Спецпроекты

На страницу обзора
ГосТех: что известно о революции в построении госинформсистем

Быстрые темпы цифровизации федеральных и региональных госструктур дали возможность гражданам получать практически все госуслуги удаленно, через государственные информационные системы. Однако получившееся «цифровое государство» имеет «лоскутный» характер — каждое ведомство создало свою ГИС, часто — и со своим центром обработки данных. Поддержка этого многообразия обходится очень дорого, поэтому было принято решение сменить концепцию развития информатизации госструктур и перевести все ГИС на единую платформу ГосТех, которую курирует одноименное предприятие.

От автоматизации функций — к клиентоцентричному подходу

В последние годы российская власть стремительно «цифровизировалась», федеральные и региональные органы власти обзаводились собственными информационными системами, с помощью которых гражданам оказывались самые разнообразные услуги. ГосИТ приучили граждан к тому, что взаимодействие с государством может быть удобным, а во время эпидемии коронавируса и вызванных ею локдаунов и вовсе стало единственным возможным способом коммуникации между властью и гражданами.

Эволюционный путь развития государственных ИТ, когда каждый орган власти создавал свою государственную информационную систему (ГИС), а, зачастую, и собственный ЦОД для нее, стал со временем тормозом прогресса. Как отметил в интервью CNews вице-премьер Дмитрий Чернышенко, «мы уже экосистема, но пока лоскутная». И анонсировал переход на «взрослое платформенное решение — ГосТех». «Это революционный проект в истории госуправления», — заявил Дмитрий Чернышенко.

Через два месяца он развил эти тезисы, выступая на официальной презентации платформы ГосТех.

Сейчас, сказал Дмитрий Чернышенко, в России действуют 826 федеральных и 3303 региональных информационных систем. Они обходятся государству в ₽460 млрд в год (приблизительно половина денег — федеральные, половина — региональные). В ведомственных программах цифровой трансформации ФОИВ заложено ₽170 млрд на основной сценарий развития систем (без аппаратной части). Еще ₽118 млрд запрошено на дополнительный сценарий развития.

В интервью CNews Дмитрий Чернышенко анонсировал платформу ГосТех как «революционный проект в истории госуправления»

Что в условиях дефицита кадров (стране не хватает 1 млн разработчиков) и нынешнего уровня зарплат в ИТ-отрасли, обходится очень дорого.

Выход Дмитрий Чернышенко видит в революционном обновлении стратегии развития цифрового государства, переводе ИТ-решений органов власти на единую платформу «ГосТех». «Новая парадигма «От автоматизации функций — к клиентоцентричному подходу» и породила запрос на платформенные решения», — заявил он.

Соответственно, изменится парадигма проектирования, от автоматизации деятельности ведомств к построению сервисов для граждан и бизнеса, которые будут основываться на реальных жизненных ситуациях и проблемах. При этом, полагает Дмитрий Чернышенко, важно в ходе внедрения цифровых каналов обслуживания граждан, проводить реинжиниринг бизнес-процессов, а не просто оцифровывать исторически сложившиеся ведомственные процессы «перекладывания бумажек».

Ведомства будут объединены в «домены деятельности», переход от отдельных ГИС к сервисам доменов позволит уменьшить дублирование функционала, повысить скорость создания новых сервисов, создать единый ИТ-ландшафт госуслуг.

В рамках этой новой культуры создания и эксплуатации сервисов, госструктуры должны стать настоящими владельцами своих продуктов, в частности — именно они должны отвечать за реинжиниринг своих бизнес-процессов, а не перекладывать эту задачу на разработчиков. Сами разработчики должны перейти на гибкую модель разработки, процесс совершенствования госсервисов должен стать непрерывным, основанным на отзывах граждан. Гибкие методологии используют не только стартапы, но и гиганты, подчеркнул Дмитрий Чернышенко. Пора перейти на них и разработчикам государственных систем.

Также он отметил, что типовой функционал у всех ГИС на 80-85% совпадает. «Поэтому, конечно, задача перестать изобретать велосипед и сфокусироваться на том, чтобы оказывать услуги гражданам», — заявил Дмитрий Чернышенко. И платформа «ГосТех» даст такую возможность.

Платформа ГосТех станет основой государственных ИТ-систем

В идеале, считает он, нужно, чтобы эксперты в той или иной предметной области конструировали необходимые решения из типового набора модулей без кодирования или с минимальной доработкой (No-code/Low-code). Это также позволит ускорить предоставление новых услуг.

