Спецпроекты

На страницу обзора
Олеся Суханос, «МегаФон ПроБизнес»: Экологическая обстановка стабилизируется за счет новейших технологий

Одним из драйверов цифровой трансформации в области защиты окружающей среды и природопользования является общество. В России, согласно опросу ВЦИОМ, число граждан, оценивающих ситуацию негативно за два года сократилось с 26% до 17%. Однако это по-прежнему высокие цифры и даже среди тех, кто назвал экологическую обстановку стабильной, существует запрос на ее изменение в лучшую сторону. Пристальное внимание к проблеме понятно: от состояния окружающей среды зависит и наш уровень жизни, и здоровье, и будущее в целом.

Чуть меньше половины (40%) россиян убеждены, что к позитивным изменениям в экологической обстановке должно привести совершенствование технологий производства и внедрение инноваций. Треть (35%) уверены, что поможет постоянный мониторинг окружающей среды в регионах, где находятся крупные промышленные предприятия. Как показывают управленческие решения последних лет, с ними согласно и государство, а сама промышленность уже использует цифровые решения для автоматизации процессов экологического мониторинга и производственного контроля. Одним из таких решений является платформа «МегаФон Экология», которую «МегаФон ПроБизнес» начал разрабатывать еще в 2018 году и запатентовал в 2021-м.

Подробнее об изменениях в сфере природопользования и о решении «МегаФон Экология» для цифровизации отрасли CNews рассказала руководитель направления по развитию IoT-продуктов «МегаФона ПроБизнес» Олеся Суханос.

Олеся Суханос«МегаФон ПроБизнес»

CNews: Как «МегаФон ПроБизнес» стал участником процесса цифровой трансформации отрасли природопользования?

Олеся Суханос: С 2018 года «МегаФон ПроБизнес» участвует в реализации национального проекта «Цифровая экономика» и федерального проекта «Информационная инфраструктура». Одно из мероприятий, за которое мы отвечали, называлось «Концепция платформы интернета вещей для надзорной деятельности». То есть, мы разработали четкий план автоматизации контрольно-надзорной деятельности, и успешно защитили эту концепцию на заседании соответствующей рабочей группы.

Затем мы начали работать с теми предприятиями, которые будут являться объектами надзорной деятельности. Некоторые из них устанавливали системы контроля выбросов и сбросов для оптимизации контроля производственных процессов. Эти данные оставались во внутреннем контуре предприятия и никуда не передавались. Ассимиляция новых систем с уже существующими системами управления технологическими процессами (АСУТПП) на производстве, передача экологически значимых данных во внешние системы с обязательным соблюдением требований по информационной безопасности и защите данных — это очень серьезное и ответственное дело. «МегаФон ПроБизнес» первым начал прорабатывать информационно-коммуникационную составляющую в сложных интеграционных проектах. Мы устанавливали дополнительные серверные мощности, прорабатывали архитектуру решения, развивали существующую инфраструктуру, изучали внутренние политики предприятий для того, чтобы передать в Росприроднадзор необходимые данные об уровне негативного воздействия предприятий на окружающую среду.

Олеся Суханос, «МегаФон ПроБизнес»: Непрерывный контроль предприятий с использованием цифровых технологий делает их работу прозрачной

Так как мы были на российском рынке первопроходцами, производители оборудования достаточно охотно вступили с нами в коллаборацию. Сегодня мы работаем с несколькими компаниями и реализуем проекты «под ключ» на базе собственной платформы «МегаФон Экология». То есть предприятию достаточно взаимодействовать только с «МегаФоном ПроБизнес», все остальные процессы организованы нами.

CNews: Каким образом государство стимулирует цифровую трансформацию отрасли экологии?

Олеся Суханос: Цифровая трансформация отраслей экономики, в том числе отрасли экологии и природопользования, проводится в России на основании Указа Президента от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Процесс был официально запущен в декабре 2021 года. К этому времени также была разработана и утверждена распоряжением правительства соответствующая стратегия. Документ предусматривает использование сквозных цифровых технологий, таких как интернет вещей, искусственный интеллект, большие данные. С помощью этих технологий контролируется негативное воздействие предприятий, обеспечивается экологическая безопасность территорий, а также автоматизируется контрольно-надзорная деятельность Росприроднадзора, некоторые надзорные мероприятия проводятся без участия инспектора.

