Спецпроекты

На страницу обзора
Наша стратегия — возможности гибкого масштабирования и наращивания ресурсов ЦОД для каждого клиента

В ближайшие несколько лет компания IXcellerate планирует инвестировать до $500 млн в строительство крупнейшего парка коммерческих дата-центров в Европе, который будет расположен на юге Москвы. Локализация нескольких ЦОДов в рамках одной площадки позволит значительно сократить расходы на их эксплуатацию. Ключевыми заказчиками парка станут поставщики облаков, компании из банковского сектора и электронной коммерции, а также провайдеры средств онлайн-коллаборации. В перспективе ресурсы новой площадки также могут заинтересовать госорганизации. Детали в интервью CNews  рассказал генеральный директор IXcellerate Андрей Аксенов.

Андрей АксеновIXcellerate

«Москва — один из европейских лидеров по концентрации коммерческих дата-центров»

CNews: Расскажите, как развивался российский рынок ЦОД в последние несколько лет?

Андрей Акенов: Российская ЦОД-индустрия в последние 5 лет развивалась очень быстро, что нашло отражение как в показателях уже существующих операторов, так и в желании новых игроков выходить на этот рынок. В частности, наша компания прошла через интенсивную фазу роста в 2018-2020 гг., значительно увеличив количество доступных стойко-мест. При этом рост спроса сохраняется и сейчас. По нашей оценке, на данный момент спрос на ИТ-мощности в 2 раза превышает аналогичный показатель начала 2020 года. Чтобы удовлетворить этим потребностям мы в прошлом году приобрели новую площадку на юге Москвы и выкупили дополнительный участок земли на севере.

По мере развития инноваций как в мире, так и в России у заказчиков повышаются и требования к отказоустойчивости ИТ-инфраструктур, растут объемы генерируемых ими данных, которые иногда просто невозможно перенести в облако. Компаниям, использующим нейронные сети, методы больших данных и алгоритмы искусственного интеллекта с миллиардами вычислений, просто необходимы дата-центры.

CNews: Российский рынок растет быстрее или медленнее, чем остальной мир?

Андрей Аксенов: Если сравнивать Москву с ведущими рынками ЦОД Европы, то мы несколько отстаем по объемам ввода новых мощностей, хотя темпы развития в России тоже высокие. Например, в 2021 году в Амстердаме планируется ввести в строй 231 МВт новых мощностей при том, что на конец 2020 года уже были запущены в эксплуатацию ЦОДы с совокупной ИТ-мощностью 762 МВт. Для сравнения: в Москве на конец 2020 года ИТ-мощность коммерческих площадок равнялась 200 МВт, а общие планы по запуску на 2021 г. составляют примерно 60 МВт.

CNews: Каковы особенности работы на отечественном рынке коммерческих дата-центров?

Андрей Аксенов: Одна из особенностей российского рынка заключается в концентрации мощностей ЦОД вокруг столицы, где сосредоточено 75% всего имеющегося предложения. Согласно нашей оценке, Москва занимает 5-е место в Европе по концентрации коммерческих дата-центров (без учета площадок гиперскейлеров), после Лондона, Франкфурта, Амстердама и Парижа. Во всех топовых локациях наблюдается интенсивный рост, и Москва не является исключением. Таким образом, перекос рынка в сторону столичного региона является распространенным трендом и характерен для многих европейских стран, хотя, например, в США наблюдается иная ситуация — там ЦОДы достаточно равномерно распределены по различным штатам.

Европейские города с наивысшей концентрацией дата-центров

Кроме того, в России есть свои юридические нюансы. Например, в 2015 году был принят закон, который обязал хранить персональные данные (ПДн) на территории РФ, что привело к росту спроса на услуги коммерческих дата-центров. Помимо этого, правительство активно проводит политику цифровизации, что также положительно сказывается на развитии нашей отрасли. В частности, я бы выделил меры, направленные на использование внешних ЦОДов государственными ведомствами вместо строительства собственных площадок. В этой связи в будущем могут быть востребованы ресурсы крупнейших коммерческих дата-центров, включая IXcellerate.

