oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2017

Операторы ЦОД готовятся к запуску рекордного количества стоек

Операторы ЦОД готовятся к запуску рекордного количества стоек

Количество доступных стойко-мест на российском рынке продолжает расти несмотря на то, что даже сейчас есть определнные проблемы с заполняемостью дата-центров. Тем не менее в ближайшие месяцы в эксплуатацию планируется вывести сразу несколько тысяч новых стойко-мест. Переизбыток предложения будет стимулировать операторов ЦОД выходить на непрофильный для себя облачный рынок.

Количество коммерческих стоек в российских дата-центрах продолжает увеличиваться, свидетельствуют данные нового рейтинга CNews. Согласно результатам исследования, количество запущенных в эксплуатацию стойко-мест у 20 крупнейших провайдеров услуг ЦОД увеличилось на 3% и достигло 22,4 тыс. (данные на 1 октября 2017 г.). Наибольшее расширение коммерческих площадей зафиксировала компания DataLine, которая запустила в коммерческую эксплуатацию третью очередь дата-центра Nord-4 емкостью 504 стойки. Кроме того, по сравнению с прошлогодним рейтингом расширили свои ресурсы «Ростелеком» (200 стоек) и Selectel (100 стоек).

Крупнейшие поставщики ЦОД в России 2017

№ 2017 Название компании Количество введенных в эксплуатацию стойко-мест, все ЦОД Совокупная площадь серверных залов, кв м Совокупная подведенная мощность ко всем ЦОД, мВт Количество ЦОД на территории РФ
1 DataLine 4 207 7 669 30,6 7
2 Ростелеком 4 100 12 500 35 22
3 Linxtelecom 2 040 2 186 17 2
4 Selectel 1 610 6 700 11,4 6
5 Stack Group 1 400 2 800 8,7 2
6 DataPro 1 350 1 360 20 1
7 Сервионика (ГК «АйТеко») 1 200 6 000 8 1
8 DataSpace 1 152 3 000 9,5 1
9 Xelent (SDN) 1 074 6 500 9,3 1
10 Крок 1 000 3 000 11 3

Источник: CNews Analytics, 2017

Перейти к полной таблице

По результатам нового исследования на рынке сменился лидер – первое место вернула себе компания DataLine, которая опередила «Ростелеком». Напомним, что ранее государственный оператор консолидировал в рамках дочерней компании РТК-ЦОД площадки SafeData 1, SafeData 2 и ММТС-9 (M9), что позволило ему создать нового «чемпиона» в поставках услуг ЦОД. В целом и DataLine, и «Ростелеком» заметно опережают конкурентов по количество предлагаемых ресурсов (4207 и 4100 стоек соотвественно). Находящаяся на третьем месте компания Linxdatacenter имеет 2040 стоек.

России пообещали новый «мегаЦОД»

Уже сейчас на рынке сформировалось достаточно большое предложение ресурсов ЦОД, дефицита не наблюдается. «Умеренно растущий спрос на мощности дата-центров вполне удовлетворяется за счет увеличения количества предлагаемых мощностей ЦОДов. Это касается как дорогих площадок, так и дешевых с более низкой отказоустойчивостью», – комментирует Михаил Луковников, директор ЦОДа «ТрастИнфо» (ГК «АйТеко»). По мнению заместителя генерального директора компании DataLine Алексея Севастьянова, имеет место даже переизбыток предложения: «Дефицита площадок точно нет, более того, мы сейчас наблюдаем “профицит”».

Финансовые результаты некоторых площадок по итогам 2016 г.

Название компании Выручка от услуг ЦОД в 2016 г., в ₽ тыс., включая НДС Выручка от услуг ЦОД в 2015 г., в ₽ тыс., включая НДС Рост выручки от услуг ЦОД 2016/2015, в %
DataLine 4 900 000 3 130 000 57%
Крок 1 997 517 1 741 770 15%
Сервионика (ГК «АйТеко») 675 888 662 636 2%
IT Energy 150 067 146 647 2%

Источник: CNews Analytics, 2017


В 2018 г. давление на игроков отрасли усилится, так как планируется запуск большого количества новых мощностей. Прежде всего в этой связи следует отметить «мегаЦОД» на 8 тыс. стоек в Тверской области, который планирует запустить «Росэнергоатом» (площадка сооружается в партнерстве с «Ростелекомом» на базе концерна «Менделеев» примерно в 200 км к северо-западу от Москвы, в городе Удомля, вблизи Калининской АЭС). Часть ресурсов дата-центра будет использована под размещение ИТ-систем «Росэнергоатома», а часть поступит в продажу для коммерческих клиентов.

Кроме того, в подмосковном Лыткарино готовится к запуску дата-центр «Авантаж», который рассчитан на 2240 стойки. Планируют расширяться также действующие операторы : «Ростелеком» анонсировал запуск ЦОД-а «Москва III» на 900 стоек, DataLine обещает запустить четвертую очередь ЦОД Nord-4 на 504 стойки, а IXcellerate готовится к запуску третьей фазы дата-центра Moscow One на 1450 стоек. Таким образом, до конца 2018 г. планируется ввод в эксплуатацию сразу нескольких тысяч новых стоек, что приведет к беспрецедентному росту предложения на рынке.

