Спецпроекты

На страницу обзора
Персоцентры и процессинги: основные провайдеры
Примерно каждый 4-й банк России имеет собственный процессинговый центр, но при этом растет и рынок аутсорсинговых услуг по процессингу и персонализации пластиковых карт. Каковы основные провайдеры обоих направлений? Чем руководствуются банки при выборе партнера-аутсорсера?

Сегодня в России существует около 100 процессинговых центров, оказывающих услуги карточного процессинга. Чаще всего они принадлежат банкам, но при этом предоставляют сервис «коллегам». При этом независимых компаний, предоставляющих процессинговые услуги, в стране немногим более десятка. Крупнейшими игроками на рынке эквайринга можно назвать «Сбербанк России» (организация с собственным процессингом) и UCS (среди независимых компаний).

Главные требования

Одним из основных критериев, предъявляемых к современному процессинговому центру, является непрерывность работы, полагает Иван Твердохлебов, руководитель направления PCI DSS компании «Инфосистемы Джет». «Нет транзакций – нет прибыли», – суммирует эксперт. Если процессинговые центры гарантируют 99,99% доступности, то можно посчитать, что в остаток выпадают примерно 53 минуты простоя в год, отведенные на обновления и плановые операции. Тем не менее, стоит отметить, что в реальности такой период простоя вряд ли возможен. К примеру, процессинг «Сбербанка», реализуемый на мощнейшей в мире машине IBM Power 795, обрабатывает до 15 млн транзакций в день. При этом, по сообщениям пресс-службы банка, в течение 2012 г. ПЦ оставался недоступен 12 раз, 3 из которых были незапланированными.

protsessing.jpg

Источник: CNews Analytics, 2013



По мнению Ивана Твердохлебова, эту проблему можно решить на уровне инфраструктуры, развивая полностью дублированную архитектуру. Аналогичным способом строился процессинг компании «МультиКарта»: фактически одновременно функционируют два центра в режиме active/active.

Игорь Шарыгин, начальник управления по разработке и сопровождению систем процессингового центра «Альфа-Банка», также делает акцент на необходимости обеспечения бесперебойной и точной работы ПЦ: «Для построения собственного процессингового центра необходимо добиться реализации следующих принципов: непрерывности авторизационного процесса (клиенты, совершая операцию в терминале или банкомате, должны иметь безусловную возможность воспользоваться своими средствами); точности и своевременности процесса расчетов (для клиента должна быть прозрачна процедура движения его денежных средств); безопасности всех процессов (для клиента недопустима компрометация персональных или финансовых данных по вине банка). Иными словами, системы ПЦ должны быть высоконадежными, резервированными, имеющими запас по производительности и соответствовать стандартам безопасности».

Николай Борель, начальник управления технологий дистанционного обслуживания департамента банковских и информационных технологий ВТБ24, согласен, что бесперебойная работа процессинга – это, безусловно, «must have», но на первый план выходят также гибкость и разнообразие предоставляемых сервисов. «Карты перестают быть самостоятельным продуктом и простым инструментом для расчетов в магазине или снятия денег. Банковские продукты все сильнее переплетаются между собой, карты становятся неотъемлемой частью единого продуктового пространства для клиента, с их помощью можно участвовать в банковских и совместных программах лояльности, управлять своими средствами, получать и гасить кредиты, а также использовать карту как средство аутентификации при дистанционном банкинге. Это накладывает новые серьезные требования к процессинговым системам. На первом месте оказываются требования к возможности гибкой интеграции с различными иными системами банка и процессинговой компании, повышенные требования к бесперебойной работе 24х7 под транзакционной нагрузкой, которая пять лет назад казалась достижимой только теоретически».

Как продать процессинг

Внешние источники для поддержки программных систем, процессинга, разработки и сопровождения используются всегда и во всех банках. Причем можно говорить смело о росте рынка аутсорсинга, и увеличении использования внешних источников. Бороться с этим бесполезно и не нужно, потому что это прогресс, глобальный тренд и, несомненно, движение вперед, считает Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ГК ЦФТ, одного из крупнейших ИТ-аутсорсеров банковских систем на отечественном рынке.

По словам эксперта, в США 80% рынка процессирования пластиковых карт монополизировано всего лишь тремя компаниями, в то время как у нас эту задачу приняли на себя около 90 собственных процессинговых центров. Ситуация на западе действительно кардинально отличается от нашей. Например, одна только американская First Data работает примерно с 2 тыс. банков, а во всей Европе около 70-ти процессинговых центров обрабатывают данные с более чем 500 млн карт.

Но каковы же критерии выбора идеального партнера? Рецепт прост, полагает Игорь Шарыгин: «Аутсорсер предлагает, как правило, типичный пакет услуг. Ожидать уникальную для рынка функциональность в этом случае не приходится. Критерий отбора прост: цена и качество».

