Спецпроекты

В России создается «убийца» Microsoft Office и Google Docs

Интернет Бизнес Интеграция Веб-сервисы
Компания «Новые облачные технологии» готовится выпустить набор офисных приложений, которые будут продаваться по облачной модели в России и других странах. К 2020 г. разработчики намерены занять 25% отечественного рынка, а также значительную долю в Европе и Латинской Америке.

Весной 2015 г. откроется публичный доступ к отечественному сервису «МойОфис» - аналогу облачных приложений Microsoft Office 365 и Google Docs. О предстоящем запуске проекта CNews рассказал его руководитель, гендиректор компании «Новые облачные технологии» (НОТ) Дмитрий Комиссаров.

Сервис «МойОфис» разрабатывается с 2013 г. группой специалистов более чем из 130 человек, часть которых, как утверждает сайт проекта, в свое время принимали участие в создании редакторов «Лексикон» и пакета QuickOffice.

Инвестиционную поддержку проекту оказывает компания «Сервис Плюс», которая, по информации участников рынка, связана со старшим вице-президентом «Ростелекома» Андреем Чеглаковым. По данным сервиса «Контур.Фокус», ей принадлежит 88% НОТ, еще 7% у вице-президента «Ростелекома» Алексея Басова, владельцем оставшихся 5% является Дмитрий Комиссаров.

«МойОфис» будет представлять собой платформу для совместного редактирования документов и облачного хранения файлов.

В составе платформы типичный для облачных офисов набор приложений: редакторы текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, почтовая служба, книга контактов и календарь.

Приложения поддерживают форматы ODF, форматы Microsoft Office - как современный, так и версий 97-2003 (Комиссаров говорит, что сложная верстка документов Microsoft Office пока не поддерживается), а также экспорт в PDF.


Текстовый редактор «МойОфис» на iPad

Как рассказывает Дмитрий Комиссаров, во всех продуктах сервиса используется единое написанное с нуля на C++ программное ядро, что позволяет, во-первых, при необходимости портировать разработку на любую программную платформу, а, во-вторых, обеспечивает единообразное воспроизведение документов на различных платформах.

Сейчас сервис представлен закрытыми бета-версиями для веб и приложений для iOS (пока только iPad) и Android. Открытый запуск версий для веб, Windows, Android и iOS ожидается в апреле-мае, а для Linux и OS X в сентябре 2015 г.

Разработчик сервиса «МойОфис» - компания «Новые Облачные Технологии» - не планирует предоставлять коммерческий доступ к нему самостоятельно, по крайней мере, на первых порах.


Редактор электронных таблиц «МойОфис» на Android-планшете

Бизнес-модель будет строиться на продаже поаккаунтных лицензий и сборе платы за поддержку для частных облаков, а также на распространении через партнеров – телеком-операторов, хостинг-провайдеров, производителей устройств. Кроме того, компания ведет переговоры с провайдерами о бесплатном предоставлении сервиса частным пользователям.

По словам Комиссарова, инсталляция продукта для 50-200 тыс. рабочих мест потребует аппаратных ресурсов стоимостью «единицы долларов на пользователя».

С партнерами «Новые облачные технологии» намерены делиться «не как Microsoft», то есть платить «во много раз больше, чем текущие 3-6% стоимости лицензий», которые отчисляет американский вендор, добавляет ее гендиректор.


Редактор презентаций «МойОфис» в окне браузера

В 2015 г. «Новые облачные технологии» планируют развернуть платформу общим объемом 100-150 тыс. рабочих мест для первых четырех-пяти крупных корпоративных клиентов в странах СНГ. Работа над первыми пилотными внедрениями «МойОфис» у крупных заказчиков начнется с мая.

С учетом принятия в Европе и Латинской Америке законодательных актов, регулирующих трансграничную передачу данных, Комиссаров рассчитывает и на глобальный интерес к своему продукту.

За рубежом «МойОфис» будет распространяться под брендом Collabio, который совпадает с названием известного в прошлом приложения для Facebook. Комиссаров говорит, что регистрацией торговой марки Collabio в интересах его компании занимаются внешние юристы.

В 2015 г. разработчики планируют договориться о развертывании продукта у двух-трех мобильных операторов или производителей мобильных устройств на различных зарубежных рынках.

В планах на 2016 г. – до миллиона рабочих мест в странах СНГ и 15-20 млн предустановленных офисных пакетов на мобильных платформах в мире.

К 2020 г. создатели «МойОфис» планируют завоевать 25% рынка офисных приложений (включая мобильные и облачные) в СНГ, до 20% в Бразилии и Латинской Америке и до 10% в Европе. Компания исходит из оценки глобального рынка офисных приложений в $30 млрд, а российского в i15 млрд. Сейчас 95% рынка принадлежат Microsoft.

Компания Softline предоставляет облачные услуги, в том числе офисные онлайн-сервисы (Google Apps, Microsoft Office 365 и собственное пакетное решение «Виртуальный офис». Леонид Аникин, руководитель департамента облачной инфраструктуры Softline напоминает о многочисленных альтернативах Microsoft Office, в том числе и облачных: Lotus, Open Office, LibreOffice, Google Apps, Only Office и др.

По мнению Аникина, российское происхождение «МойОфис» поможет ему претендовать на участие в различных государственных программах по поддержке отечественных разработок.

Комментируя планы экспансии «МойОфис» (получить 1 млн рабочих мест в России и 15-20 млн предустановленных офисных пакетов на мобильных устройствах в мире в 2016 г.) Аникин допускает, что, «вероятно, ставя столь амбициозные задачи, разработчики рассчитывают на введение в России дополнительных ограничений на использование зарубежных сервисов».

Вице-президент Abbyy Иван Бодягин, к которому CNews обратился как к представителю компании, успешно работающей на зарубежных рынках, говорит, что пока рано судить, насколько конкретный продукт будет востребован в России и в Европе, «но очевидный и не закрытый спрос на инструменты для коллективной работы существует», - говорит он.

«Сейчас в эту сторону смотрят многие мировые гиганты, от Microsoft и Google до Adobe, и явного лидера здесь пока нет. Отрадно, что и российские разработчики видят этот тренд и создают решения в данной области. То, с чем точно столкнутся компании разработчики во всем мире – c задачей приучить пользователей к новым сценариям работы с документами. Это требует времени и ресурсов», - добавляет Бодягин.

Антон Сушкевич, бывший глава интегратора «Энвижн Груп» и инвестор проекта «Постгрес профессиональный», уже некоторое время знакомый с «МойОфис», говорит, что продукт сделан «очень профессионально». Расчет на использование облачных технологий в проекте может себя оправдать на более зрелом рынке, чем российский, считает он.

Цель 15-20 млн инсталляций для мобильных приложений Сушкевич назвал достижимой, но «очень амбициозной».



Взгляд месяца

Почему идея внутренней разработки себя не оправдала

Александр Глазков

председатель совета директоров, «Диасофт»

Стратегия месяца

Периферийные вычисления перемещаются в центр внимания