Наконец, в России довольно низкая стоимость электроэнергии по сравнению с западноевропейскими странами. В зависимости от способа подключения она составляет 3-5 руб. без НДС за кВт/час. В Германии стоимость 1 кВт/час доходит до 39 евроцентов. При этом стоимость услуг colocation находится в непосредственной зависимости от цены на электроэнергию, а в Европе на нее приходится более 50% в себестоимости данной услуги. Соответственно, в России этот показатель заметно ниже.

«Необходимо стимулировать спрос на ЦОДы в регионах»

CNews: Почему IXcellerate решил открыть второй кампус в Москве?

Андрей Аксенов: Одно из условий работы в бизнесе ЦОД — возможность постоянного расширения и гибкого масштабирования. Новый кампус IXcellerate Moscow South, общей площадью 14 гектаров, позволит обеспечить устойчивое развитие нашей компании на ближайшие 5 лет с учетом тем темпов повышения спроса, которые мы наблюдаем. Ряд наших заказчиков хотят диверсифицировать географию размещения с учетом требований отказоустойчивости, коннективности и удобства доступа к объекту, поэтому запрашивают возможности colocation на расстоянии не менее 30 км от действующего северного кампуса.

Следует отметить, что при этом есть клиенты, которые планируют расширять свое присутствие в рамках уже используемого дата-центра или кампуса. На севере в Алтуфьево у нас уже запущено 2 дата-центра (MOS 1, MOS 2) и планируются к вводу еще 2. В этом году мы рассчитываем запустить относительно небольшой третий ЦОД на 500 стоек, а в следующем — четвертый — емкостью 2000 стойко-мест с подведенной мощностью 26 МВт.

CNews: Расскажите подробнее о технических характеристиках нового кампуса и этапах запуска новых мощностей.

Андрей Аксенов: Площадка на улице Подольских Курсантов на юге столицы была выбрана с учетом доступа к источниками электроэнергии и каналам связи. В общей сложности, за 5 лет мы планируем построить здесь, на территории 14 гектаров, 4 дата-центра, в которых можно будет разместить до 20 тыс. стоек с общей подведенной мощностью 200 МВт. Таким образом, наш новый объект должен стать крупнейший парком коммерческих дата-центров в Европе (если не учитывать ЦОДы облачных гиперскейлеров Amazon, Microsoft и т.п., — прим. CNews).

Строительство первого из четырех дата-центров южного кампуса — MOS5 — уже началось. В IV квартале 2021 года будет открыт ранний доступ для размещения оборудования нашим клиентам (установка серверного и телеком-оборудования, кросс-коннектов, СКС). Первые контракты с клиентами подписаны, причем речь идет о крупных размещениях на более чем сто стоек. В ближайшие полгода мы запускаем «рубильник» и вводим в эксплуатацию первую очередь емкостью 1200 стоек. В следующем же году мы планируем ввести в строй оставшиеся залы на 2400 стоек. Таким образом, общий объем MOS5 составит 3600 стойко-мест с подведенной мощностью в 50 МВт. Следует отметить, что все строящиеся проекты IXcellerate будут обладать высокой энергоэффективностью, целевой коэффициент PUE составляет 1,25. Уровень сервиса для любого клиента IXcellerate, вне зависимости от кампуса, — 99,999%.

CNews: Какие возможности с точки зрения энергопотребления в расчете на одну стойку заложены при проектировании новых дата-центров?

Андрей Аксенов: Мы будем строить ЦОД MOS5 из расчета минимальной нагрузки на стойку от 8 кВт. Команда IXcellerate постоянно отслеживает и прогнозирует потребности клиентов: уже сейчас более 80% новых запросов заказчиков приходятся на стойки с нагрузкой более 10 кВт, а для отдельных клиентов минимальные требования составляют 15 кВт. Таким образом, очевиден тренд на рост энергопотребления в расчете на одну стойку. Это во многом связано с выросшей транзакционностью бизнес-операций, распределенностью точек ввода/обработки запросов конечных пользователей, более нагруженными вычислениями и увеличившейся мощностью процессоров. Все это в итоге повышает скорость обработки и плотность хранения данных на единицу оборудования. Вместе с тем, мы строим наши ЦОД с большим запасом, и наша инфраструктура сможет охлаждать нагрузку до 30 кВт на стойку без использования дополнительного оборудования. В рамках программы устойчивого развития мы приняли решение использовать при строительстве MOS5 уникальную технологию «холодных стен» и закрытых горячих коридоров, минимизирующую карбоновые выбросы, а также вести утилизацию излишнего тепла и локальных водных ресурсов на территории кампуса, что позволит снизить экологическую нагрузку.