Непрерывный контроль предприятий с использованием цифровых технологий делает их работу прозрачной, позволяет оценить реальные объемы выброса загрязняющих веществ, сформировать стратегии и планы мероприятий по стабилизации и улучшению экологической обстановки. Автоматизация мониторинга состояния окружающей среды поможет предотвращать аварии, сократит время реакции на инциденты. Экологические и экономические риски будут минимизированы.

CNews: Какими другими документами регламентируется необходимость мониторинга состояния окружающей среды?

Олеся Суханос: С 2019 года в России в рамках Госпрограммы РФ «Охрана окружающей среды» и национального проекта «Экология» реализуется федеральный проект «Чистый воздух». Благодаря реализации этих программ, загрязнение атмосферного воздуха должно снизиться в 12 крупных городах, которые являются промышленными центрами. Уровень вредных выбросов должен уменьшиться относительно уровня 2017 года не менее чем на 20%, а к 2030 году — в два раза. В городах-участниках проекта дополнительно проводится эксперимент по квотированию выбросов.

Наличие систем онлайн-мониторинга воздуха предусмотрено ведомственными проектами «Умный город» и «Цифровой регион». Показатели эффективности деятельности губернаторов также рассчитываются с учетом существующих цифровых решений в области экологического мониторинга. Органы исполнительной власти субъектов, то есть региональные министерства природных ресурсов, должны публиковать данные о качестве окружающей среды в публичном доступе, это предусмотрено федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Кроме того, планируется построение комплексной системы мониторинга окружающей среды Российской Федерации, одной из главных целей который является информирование людей, органов власти и организаций о состоянии окружающей среды, а также прогнозирование изменений в режиме реального времени. Закон о ФГИС «Экомониторинг» вступил в силу 1 марта этого года.

CNews: На каком этапе сегодня находится цифровая трансформация экологического надзора?

Олеся Суханос: Уже сегодня надзорные мероприятия Росприроднадзора проводятся с использованием технологии интернета вещей. Одним из его требований, например, является передача крупными промышленными предприятиями сведений о составе выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты загрязняющих веществ в онлайн-режиме в государственный реестр объектов негативного воздействия. Искусственный интеллект уже сейчас позволяет обнаруживать несанкционированные места размещения отходов и проводить их мониторинг.

Росприроднадзор установил процесс онлайн-мониторинга. Так, крупные предприятия передают данные о своих выбросах в режиме реального времени в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Контрольно-измерительное оборудование устанавливается непосредственно на дымовых трубах, там же отбирается и проба отходящих дымовых газов, либо это делается на выпуске сточных вод, если предприятия сбрасывают их. Данные о количестве и составе выбросов загрязняющих веществ автоматически передаются в надзорный орган каждые 20 минут, а о сточных водах — каждые 2-3 часа. Зафиксированные превышения допустимых показателей могут стать основанием для применения каких-либо мер или инициирования внеплановых проверок.

Чтобы это выполнялось, нужно чтобы предприятия были оснащены такими системами контроля, и чтобы Росприроднадзор был готов принять эти данные.

CNews: Каких предприятий это касается и когда мониторинг должен быть полностью автоматизирован?

Олеся Суханос: Требование вступило в силу 1 января 2019 года, но промышленность получила несколько лет в качестве переходного периода. Установить системы автоматического контроля на отдельных территориях необходимо до конца 2025 года.

В России эта обязанность распространяется на предприятия первой категории, чье негативное влияние на окружающую среду значительно. Их сейчас порядка 6,5 тысяч. Также речь идет о заводах второй категории, расположенных на 41 квотируемой территории, которые по нацпроектам «Чистый воздух» и «Экология» входят в список самых загрязненных городов. То есть, в общей сложности это тысячи предприятий, многие из них должны оснастить системами автоматического контроля один или несколько источников негативного воздействия.

Реализация проекта по разворачиванию одной такой системы, включая проведение необходимых изысканий, подбор оборудования, проектирование, изготовление и монтаж системы, а также программирование контроллера, установку отраслевого программного обеспечения и сертификацию системы как средства измерения происходит поэтапно и может длиться на протяжении года и более. Стоимость проектов также значительная, но речь идет о крупных промышленных предприятиях: оснащение источников системами контроля планируется с учетом сроков, допустимых законодательством, временем производства систем и планированием бюджетов.

Что касается Роспроднадзора, он провел модернизацию своих информационных систем еще два года назад и уже готов принимать и анализировать данные от предприятий.

