Спецпроекты

На страницу обзора
Илья Хала, 3data: У дата-центров шаговой доступности много преимуществ

В 2013 году компания 3data вышла на рынок с дата-центрами шаговой доступности: ЦОДами в деловых районах, предлагающими набор дополнительных услуг. Чего удалось добиться за десять лет, как за это время изменились клиенты и рынок и каковы перспективы развития ИТ-инфраструктуры, рассказывает Илья Хала, генеральный директор сети дата-центров 3data.

Илья Хала3data

CNews: В этом году компании исполняется 10 лет. С чего вы начинали?

Илья Хала: Официально отсчет истории компании мы ведем с 2013, но начали немного раньше, в 2011 году. Тогда нашим основным бизнесом был ИТ-аутсорсинг. Мы работали как приходящие системные администраторы и задумались о том, что компаниям надо где-то держать оборудование. Тогда и возникла идея создать дата-центры. Мы запустили две пробные точки, увидели, что концепция работает, и приняли стратегическое решение, что будем создавать сеть. Придумали название, логотип, зарегистрировали компанию и начали работать.

CNews: С какой скоростью вы развивались?

Илья Хала: Сначала запускали по одному дата-центру в год. Со временем начали ускоряться, и сейчас запускаем по два-три. Выросла не только скорость открытия, но и размер. Первые дата-центры были по двадцать стоек, сейчас от ста до двухсот каждый. Размер увеличился в десять раз, темп ввода — в два-три раза.

Илья Хала, 3data: Во всех дата-центрах доступны все виды услуг связи, и любые из них мы можем предоставить в сжатые сроки

CNews: Сама по себе идея дата-центров была не новой. В чем особенность вашей концепции?

Илья Хала: На тот момент дата-центры действительно уже были, и много: около 40 крупных, на сотни стоек, дата-центров в Москве. Все они размещались в промзонах, где было достаточно площадей и электрической мощности.

Мы решили не делать сорок первый, а пойти другим путем, и придумали уникальную концепцию: дата-центры шаговой доступности. Небольшие, но в деловых районах города, поблизости от офисов клиентов.

CNews: В чем плюсы этого формата? Разве компаниям не все равно, где размещать оборудование?

Илья Хала: Нет, не все равно. У дата-центров шаговой доступности есть ряд преимуществ. Во-первых, клиенты тратят меньше времени на дорогу. В случае аварийной ситуации возможность добраться в короткий срок — это важно. Ну и просто приятнее находиться в районе с развитой инфраструктурой — кафе, магазинами, аптеками, — чем промзоне, где полчаса пешком до метро и где вокруг ничего нет.

Второй важный фактор — это связь. Дата-центр шаговой доступности позволяет сократить сетевые трассы от офиса до дата-центра. Это влияет и на стоимость, — чем короче трасса, тем она дешевле, — и на надежность. Ниже риск обрыва во время проведения строительных работ в городе, меньше соединений — меньше плановых переключений и так далее. Связь получается дешевле и надежнее.

Но расположение — не единственная особенность нашей концепции. Если традиционные дата-центры, как правило, обеспечивают только базовую услугу по размещению оборудования, то мы сделали ставку на максимальный уровень сервиса. У нас множество дополнительных услуг, которые делают жизнь клиента приятнее и комфортнее. Например, с момента основания у нас действует услуга, которую мы считаем уникальной, — это переезд в дата-центр. Круглосуточный и по звонку: мы моментально оформляем заявку и готовы в течение суток переместить оборудование клиента в наш дата-центр.

CNews: Это бесплатно?

Илья Хала: Зависит от уровня организации переезда. Взять оборудование и перевезти — самое простое, это мы делаем бесплатно. Если берем на себя сетевую коммутацию, это посложнее. Можем помочь с запуском сервисов после переезда, внести изменения в архитектуру.

Мы всегда помогали клиентам с облачной миграцией — как с физического оборудования, так и из других облаков. Сейчас это многие делают, но раньше такая услуга была эксклюзивом.

Во всех дата-центрах доступны все виды услуг связи, и любые из них мы можем предоставить в сжатые сроки. Наши дата-центры — магистральные узлы городской волоконно-оптической сети в Москве и региональной — в Подмосковье. Мы предоставляем выделенные каналы, защищенные квантовым шифрованием в том числе, с соответствием всем возможным требованиям, нормам, сертификатам.

Мы также предоставляем широкий спектр сервисов безопасности, от базового (что не означает простого) — многоуровневой защиты от DDOS-атак, до более редких и сложных: защита от проникновений, мониторинг трафика, распознавание угроз. Часть делаем сами, часть — наши партнеры, лидеры в своем сегменте рынка.

Мы быстро согласовываем заявки: если у клиента авария, то к тому моменту, когда он до нас доедет, она уже будет готова.

