Спецпроекты

Обзор скоро выйдет
Денис Хлебородов, Cloud X: Наше облако убирает ограничения для крупного бизнеса и позволяет строить стратегии на десятилетия

Cегмент ИИ переживает бурный рост во всем мире. На фоне высокого спроса на отечественную инфраструктуру, способную обеспечить необходимый уровень безопасности и вычислительных мощностей, компания Cloud X выводит на рынок облачную платформу, специально разработанную для работы с искусственным интеллектом. О том, как платформа решает задачи бизнеса и развития цифровой экономики, рассказывает Денис Хлебородов, генеральный директор Cloud X.

Денис ХлебородовCloud X

CNews: Вы разрабатывали платформу Cloud X четыре года. Расскажите немного об истории ее создания: как возникла идея и какие цели вы перед собой ставили?

Денис Хлебородов: Идея создания платформы возникла в 2021 году. Наш основной инвестор — это холдинг Эн+. Компании этой группы, как и многие предприятия в России в то время, входили в новый экономический цикл, обусловленный развитием технологий искусственного интеллекта, больших данных и интернета вещей. Все они, в конечном счете, направлены на повышение производительности труда, качества обслуживания клиентов и снижение рисков.

Отечественных решений для таких технологий в России на тот момент не существовало. Были западные облака и инфраструктура — и отдельные российские ЦОД и нишевые хостинги. Облака появлялись, но по зрелости и масштабируемости находились на очень низком уровне. Это создавало ограничения для роста, в то время как уже тогда огромный потенциал языковых моделей был очевиден.

Денис Хлебородов, Cloud X: Климатические условия в Сибири благоприятны для создания ЦОД, поскольку позволяют повысить энергоэффективность за счет снижения стоимости охлаждения

Мы поняли, что для решения задач цифровизации и применения ИИ-технологий необходимо создать гипермасштабируемую облачную платформу, которая позволила бы компаниям в течение десятилетий развивать инфраструктуру, встраиваться в цифровую экономику и планировать долгосрочную стратегию роста.

В качестве отправной точки мы решили использовать Усть-Илимскую ГЭС, которой управляет компания Эн+. ГЭС играет важную роль в проекте, поскольку предоставляет доступ к большому объему зеленой энергии. На тот момент во всем мире уже широко обсуждали зеленый искусственный интеллект, и в нашей архитектуре мы решили закрепить эту связку. Мы объединили Усть-Илимскую ГЭС как самый низкоуглеродный источник электроэнергии в России, гипермасштабируемые ЦОД и облако, ориентированное на работу с искусственным интеллектом.

Климатические условия в Сибири благоприятны для создания ЦОД, поскольку позволяют повысить энергоэффективность за счет снижения стоимости охлаждения.

Объединив все эти возможности и задачи, мы приступили к созданию проекта. За четыре года мы прошли большой путь от концепции до промышленной эксплуатации крупнейшими предприятиями. При этом все разработки для проекта сделаны внутри компании.

CNews: Зеленая повестка играла важную роль на момент начала проекта. Актуальна ли она сейчас?

Денис Хлебородов: ИИ будет катализатором увеличения количества энергоемких дата-центров и драйвером роста экономики во всем мире. Вопрос о необходимости минимизировать углеродный след рано или поздно встанет неизбежно. Поэтому даже если в какой-то момент вопросы устойчивого развития кажутся второстепенными, актуальность они не потеряют.

CNews: Вы планируете выходить на международный рынок?

Денис Хлебородов: Готовимся к этому. Участвуем в различных комитетах, нарабатываем нормотворческую и проектную базу — формируем фундамент, чтобы к моменту зрелости проекта закончить всю подготовительную работу.

CNews: Какие особенности архитектуры платформы Cloud X позволяют ей эффективно работать с ИИ-моделями?

Денис Хлебородов: Ответ на этот вопрос заключается в слоистой структуре облачных технологий. В проекте мы выделяем пять слоев.