CNews: Насколько активно предприятия реализуют эти требования?

Олеся Суханос: До установки системы автоматического контроля предприятия должны получить в надзорных органах специальный документ — комплексное экологическое разрешение (КЭР). Если в 2019 году, когда требование было только введено, такое разрешение получили всего 14 предприятий, то в прошлом году их было выдано 297, по данным публичного реестра КЭР. Только за январь текущего года такие документы выданы 29 предприятиям. В 2024 году предприятия будут активнее проявлять себя.

В 2019 году главенствовала позиция «у меня еще есть четыре года, поэтому я пока подожду, отложу оснащение». Сейчас таких практически нет. При этом, мы понимаем, что в России для предприятий основным драйвером остаются экономические меры.

CNews: Есть какие-то факторы кроме нормативно-правового регулирования, которые побуждают крупный бизнес внедрять инновации для улучшения экологической ситуации?

Олеся Суханос: Сознательность бизнеса тоже повышается. Крупные предприятия все чаще задумываются о своем позиционировании, они готовы к публичной открытости и реализуют проекты, которые не являются для них обязательными. Яркий пример — АО «Территориальная генерирующая компания №11». Она установила систему мониторинга качества воздуха вокруг предприятия, в санитарно-защитной зоне, граничащей с жилой застройкой и заявила о готовности передать получаемые ей данные в профильные федеральные и региональные органы власти, такие как Минприроды Омской области, Росгидромет. «МегаФон ПроБизнес» по заказу АО «ТГК №11» подготовил необходимые программные интерфейсы для проведения интеграций.

CNews: Каковы этапы реализации проектов на базе цифровой платформы экологического мониторинга «МегаФон Экология»?

Олеся Суханос: Этапность реализации проектов зависит от продуктового направления, но, в основном, такие проекты мы реализуем «под ключ». Если мы говорим, например, о проектах по мониторингу качества воздуха, то в первую очередь мы определяем вместе с заказчиком перечень параметров, которые необходимо контролировать. Это могут быть основные вещества, маркерные показатели деятельности каких-либо предприятий или вещества с резким специфическим запахом, являющиеся предметом социально-экологических конфликтов. Затем мы согласовываем с заказчиком оборудование, архитектуру решения, вариант использования платформы, прорабатываем модели доступов и необходимые интеграции. Кроме того, важно подобрать подходящие места для размещения мониторингового оборудования с учетом существующей инфраструктуры, покрытия, расположения предприятий, магистралей и установленных ранее постов наблюдения за атмосферным воздухом. С этим мы также помогаем заказчику.

Если же мы говорим про проекты по контролю промышленных выбросов или сбросов, то мы также предоставляем end-to-end решение: от предпроектного обследования источников выбросов и сбросов (разработки основных проектных решений), проектирования и производства системы автоматического контроля выбросов или сбросов, проведения строительно-монтажных работ и пуско-наладки оборудования, поставки серверов. При необходимости может быть построена или модернизирована существующая IT-инфраструктура предприятия. В перечень выполняемых работ входит разворачивание специализированного программного обеспечения и создание АРМ (автоматизированного рабочего места). Дополнительно мы выполняем работы по сертификации систем и внесению их в соответствующие реестры.

На этапе, когда система фактически смонтирована, мы знакомим с ней персонал предприятия, проводим необходимые инструктажи, обучаем работе с компонентами системы. Затем передаем ее в промышленную эксплуатацию. Наши специалисты сопровождают систему в течение ее гарантийного жизненного цикла и обеспечивают послегарантийное техническое обслуживание.

CNews: Чем еще может помочь предприятиям «МегаФон ПроБизнес» помимо реализации проектов мониторинга?

Олеся Суханос: Мы оказываем услуги консалтинга. В частности, анализируем, какие источники подлежат оснащению системами автоматического контроля, а какие нет. Например, на одном из предприятий первоначально планировалось оснастить 60 источников негативного воздействия. После лабораторных исследований, анализа разрешительной, проектной и нормативно-правовой документации их осталось 47. Учитывая постоянно возрастающую стоимость оборудования экономия вышла колоссальной.

Кроме того, мы активно участвуем в реализации экологической политики государства, состоим в профильных рабочих группах, таких как, например, рабочие группы по внедрению механизма регуляторной «гильотины» или экологические советы при органах власти. Изучаем нововведения в нормативно-правовую базу как вступившие в силу, так и планируемые к введению в действие.