CNews: Кто является целевой аудиторией для IXcellerate и, в частности, для площадки MOS5?

Андрей Аксенов: Среди наших приоритетных направлений я бы выделил работу с поставщиками облачных сервисов, включая гипероблака, банковским сектором, который демонстрирует высокие темпы роста, а также системными интеграторами и телеком-операторами. Отдельно я бы хотел отметить госсектор: с учетом новых законодательных инициатив мы ожидаем, что в ближайшие годы интерес со стороны такого рода заказчиков по отношению к коммерческим ЦОДам будет расти. Также с более долгосрочным горизонтом мы следим за крупными иностранными провайдерами облачных услуг (Amazon, Google). На данный момент, у них нет крупных размещений (на десятки и сотни мегаватт) в России, сопоставимых с другими регионами мира, но нельзя исключать, что со временем они также придут на отечественный рынок. Сейчас IXcellerate исходит из того, что сможет закрыть клиентскими контрактами 15-20 тыс. стоек даже без учета спроса со стороны международных гиперскейлеров.

Во время пандемии заметно вырос спрос на ресурсы ЦОД со стороны сервисов, которые предоставляют возможность различного онлайн-взаимодействия, торговли и коллаборации. Многие наши текущие клиенты наращивают инфраструктуру, например, платформа для онлайн-общения и обучения Webinar Group или игровой проект GeForce NOW компании Nvidia (один из первых резидентов нашей площадки MOS2), который в 2020 году удвоил базу пользователей за счет оптимизации подписки, вследствие чего теперь GFN.ru планирует расширение как на северном, так и на южном кампусе.

Кроме того, увеличились потребности со стороны инфраструктуры передачи трафика в части пиринга и CDN. Благодаря политике нейтральности по отношению к провайдерам связи мы смогли предложить таким клиентам максимально благоприятные условия с точки зрения коннективности, так как заказчикам из этого сегмента необходимо максимальное разнообразие операторов и узлов связи, чтобы диверсифицировать маршруты. Например, количество участников пиринговой платформы Eurasia Peering превысило 150 пиров, а пиковый трафик составляет более 300 Гбит/с.

CNews: Расскажите, подробнее о коннективности на южном кампусе: сервисы каких провайдеров связи будут доступны клиентам?

Андрей Аксенов: Клиенты новых ЦОДов смогут подключаться к любому оператору связи, присутствующему сейчас на северной площадке IXcellerate. Их там 51. Оба кампуса IXcellerate будут связаны основной и резервной оптоволоконными магистралями. Расстояние от южного кампуса до MSK-IX — крупнейшей в Восточной Европе точки обмена интернет-трафиком — составит менее 9 км. Уже сегодня достигнуты договоренности с рядом провайдеров об установке выделенных узлов связи на юге.

CNews: Видите ли вы перспективы в развитии сети дата-центров в российских регионах?

Андрей Аксенов: В настоящий момент мы изучаем возможность выхода на региональный рынок. При наличии наработанной базы клиентов в Москве, действующих разнесенных кампусов ЦОД и опытной команды, логичным следующим шагом может быть географическое расширение нашего присутствия. Наиболее перспективными направлениями развития бизнеса являются Санкт-Петербург и города-миллионники, однако о более конкретных планах можно будет говорить в следующем году. IXcellerate — коммерческий оператор, поэтому для нас важна экономическая целесообразность проекта и наличие якорных клиентов в регионах возможного присутствия. На данных момент мы видим запросы на проекты небольшого или среднего масштаба до нескольких десятков стоек, однако потребности в крупных размещениях в регионах пока единичны. С точки зрения IXcellerate, разумной представляется стратегия стимулирования спроса за счет предложения ИТ-инфраструктуры: чем больше в регионах будет качественных дата-центров, тем быстрее будут расти потребности клиентов в таких локациях.

«Кампусная» стратегия с несколькими дата-центрами позволяет экономить на их обслуживании

CNews: Каков общий объем инвестиций в южный кампус и каковы источники финансирования?

