Спецпроекты

На страницу обзора
BI растет на фоне стагнации ИТ-рынка
О том, как изменились потребности заказчиков за последнее время, и почему они как никогда заинтересованы в системах анализа и прогнозирования, в интервью CNews рассказал Роман Баранов, руководитель направления бизнес-аналитики компании «Крок».

Роман Баранов

CNews: Как развивался рынок бизнес-аналитики в 2014году по сравнению с 2013 годом, как показывает себя ваше направление? Чтопринесет 2015 год?

Роман Баранов: Рынок бизнес-аналитикирастет, несмотря на то что ИТ-проекты в целом схлопываются. Например, среднийбизнес сейчас активно инвестирует в аналитику. И это видно не только побезумному количеству запросов, но и по реальному числу стартовавших проектов.Хотя некоторые инфраструктурные проекты были заморожены. Если говорить пробольшие компании, то у руководителей крупнейших банков, телекоммуникационных компаний,госструктур и появились свои школы анализа информации, они активно проводятконкурсы по аналитике открытых данных. Поэтому и по итогам 2015, и в 2016 году рынокдолжен показать положительную динамику. Ведь BI– это не только формирование отчетов и дашбордов, но и анализ бизнес-процессов,исполнительской дисциплины, показателей эффективности бизнеса. То есть всеготого, что так важно анализировать в непростые для экономики времена.

Чтокасается направления бизнес-аналитики в «Крок», то в 2014 году оно выросло почтив 1,5 раза. По итогам первого полугодия 2015 года мы также видим существенныйрост по отношению к соответствующему периоду 2014 года. Причем как в рублях,так и в количестве проектов и числе консультантов. Ситуация скорее всего сохранитсяи в 2016 году.

CNews: По вашим оценкам, как изменились бюджетызаказчиков на внедрение аналитических решений?

Роман Баранов: На рынке наблюдаетсяинтересное явление – ИТ-бюджеты как таковые максимально сокращаются, вплоть до стремленияк нулю. Но зато у отделов маркетинга есть бюджет на внедрение omni-channel иклиентской аналитики, у отделов закупок – на анализ внутренней деятельности, а уфинансового департамента – на составление отчетности и прогнозов, централизациюбюджетирования и т.д. Поэтому сегодня нам все больше приходится общаться поаналитике не с ИТ-директорами, а с руководителями конкретных бизнес-подразделений.И в этом есть свои плюсы, ведь мы обсуждаем непосредственно результаты проекта,а не инструменты его реализации.

CNews: Какие тенденции спроса, по вашемумнению, определяют внедрение аналитических решений в России?

Роман Баранов: Как я уже упомянул, сегоднязаказчики хотят получить конкретный результат, и их не интересует, решениекакого вендора позволит это сделать. Например, мы часто сталкиваемся с запросаминаподобие: «Мы хотели бы отстроить методологию ведения системы сбалансированныхпоказателей и в дальнейшем развивать ее сами. Сделайте нам такой проект «подключ» и дайте гарантию на 3 года, что будете его сопровождать независимо отпродукта, который будет внедрен по итогам». Немного по другому пути пошликрупные организации, но в целом похожая ситуация и со школами анализа данных, создаваемымисегодня «Вымпелкомом», «Сбербанком», правительством Москвы и другимиорганизациями. Они предоставляют данные и ждут от разработчиков решений по иханализу с помощью любого инструментария. А уже потом решают, как интегрироватьэти решения в имеющуюся инфраструктуру.

CNews: Организации каких отраслей проявляютмаксимальную заинтересованность в проектах, связанных с внедрениеманалитических решений?

Роман Баранов: Всю нашу выручку от направления бизнес-аналитики можно условноразделить на 4 примерно равные части – федеральные и региональные ведомства,компании с госучастием и коммерческие организации.

Средипредставителей бизнеса я бы выделил ритейлеров, таких как X5 Retail Group, «Русский свет», OBI, «Азбука вкуса». Анализомосновной деятельности они занимаются уже давно и сегодня сосредоточились напроблеме актуальности данных и создании программ лояльности. Например, вомногих крупных торговых предприятиях до сих пор не решен вопрос управлениярабочими местами в режиме реального времени. Но можно установить над кассамивидеокамеры, собрать статистику и, используя прогнозную аналитику, с точностью до85% построить модель их загрузки. Если же проанализировать еще и информацию одвижении покупателей по торговому залу, то точность такой модели может бытьувеличена до 95%. И сегодня такие решения очень интересны ритейлерам. Наряду синтеграцией данных об онлайн и оффлайн-покупках и созданием программ лояльностидля клиентов.