Первый слой, как мы обсудили — это энергетика.

Второй слой — специализированные дата-центры. На сегодняшний день в России нет ЦОД, которые были бы специально адаптированы под ИИ- и облачные нагрузки.

Облачные технологии предполагают особую бизнес-модель. Арендные дата-центры — это ЦОД преимущественно с воздушным охлаждением для стоек. Средняя нагрузка на стойки — около 7,5 киловатт. Сейчас запускаются проекты с нагрузкой 10–15 киловатт, но объем таких ресурсов ограничен. При этом для нагрузок, связанных с ИИ, 10–15 киловатт — это очень мало. В нашем дата-центре мы изначально проектировали высокоплотные стойки от 25 до 40 киловатт по воздуху. Предусмотрели разные виды охлаждения: воздушное, воздушно-водяное, водяное, инверсионное, однофазное и двухфазное. В то же время при проектировании ЦОД и машинных залов мы применяли многосценарный подход. Вычислительная техника развивается в нескольких направлениях, и невозможно предсказать, какое станет самым востребованным. Так, сейчас идут активные исследования и есть промежуточные результаты в области квантовых и нейроморфных вычислений. Планируя работу дата-центров на несколько десятилетий вперед, мы должны учитывать работу с такими вычислениями тоже. Поэтому второй слой — это специализированные ЦОД с разными видами охлаждения с высокой плотностью.

Третий слой — вычислительная инфраструктура. Она включает в себя поддержку разных вычислительных платформ, чтобы можно было выдавать заказчикам виртуальные машины с разными конфигурациями, в зависимости от его задач.

Денис Хлебородов, Cloud X: Наша бизнес-модель ориентирована на крупных клиентов

У нас есть возможности для размещения суперкомпьютеров, причем как для обучения малых, средних и больших моделей, так и для их инференса. Инференс характерен тем, что должен быть эластичным. По мере роста нагрузок облако должно уметь забирать ресурсы под эти задачи и их высвобождать, то есть быть горизонтально масштабируемым. Также у нас предусмотрены специализированные аппаратные решения: шлюзы с российской криптографической защитой для организации каналов, HSM-устройства и другие программно-аппаратные комплексы, которые могут потребоваться заказчикам.

На следующем уровне находится облачная платформа, в основе которой лежит экосистема сервисов управления ресурсами. Она представляет из себя ресурсный менеджер, который в первую очередь реализует декларативный принцип управления. Это специальный движок плюс синтаксис, который позволяет клиенту определить целевое состояние ресурса, и уже этот движок без необходимости описания последовательности перехода обеспечивает достижение нужного состояния автоматически. В набор также входят система управления и контроля доступа IAM, система аудита — всего более двух десятков служб. Говоря об облаке, многие подразумевают прежде всего виртуализацию, но в публичном облаке это даже не вторичная технология.

И уже поверх самого облака строятся облачные и ИИ-сервисы различных семейств.

CNews: Кто ваши заказчики — целевая аудитория платформы? Какие их задачи сможет решать Cloud X?

Денис Хлебородов: Наша бизнес-модель ориентирована на крупных клиентов. Гибкость платформы обусловлена не в последнюю очередь тем, что такие заказчики очень требовательны к возможностям инфраструктуры. Среди наших клиентов компании из сфер энергетики, страхового, отельного бизнеса, машиностроения — всего более двадцати заказчиков. Работая с ними, мы на основе обратной связи постоянно шлифуем и дорабатываем возможности платформы.

В числе реализованных проектов можно назвать, в частности, проект по цифровизации в энергетическом сегменте — диспетчеризации ТЭЦ, аналитики и отчетности. В контуре с управляющим воздействием размещается выносная часть облака Cloud X Extender. Поверх нее установлена система виртуализации. Внутри находится IоT-платформа, которая берет на себя функцию сбора данных. В качестве вертикального решения применяется TwinBuilder — система, которая позволяет строить цифровые двойники, мнемосхемы и обеспечивает диспетчеризацию на уровне станции. Выше в облаке находится платформа данных, которая обрабатывает и потоковые, и транзакционные данные. На данный момент в рамках этой платформы мы реализовали отчетность и аналитику. В следующем году планируем добавить предиктивную аналитику, которая позволит предупреждать отказы и поломки.