Существенная часть региональных потребностей может быть удовлетворена возможностями типовых облачных решений. Эти решения будут собираться на ГосМаркете, магазине приложений, который должен будет преобразовать государственные ИТ подобно тому, как AppStore и Google Play преобразили мир мобильной разработки в целом. Независимые разработчики смогут размещать в этом магазине свои решения, удовлетворяющие требованиям платформы, и, если решения окажутся востребованы, зарабатывать на них. Кроме того, использование ГосМаркета решит ряд проблем с госзакупками по линии ИТ.

В результате создания ГосТеха, уверен Дмитрий Чернышенко, граждане получат «человекоцентричное» цифровое государство, разработчики (особенно из небольших и средних компаний) — возможность через ГосМаркет предлагать свои продукты государству. А само государство — технологический суверенитет на основе современной платформы, по уровню технической зрелости соответствующей уровню крупнейших мировых облачных платформ, таких как AWS или Microsoft Azure.

На государственный рынок — без торгов

Подробнее о концепции ГосТеха и планах по ее воплощению в жизнь рассказал Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. «Мы переходим к модели, когда мы платим только за то, что используем», — заявил он. Не надо будет покупать лишние лицензии, которые потом могут не использоваться, создавать «лишнюю» инфраструктуру. Вторая задача ГосТеха — сделать доступными все разработки, созданные для госструктур. В настоящее время эти разработки или не используются повторно или, если используются, за них приходится каждый раз платить, что увеличивает нагрузку на бюджет.

Использование проверенных решений из государственного репозитория даст возможность существенно сократить время вывода на рынок новых систем и сервисов. Опыт работы с ГЕОП (Государственная единая облачная платформа), считает Максут Шадаев, показал, что возможность получать готовый сервис вместе с инфраструктурой и средствами обеспечения безопасности нужного уровня — очень серьезное преимущество, поскольку заказчик может не думать про закупку серверов и согласование моделей угроз. Это экономит и средства, и время на запуск сервиса.

Также переход на единую платформу позволит начать внедрять «аккуратно и последовательно» единые стандарты управления разработкой. И все, кто хочет создавать продукты для платформы, должны будут им соответствовать.

Всего Максут Шадаев отметил пять типов сервисов. Во-первых, это сервисы не требующие доработки, функционирующие «из коробки». Как пример он привел «Систему 122», которую планируется перевести на новую платформу.

Вторая категория — сервисы, требующие настройки или минимальной доработки (упоминавшаяся Дмитрием Чернышенко концепция No-code/Low-code). Третий тип — набор технологических компонентов, которые позволят реализовать систему любой сложности. Четвертый — средства управления разработкой, которые будут обеспечивать единство стандартов разработки. И, наконец, безопасные инфраструктурные сервисы, которые позволят заказчикам из органов власти не инвестировать в «железо», а пользоваться уже имеющимся в ГосТехе.

Платформа ГосТех объединит в себе все необходимое для быстрого развертывания государственных информационных систем

Попасть «в ГосТех» разработка может двумя путями. Во-первых, она может изначально создаваться на платформе с соблюдением всех требований (по заказу какого-либо клиента или в порядке частной инициативы). Во-вторых, если она изначально разрабатывалась в старой парадигме создания ПО для госорганов, то ПО может быть доработано под требования платформы.

Как полагает Максут Шадаев, очень важно то, что разработчик, инвестировавший в создание сервиса для ГосТеха, в дальнейшем сможет продавать его госструктурам без торгов. Особенно это важно для создателей типовых, тиражируемых решений. Ну, а заказчики получают возможность покупать такой сервис без проведения аукционов или конкурсов.

В ближайшие годы использование ГосТеха необязательно, однако есть планы сделать его обязательным после 2024 г. Пока государство предполагает заманивать на платформу пряником — в 2022-24 гг. на конкурсной основе будут распределены ₽600 млн (из них ₽300 млн уже в следующем году) на реализацию технологическими средствами ГосТеха готовых сервисов для типовых муниципальных и региональных задач. Дополнительное финансирование на разработку для федеральных органов власти будет приоритетно выделяться тем, кто будет вести ее на платформе ГосТех.

Также в планах Минцифры — создание тестовых стендов для заказчиков и разработчиков, проведение большой конференции для последних, запуск до 1 марта конкурса среди регионов на разработку типовых решений. И, конечно, будет оказываться помощь разработчикам, готовым портировать свои решения на платформу «ГосТех».

В ноябре, на CNews FORUM 2021, Максут Шадаев принял участие в диалоге с участниками ИКТ-отрасли, в ходе которого развил ряд тезисов, высказанных на презентации Гостеха.