Андрей Аксенов: На развитие нового кампуса ЦОД на юге Москвы нам потребуется порядка $500 млн. Инвестирование будет происходить поэтапно. Важнейшим источником финансирования являются средства наших акционеров, которые продолжают активно инвестировать в нашу компанию. Кроме того, дополнительным источником являются банковские кредиты, в частности, мы уже имеем успешный опыт работы с российскими финансовыми учреждениями и планируем развиваться далее в этой области с целью расширения кредитных линий.

Стоит отметить, что существенная часть будет покрыта операционным денежным потоком, который мы получаем от уже введенных очередей дата-центров.

В целом, мы пользуемся большим спросом со стороны как российского, так и зарубежного капитала. Мы зарекомендовали себя как сильный топовый игрок на рынке ЦОД в России. Операционно мы были и остаемся на 100% российской компанией, работающей в полном соответствии с местным законодательством.

CNews: Рассматриваете ли вы вариант привлечения средств через IPO?

Андрей Аксенов: Да, мы рассматриваем такой вариант в средне- и долгосрочной перспективе, но многое будет зависеть от состояния рынков капитала. Повторюсь: и без IPO наша компания имеет стабильные источники финансирования в виде акционерного капитала или банковского финансирования

CNews: Насколько быстро окупаются инвестиции в ЦОД и как определяются сроки окупаемости?

Андрей Аксенов: Определяющим фактором является размер инвестиции на начальном этапе. В некоторых странах, например, в Китае, владельцы предпочитают сдавать в эксплуатацию сразу всю площадку, даже если речь идет о крупном объекте на десятки мегаватт. Мы же идем более традиционным путем, который характерен для Европы: вводим в строй только тот объем мощностей, который, по нашей оценке, будет востребован в течение ближайших 12-18 месяцев. Таким образом, капитальные инвестиции приводятся в соответствие с доходами, которые генерируют заключенные контракты, что положительно сказывается на показателях рентабельности и IRR (Internal rate of return, внутренняя норма доходности). Если говорить о сроках, то, как правило, при строительстве ЦОД закладывается срок возврата инвестиций от 6-7 лет и выше.

CNews: Как можно оптимизировать операционные издержки при эксплуатации дата-центров?

Андрей Аксенов: Важным моментом является экономия на масштабе. Если сравнивать наши затраты 2013 года, когда мы запустили первые 200 стоек, и 2020-го, когда в нашем распоряжении уже было более 3 тыс. стоек, то, конечно, они выросли в абсолютных цифрах, но не так значительно, как можно было бы ожидать. А в расчете на одну стойку — даже сократились. В этом заключается преимущество стратегии «кампусов», когда на одной территории располагается несколько дата-центров, что позволяет существенно экономить на их обслуживании.

CNews: Каков срок жизни ЦОД с точки зрения морального устаревания оборудования?

Андрей Аксенов: Ситуация сильно зависит от того, под какие задачи используется площадка. Есть дата-центры, которые находятся в эксплуатации по 15-20 и более лет без существенной модернизации. Мы же исходим из 10-летнего горизонта при планировании инвестиций. Кроме того, важно, о каком именно оборудовании идет речь. Например, для источника бесперебойного питания (UPS) cрок жизни составляет 10 и более лет, для традиционных свинцовых батарей речь идет о сроке в 5-6 лет, а генераторная установка может находится в эксплуатации 15 лет. Для систем охлаждения продолжительность «жизни» зависит от условий эксплуатации, климата и уровня загрязнения окружающей среды. При благоприятных условиях чиллерные установки могут проработать 10 месяцев и даже больше.

Павел Лебедев

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики услуг ЦОД в России 2020
№ 2020 Название компании Количество стойко-мест, введенных в эксплуатацию в 2020 г.
1 Ростелеком (1) 1 681
2 IXcellerate 100
3 Selectel 1 139
Подробнее

Рейтинги

Выручка крупнейших российских провайдеров услуг ЦОД в 2019-2020 гг.
№2020 Название компании Выручка в 2019 г., с НДС, ₽тыс.
1 Ростелеком (1) 12 992 400
2 Selectel 2 802 025
3 Крок 2 974 697
Подробнее