Хотя российский бизнес оживает после кризиса и постепенно увеличивает бюджеты на ИТ, запуск сразу такого большого количества ресурсов закроет потребности рынка в новых площадях на несколько лет вперед. «Дефицита площадок на рынке сейчас нет и вряд ли он будет наблюдаться в ближайшие 5 лет. Это объясняется сдержанными темпами экономического роста и завершением строительства и вводом в эксплуатацию нескольких крупных дата-центров на территории Москвы и Тверской области», – объясняет Павел Колмычек, руководитель сети дата-центров компании «Крок». По его словам, уже на данный момент коммерческие ЦОД загружены не более чем на 70%.

Пятилекта без ЦОД-строения

Таким образом, финансовые вложения в новые коммерческие дата-центры в ближайшие несколько лет не будут целесообразны. «Инвестиции в подобные проекты оправданы при наличии заказчиков хотя бы на 60–70% емкости от проектной мощности ЦОДа, а сегодня крайне сложно найти подобного “якорного” арендатора», – комментирует Павел Колмычек. Сходного мнения придерживается руководитель облачного провайдера «Техносерв Cloud» Никита Дергилёв: «Перспектива в ближайшие 2–3 года осуществлять инвестиции в строительство новых коммерческих высоконадежных ЦОД, а только в такие ЦОД имеет смысл вкладываться, выглядит достаточно рискованной». По его словам, наращивание площадей московских ЦОД и запуск дата-центров «Авантаж» и «Менделеев» («Росэнергоатом») гарантировано обеспечат спрос на ближайшие пять лет.

Регоионы являются единственным сегментом, где сохраняется запас для развития бизнеса. По данным iKS-Consulting, по итогам 2016 г. на регионы пришлось только 10% всех предлагаемых на рынке ресурсов, в то время как столица и Московская область заняли 73% рынка, а Санкт-Петербург и Ленинградская область – 17%. «В регионах продолжает сохраняться дефицит на ресурсы дата-центров с высокой степенью отказоустойчивости, чего никак нельзя сказать о столице. В Москве одинаково хорошо обстоит дело с наличием дорогих площадок с высокой отказоустойчивостью, уже прошедших или готовящихся к проведению сертификации, так и с более дешевыми площадками с более низкой отказоустойчивостью», – комментирует Никита Дергилёв.

ЦОД – аэропорт, провайдеры облаков - авиакомпании

На российском рынке представлены две базовые модели оказания услуг ЦОД. Во-первых, это традиционные услуги colocation – размещение на своей площадке чужого оборудования. Строго по такой модели, работают такие участники рейтинга как, например, DataSpace и IXcellerate. Во-вторых, некоторые участники рынка предпочитают диверсифицированную модель – наряду с традиционным сервисом colocation они также предлагают своим клиентам облачные услуги IaaS или SaaS. Согласно данным рейтинга CNews IaaS, из 10 крупнейших поставщиков инфраструктуры как сервиса четыре являются операторами дата-центров (DataLine, «Крок», «АйТеко», M1cloud – Stack Group), в общей сложности на ЦОД-провайдеров приходится 48% совокупной выручки рейтинга IaaS.

Крупнейшие поставщики IaaS в России 2017

№ 2016 Название сервиса/компании Город Выручка от оказания услуг IaaS в 2016 г., ₽ тыс., включая НДС Выручка от оказания услуг IaaS в 2015 г., ₽тыс. , включая НДС Рост выручки 2016/2015, в % Доля выручки IaaS в совокупной выручке компании Название дата-центров, на базе которых оказываются услуги IaaS
1 ИТ-Град Москва 1 157 280 857 245 35% 76% DataSpace, SDN (Санкт-Петербург), Ahost (Казахстан)
2 DataLine Москва 1 095 000 500 960 117% 22% Ost 1, Ost 2, Ost 3, Nord 1, Nord 2, Nord 3, Nord 4
3 Крок Москва 957 356 667 609 43% 3,4% «Волочаевская-1», «Волочаевская-2», «Компрессор»
4 Softline Москва 751 660 367 000 105% 1,3% iXсellerate, SDN, Dataline, «ИТ и Телеком», «Мегафон» (Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону)
5 Ай-Теко Москва 723 645 618 500 17% н/д «ТрастИнфо»
6 OnCloud.ru Москва 516 000 328 000 57% 35% SafeData, Ixcellerate
7 Cloud4Y Москва 423 390 304 600 39% 60% Nord, М8, М9, М10, «Цветочная» (Санкт-Петербург), EvoSwitch (Нидерланды), Equinix FR5 (Германия)
8 M1Cloud Москва 329 692 183 490 80% 24,4% М1 (Москва), DataPro (Москва), FR4 (Германия)
9 1cloud.ru Санкт-Петербург 202 767 78 307 259% 100% SDN, DataSpace, Ahost
10 CorpSoft24 Москва 200 901 139 929 44% 90% Nord, М8, М9, М10, «Цветочная» (Санкт-Петербург), EvoSwitch (Нидерланды), Equinix FR5 (Германия)

Источник: CNews Analytics, 2017

Перейти к полной таблице

В условиях бурного роста облаков сервисное направление кажется более перспективным. Например, телекоммуникационная компания Caravan к концу 2016 г. продала собственный дата-центр, чтобы сосредоточиться на оказании облачных услуг под брендом Caravan Aero.