Все это складывается в экосистему, которая работает по принципу одного окна. Клиент приходит, как в супермаркет, и набирает все, что ему нужно. Что-то делаем мы сами, что-то — наши партнеры, но все это лежит на соседних полках, а менеджеры помогают клиенту выбрать то, что необходимо, и подобрать оптимальное решение любой задачи.

Плюс такие детали, как кофе-пойнты, инструменты и запчасти, которыми мы можем поделиться с клиентом, если у него чего-то нет под рукой. Все это элементы заботы о клиенте, благодаря которым с нами приятно работать. Если вернуться к сравнению с супермаркетами, то есть «Ашан», куда можно поехать на МКАД, и есть «Азбука вкуса» рядом с домом. Вот в мире дата-центров мы «Азбука вкуса».

CNews: Эта концепция себя оправдала?

Илья Хала: Да, клиенты сразу обратили на нас внимание. А когда формат распробовали, дата-центры стали продаваться процентов на сорок на этапе стройки и меньше чем за год после запуска заполняются целиком.

CNews: За эти десять лет у вас появились конкуренты? Кто-то еще выходил на рынок с таким форматом?

Илья Хала: Были попытки, но не сложились. Повторить такой формат достаточно трудно. Под ЦОД надо найти подходящее помещение в определенном районе, причем за вменяемые деньги. А в Москве далеко не все продается и не все за приемлемые суммы. В помещении надо сделать ремонт, приспособить его под дата-центр — все это сложно. Открытие каждого дата-центра требует серьезных вложений и трудозатрат.

CNews: Но у вас ведь получилось?

Илья Хала: Да, но это не значит, что сразу и все. В 2013 году, выходя на рынок и объявляя о стратегии развития, мы говорили о пятидесяти дата-центрах в Москве. На сегодняшний день мы выполнили план процентов на семьдесят, от заявленной скорости развития отстаем на несколько лет.

CNews: Из-за тех сложностей, о которых вы упомянули, или были и другие причины?

Илья Хала: Многое повлияло. Например, в пандемию было множество ограничений, которые препятствовали нормальному ведению строек и вводу в эксплуатацию дата-центров. Потом был дефицит компонентов, в частности, чипов и вентиляторов — на мировом рынке, не только у нас.

CNews: События 2022 года сильно на вас сказались?

Илья Хала: Реализовывать планы стало сложнее, в основном из-за сложностей с оборудованием. Иностранное покупать стало труднее. Российские поставщики пока не успевают нарастить объемы, расширить линейки. Все процессы идут, только медленнее. Мы наладили параллельный импорт, и импортозамещение у нас идет — серверные стойки мы покупаем отечественные, блоки распределения питания и системы пожаротушения у нас уже много лет российские. Сейчас российские серверы стали закупать — в прошлом году их тестировали, все тесты прошли успешно. Какую-то часть позиций стали больше закупать в дружественных странах — в той же Турции. То, что покупали в Китае, так и продолжаем покупать.

Все эти изменения замедляют процесс. Выбрать решения на замену, чтобы они устраивали и нас, и клиентов по качеству, протестировать, наладить цепочки поставки — все это требует усилий и времени и снижает скорость, с которой мы можем вводить новые объекты. Площадки, которые планировали открыть в прошлом году, мы открыли только в этом.

С другой стороны, в этих изменениях мы видим и новые возможности. Западные компании уходят или уже ушли, расстановка сил среди российских игроков меняется, и в этом мы видим шанс расширить свое присутствие на рынке.

CNews: Планируете выходить в регионы?

Илья Хала: Рынок в регионах пока серьезно отстает, поэтому для нас пока не очень эффективно самостоятельно инвестировать в дата-центры в других городах. Но мы видим неудовлетворенный спрос на качественную инфраструктуру и хотим в этом участвовать. Поэтому мы несколько лет назад запустили программу франшизы. На сегодняшний день есть два дата-центра за пределами Московского региона: один уже работает во Владивостоке, второй строится в Краснодаре.

Помимо этого, мы работаем как федеральный дистрибьютор: продаем в других городах не только наши дата-центры, но и наших партнеров.

Сейчас в Москве накоплен высокий уровень экспертизы, а другие города сильно отстают. Но так будет не всегда, и мы вносим свой вклад в формирование рынка, стараемся делиться знаниями. Мы стали одним из учредителей Координационного совета по ЦОДам и облачным технологиям (АНО КС ЦОД), который системно занимается развитием отрасли и участвует в обсуждении законодательных инициатив. Наши сотрудники преподают на учебных курсах, в рамках франшизы мы также делимся знаниями и опытом с нашими партнерами.