Страховому бизнесу мы предоставляем ML-инфраструктуру. Металлургия использует виртуальные машины для размещения высоконагруженной ERP-системы. Это лишь часть примеров, но они показывают, как и для чего крупный бизнес может использовать платформу Cloud X.

CNews: В России крупный бизнес, как правило, предпочитает решения on-premise и на облака смотрит с осторожностью. Какие преимущества Cloud X снимают возражения?

Денис Хлебородов: В свете событий последних лет эта осторожность обоснованна и объяснима. Но если посмотреть в суть: что важно для крупного бизнеса? Это регуляторные нормы, соответствие требованиям к защите информации, экономика (что-то делать самим или привлекать партнеров), локализация данных. Также крупному бизнесу очень важна гибкость облачной платформы. Большая часть российских облачных платформ не делает такой упор, как мы, на модели управления ресурсами. Помимо этого, крупный бизнес сталкивается с проблемой роста.В условиях дефицита кадров, энергетики и других ограничений бывает сложно оперативно нарастить емкость инфраструктуры. При этом потребность в ресурсоемких нагрузках для использования ИИ растет.

По всем этим направлениям мы работаем с крупным бизнесом.

Стратегию сертификации мы с самого начала определили для себя как жесткую. Мы планируем сертифицировать все компоненты. Операционная система как доверенная среда, системы управления контейнерами, виртуализации, программно-управляемых сетей, управления ресурсами, контроля доступа, аудита — все они либо на завершающей стадии сертификации, либо в процессе, либо готовы к ней.

Наша площадка аттестована по первому (максимальному) уровню защищенности (УЗ-1) в ИСПДн, планируем аттестацию под КИИ.

В сфере локализации данных мы предлагаем разные модели взаимодействия. У крупного бизнеса не все ресурсы относятся к критичным. Например, в промышленности есть контуры АСУ ТП с управляющим воздействием, и здесь мы решаем вопрос безопасности КИИ через установку выделенных экстендеров. Автономные части облака устанавливаются в закрытых контурах, переток данных от которых ограничен диодами данных. Есть более мягкие модели, когда экстендеры расположены на площадке заказчика, но управляются из публичного облака и локально.

Возможна стратегия, когда у заказчика есть свой большой ЦОД. Тогда в нем можно организовать приватный облачный регион. В этом случае мы обслуживаем полностью всю инфраструктуру, кроме инженерной части. Другим заказчикам этот приватный регион не виден, но он находится на контролируемой территории ЦОД клиента, за счет чего он получает полный потенциал облачной платформы, ограниченной только возможностями его ЦОД. Если мощности не хватает для ИИ-нагрузки, то ИИ-сервисы там запустить будет невозможно. Но локализация данных при этом обеспечена.

Также в крупном ЦОД можно разместить два региона: приватный и публичный. Тогда такой заказчик может стать партнером в облаке: на публичной части можно размещать полезные нагрузки для клиентов со всего рынка, и в этом случае ЦОД клиента будет быстрее окупаться.

С точки зрения пользы для финансовых служб облако обеспечивает определенный уровень абстрагирования и превращает для финансового директора всю ИТ и цифровизацию в юнит-экономику. Это позволяет оценивать потребление ресурсов, объем и эффективность инвестиций, проводить сравнение с конкурентами.

Маневрирование между собственными площадками и публичным облаком позволяет решить задачи, которые на территории собственных ЦОД решить тяжело, дорого или вообще невозможно. Например, очень сложно выстроить стратегию цифровизации на десять лет, поскольку ресурсы существующих ЦОД ограничены.