Михаил Луковников из «Сервионики» утверждает, что «облачные сервисы сегодня являются одним из драйверов роста рынка услуг коммерческих дата-центров, поэтому стратегия вывода на рынок облачных услуг представляется более перспективной, нежели фокусирование исключительно на colocation». По словам собеседника CNews, для его компании «облачное направление является приоритетеным».

Новым игрокам рынка ЦОД будет проще выходить именно на облачный рынок. «На рынке практически сохранились рублевые цены, несмотря на снижение курса рубля, – комментирует Павел Колмычек. – Чтобы сейчас новому игроку выйти на рынок ЦОД с предложением по аренде площадей (colocation), нужно приложить немалые усилия, как с точки зрения инвестиций, так и в плане маркетинга услуг».

Крупнейшие поставщики SaaS в России 2017

№2016 Название компании Город Выручка от оказания услуг SaaS в 2016 г., ₽тыс., включая НДС Выручка от оказания услуг SaaS в 2015 г., ₽тыс., включая НДС Рост выручки 2016/2015, в % Доля выручки SaaS в совокупной выручке компании
1 СКБ Контур Екатеринбург 8 600 000 6 970 000 23% н/д
2 Softline Москва 1 797 140 1 034 000 74% 3%
3 Манго Телеком (1) Москва 1 688 484 1 402 465 20% 100%
4 B2B-Center Москва 1 364 641 1 158 604 18% 100%
5 Корус Консалтинг СНГ Санкт-Петербург 1 056 597 783 511 35% 99%
6 Ай-Теко Москва 676 950 237 700 185% 5%
7 МойСклад* Москва 600 000 395 000 52% н/д
8 Техносерв Москва 563 755 483 942 16% н/д
9 Телфин Санкт-Петербург 483 700 398 500 21% 100%
10 amoCRM (Qsoft) Москва 450 000 220 000 105% 100%

Источник: CNews Analytics, 2017

Перейти к полной таблице

Тем не менее, далеко не все участники отрасли согласны с тем, что ЦОД-провайдерам необходимо выходить на облачный рынок. Олег Коновалов, руководитель облачных сервисов компании «Онланта» (ГК «Ланит»), считает, что владельцам дата-центров выгоднее сосредоточиться на чем-то одном: «Думаю, что ЦОД стоит сконцентрироваться на услуге сolocation, а для рынка облаков находить достойных партнеров среди интеграторов. Сейчас рынок облачных провайдеров насыщен и требования заказчиков становятся все жестче, при этом на рынок выводится все больше услуг. Считаю, что облака и сolocation – это два разных рынка, со своими требованиями к исполнителю, его инженерной команде, маркетингу, юристам, руководителям проектов, архитекторам и пресейлам».

Кроме того, такой подход позволяет избежать внутренней конкуренции, когда ЦОД-провайдер, оказывающий услуги IaaS или SaaS, конкурирует со своими собственными клиентами, которые размещают на его площадки оборудование для оказания коммерческих облачных услуг.

Управляющий директор IXcellerate Дмитрий Фокин сравнивает такой ЦОД с аэропортом, который принимает самолеты разных авиакомпаний: «Мы управляем этой площадкой, даем возможность “клиентам-пассажирам” подключиться к разным облачным “перевозчикам-провайдерам”. Клиент свободен выбрать компанию-партнера по телекоммуникациям и защите от DDoS-атак. Эта модель позволяет расширить сегментацию и активно сотрудничать с ИТ-компаниями и интеграторами, не создавая внутренней конкуренции».

На выбор модели работы ЦОД-провайдера будет влиять и общая экономическая ситцуация. Положительная динамика отечественной экономики создаст предпосылки для появления недорогих, больших и отказоустойчивых площадок, сдающих относительно большое количество стойко-мест оптом как крупным корпоративным клиентам, так и участникам рынка, формирующим добавленную стоимость на базе облачных сервисов, полагает вице-президент DataSpace Олег Письменский: «Предложение такой коллаборации оптимально и сбалансировано по цене и привлекательно по потребительским характеристикам». Консервативный экономический сценарий предполагает достаточно низкий спрос и, как следствие, умеренную заполняемость существующих и планируемых к запуску площадей, констатирует собеседник CNews .Такая ситуация создает предпосылки для точечного предложения участниками рынка ЦОД дополнительных сервисов, включая облака.

Павел Лебедев

Вернуться на главную страницу обзора