В конце прошлого года выпустили книгу по эксплуатации дата-центров. Как спонсор запустили отраслевой журнал «Цифровой океан», посвященный цифровизации. Делаем много отраслевого контента — как специализированного, интересного профессионалам, так и для широкой публики, который в доступной форме помогает людям получить представление о том, что такое дата-центр.

Каждый квартал считаем отраслевой индекс. Пока только по двум кластерам — в Москве и Санкт-Петербурге. Но я верю, что в ближайшие годы сформируются еще какие-то крупные кластеры — возможно, в Сибири, на Урале или Дальнем Востоке. Когда это произойдет, будем считать и для них.

CNews: В Санкт-Петербурге не собираетесь открывать дата-центры?

Илья Хала: В ближайшей перспективе не планируем выходить за пределы Москвы и Московской области. Но в Петербурге у нас есть партнер, «Миран», с которым мы сотрудничаем в рамках платформы RCloud. Она работает в двух городах: в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве мы опираемся на свои дата-центры, а в Петербурге работаем с «Мираном».

CNews: Расскажите поподробнее про RCloud.

Илья Хала: Это мультиоблачная платформа — облачный агрегатор. В последнее время закупки оборудования усложнились, цены выросли. Многие клиенты стали часто обращаться к облаку как удобной и выгодной альтернативе приобретению собственного оборудования. При этом облака живут в дата-центрах, и получается такое взаимодополнение услуг. Мы много лет занимаемся и тем, и другим, поэтому здесь для нас нет противоречия.

CNews: То есть это не новая услуга?

Илья Хала: Эта услуга у нас была с момента создания компании, но сейчас спрос на нее вырос, и мы выделили ее в отдельное направление бизнеса. Но облачная экспертиза у нас была всегда, это одна из составляющих нашего понимания премиального уровня сервиса.

Краткая биография

Хала Илья Андреевич

  • Генеральный директор сети дата-центров 3data
  • Закончил МИФИ, 2007 г., прикладная математика (кафедра Кибернетики).
  • Закончил ВШЭ, 2010 г., менеджмент организации.
  • 2003-2011 гг. возглавлял ИТ-подразделения и был консультантом в инвестиционно-финансовых, логистических, строительных и консалтинговых компаниях.
  • С 2010 г. по настящее время занимается предпринимательской деятельностью в сфере информационных технологий.
  • С 2013 г. по настоящее время является генеральными директором сети дата-центров 3data.
  • Участник общественных организаций:
  • - член совета АНО «Координационный совет по ЦОДам и облачным технологиям» (АНО КС ЦОД)
  • - участник ТРГ «ЦОД» Центра компетенций федерального проекта «Цифровая инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика РФ»
  • - учредитель Ассоциации «Cloud Ready Building» (CRB)
  • - член Ассоциации участников отрасли ЦОД
  • - партнер Факультета «Высшая школа управления и инноваций» МГУ имени М.В. Ломоносова
  • - член попечительского совета Музея истории телефона
  • - член Клуба бизнес-путешественников «X-Team»

CNews: Есть какие-то новые направления бизнеса, которые вы собираетесь развивать?

Илья Хала: Мы планируем открывать крупные дата-центры. За десять лет мы наработали очень серьезную экспертизу по строительству и эксплуатации дата-центров. Маленький от большого не сильно отличается по сложности: набор систем и задач тот же самый. При этом за много лет мы научились заполнять и собственные дата-центры, и крупные ЦОД наших партнеров. Поэтому к нам приходят с предложениями по реализации проектов с нашим участием. Мы на эти предложения откликаемся, для нас это хорошая возможность расширять бизнес. Но эти проекты сейчас в разработке, и конкретнее о них планируем рассказать в конце года.

Еще одно новое направление — цифровая недвижимость, но пока это скорее просветительский, чем коммерческий проект. Цифровая трансформация будет продолжаться, потребность в дата-центрах и требования к качеству ИТ-инфраструктуры — расти. Если раньше ИТ были чем-то вспомогательным, то сейчас для многих компаний это один из ключевых активов. И когда с ним проблемы, весь бизнес встает. При этом практика строительства и эксплуатации объектов недвижимости меняется медленнее. И наша задача — донести до девелоперов нужность и важность учета ИТ-инфраструктуры при проектировании и строительстве зданий.

Был разработан стандарт CloudReady Building, который позволяет заранее провести оценку по восьми группам критериев и выдать зданию некоторый уровень, рейтинг. Нулевой уровень — здание не приспособлено к современной ИТ-инфраструктуре, будут проблемы. Первый — с ограничениями, но можно организовать надежный ИТ. Второй — высокая надежность, задачи решены, можно спокойно работать. Третий — все отлично, лучше просто не может быть.

Вопрос в скорости и гибкости, но с любым уровнем работать можно. Если его нет, то будут проблемы.

CNews: Ваше участие как-то помогает получить этот рейтинг?