Еще однакатегория бизнес-заказчиков BI – банки. Сейчас началасьволна массовой смены АБС, и это требует перенастройки ПО для хранения и анализаданных. Кроме того, как я уже говорил, крупнейшие из них всерьеззаинтересовались возможностями обработки больших данных и создают специальныеподразделения по их анализу. Третье – банки наконец-то поняли важность правильнойработы с клиентами и активно занялись клиентской аналитикой, созданиемвсевозможных персонализированных сервисов, развитием omni-channel. Примером такойуспешной работы вполне заслуженно является деятельность «ТинькоффБанка».

Существеннуючасть наших заказчиков составляют госведомства и организации с государственнымучастием. В них часто используются устаревшие системы, которые не позволяютобеспечить должное качество управления. Но в последнее время в такие структуры всечаще приходят квалифицированные управленцы, которые начинают наводить порядок. Яркийпример – департамент информационных технологий Москвы, результаты работыкоторого может оценить каждый житель города.

Сегоднямы реализуем большой проект в одном научно-производственном центре. Этоогромный комплекс предприятий, разбросанных по всей стране. «Крок» создает длянего систему управления нормативно-справочной информацией. Следующим шагом, возможно,станет внедрение хранилища данных со всей аналитической отчетностью.

Этовесьма положительный пример, так как, к сожалению, далеко не во всехгосструктурах заинтересованы во внедрении полноценных BI-систем и единых системуправленческой отчетности. Причина проста – им просто не нужна прозрачность иобъективная оценка их эффективности. К счастью, новые руководители все чащехотят иметь именно эффективно работающую организацию и понимают, что ИТ – этоинструмент повышения качества их деятельности.

CNews: С какими запросамиприходят к вам заказчики?

Роман Баранов: Довольно часто приходятзапросы из серии «Предложите нам BI-решение». Но, конечно, сподобными запросами лучше обращаться к вендорам, а не к системным интеграторам.Встречаются и такие заказчики, которые хотят проанализировать все и желательнобесплатно.

Но идеальныйслучай, когда заказчик спрашивает не «какая ситуация была у меня некотороевремя назад?», а «что мне делать завтра?». Таких запросов становится все больше– это и клиентская аналитика, и omni-channel, и возможность прогнозированиявыхода из строя оборудования, и оптимизация энергозатрат и многое другое. Инаша главная задача – именно решить проблему заказчика. А уж на чем строитьрешение – это вопрос вторичный. Возможности прогнозирования есть и в OpenSource платформах, и в продуктах SAP, Oracle, IBM, Prognoz и многих других вендоров. Заоснову можно взять любой из них.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о вашихкрупнейших/самых интересных проектах в 2014–2015 годах.

Роман Баранов: Один из самых интересныхпроектов был реализован нами для Центральной пригородной пассажирской компании(ЦППК).Используя данные из хранилища компании, а также открытые данные осоциально-демографической ситуации в Москве и Московской области, погоде,государственных праздниках и пр. мы создали решение, способное с точностью свыше90% прогнозировать пассажиропоток. Для заказчика это выливается в возможностьболее оптимального подхода к стратегическим вопросам изменения расписания,оптимизации тарифов и планирования действий в случае внештатных ситуаций. Адругая подсистема аналитики – в рамках ситуационно-аналитического центра – позволяетанализировать все события и инциденты, строить отчетность и прогнозы поключевым показателям деятельности перевозчика.

Ещеодин проект – внедрениесистемы контроля ключевых показателей в «Евразийском банке развития». Здесь BI-платформапозволяет анализировать эффективность банка и его сотрудников по стратегическими операционным показателям деятельности, есть удобный интерактивный интерфейсдля контроля за всеми KPI.

Также можно привести в пример проект для одного изфедеральных государственных унитарных предприятий, где мы внедрили единое информационное пространство бюджетированияи формирования оперативной отчетности по исполнению бюджетов. Этокомплексный проект из двух направлений. Кто-то внедряет просто бюджетирование,а кто-то – просто финансовую отчетность. Заказчик пожелал создать единую версиюправды. Результат– это не только автоматизация процесса бюджетирования во всех филиалах ФГУП,но и повышение его прозрачности, сокращение времени формирования оперативнойотчетности по исполнению бюджетов.