В беседе с Александрой Кирьяновой, главным редактором CNews, на CNews Forum 2021 Максут Шадаев внес ясность по многим вопросам, интересовавшим игроков ИКТ-рынка

Потенциальных потребителей услуг платформы ГосТех Максут Шадаев разбил на две большие группы. Первая — крупные ведомства, которым нужны надежные и управляемые промышленные решения, базирующиеся на микросервисной архитектуре. Вторая — региональные и муниципальные заказчики, которым нужны готовые сервисы, которые можно развернуть практически «из коробки», с минимальными доработками.

Что касается обеспечения безопасности платформы, то для ГосТеха и ГосМаркета, возможно, будет создан отдельный SOC.

Вопросы и ответы

Столь революционные изменения в стратегии государственной информатизации не могли не вызвать множества вопросов, которые можно было задавать в специально созданном телеграм-канале ГосТех.Вопросы.

Самые популярные вопросы касались того, как будет происходить внедрение платформы и как можно стать разработчиком для нее и не приведет ли внедрение ГосТеха к монополизации рынка «государственного» ПО.

Для продвижения платформы, как отметил Василий Слышкин, директор федерального казенного учреждения «Государственные технологии» («ГосТех»), планируется проведение конференций для разработчиков. Он заверил, что в «ГосТехе» готовы работать с командами разработчиков из подведомственных организации, органов власти и коммерческих структур. Доступ к образовательным курсам планируется открыть к концу года и тогда же дать доступ к «песочнице», в которой можно будет опробовать приложения для платформы.

От субъектов Федерации потребуется готовность работать «в гибких практиках», применять Agile-подходы, и быть готовыми выделить сервисы, которые целесообразно перевести на платформу ГосТех, заявил Василий Слышкин.

Что касается компаний-разработчиков, то им необходимо быть готовыми адаптировать свои практики разработки под требования технологического конвейера ГосТеха, готовность пройти соответствующее обучение. По результатам этого обучения будет проводиться тестирование и аттестация, позволяющая подтвердить знания.

К компаниям, готовым портировать свои решения на платформу ГосТех, будут предъявляться требования по безопасности кода, соответствие идеологии безопасной разработки. «ГосТех» обеспечит тестирование продуктов, прошедшие «входной контроль» решения будут включаться в состав сервисов ГосТеха.

Еще работая в Минцифре (тогда — Минкомсвязи) Василий Слышкин уделял много внимания координации процессов информатизации в госорганах

Что касается средств разработки, Владимир Рахманов, первый заместитель директора «ГосТеха», отметил, что популярных языков программирования много, и платформа к этому готова, так как базируется на микросервисной архитектуре, основное достоинство которой — возможность использовать решения, созданные с помощью самых разных средств. Возможно, для каких-то редких языков не будет средств автоматической проверки качества кода.

Также не будет ограничений на размеры команд разработчиков, в «ГосТехе» готовы работать и с маленькими коллективами (5-10 человек), создающими отдельные сервисы, и с многосотенными, занимающимися разработкой целых ГИС.

Также Владимир Рахманов заверил, что «ГосТех» не собирается монополизировать рынок разработки. Ведомства по-прежнему разрабатывают свои ГИС и несут ответственность за их функционирование. «ГосТех» и Минцифра отвечают за саму платформу и несут соответствующие расходы и предоставляют необходимые лицензии. Сейчас «ГосТех» ведет с рядом вендоров переговоры о том, чтобы лицензии были доступны всем регионам, то есть лицензионные отчисления не пойдут в затраты.

Еще один насущный вопрос — затраты на внедрение. Они могут быть разделены между субъектом и федеральным ведомством, а могут быть отнесены на счет субъекта (если инфраструктура локальная).

Что касается мер поддержки, то обещаны субсидии на развитие отдельных региональных сервисов. Такой конкурс будет подготовлен, ГосТех и Минцифра готовят технические требования для возможности работать в облаке.

Также всех крайне интересовал вопрос, как закупки из ГосМаркета соотнести со знаменитым 44-ФЗ. По словам Максута Шадаева, будет определено, что сервисы с платформы ГосТеха можно закупать без проведения конкурсов. Этот законопроект готовится. Аналоги, по его словам, есть — закупка сервиса видеонаблюдения на выборах проводится без торгов.