Николай Борель обращает внимание на рост популярности не только банковских платежей, но еще и электронных: «Компании, чьим бизнесом являются услуги, требующие сложных, гибких и быстро изменяющихся под требования рынков технологий, являются отличными партнерами для банков. Рынок аутсорсинговых услуг вырос, добавив к классическим процессинговым компаниям и персонализационным центрам компании, специализирующиеся на электронных торговых площадках для интернет-коммерции, агрегаторов платежей, систем оплаты».

Аналитическая компания IDC сообщает, что за последние несколько лет рынок электронной коммерции вырос на 20%. По данным Capgemini RBC, 53% электронных платежей осуществляются посредством банковских карт.

Структура рынка электронных платежей

diagramma.png

Источник: Capgemini RBC, 2012



В то же время общемировая тенденция говорит о том, что постепенно операторы связи и магазины мобильных приложений примут часть той нагрузки, которую сейчас берут на себя банки.

Независимый процессинг

UCS – одна из крупнейших независимых процессинговых компаний на рынке РФ, обслуживающая операции с платежными картами четырех международных платежных систем (Visa, MasterCard, JCB и UnionPay), а также российских платежных систем «Золотая корона» и ОРС. По оценкам самой компании, ее доля на рынке эквайринга в России составляет около 25%. По итогам 2012 г. общий эквайринговый оборот компании составил $9 млрд. Количество транзакций, обработанных в розничной торговле за 2012 г., составило свыше 120 млн.

Компания «КартСтандарт» специализируется на выпуске и обслуживании всех видов карт Visa и MasterCard, включая карты EMV-стандарта, и предоставляет возможности интеграции с сервисами ГК ЦФТ и услуги онлайн-взаимодействия с АБС банка, позволяющие осуществлять обмен информацией между банком и ПЦ в режиме реального времени. В результате все операции с картой осуществляются очень быстро. На конец 2012 г. процессинговый центр оперировал более 16 млн карт, обработал до 160 млн транзакций, а парк терминального оборудования компании составил более 25 тыс. единиц.

«Мультикарта» – независимая процессинговая компания, представленная на рынке уже более 19-ти лет, партнер таких платежных систем, как Visa, MasterCard, American Express и Union Pay в России, странах СНГ и Грузии. Сертифицирована по стандарту PCI DSS. Клиентами компании являются более 60-ти российских и зарубежных банков, основные – банки группы ВТБ. К 1 июля 2013 г. объем обработанных «Мультикартой» операций увеличился более чем на 18% по сравнению с первым полугодием 2012 г. и превысил 494,1 трлн руб. Число обслуживаемых банкоматов и POS-терминалов на конец первого полугодия 2013 г. составило 8,6 тыс. и 15,8 тыс. устройств соответственно.

Персонализационные центры

Персонализация банковских карт включает в себя комплекс задач: персонализация собственно карт (электрическая – запись и чтение магнитной полосы или карт с микросхемами, и визуальная – собственно эмбоссирование) и прилагающихся бумажных документов, а также подготовка карт и документов к рассылке.

Самые простые эмбоссеры, позволяющие выпускать персонализированные пластиковые карты, стоят несколько десятков тысяч евро. Когда банку экономически невыгодно приобретать дорогостоящее оборудование и нанимать персонал для его обслуживания, обращаются к аутсорсерам – здесь актуален уже не вопрос престижа, как в случае с процессингом, а экономическая целесообразность.

Персбюро «НоваКард» – компания с 20-летним стажем на российском рынке по производству пластиковых карт. Согласно исследованиям The Nilson Report, мирового эксперта в области исследований рынка платежных карт и систем, компания сохраняет за собой лидерство среди производителей пластиковых карт в Восточной Европе, России и странах СНГ. Среди клиентов «НоваКард»: «Сбербанк России», ВТБ 24, «Россельхозбанк», «Газпромбанк», «Альфа-Банк», «Русский Стандарт», «Банк Траст», Citibank, Home Credit & Finance Bank и др.

Согласным данным того же The Nilson Report, компания «Розан» также входит в десятку лучших производителей смарт-карт VISA и MasterCard. Основанная в 1993 г., Розан, как и «НоваКард», уже 20 лет действует на рынке производства пластиковых карт в РФ и странах СНГ. Помимо банковских карт, осуществляется производство дисконтных карт, чиповых контактных и бесконтактных (EM-Marine, MIFARE®, ICode), а также дуальных и комбинированных смарт-карт. Среди клиентов – ВТБ 24, «Банк Москвы», «Альфа-Банк», «Сбербанк» и другие лидеры рынка.

Екатерина Кочеткова

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
Компания Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС)
1 Крок 15 935 758
2 Ай-Теко 14 426 000
3 IBS* 9 672 000
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
Банк Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.)
1 Сбербанк 66 800
2 Россельхозбанк 1 535 *
3 Газпромбанк 865
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
№  Компания Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС)
1 Крок 15 935 758
2 Ай-Теко 14 426 000
3 IBS* 9 672 000
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Банк Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.)
1 Сбербанк 17 055
2 ХКФ Банк * 954
3 Юникредит Банк 878
Подробнее