Илья Хала: Рейтинг выставляется по совокупности критериев, и не так важно, как они обеспечены. Другой вопрос, что когда в бизнес-центре есть дата-центр, то здание получит больше баллов. Самим это сделать не так просто, и приглашая нас как профессионального оператора, девелоперы решают одну из задач получения этого сертификата.

Ну и, поскольку мы в теме, мы часто консультируем их по-партнерски, бесплатно, какие моменты нужно в здании учесть, чтобы не было проблем.

CNews: Как за десять лет изменились клиенты и рынок?

Илья Хала: Я бы отметил четыре основных тенденции. Первая — из года в год растет нагрузка на стойку. Плотность вычислений растет, оборудование стало более производительным и потребляет больше энергии.

Вторая — клиенты стали на порядок требовательнее. Если раньше — есть стойка, работает, и ладно, то сейчас клиенты придирчивее оценивают надежность ЦОДа, предъявляют более высокие требования к сервисам.

Третья — увеличились сервисные площади. Если раньше клиентов, кроме машзала, ничего не интересовало, то сейчас многим нужен склад для дополнительного оборудования и запчастей. Распространена аренда ИТ-офисов, так как многие хотят держать сервисного инженера или целую команду непосредственно на площадке.

Четвертая — выросли требования к наполнению дата-центров. Если раньше людям была нужна просто стойка, то сейчас они ожидают дополнительных услуг и экспертизы. Клиенты приходят к нам как в центр цифровых компетенций, где могут решить все свои вопросы.

Поэтому, просто чтобы продолжать запускать и заполнять такие же дата-центры, нам нужно больше уметь. Мы все время учимся, развиваемся. Строим по самым высоким инженерным требованиям, прокачиваем ИТ-экспертизу, развиваем дополнительные сервисы, следим за изменениями на рынке. Сейчас, как в «Алисе в Стране чудес», чтобы только стоять на месте, надо бежать, а чтобы развиваться, — бежать в четыре раза быстрее. Мы сохраняли актуальность нашей концепции десять лет и планируем сохранять следующие десять, так что нам надо бежать очень быстро и планировать на несколько лет вперед.

CNews: Вы изначально закладывались на долгосрочный горизонт планирования? В 2013 году у вас уже было видение того, где вы хотите быть через десять лет?

Илья Хала: У нас просто нет других вариантов. Поскольку мы занимаемся инфраструктурой, средний цикл реализации каждого проекта — несколько лет. Поэтому, начиная создавать сеть дата-центров, мы строили планы на 10–15 лет, и, когда их обновляем, тоже смотрим вперед лет на десять.

Инфраструктура инертна. Ее перестройка и для клиентов, и для нас требует времени и вложений. Поэтому, чтобы наше предложение оставалось актуальным, мы уже сейчас должны понимать, что клиентам будет нужно через несколько лет, отслеживать изменения на рынке и учитывать их в проектах, которые выйдут на рынок через два-три года.

CNews: Какие тренды, на ваш взгляд, будут развиваться в ближайшее время?

Илья Хала: Сейчас рынок серьезно недонасыщен площадями для размещения вычислительного оборудования. Наша страна, как и весь мир, движется в цифровую эру, и дата-центров понадобится на порядок больше, чем сейчас.

В течение следующих нескольких лет будут активно расти облачные сервисы. Клиентам часто проще арендовать оборудование, чем купить, поэтому эта услуга будет востребована.

Продолжит расти нагрузка на стойку. Мы это наблюдаем уже много лет, и ничто не предвещает изменения этой тенденции.

Будут повышаться требования к безопасности. Это связано не только с текущей ситуацией, но и с общей логикой развития отрасли. Чем мы ближе к цифровой эре, тем более критичными для нашей жизни и работы становятся цифровые сервисы, а значит, их уязвимость несет куда большие риски. Поэтому защите сервисов будут уделять больше внимания — как в нашей стране, так и во всем мире.

Я верю в то, что будут развиваться регионы. Не может быть такого, чтобы в Москве все суперсовременно, а в других городах ничего не происходит. Развитие вычислительной инфраструктуры нужно всем: и регионам, и государству, и участникам рынка. Мы в начале этого пути, поэтому тренд не столь очевиден. Но это направление, в том числе и благодаря усилиям участников рынка, уже развивается.

Еще один очевидный тренд — рынок дата-центров входит в стадию зрелости, и в этой стадии происходит консолидация отрасли. Мы развиваемся как активный участник отрасли, рассчитываем сохранить лидирующие позиции и войти в топ-3 игроков рынка в течение ближайших десяти лет.

Токен: Pb3XmBtzt7JWYA6Cegx9R65cbgha2gFtpwJBtwzРекламодатель: ООО «3Дата»ИНН/ОГРН: 7702822710/1137746838800Сайт: www.3data.ru

Интервью обзора