости стартовать разработку с аналитики, создания эскизов страниц и прототипа приложения, а сейчас клиенты сами просят начать с этого этапа», – утверждает Иван Ильницкий.

Более того, под проекты мобильных решений компании выделяются целые направления. «На стороне бизнеса активно развиваются ИТ-подразделения, которые занимаются разработкой и в том числе мобильных решений. Мы это видим по заказчикам из многих сфер. Иногда такие подразделения выводятся из основного штата и превращаются в отдельное юридическое лицо, полностью обслуживающее заказчика», – комментирует Константин Астахов.

Компании сами нанимают квалифицированные кадры, которые следят за новинками на рынке мобильной разработки и оценивают их потенциал. «Уже опытные руководители проектных команд с опережением волны популярности технологий планируют новые релизы. Так, один из наших крупных клиентов уже подготовил новый функционал с Android Pay, хотя официально в РФ он еще даже не запущен», – рассказывает Владислав Крайнов.

Примечательно, что мобильные разработчики все чаще обсуждают проекты не с техническими работниками, а с руководителями, ответственными за бизнес-процессы. «Если раньше по вопросам реализации проектов разработки мобильных приложений мы общались преимущественно с ИТ-подразделениями кредитных учреждений, то теперь больше взаимодействуем с бизнес-департаментами, – делится опытом Максим Болышев. – Вопрос «как реализовать» трансформировался в «что реализовать», и здесь бизнес-подразделения более компетентны, чем ИТ».

Мобильность 2017

По данным опроса топ-10 рейтинга мобильных разработчиков CNews многие компании в 2017 г. сосредоточатся на технологиях будущего. «Будут быстро развиваться технологии мобильного распознавания образов, мобильной дополненной реальности и, конечно, решения на стыке интернета вещей – это тоже мобильность», – считает Хусейн Аз-зари.

«Интересно развитие 3D-визуализации и дополненной реальности: например, пользователь может наглядно представить себе интересующую его мебель в своем интерьере, примерить новый цвет автомобиля, увидеть, как будет выглядеть новая черепица на крыше, посмотреть видео 360 градусов ночью, когда на улице день, или побыть участником какого-то события на определенном месте и так далее. Чаще всего такие приложения заказывают для планшетов», – дополняет Иван Ильницкий.

По мнению Дмитрия Костина, машинное обучения становится новым и главным способом коммуникации пользователей с устройствами. «Машинное обучение приходит в нашу жизнь и меняет ее прямо сейчас: Google Lens с распознаванием изображений, VR-устройства нового поколения и голосовые ассистенты. Это первые шаги к новому опыту взаимодействия с устройствами, которые перевернут UX».

Что касается взаимодействия бизнеса и госсектора, 2017 г. станет отправной точкой для повсеместного внедрения Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). «Когда будет реализована возможность удаленной идентификации пользователя на основании его учетной записи на сайте госуслуг, пользователь сможет авторизоваться в интернет-клиенте банка и в его мобильном приложении, используя эти данные, и, как следствие, стать клиентом кредитной организации, не посещая ее офис», – уверен Максим Болышев,

Однако использование подобных технологий подразумевает высокий уровень безопасности персональных данных. «Поэтому в 2017 году производители мобильных приложений сосредоточатся на использовании текущих и создании систем безопасности нового уровня, в частности, с использованием различных способов биометрической идентификации пользователей. Кроме того, будет уделено внимание формированию глобальной базы, содержащей биометрические данные», – дополняет Максим Болышев.

Госсектор в текущем году продолжит планомерно создавать различные мобильные вертикальные приложения для государственных структур. «В госсекторе нужны простые малофункциональные приложения для получения различных услуг или информации. Соглашаться на большее и «рисковать» там пока не готовы, – считает Хусейн Аз-зари. – Плюс появится целый пул проектов, включающих мобильность, в названии которых обязательно будет присутствовать фраза «цифровая платформа для того-то и того-то».

Олеся Мажорова

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsMobile: Крупнейшие разработчики мобильных приложений для бизнеса и госструктур 2016
№ 2016 Название организации Выручка от разработки мобильных приложений для бизнеса и госсектора в 2016 г., включая НДС, ₽тыс.
1 CDC 976 500
2 Redmadrobot 323 455
3 InfoShell * 223 780
Подробнее