Реализуя полный цикл работ по внедрению сложных интеграционных решений, консультируя предприятия, мы фактически, являемся для них единой точкой входа и центром компетенций. Это удобно бизнесу, поэтому количество проектов, реализуемых «МегаФоном ПроБизнес» в области охраны окружающей среды, ежегодно увеличивается.

CNews: Как уже повлияла политика государства на экологическую обстановку в России?

Олеся Суханос: Согласно данным опроса ВЦИОМ, по сравнению с 2021 годом, в 2023 россияне стали реже фиксировать ухудшение экологической ситуации в России и в своем регионе. Среди опрошенных таких меньше на 10% и на 6% соответственно. Вместе с тем практически треть россиян продолжают отмечать ухудшение экологической ситуации в своем субъекте и в стране в целом (32% и 35%). Несмотря на то, что эти показатели ниже цифр двухлетней давности, они остаются достаточно высокими. Здесь еще есть, с чем работать.

Но это скорее косвенные доказательства позитивных изменений. Есть и вполне осязаемые результаты, например, предварительные итоги реализации национального проекта «Экология». С начала года в 12 городах-участниках нацпроекта почти пять тысяч домов, которые ранее отапливались углем, переведены на газ и электричество, шесть городских котельных закрыты и модернизированы, 122 единиц общественного транспорта заменены на электробусы, трамваи и троллейбусы.

Но основную роль в снижении выбросов, безусловно, играет модернизация промышленных предприятий. Объём средств, которые бизнес инвестирует в эти программы, уже приблизился к цифре в полтриллиона рублей. В итоге количество выбросов вредных веществ в атмосферу снизилось на 263 тысячи тонн. Это существенные результаты реализации мероприятий нацпроекта.

CNews: Насколько серьезно замедлили процесс цифровой трансформации отрасли санкции и уход иностранных компаний с российского рынка в 2022 году?

Олеся Суханос: Если мы говорим о мониторинге компонентов окружающей среды, данные которого используют госорганы, то здесь и ранее были в основном российские разработки. Это касается и оборудования, и самих цифровых решений.

В свою очередь, импортное оборудование и программное обеспечение использовалось ранее в системах контроля промышленных выбросов и сбросов. Установленные на трубах многочисленные датчики — расхода, давления, температуры отходящих газов, а также газоанализаторы передают данные на ПЛК — программируемый логический контроллер. Эти контроллеры ранее поставлялись компаниями Siemens, Schneider Electric и другими, которых сейчас нет на российском рынке. Соответственно, прикладное программное обеспечение этих контроллеров и отраслевые информационные системы и SCADA системы также были импортным. Сейчас эти решения мы разрабатываем самостоятельно. Импортные контроллеры были заменены отечественными, программирование контроллеров осуществляют наши специалисты. В логику расчетов закладываются формулы и методики, необходимые для дальнейшей метрологической сертификации систем. Да, это были дополнительные сложности. Но не могу сказать, что они были критическими. Разработанная и запатентованная нами цифровая платформа экологического мониторинга «МегаФон Экология» внесена в реестр отечественного программного обеспечения и полностью соответствует политикам импортозамещения бизнеса и органов власти.

CNews: По вашему мнению, удастся ли полностью автоматизировать процесс экологического надзора и мониторинга состояния окружающей среды к концу 2025 года?

Олеся Суханос: Мы следим за тенденциями цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, видим активность участников процесса, как со стороны органов власти, так и со стороны бизнеса, представителей науки и общества. Производители оборудования адаптируются под современные реалии, интеграторы разрабатывают все большее количество цифровых решений, а государство стимулирует их внедрение динамично развивающейся профильной нормативно-правовой базой, подкрепляя требования мерами государственной поддержки.

Мы также видим активность рынка и всех участников процесса трансформации, сохраняющуюся даже в условиях различного вида ограничений. Сроки, определенные органами госвласти для автоматизации и внедрения цифровых решений, безусловно, очень сжатые и первые контрольные точки действительно запланированы уже на 2025 год. Однако мы считаем, что цифровизация области охраны окружающей среды, а также экологического контроля, надзора и мониторинга будет успешно завершена, хотя, возможно и не так быстро, как это планировалось изначально.

erid:LjN8KXxvHРекламодатель: ПАО МегаФонИНН/ОГРН: 7812014560/1027809169585Сайт: https://moscow.megafon.ru/