Также есть вопрос с размещением данных. Если их накапливается много, то перемещать их между собственными дата-центрами практически невозможно. Либо нужны каналы, что очень дорого. А в публичном облаке это дешево и легко.

Денис Хлебородов, Cloud X: Ландшафт облака позволяет встроиться в цифровую экономику, что интересно большинству крупных предприятий

И последний, но важный момент. Ландшафт облака позволяет встроиться в цифровую экономику, что интересно большинству крупных предприятий. Цифровая экономика — это работа с данными и различные интеграционные взаимодействия. А верхним слоем в облаке как раз и является специализированное решение по формированию экосистемной платформенной экономики. Такие решения позволяют компании встраиваться в процессы взаимодействия с другими предприятиями, снижать транзакционные издержки за счет API-хабов, участвовать в формировании цепочек продуктовой ценности, либо самим становиться операторами.

Облака предоставляют возможности, многие из которых на земле в принципе нереализуемы. Крупный бизнес должен идти в облака, чтобы оставаться конкурентоспособным.

CNews: В недавнем интервью вы упоминали, что ваша цель — стать технологической основой для цифровой трансформации в России. Как вы видите свою роль в этом процессе?

Денис Хлебородов: Мы формируем инфраструктуру, на которой могут работать множество крупных компаний. Она позволяет запустить процессы цифровой экономики, недоступные в собственных дата-центрах. Среди них — возможность использования суперкомпьютеров и больших языковых моделей, в том числе для ускорения научных исследований и экспериментов.

С точки зрения регуляторных требований платформа позволит гармонизировать работу всех видов систем и обеспечить работу платформенной экономики за счет специализированных решений, которые могут реализовать ее ключевые принципы. Для промышленности это формирование стека для перехода к темным фабрикам и использование робототехники. Для кредитно-финансового сектора — возможность использовать различные генеративные модели, а также модели для скоринга, антифрода и безопасности.

Мы хотим объединить потенциал разработчиков ПО и технологических партнеров. В первую очередь это онбординг всех разработок: как отечественных, так и стран-партнеров. Интеграция будет заключаться не в том, чтобы быстро получить из маркетплейса какой-то сервис или приложение. А в том, чтобы разработчик, который заходит в облако и встраивается в него, расширял возможности всей экосистемы. Сервис или приложение, не зная про другие разработки, но интегрировавшись в облако, сможет автоматически связываться с другими приложениями, что позволит не тратить время на точечную интеграцию с каждым вендором.

В долгосрочной перспективе мы планируем доставку до конечного потребителя квантовых вычислительных систем, их применение в бизнесе, в госуправлении, абстрагирование через наш SDK для разработчиков.

Одна из ключевых задач — это стать последней милей между высокотехнологичными разработками и потребителем. Часто бывает, что разработки остаются в лабораторных условиях, а это не та среда, на которую может полагаться бизнес, особенно крупный. Эти разработки важно быстрее доводить до реальных секторов экономики.

Мы планируем развивать взаимодействие и партнерство с аэрокосмической отраслью. Прежде всего оно включает в себя встраивание скоростной спутниковой связи, спутникового интернета и каналов связи непосредственно в облако и проникновение самого облака и облачных сервисов на спутники. Это необходимо для того, чтобы более эффективно работать в космосе, использовать орбитальную инфраструктуру и иметь возможность предоставлять доступ к ней клиентам так же легко, как к любым другим облачным ресурсам.

В конечном счете такое сочетание масштабируемости, надежности, безопасности широкого стека позволит обеспечить технологическую основу и технологическое лидерство. Фраза «Сделано на платформе Cloud X» будет означать, что за решением стоит суверенная, современная, масштабируемая инфраструктура, которая пользуется доверием бизнеса и государства.

Рекламаerid:2W5zFJN7RpUРекламодатель: ООО «Клауд Солюшенс»ИНН/ОГРН: 9703050690 /1217700463738Сайт: https://www.cloudx.group/