На вопрос, что делать региональным органам власти и их разработчикам до 2024 г., пока ГосТех не стал «обязательным» Максут Шадаев посоветовал «поговорить со своим разработчиком»: готов ли он реализовывать разработку на единой платформе ГосТеха. Разработчик, конечно, может отказаться, но, как полагает Максут Шадаев, в большинстве случаев ему перейти на создание продуктов для ГосТеха будет интересно, поскольку ими смогут воспользоваться другие регионы. Сам софт, разработанный на деньги региона, конечно, будет принадлежать государству, но его создатель сможет зарабатывать на развертывании ПО для других субъектов Федерации, поддержке и т. д. Так что разработчики имеют стимул для перехода «на ГосТех» даже пока это не стало обязательным. Ну и, конечно, напомнил Максут Шадаев, не надо забывать про готовность Минцифры софинансировать разработки для платформы, на эти цели уже в 2022 г. будет выделено ₽300 млн.

На создание ГосТеха и стимуляции разработки для этой платформы, планируется выделить большие суммы, однако предполагается, что вложения окупятся уже в ближайшие годы

Эти деньги, добавил он, будут даваться, преимущественно, на максимально тиражируемые решения, а также на решения, «закрывающие» незакрытые до сих пор потребности. «Понятно, что делать новую систему документооборота сейчас нет смысла», — отметил Максут Шадаев. Другое дело, по его словам, например, средства управления социальным казначейством, лесами или кладбищами, поддержка бизнеса и другие направления, которые до сих пор не оцифрованы.

Продукты, сертифицированные для работы на платформе ГосТех, будут конкурировать между собой за внимание пользователей, Минцифры не собирается утверждать какое-либо решение, как «целевое». Главное — экономическая целесообразность, региону должно быть выгодно выбрать ту или иную систему, наилучшим образом отвечающую его потребностям, при этом заведомо работоспособную, протестированную на совместимость с другим ПО и безопасность. «И самое главное — это быстро», — заявил Максут Шадаев. — Не надо ничего разрабатывать проектировать, писать ТЗ...»

Если разработка будет признана приоритетной, региону и его разработчику профинансируют создание на базе ГосТеха того или иного сервиса.

Для высоконагруженных сервисов, скорее всего, можно будет выбрать «специфичное железо», отметил Максут Шадаев, подобно тому, как в облаках AWS и Microsoft Azure есть специальные системы на «голом железе» для поддержки таких сервисов, без использования средств виртуализации. Вопросы с «железом» довольно долго обсуждаются, признал он, поскольку «это CAPEX», в тратах на него надо быть уверенным.

Что же касается решений в области машинного обучения и искусственного интеллекта, то есть «суперрешение» по работе с большими данными и машинным обучением от Сбера и они будут доступны всем в рамках ГосТеха. «Я таких решений не видел», — заявил Максут Шадаев. «ИИ от Сбера» будут использовать для электронного правительства, но он будет доступен и всем пользователям платформы.

«1С», облачные каналы и конфликты интересов

Это, разумеется, далеко не все вопросы, заданные участниками презентации в Telegram-канале «ГосТех.Вопросы». Ответы на некоторые из них можно найти в разделе «Вопросы и ответы» сайта, посвященного платформе ГосТех, другие пока безответны.

Например, несколько раз вставал вопрос о судьбе систем, «написанных на «» — «к чему стратегически готовиться вендорам ГИС-решений на платформе 1С:Предприятие?! И органам власти, использующим такие решения и вложившим существенные средства в покупку и внедрение?!».

Поднимались и более общие вопросы, касающиеся общих проблем цифровизации госуправления. И вопросы, казалось бы, частные, но могущие оказать большое влияние на ход внедрения ГосТеха. Так, по мнению некоторых участников обсуждения основным «тормозом» при использовании облачных решений станет высокая стоимость каналов связи, защищенных и с гарантированной работоспособностью.

В целом, новая инициатива по наведению порядка в сфере госцифровизации получила положительную оценку. Хотя не обошлось и без скептицизма. «На моей памяти это уже третий или четвертый подход к снаряду», — полагает один из участников обсуждения. По его словам, раньше все разбивалось о «разность интересов» всех участников реализации столь глобального проекта. Так что успех новой попытки, по его мнению, зависит от того, найдут ли компромисс в этот раз.

Дмитрий Гапотченко

Подписаться на новости

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора 2020
№ 2020 № 2019 Название компании
1 1 Ростелеком*
2 2 ГК Softline
3 Аквариус
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2020 г.
Головной заказчик Непосредственный заказчик
1 ФНС Налог-сервис
2 Росстат
3 МВД Главный центр связи и защиты информации МВД
Подробнее