Кромеэтого, внедряли единую системуаналитической отчетности о телефонных звонках и функционировании IVRв рамках проекта по модернизацииконтакт-центра крупного банкa. Помогли одной страховой компании мигрировать на новуюплатформу хранилища данных для ускорения подготовки отчетности. Делали пилотныйпроект для крупного телеком-оператора по выявлению склонных к уходу абонентов.

Также в качестве примеров можно привести несколько проектов в областиобработки больших данных, реализованных «Крок» для себя. Например, мы внедрялирешение собственной разработки для контроля за информационным фоном, проведенияконкурентного анализа и исследования трендов рынка. Похожую систему используеми для мониторинга госзакупок – она может автоматически определить заказчика,необходимый класс решений и департамент, либо отдел, которые могут принятьучастие в конкурсе. Из общения с заказчиками могу сказать, что подобные решенияинтересны многим крупным компаниям на рынке услуг, например, в энергетике, дляоценки лота, на которую тратится очень много времени.

CNews: Кстати, а как вы объясняетепотенциальным бизнес-заказчикам, что такое большие данные, каковы возможностиэтого пула технологий?

Роман Баранов: Термин «большие данные»постепенно умирает. Для себя я решил,что есть BI, то есть аналитика данных, а есть большие данные– это такая же возможность обрабатывать данные, только в больших объемах и видеальном случае – с минимальными финансовыми вложениями. Хотя если делить принципиально,то можно сказать, что результатом BI-обработки являютсяпоказатели чего-нибудь, а итогом Big Data– какие-то прогнозы. В «Крок» и тем и другим занимается одно направление, нашиспециалисты имеют компетенции и по аналитике и по обработке больших данных. Мыпредлагаем заказчику решение его проблемы с использованием различныхтехнологий. И, в зависимости от бюджета, он может выбрать конкретныйинструментарий. К тому же сейчас большие вендоры в области бизнес-аналитикипришли к тому, что начали встраивать функционал больших данныхв свои продуктовые стеки, создавать коннекторы, добавлять возможность подгрузитьметаданные и пр. И в итоге, если BI-специалист прошелкакие-нибудь курсы повышения квалификации, то он прекрасно может работать с инструментамидля обработки больших данных.

Собственноговоря, когда я перечислял проекты, я не делал деления на BIи большие данные. Но если вдаваться в тонкости, то первыепроекты «Крок» в области обработки больших данных были реализованы в 2013 году,по итогам которого объем этого направления достиг 1% в выручке компании. В 2014году число проектов у нас выросло еще примерно в 2 раза.

CNews: По вашему мнению,каковы перспективы больших данных в России?

Роман Баранов: Думаю, в ближайшее времяспрос на такие решения будет только увеличиваться. Свидетельство тому – всебольшее число марафонов программирования, так называемых хакатонов, цельюкоторых является создание решений по обработке огромных массивов открытыхданных, которые предоставляет организатор хакатона или можно свободно скачать.Что касается корпоративных проектов, то их число тоже будет расти. Но развитиеможет тормозить отсутствие оборудования в крупных компаниях, которые создали data-центры, внедрили виртуальныесреды и избавились от старых серверов. Поэтому сегодня, в условиях сокращениязатрат на инфраструктуру, у них может просто не быть мощностей дляразвертывания полноценных решений по анализу больших данных. Поэтому спешитьрасставаться с устаревшими мощностями все же не стоит.

CNews: Может быть, выходом изсложившейся ситуации могут стать облака?

РоманБаранов: Облакаидеально подходят для решения узких задач. Но при этом публичное облако должнополностью соответствовать требованиям закона о персональных данных. А SaaS-сервис– предоставляться заказчику в течение минут или часов. К сожалению, сервисовуровня Amazon в России не много, но рынок развивается. Например, набазе публичного облака КРОК мы уже готовы предоставлять аналитические решениякак в виде PaaS, так и SaaS. Причем вариантов продуктов, лежащих в основе,может быть несколько – от коммерческих до open source. Если появится спрос, томожем и полностью – с нуля – разработать решение под заказчика.

Короткая ссылка